Как зарождались легенды игровой индустрии — Blizzard до Blizzard и рок-звёзды EA
Статья

Как зарождались легенды игровой индустрии — Blizzard до Blizzard и рок-звёзды EA

Activision, Blizzard, Electronic Arts — эти и другие игровые компании на слуху у каждого геймера. Когда видишь их названия, сразу вспоминаешь Call of Duty, World of Warcraft и FIFA, но задумывались ли вы о том, с чего начинались их истории? Как Activision одним своим появлением навсегда изменила игровую индустрию, какой была первая игра Blizzard или почему EA упаковывала картриджи как музыкальные пластинки? Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье от Cybersport.ru.

Activision

Компания Activision была основана осенью 1979 года выходцами из Atari Дэвидом Аркейном, Аланом Миллером и Бобом Уайтхедом (в декабре к ним присоединился Ларри Каплан), а также Джимом Леви, который до этого занимался музыкальным бизнесом. Всем им не нравилось отношение Atari к программистам: разработчики игр не получали процента от их продаж и каких-либо поощрений за успехи. Даже если тайтл приносил Atari миллионы долларов, его автор всё равно зарабатывал лишь фиксированные несколько тысяч. А глава компании Рэй Кассар еще и прямо заявлял, что ценность геймдизайнеров не больше, чем у работников, которые упаковывают картриджи в коробки.

Главной проблемой для взбунтовавшихся разработчиков стало то, что в конце 1970-х просто не существовало самого понятия сторонней студии. Компании создавали консоли, а уже потом сами начинали делать для них игры. В итоге сразу после открытия Activision пришлось несколько лет судиться с Atari. Последняя обвиняла бывших сотрудников во всех смертных грехах: краже технологий, нарушении контрактов и т. п. Монополист даже грозил ритейлерам прекращением поставок, если те будут продавать игры Activision для Atari 2600 (VCS).

В 1982 году компании достигли мирового соглашения: Activision обязалась выплачивать роялти с продаж, а Atari отозвала претензии. Именно так появилась существующая до сих пор модель сотрудничества студий и платформодержателей, та самая комиссия цифровых магазинов. Activision стала первой сторонней студией — разработчиком в истории.

Дэвид Крейн с коллекцией первых игр Activision
1/4
Дэвид Крейн с коллекцией первых игр Activision
Обложка бокса Dragster
2/4
Обложка бокса Dragster
Задняя часть бокса Dragster
3/4
Задняя часть бокса Dragster
Картридж Dragster со скриншотом и информацией об авторе игры
4/4
Картридж Dragster со скриншотом и информацией об авторе игры

Теперь о самих играх. Каждый основатель Activision трудился над собственными проектами. Первая линейка компании из четырёх игр вышла летом 1980-го, все они предназначались для Atari 2600 (VCS), все предлагали локальный мультиплеер и все были спортивными симуляторами: бокса — Boxing (Уайтхед), шашек — Checkers (Миллер), дрэг-рейсинга — Dragster (Крейн) и спортивной рыбалки — Fishing Derby (Крейн). Позже в том же году вышли симуляторы горных лыж Skiing (Уайтхед) и бриджа Bridge (Каплан).

Первые тайтлы Activision были хорошо приняты аудиторией и журналистами. При этом причина была не только в высоком качестве самих игр, но и в маркетинге. Все картриджи компании упаковывались в яркие боксы, а кроме титульного изображения разработчики также печатали реальные скриншоты на обратной стороне — норма для современной аудитории, но настоящая инновация для геймеров прошлого. В то время нередки были случаи, когда при приобретении покупатели вообще не имели представления об игре.

Спустя год компания впервые выпустила игру с миллионным тиражом — это была Kaboom!, в которой пользователям нужно было ловить падающие с неба бомбы. А в 1982 году Activision представила первый в истории платформер Pitfall! и продала более 4 млн его копий — это один из лучших показателей для Atari 2600.

Помимо прочего, Activision задала моду на «ачивки» задолго до их появления в играх в привычном для нас виде. Покупатели картриджей компании могли сфотографировать свой рекорд, отправить карточку разработчикам и получить в ответ поздравительное письмо и сувенирную нашивку. Последние, к слову, отличались в зависимости от игры и набранного счёта.

Источник: GameInformer | Нашивки отличаются в зависимости от набранного геймером счёта
1/2
Источник: GameInformer | Нашивки отличаются в зависимости от набранного геймером счёта
Источник: GameInformer
2/2
Источник: GameInformer

Blizzard Entertainment

История Blizzard Entertainment началась в феврале 1991 года, её основали три выпускника Калифорнийского университета: Майк Морхейм, Аллен Адам и Фрэнк Пирс. Поначалу компания называлась Silicon & Synapse и занималась портированием игр с одних платформ на другие (Lexi-Cross, Castles, Amiga Baseball и т. п.). 

Следующей значительной вехой в истории студии можно считать выпуск Radical Psycho Machine Racing всё в том же 1991 году. Это был уже не порт, а ремейк гоночной игры Racing Destruction Set, разработанной в 1985-м компанией Electronic Arts. Казалось бы, ничего примечательного — еще один не «свой» тайтл, но важен он был по другой причине. Radical Psycho Machine Racing стала первой игрой для Nintendo, разработанной американской студией.

По-настоящему «свои» игры Silicon & Synapse впервые выпустила в 1993 году. Ими стали пазл-платформер The Lost Vikings в апреле и гоночная аркада Rock n’ Roll Racing (идейная наследница той самой Radical Psycho Machine Racing) в сентябре. В некоторых источниках указано, что The Lost Vikings вышла в 1992-м. Однако в базе данных MobyGames игра датируется весной 1993-го, рецензии не появлялись раньше лета того же года, да и в Blizzard Arcade Collection датой релиза указан 1993-й.

К концу 1993 года Silicon & Synapse была переименована в Chaos Studios. Прежнее название разонравилось основателям, так как оно не давало представления о компании — некоторые и вовсе путали её с изготовителем силиконовых грудных имплантов. Название Chaos Studios же отражало «хаотичный» процесс разработки игр, но прожило всего полгода. К несчастью, Chaos Technologies, владевшая правами на название, потребовала $100 тыс. за его использование.

Не желая платить за лицензию, разработчики выбрали другое название — Ogre Studios. Однако оно не понравилось уже главе компании Davidson & Associates, которая только что купила студию. Он посчитал, что такой бренд будет пугать детей. Тогда основатели просто начали выписывать «клёвые» варианты из словаря и в конце концов остановились на Blizzard. Первыми играми новоиспечённой Blizzard Entertainment стали супергеройский битемап The Death and Return of Superman, платформер Blackthorne и та самая Warcraft: Orcs & Humans, положившая начало титульной франшизе студии.

Electronic Arts

Electronic Arts была основана в мае 1982 года Трипом Хокинсом, бывшим директором по стратегии и маркетингу в Apple, геймдизайнером-самоучкой и выпускником Гарварда. По интересному стечению обстоятельств история происхождения компании имеет общие черты с путями становления и Activision, и Blizzard. 

Например, её финальное название тоже появилось не сразу. Сначала она именовалась Amazin' Software, но название не понравилось сотрудникам. Более «удачное», по их мнению, SoftArt слишком сильно напоминало о Software Arts, уже существовавшей технологической компании. В итоге в ноябре появилась Electronic Arts, главной фишкой которой было позиционирование разработчиков как художников (artists), творящих искусство (art). Подобно Activision, новая компания собиралась делать из программистов своего рода рок-звёзд, популяризируя наиболее талантливых из них.

Реклама EA в журнале. В некоторых она именовалась We See Father («Мы видим отца»), а в других — Can a Computer Make You Cry («Может ли компьютер заставить вас плакать»). Фото специально было сделано в стиле рок-групп, Билла Баджа даже уговорили надеть перчатку без пальцев — часть его костюма для тематической вечеринки, куда он собирался после фотосессии.

Верхний ряд, слева направо: Майк Эббот (Hard Hat Mack), Дэн Бантен (M.U.L.E.), Джон Фримен (Archon), Энн Уэстфолл (Archon), Билл Бадж (Pinball Construction Set).
Нижний ряд, слева направо: Мэтт Александр (Hard Hat Mack), Джон Филдс (Axis Assassin), Дэвид Мэйнард (Worms?).
1/2
Реклама EA в журнале. В некоторых она именовалась We See Father («Мы видим отца»), а в других — Can a Computer Make You Cry («Может ли компьютер заставить вас плакать»). Фото специально было сделано в стиле рок-групп, Билла Баджа даже уговорили надеть перчатку без пальцев — часть его костюма для тематической вечеринки, куда он собирался после фотосессии. Верхний ряд, слева направо: Майк Эббот (Hard Hat Mack), Дэн Бантен (M.U.L.E.), Джон Фримен (Archon), Энн Уэстфолл (Archon), Билл Бадж (Pinball Construction Set). Нижний ряд, слева направо: Мэтт Александр (Hard Hat Mack), Джон Филдс (Axis Assassin), Дэвид Мэйнард (Worms?).
Обложки видеоигр или музыкальных альбомов?
2/2
Обложки видеоигр или музыкальных альбомов?

Изначально Electronic Arts выступала исключительно издателем видеоигр. Компания помогала различным студиям и разработчикам, в первую очередь акцентируя внимание на продвижении их геймдизайнеров. Именно EA первой в истории заказала рекламу, в которой была фотография разработчиков, а не арты из игр. И даже боксы их картриджей были квадратными, чтобы походить на музыкальные альбомы.

Самой первой изданной Electronic Arts игрой была Hard Hat Mack, в которой пользователю, за которым гонится монстр, нужно было чинить здание. В стартовую линейку компании также вошли Archon: The Light and the Dark, M.U.L.E., Worms? и Axis Assassin. Интересно, что упаковкой первой партии картриджей для отправки занимались абсолютно все сотрудники EA вне зависимости от положения на служебной лестнице — у издательства попросту не было достаточно складских рабочих. Они даже получили футболки с надписью «Я пережил 20 мая 1983 года».

Джулиус Ирвинг и Ларри Бёрд получили по $25 тыс. и 2,5% от выручки игры
1/2
Джулиус Ирвинг и Ларри Бёрд получили по $25 тыс. и 2,5% от выручки игры
Джулиус Ирвинг и Ларри Бёрд получили по $25 тыс. и 2,5% от выручки игры
2/2
Джулиус Ирвинг и Ларри Бёрд получили по $25 тыс. и 2,5% от выручки игры

В 1983 году также вышла баскетбольная игра One on One: Dr. J vs. Larry Bird, которую создал программист Эрик Хаммонд по концепту Хокинса. Она стала первым тайтлом, в котором использовались имена и внешность (только для обложки) знаменитостей — игроков НБА Джулиуса Ирвинга и Ларри Бёрда. Именно One on One стала основой для будущих EA Sports, FIFA, Madden NFL и т. п.

Пять лет Electronic Arts занималась только изданием и дистрибуцией видеоигр. Однако частые срывы сроков и творческие разногласия заставили компанию собрать полностью внутреннюю студию, которая в 1987 году выпустила симулятор скейтбординга Skate or Die! — первую собственную игру EA. Впоследствии издатель ещё долго будет выбирать, что же выгоднее: внутренние команды (за которыми легче следить) или сторонние разработчики (которые дешевле обходятся). Решила Electronic Arts проблему по-своему — и зародила практику покупки перспективных студий, вместо того чтобы создавать их с нуля.

Комментарии