Лучшие пошаговые тактики — XCOM, Invisible, Inc. и другие
Статья

Лучшие пошаговые тактики — XCOM, Invisible, Inc. и другие

Vydar
37

В 2010-х с релизом Frozen Synapse и XCOM: Enemy Unknown началась новая эра пошаговых тактик. Как показали продажи, геймеры явно изголодались по играм этого жанра, поэтому перед разработчиками открылся огромный простор для самовыражения на подзабытой многими территории. В этом материале мы обсудим лучших представителей жанра, вышедших с 2015 по 2020 год.

XCOM 2

Можно долго спорить о том, является ли XCOM: Enemy Unknown лучшей пошаговой тактикой. Количество аргументов за и против этого утверждения просто огромно. Но одно нельзя отрицать точно — тайтл оказал колоссальное влияние на новую волну популярности жанра. Понять это можно хотя бы потому, что многие описывают пошаговые тактики фразой: «игра как XCOM».

Сиквел постарался ввести как можно больше нового: база стала мобильной, добавилась стелс-фаза боя, изменились противники, и даже сеттинг стал более партизанским. Тем не менее костяк, которым запомнилась Enemy Unknown и который мигрировал в десятки других тайтлов, остался неизменным.

В XCOM 2 игрок управляет отрядом на изометрической карте с системой полных и частичных укрытий. Инициатива сменяется командно — то есть сначала ходят все дружественные юниты, затем — все враждебные, и так далее. У каждого бойца при этом есть два очка действия, которые можно потратить на передвижение, применение способностей, патрулирование или атаку, которая сразу завершит ход.

Если вы никогда не пробовали пошаговые тактики, XCOM 2 — отличная точка входа. Генератор карт, прокачка, дополнения и моды гарантируют не только большую продолжительность партий, но и обеспечивают тайтл завидной реиграбельностью. Если же вам не дает покоя какой-то нюанс из XCOM, сегодня без труда можно найти более подходящий для вас аналог.

  • Хочется чего-то менее масштабного, со смешанной инициативой и более казуального? Есть XCOM: Chimera Squad.
  • Слишком мало очков действия? Если инопланетяне не надоели, то вышедшая недавно Gears Tactics решает эту проблему — в ней есть не только три ОД по умолчанию, но и возможность набирать их с помощью казней.
  • Не нравится система расчета шансов попадания с промахами при точности в 99%? В постапокалиптической Mutant Year Zero: Road to Eden есть 100%-е выстрелы, а также стадия исследования и прописанные персонажи.
  • В Hard West с этим всё обстоит несколько интереснее — большое влияние на вероятность оказывает удача, которую можно не только измерить, но и потратить на сверхспособности. В наборе — романтика и мистика Дикого Запада.
  • Не хватает стелса? Есть Rebel Cops, где копы-партизаны предпочитают действовать тихо, потому что каждый патрон стоит денег, а каждое ранение смертельно.
  • Своя XCOM есть даже у фанатов Nintendo — Mario + Rabbids.

Into the Breach

Серия XCOM породила множество подобных ей игр, каждая из которых замечательна по-своему. Из-за них порой даже забываешь, что пошаговые тактики отнюдь не сводятся к пряткам в укрытиях и молитвам всемогущему рандому.

К примеру, в Into the Breach нет ни того ни другого, но это не делает её менее пошаговой или тактической. Даже наоборот — из-за четких правил и отсутствия случайностей в этой игре можно максимально точно просчитывать события на несколько ходов, не уповая на удачу. Пользователь доподлинно знает, какие последствия будут у каждого его действия, поэтому не может винить систему в случае проигрыша.

Партии в игре получились относительно короткими из-за малого по площади поля и небольшого количества разворачиваемых юнитов. Тем не менее переменных достаточно много, чтобы гениям математики не стало скучно через пять минут. Разнообразие в игру вносят улучшаемые мехи, пилоты со своими перками, особенности карт, а также враги — гигантские насекомые всех видов и цветов.

BattleTech

Into the Breach многие игроки сравнивают с шахматами или шашками из-за небольшого поделенного на клетки поля и четких правил. И это неудивительно, ведь так или иначе пошаговые тактики ведут свой род от настольных игр. Вот только для большинства непосредственными прародителями стали более современные развлечения — ролевые игры вроде Dungeons & Dragons для RPG и варгеймы для остальных.

В этой связи нельзя не упомянуть BattleTech, которая была перенесена с бумаги на жесткие диски с минимальными изменениями. Она вышла всего через два месяца после Into the Breach и оказалась во многом на неё похожа. Оба тайтла посвящены гигантским роботам, что уже не очень обычно для западного рынка. При этом одна из игр напрочь лишена рандома, а вторая только на нём и держится.

В BattleTech неимоверное количество всевозможных настроек, показателей и коэффициентов, которые постоянно высчитываются, рассчитываются и пересчитываются до такой степени, что разобраться в них без блокнота вряд ли получится. Но в этом и заключается её прелесть — игрок может провести несколько часов, подгоняя каждый ствол и обвес своего меха, чтобы потом его пилота убило шальной пулей, а случайная ракета отстрелила за раз всю руку. Постоянная неуверенность в следующей секунде и связанные с этим риски дарят удовольствия не меньше, чем холодный расчет.

Invisible, Inc.

Согласно толковому словарю, тактика — это искусство подготовки и ведения боя. Из этого можно сделать вывод, что все игры обсуждаемого нами жанра посвящены активным военным действиям. Однако это не совсем так. Исключения, пусть и редкие, всё же имеют место.

Invisible, Inc — это самый настоящий стелс в упаковке пошаговой тактики. В отличие от уже упоминавшейся Rebel Cops или других подобных тайтлов, здесь скрытное прохождение — не альтернатива перестрелке, а единственно возможный способ игры. Даже незаметные убийства или оглушения — это крайний и очень нежелательный шаг.

Игра посвящена секретной организации, которая пытается уйти от преследования и одновременно с этим выполнить последнюю тайную операцию. Подобная сюжетная завязка объясняет нехватку полевых агентов — изначально их только двое, и смерть каждого перманентна. А киберпанковый сеттинг обуславливает большое количество разнообразных хакерских приемов игрока и особенностей мира.

Divinity: Original Sin II и Age of Wonders: Planetfall

Несмотря на то что пошаговые тактики существуют более 30 лет, их всё еще с трудом выделяют на фоне более крупных категорий. Зачастую эти игры относят к стратегиям, ведь в них можно управлять юнитами. Однако с тем же успехом их зачисляют и в RPG при первом упоминании лута или прокачки. Некоторые так и вовсе уверены, что пошаговая тактика — это геймплейная механика, а не отдельный жанр, и найти её можно где угодно.

Кто прав — разобрать трудно. Видеоигры развиваются естественно и эволюционно, для них не существует четких границ жанров и строгих определений. Поэтому порой они пересекаются самыми необычными способами. И хотя мы привыкли определять категории на основании ключевой особенности или идеи, что позволяет нам разделять, например, Civilization и XCOM, не будет уж слишком большой ошибкой отнести к тактикам некоторые RPG.

Взять хотя бы Divinity: Original Sin II — бои в ней не слишком сильно отличаются от тех, что были в XCOM. Есть шансы попадания, бонусы за позицию, даже укрытиями пользоваться можно. Разница же заключается в определении инициативы каждого персонажа и более сложной системе очков действия. Разрушаемости почти нет, но она компенсируется влиянием окружающей среды: воду можно наэлектризовать, масло — поджечь и т. д.

Примерно то же самое можно сказать почти обо всех RPG с пошаговыми боями. Поэтому, если вам уже приелись все каноничные представители жанра, всегда можно поискать новые в стане ролевых игр. Но следует быть готовым к тому, что для них тактические бои — это лишь небольшая часть, и в комплекте вы получите квесты, диалоги, прокачку и подобные механики.

Что же делать, когда на дух не переносишь RPG, но в рамках любимых тактик чувствуешь себя слишком тесно? В уже упоминавшейся Civilization вполне пошаговые бои, но этот скачок может показаться слишком резким. Проще прийти к ней через Age of Wonders: Planetfall. По большому счету это вполне стандартная стратегия про космос и научную фантастику, зато бои в ней проходят не на глобальной карте, а на небольшой отдельной локации. И в этот момент игра становится самой настоящей пошаговой тактикой — с укрытиями, ходами, вероятностью попадания и т. п.

Минувшее десятилетие стало по-настоящему прорывным для пошаговых тактик — в равной степени как для жанра, так и для геймплейной механики. Даже после 2015 года вышло столько отличных игр, что все и не упомнишь. При этом далеко не все такие тайтлы — это ленивые кальки XCOM. А уж сколько их было до 2015-го! Делитесь своими любимыми представителями жанра в комментариях — расскажите, чем они хороши, а заодно — чем плохи игры из списка выше. 

Смотрите также:
Топ лучших игр на ПК
Лучшие стратегии на ПК и консолях
Топ лучших MOBA игр

Комментарии