Не все то Souls, что бьет по нервам — обзор Nioh 2
Статья

Не все то Souls, что бьет по нервам — обзор Nioh 2

В последний день февраля редакция получила ключ на Nioh 2 — крайне хардкорный экшен от Team Ninja, который стал приквелом первой части. После первой Dark Souls я влюбился в жанр, впоследствии названный souls-like, а потому вызвался разобрать и эту игру. Тогда мне казалось, что опыт позволит без труда пробежать эту «пародию» за пару вечеров, однако первый же моб доходчиво объяснил, что я был неправ. Теперь я немного освоился в этом мире демонических самураев, а значит, настало время рассказать историю знакомства с одной из самых сложных игр в моей жизни.

Девушка слева — кузнец, справа — я и мой фантом-помощник
Девушка слева — кузнец, справа — я и мой фантом-помощник

Этап первый: отрицание

Оговоримся сразу — я плохо знаком с оригинальной Nioh, а потому судить о приквеле буду без оглядки на первую часть. Она вышла в 2017 году и получила очень положительные отзывы, но меня отпугнула чрезмерной «японщиной» в сеттинге и пиар-кампанией, которая почему-то не стеснялась постоянно упоминать Dark Souls. К тому моменту рынок как раз наводнили горы клонов творения FromSoftware — The Surge, Lords of the Fallen, (в какой-то мере) Salt and Sanctuary. Поэтому я и решил, что ушлая Team Ninja попросту решила примазаться к общей теме.

Откройте любой ролик Nioh и убедитесь сами, что в ней есть все атрибуты серии Souls. Игрок респавнится у костров, которые здесь назвали святилищами, гуляет по коридорам и открывает шорткаты, копит Амриту (местные души) и регулярно умирает.

Все поединки тоже отсылают нас к играм FromSoftware — чаще всего герою приходится кружить вокруг оппонентов, отбивая удары и дожидаясь «окна» для собственных выпадов. Пропустил атаку и погиб? Не беда — на месте смерти возникнет могила, с которой можно будет поднять утраченную Амриту. В общем, я запускал игру с четким намерением взять огромный меч одати, отыскать страшную маску и закосплеить Giant Dad в новом сеттинге. 

Но у меня ничего не вышло — попав в мир игры и ощутив на себе реалии местной механики боя, я быстро понял, что легкой прогулки не будет. И это не клише, которым принято описывать геймплей всех souls-like, — в Nioh меня действительно втоптал в землю самый примитивный из всех врагов — Gaki, которого даже стыдно показывать.

На самом деле Gaki едва достает протагонисту до пояса
На самом деле Gaki едва достает протагонисту до пояса

Этап второй: гнев

Боевая система Nioh 2 совершенно не следует традициям основоположника жанра. Dark Souls считается сложной игрой — об этом нам напоминает даже приписка Prepare to Die из версии для ПК. При этом с точки зрения боевой механики игры FromSoftware всегда были просты, если не примитивны: слабый и сильный удары, кувырок, блок щитом и парирование — тот самый геймдизайнерский велосипед, который изобретать повторно вряд ли стоит.

В редакторе персонажей можно создать чернокожего самурая
В редакторе персонажей можно создать чернокожего самурая

Team Ninja, впрочем, этому решила не следовать: после Dark Souls «боёвка» Nioh 2 взрывает мозг многообразием механик. В сражениях у главного героя есть три стойки: верхняя позволяет наносить самые мощные удары в игре, которые тратят много Ki — местной выносливости, нижняя даёт возможность обрушить на врага град слабых, но быстрых ударов за счет минимальных затрат энергии, а средняя стойка — своеобразный микс между ними. 

В каждой из стоек у героя остаются две кнопки для нанесения ударов — быстрых и медленных. При этом мувсеты всех видов оружия в разных стойках различаются кардинально. В начале игры я выбрал кусаригаму — серп, к рукоятке которого привязана цепь с тяжелым противовесом. И если в нижней стойке слабые удары герой молниеносно наносил лезвием, то в верхней те же слабые удары превратились в затяжные взмахи грузилом — запомнить все базовые анимации даже для одного оружия было не так уж просто. 

Стойки влияют и на анимацию уворотов: если в высокой протагонист будет кататься по полю как куль картошки, то в низкой сможет резво скакать, словно охотник из Bloodborne. Но дальше — больше! У каждого из одиннадцати видов оружия в Nioh 2 есть собственные древа навыков: за специальные очки опыта можно открыть новые приемы, добивки для комбо и пассивные способности. Еще три древа относятся к базовым умениям персонажа сражаться и использовать магию местных демонов — Ёкай.  

Древо навыков в Nioh 2
Древо навыков в Nioh 2

Есть в Nioh 2 и атрибуты, улучшать которые можно за опыт, — стандартные для всех RPG здоровье, сила, ловкость и т. д. Каждый параметр влияет на умение протагониста обращаться с конкретным видом оружия, а также увеличивает запас HP, выносливости и маны. Ещё в игре есть магия, демоническая форма и специальное парирование, которое нужно для отражения самых сильных ударов врага. Обычные парирования тоже есть — но сначала вам придется купить их, а затем — запомнить, в какой стойке они вообще работают.

На этом я бы точно остановился, но я не сотрудник Team Ninja, и потому в Nioh 2 есть еще одна странная механика — пульсация Ki. Из-за неё каждый бой здесь — это ещё и ритм-игра. После каждого удара (или комбо, если вы очень хороши) главный герой должен встать в базовую стойку: если в этот момент вы нажмете специальную кнопку, игра восстановит вам часть затраченной выносливости. Чем лучше тайминг — тем больше бонус.

Если вы, как и я, не играли раньше в Nioh, то сейчас наверняка думаете: ну, бонус и бонус — пусть казуалы осваивают. Но нет, это кор-механика, без которой игру вряд ли удастся пройти. Удары, увороты и блоки — всё это ест стамину в таком темпе, что я со временем перестал думать о наносимых ударах — куда важнее было вовремя нажать R1 и завершить пульсацию Ki. 

Второй босс игры
Второй босс игры

Казалось бы, такой арсенал приёмов должен упростить прохождение, но это совершенно не так. Всё происходит с точностью до наоборот — вместо того чтобы на бегу срубать головы Ёкаев и местных бандитов, я подходил к каждой битве, боясь забыть о каких-то механиках и приёмах, а в схватках с боссами этот стресс возрастал десятикратно. 

Этап третий: торг

Нагромождение механик ранило душу фаната Dark Souls уже на первых минутах игры, но отступать было поздно. С трудом добравшись даже до первого босса, я впал в фееричный цикл смертей и перезапусков, который повторился пару десятков раз — благо, в левел-дизайне Team Ninja тоже наплевала на лекала FromSoftware и разместила точки респавна буквально у входа на арену для схватки. В очередной раз вернувшись к святилищу, я заподозрил что-то неладное и стал анализировать ситуацию.

Внимание привлекли светящиеся красным могилы, которых в Nioh 2 повсюду в достатке. Это своеобразная попытка Team Ninja оживить мир RPG: когда игрок умирает, могила его персонажа появляется в мирах других пользователей. Потревожив её, можно вызвать разгневанный дух и сразиться с ним, дабы затем присвоить его оружие или броню. 

Стартовая локация в Nioh 2 — таких плохих текстур, как здесь, я не видел нигде
Стартовая локация в Nioh 2 — таких плохих текстур, как здесь, я не видел нигде

Получая по шапке даже от обычных Ёкаев, я не сильно стремился звать на спарринг персонажей других пользователей — а зря. Именно эта механика спасла для меня прохождение Nioh 2, изменив взгляд на игру. Всё это время я ждал, что Nioh 2 вдруг превратится в обычную souls-like игру, хотя на деле мне нужно было просто увидеть в ней… Diablo.

Зарезав 15 красных призраков, я целиком обновил снаряжение персонажа — и страшный демонический конь, что ждал меня в конце уровня, внезапно сравнялся со мной по силам. Если до этого он двумя ударами легко пробивал мою оборону, а сильным захватом фактически ваншотал меня, то теперь у меня появились шансы подбираться к нему, сохранив достаточно сил для атаки. 

Похожая история повторилась со вторым боссом — я выработал идеальную тактику, но никак не мог пробить его блок кусаригамой. Но полчаса фарма, и вот я уже не так сильно боюсь огня, которым повелевает противник, а моё новое копье действительно наносит боссу урон. Про внешнюю эстетику, конечно, сразу пришлось забыть — на скриншоте ниже моя героиня из-за шлема вдруг отрастила усы, — но это жертва, на которую можно пойти.

Здесь у моего персонажа есть усы — в редакторе персонажа я их не заказывал
Здесь у моего персонажа есть усы — в редакторе персонажа я их не заказывал

Предметы в Nioh 2 можно выбить буквально из каждого моба — уже к концу первого уровня у меня скопилось под 40 разных видов вооружения. Многие из них повторяются — одних кусаригам у меня было не меньше пяти. Впоследствии протагонист повстречает кузнеца и получит возможность объединять оружия, плавить их и собирать новые, чтобы подогнать их под текущие потребности — чем не Diablo?

Этап четвертый: принятие

Осознав эту особенность Nioh 2, я смог значительно облегчить своё прохождение. Конечно, боссы по-прежнему били меня в лицо, и мне порой приходилось возвращаться к ним по нескольку раз лишь затем, чтобы суметь изучить их паттерны ведения боя. Однако сама игра перестала быть неестественно сложной — я смог сам контролировать кривую сложности, раз в пару часов объявляя время фарма красных фантомов. 

В этот момент игра наконец стала раскрываться, и оказалось, что ей все же есть чем похвастаться, помимо суперсложной «боёвки». К примеру, редактор персонажа в Nioh 2 — лучший, что я когда-либо встречал в souls-like играх. В нём я провел около часа, ведь там есть такие параметры, как «глубина середины подбородка» или «объем груди». Впрочем, собрать персонажа лучше, чем в стандартном наборе, у меня не вышло — но и на том спасибо Team Ninja, ведь на шаблоны FromSoftware без слез теперь не взглянешь.

Мой персонаж из стандартных шаблонов — его я испорчу татуировкой и шрамами
Мой персонаж из стандартных шаблонов — его я испорчу татуировкой и шрамами

К дизайну врагов у меня есть вопросы, но это можно списать на индивидуальные предпочтения. Демоны в Nioh 2 вдохновлены японской культурой и зачастую представляют собой монстров, которых действительно можно встретить в местном фольклоре. Справедливости ради — большинство из них в игре выглядят даже более устрашающими, чем на традиционных гравюрах.

Персонаж японской мифологии
1/2
Персонаж японской мифологии
Кадр из игры
2/2
Кадр из игры

При обилии монстров игра тем не менее всерьез пытается быть исторически достоверной в вопросах вооружения, культуры и архитектуры, а потому может стать интересной находкой для всех японофилов. Кроме того, локализаторы сохранили оригинальную озвучку — мне было трудно оценить её по достоинству, но этот вариант явно выигрывает у дубляжа, ведь японский совершенно не звучит в переводе на русский.

Сама механика игры тоже чего-то да стоит — я не могу преуменьшить её достоинства. Освоение Nioh 2 стало для меня своего рода челленджем и смогло удержать в игре на несколько десятков часов. Но если бы на этом я завершил статью, то не был бы честен с самим собой.

Этап пятый: депрессия

Я не случайно перепутал местами четвертый и пятый пункты в классической модели принятия горя. Знакомство с Nioh 2 действительно далось мне без этапа депрессии, но затем впечатление от игры вновь стало портиться — уже по другой причине. Закончив этап ознакомления, я нырнул в Nioh с головой... и остался разочарован, поскольку в сущности игра не смогла предложить мне ничего, кроме интересной (и всё еще чрезмерно усложненной) механики боя. 

В Nioh 2 интересно играть — но лишь до тех пор, пока вам нравится сама концепция «разбей лоб о нового босса». Ничего больше творение Team Ninja не сможет вам предложить. Из-за необъяснимой тяги к реализму разработчики лишили себя возможности сделать запоминающиеся локации, а из-за жанра не смогли написать интересный сюжет. 

Квестовый персонаж. В отличие от Dark Souls, в Nioh 2 есть заставки — и много!
Квестовый персонаж. В отличие от Dark Souls, в Nioh 2 есть заставки — и много!

Nioh 2 примитивна во всем, что не касается боевой системы и внешнего вида боссов. Да и с последними интересно сражаться лишь из-за завышенной сложности — сама модель поведения боссов и их мувсеты едва ли могут конкурировать с тем, что когда-то предложила фанатам FromSoftware. 

Здесь можно возразить, что Dark Souls тоже проста как палка, однако за этой напускной примитивностью кроется настоящая глубина. Попробуйте нырнуть в лор DS — и одна лишь история Сифа и Арториаса потребует от вас пары часов исследования. В Nioh 2 ничего подобного нет — у неё есть лишь красивая история о сценарии, который сделал культовый режиссер Акира Куросава. Возможно, его фильм и расширил бы вселенную Nioh, но сегодня у нас есть бодрый экшен, который может увлечь лишь видеоигровых мазохистов.  

Допускаю, что я еще поиграю в Nioh 2 — по крайней мере, чтобы научиться идеально переключать стойки в процессе комбо. Но после этого я забуду о ней, поскольку больше ничем игра меня не заинтересовала. Её мир скучно исследовать, а лор не хочется изучать. Nioh 2 — та souls-like, что попыталась заново изобрести велосипед, но будто бы забыла сделать колёса — в итоге на девайс от Team Ninja можно... сесть. Но вот под горку с ветерком скатиться вряд ли выйдет.

Комментарии