advertisement banner
i
C

Страшные игры всегда пользовались большой популярностью. В 1990-х и начале 2000-х многие известные разработчики старались запустить свою хоррор-франшизу, и хотя сегодня в ААА-сегменте они встречаются редко, «ужастики» продолжают выходить с завидной регулярностью. За историю видеоигр было немало примеров качественных тайтлов, но лишь некоторые из них по-настоящему сформировали лицо жанра. Cybersport.ru предлагает взглянуть на десять игр, оказавших наибольшее влияние на жанр хорроров.

3D Monster Maze (1982)


Смотреть

Персонаж неожиданно для себя оказывается запертым в лабиринте. Ему необходимо не только выбраться из этой ловушки, но и суметь не попасть в лапы тираннозавру, который скрывается в глубине лабиринта.

Сегодня 3D Monster Maze уже не пугает, но в 1982 году игра произвела настоящий фурор. Она считается прототипом современных тайтлов в жанре survival horror: геймерам приходилось тщательно продумывать траекторию движения, а также учитывать расстояние до монстра, который становился все агрессивнее при приближении к игроку. Все это сопровождалось соответствующими текстовыми подписями вроде «Беги! Ти-Рекс уже прямо за тобой!», что изрядно нагоняло саспенса даже с учетом примитивнейшей графики.

Sweet Home (1989)


Смотреть

Японская ролевая игра, основанная на одноименном фильме ужасов. Пятеро героев попадают в проклятый особняк, где оказываются заперты мстительным призраком, угрожающим несчастным смертью.

Игра, вышедшая на NES/Famicom, предвосхитила большинство приемов и подходов, которые будут использоваться в хоррорах будущего. В отличие от многих игр своего времени, Sweet Home выделялась на общем фоне глубокой проработкой нарратива, который подавался через записки, предметы и детали интерьера. Кроме того, в ней появились и загадки, позже ставшие отличительной чертой жанра. Sweet Home оказала огромное влияние на множество последующих хорроров. В числе прочего ей своим появлением обязана серия Resident Evil — даже анимация открывающихся дверей впервые появилась именно в игре 1989 года. И это при том, что игра так и не вышла на Западе из-за провокационных тем вроде убийства детей.

Alone in the Dark (1992)


Смотреть

Еще один жанровый столп, без которого невозможно представить себе последующие хорроры. Студия Infogrames взяла за основу произведения Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта. Игроку предлагается на выбор один из двух персонажей — Эдвард Карнби или Эмили Хартвуд, — отправившихся изучать поместье Дерсето, в котором происходят сверхъестественные события. Добравшись до чердака дома, герой оказывается заперт, а в здании появляется немало монстров, несущих опасность. Главной целью протагониста становится побег из проклятого места.

Фиксированная камера, ограниченный инвентарь, головоломки и индивидуальный подход к противникам — большинство ключевых моментов из хорроров 1990-2000-х берут начало именно в Alone in the Dark. Сама серия, правда, вернуться на вершину так и не смогла: вторая и третья части были приняты прохладно, The New Nightmare получилась куда лучше, но все же не дотянула до уровня оригинала. А вот Alone in the Dark 2008 года провалилась, как и последовавшая за ней сетевая Illumination.

Resident Evil (1996)


Смотреть

Изначально Capcom хотела создать ремейк Sweet Home, но не смогла повторно получить права на фильм. В связи с этим студия приняла решение создать новую франшизу, отчасти опираясь на имеющиеся наработки. Проклятый особняк пришел из Sweet Home, камера — из Alone in the Dark, а атмосфера была позаимствована у хоррор-фильмов категории B. Результат — игра, которая дала начало термину survival horror и стала культовой классикой, в которую интересно играть и сегодня.

В 1998 году в окрестностях Раккун-Сити участились случаи каннибализма, на расследование которых был отправлен особый отряд полиции. После исчезновения первой группы была отправлена вторая, но из-за крушения вертолета и нападения агрессивных собак оперативники оказались заперты в заброшенном особняке, скрывающем немало тайн.

Сегодня оригинальная Resident Evil считается одной из самых влиятельных игр в истории: благодаря ей вновь появился интерес к зомби-тематике в кино и играх, она стала одним из первых экшенов со «взрослым» рейтингом 17+, а большинство тропов вроде головоломок и ограниченного инвентаря хоть и появились до Resident Evil, но обрели популярность именно благодаря ей.

Silent Hill 2 (2001)


Смотреть

Первая часть Silent Hill представила миру новый тип хоррора, но именно вторая оказалась куда более влиятельной. История Джеймса Сандерленда, клерка, который получает письмо от погибшей жены, пошла по иному пути в сравнении с другими хоррор-играми. Если раньше причины страха были скорее физическими, то на этот раз их источник нужно было искать в подсознании героя.

Психологический хоррор, наполненный символизмом, открыл ящик Пандоры: многие игры после этого пошли по новому пути, опираясь все больше на внутренние переживания, чем на внешних монстров. И даже в случае появления опасных существ все они выступали своего рода символами внутренних проблем, желаний и различных эмоций. Авторы многих культовых игр (Soma, Lone Survivor и Detention, например) нередко указывают в числе источников вдохновения именно вторую часть Silent Hill наряду с фильмами Дэвида Линча или Альфреда Хичкока.

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002)


Смотреть

Малоизвестный в России хоррор, события которого разворачиваются сразу в нескольких временных отрезках. Тайтл является эксклюзивным GameCube и одной из первых игр с рейтингом 17+ на консолях Nintendo.

Сквозной сюжет, проходящий через всю игру, повествует об Александре Ройвас, чей дедушка недавно был жестоко убит. В поисках причин убийства она решает исследовать особняк погибшего родственника, где находит секретную комнату с «Томом вечной тьмы», обтянутым человеческой кожей. В нем содержатся истории далеких предков рода Ройвас, столкнувшихся с потусторонними явлениями.

Главная фишка игры — система рассудка, сильно влияющая на геймплей. Персонажи получают урон не только по физическому здоровью, но и по ментальному. Это приводит к неожиданным последствиям: по экрану могут начать «ползать» мухи, она может «вылететь» в режим VIDEO, как на старых телевизорах, или «удалить» сохранения. Кроме того, камера может располагаться под голландским углом, персонаж может «умирать» при переходе в новое помещение, а окружение — менять свой вид. Подобные детали позже были позаимствованы многими разработчиками видеоигр, но мало кто сумел добиться такого же разнообразия и уровня детализации.

Resident Evil 4 (2005)


Смотреть

Второе появление хоррор-франшизы в списке. Первая часть задала тренд на классические образцы survival horror, в то время как RE4 повлияла на всю индустрию в целом.

Как и в случае с оригинальной игрой, разработкой RE4 занимался Синдзи Миками. В «четверке» пользователь берет на себя управление Леоном Кеннеди, одним из героев второй части, и отправляется в Европу на спасение дочери президента Америки. В отличие от предыдущих игр серии, RE4 больше фокусируется на экшен-составляющей, чем на хорроре, к тому же вместо классических зомби основные противники здесь ганадо — захваченные паразитами люди.

Главной находкой разработчиков стало введение камеры «из-за плеча». Большинство современных игр с камерой от третьего лица в той или иной мере используют именно идеи, заложенные в Resident Evil 4. Вторая половина 2000-х во многом перешла на экшен-ориентированные хорроры именно благодаря популярности четвертой части RE, а создатели Uncharted, God of War, Dead Space и Mass Effect открыто признаются в том, что RE4 стала для них одним из ключевых источников вдохновения. Сегодня игру называют «одним из самых важных шутеров от третьего лица в истории».

Amnesia: The Dark Descent (2010)


Смотреть

Вслед за тихо прошедшей мимо массового игрока трилогией Penumbra студия Frictional Games выпустила Amnesia: The Dark Descent, неожиданно ставшую хитом. Формула в сравнении с предыдущими играми изменилась мало: пользователь все так же управляет беспомощным персонажем, который вынужден скрываться от противников, не имея возможности дать им сдачи.

Подобный подход впервые был использован в малоизвестной корейской хоррор-игре White Day (получившей ремейк в 2015-м), но именно первая Amnesia позволила концепту заиграть всеми красками. Во многом это связано с ростом популярности летсплеев: к примеру, знаменитый Феликс PewDiePie Чельберг во многом поднялся именно благодаря видеопрохождению игры. А формулу «беспомощный персонаж против монстров» позже позаимствовали Outlast, Observer и Soma, разработанная все той же Frictional Games. Сегодня стелс-хорроры несколько потеряли актуальность, но новинки в жанре продолжают появляться с завидной регулярностью.

Стоит отметить и тот факт, что из-за Amnesia большая часть современных хорроров отказалась от камеры от третьего лица: благодаря перспективе «из глаз» игроку гораздо проще ассоциировать себя с персонажем, что работает на погружение.

Slender: The Eight Pages (2012)


Смотреть

Еще один стелс-хоррор, использующий иной в сравнении с Amnesia подход. Ключевой особенностью геймплея здесь является минимализм: перед игроком стоит простая задача, сложность которой увеличивается со временем.

В бесплатной Slender игроку нужно найти восемь страниц, имея только фонарик, рассеивающий тьму в ночном лесу. Батарейка при этом быстро садится, так что нужно тщательно выбирать момент его использования. Единственная угроза — таинственный Слендермен, который убивает игрока, если смотреть на него слишком долго.

Главное отличие от Amnesia — игра куда проще для восприятия: здесь нет комплексного сюжета, количество механик очень ограничено, а цель ясна с самого начала. При этом Слендермен хоть и преследует игрока, но делает это не так, как монстры в Amnesia: чаще всего достаточно отвернуться и двигаться в противоположном направлении, чтобы не попасться в его руки. Благодаря Slender в сети появилось множество «симуляторов ходьбы» с опасными монстрами, при этом чаще всего подобные игры созданы энтузиастами и распространяются бесплатно. Среди самых известных примеров можно вспомнить Baldi’s Basics in Education and Learning и Siren Head: The Siren Forest.

P.T. (2014)


Смотреть

Печально известный тизер отмененной Silent Hills вышел более пяти лет назад, но до сих пор оказывает влияние на жанр. В нём игрок вновь берет на себя роль безымянного и беспомощного протагониста, который оказывается в странной пространственной петле в собственном доме. Выбраться оттуда очень непросто.

P.T., несмотря на то что это лишь демо, породила целый поджанр хорроров. В них игроку почти ничего не угрожает, но атмосфера активно нагнетается за счет мелких (и не очень) изменений окружения и различных деталей, происходящих на фоне. Геймеры до сих пор не теряют надежды на возвращение Кодзимы во франшизу, а энтузиасты создают ремейки и игры с похожей атмосферой. Среди примеров последних можно вспомнить Layers of Fear, Visage и Allison Road. Многие сходятся во мнении, что Resident Evil 7 также опиралась на творение Кодзимы, но создатели игры утверждают, что разработка началась задолго до выхода P.T.

Бонус: Dead by Daylight


Смотреть

Мультиплеерная DBD не привнесла в жанр ничего нового, кроме концепции асимметричного хоррора. Обычные игроки должны стараться выжить и выбраться из локации, в то время как задача маньяка — поймать всех несчастных.

Сама игра многое заимствует у модификаций для Half-Life вроде The Hidden и Zombie Panic, но DBD смогла довести формулу до совершенства. Как и в случае с Amnesia, игра стоит на плечах предшественников, но благодаря своей популярности сумела запустить «бум» клонов (Friday the 13th и Last Year: The Nightmare в числе прочих).

Комментарии