Альтернативный финал 2020-го — десять игр с необычным апокалипсисом
Статья

Альтернативный финал 2020-го — десять игр с необычным апокалипсисом

Конец света — популярная тема в мировой культуре. Ему посвящают книги и фильмы, о нем слагаются легенды, и, конечно же, выходят игры, в которых апокалипсис занимает важное место. Чтобы отвлечься от проблем 2020-го, в котором разве что конца света не случилось, Cybersport.ru предлагает взглянуть на десять игр с необычным апокалипсисом — никаких нашествий зомби или выжженных ядерным пламенем пустынь.

Серия Aquanox

В будущем человечество исчерпало запасы полезных ископаемых. Выходом стало изучение глубин океана, куда и направили свой взор представители большинства государств. В недрах вод началась постройка сложных добывающих и исследовательских комплексов, но и здесь мир сохранялся недолго. В итоге Земля почти погибла в результате долгой череды войн. Суша стала непригодной для жизни из-за радиоактивных осадков, плотного слоя льда и снега, и остатки выживших ушли под воду. Там тоже все было не так гладко: поверхность океана покрыта сорокаметровым слоем мертвой органики, из-за чего под воду не проникает ни единого солнечного луча. Тем не менее человечество сумело приспособиться к новым условиям, переоборудовав бывшие ресурсодобывающие комплексы под собственные нужды.

Серия Aquanox предлагает вжиться в роль пилота небольшого подводного судна, управление которым напоминает о космосимах. На данный момент во франшизе четыре игры: первая из них вышла в далеком 1996 году, а последняя — в феврале 2020-го. Увы, возрождение спустя 17 лет перерыва вышло так себе: геймеры приняли игру прохладно, предпочтя вернуться в более ранние версии.

Серия Darksiders

Местный апокалипсис носит библейский характер. На Земле столкнулись силы рая и ада, и в ходе их битвы все человечество погибло. В самый разгар хаоса является один из всадников Апокалипсиса, Война, но обнаруживает, что призыв сработал ложно: других всадников нет и в помине, а седьмая печать не сломлена. Следящий за порядком Обугленный совет нарекает именно Войну виновником случившегося, и только спустя сотню лет падший всадник получает право вернуть поруганную честь.

В оригинальной Darksiders большую часть времени предстоит провести в мире, уничтоженном Апокалипсисом: люди либо мертвы, либо обращены в безмозглых зомби, ангелы повержены, а демоны торжествуют на мертвой планете. В других играх серии полнее раскрываются детали мира (а в третьей даже можно увидеть выживших представителей человечества).

Death Stranding

Местный апокалипсис претендует на звание самого необычного в видеоиграх. В неопределенном будущем случился Выход Смерти, который привел к глобальной катастрофе. Если кратко — по неизвестной причине воедино слились миры живых и мертвых. Последние состоят из антиматерии, и их столкновение с обычными людьми приводит к выбросу пустоты — огромной силе взрыву, способному за считаные секунды оставить после себя пустой кратер. Большинство городов погибло именно таким образом (мертвецы за счет близости с «другой» стороной и вовсе работают как бомбы замедленного действия), а оставшиеся люди поодиночке и небольшими группами спрятались под землей. 

Это не полная картина, порожденная удивительным воображением Хидэо «Гения» Кодзимы. На протяжении игры пользователям предстоит узнать значение таких терминов, как хиральность, ДУМ, темпоральный дождь и ББ, объяснить которые разумным количеством знаков не представляется возможным. Относиться к Death Stranding и ее геймплею можно как угодно, но вот отказать ей в уникальности все же трудно.

Enslaved: Odyssey to the West

В будущем человечество продолжило войну за территорию. Чтобы сделать этот процесс более эффективным, были созданы боевые роботы, которые вышли из-под контроля и начали охотиться на любую органику, а не только на заданных противников. В попытках спастись человечество откатилось до почти первобытного состояния, сохранив обрывки знаний о технологиях прошлого, поэтому встретить в Enslaved племенного шамана — норма. В этом мире и живет Манки — воин-одиночка, по воле случая объединивший силы с Трипитакой, девушкой из далекого племени. Против своего желания он должен помочь ей попасть домой, для чего им предстоит пережить долгое путешествие через разрушенную Америку.

Самое интересное в местном мире даже не роботы, а первооснова. Сюжет создан по мотивам легендарного китайского романа XVI века «Путешествие на Запад». Манки — аналог Короля Обезьян, а Трип — переосмысление монаха Сюаньцзана, от чьего имени и идет повествование в оригинале. Пересечений очень много, разве что цели слегка различаются — Сюаньцзан отправлялся в Индию за буддийскими сутрами, а Трип ведет желание попасть домой.

Everybody’s Gone to the Rapture

Игрок попадает в тихий английский городок, в котором полностью пропало все население. Через записки, теле- и радиосигналы и странные светящиеся шары предстоит понять, что же случилось с городом (а то и всем миром) на самом деле. Из обрывков информации вырисовывается странная картина: в небе замечено необычное свечение, а люди, животные и даже насекомые исчезают средь бела дня, оставляя после себя сгусток света и горстку пепла.

В отличие от большинства историй о конце света, Everybody’s Gone to the Rapture предлагает совершенно другой взгляд на ситуацию. Здесь нет места подвигу, ярким событиям и другим обычно присущим жанру вещам. Разработчики стремились показать «тихий» конец света, в котором люди не пытаются выжить любой ценой, а проводят последние дни в уюте собственных гостиных. И это получилось: местный апокалипсис кажется чуть ли не умиротворяющим, но от этого он не становится менее страшным.

Frostpunk

В конце XIX века температура на Земле начала снижаться. Официальная версия гласила, что причиной тому послужило возросшее количество вулканической пыли в атмосфере, но избранные единицы знали — гаснет Солнце. Британская империя начала готовиться к худшему и строить цепь реакторов в Антарктике, чтобы в случае чрезмерного снижения температуры было куда скрыться. Однако конец наступил быстрее, чем ожидалось: за считаные месяцы южные государства перестали существовать, столкнувшись с неизвестной ранее проблемой холода, а Британия распалась под давлением паники и финансовых трудностей. Выжившие отправились в Антарктику в надежде на выживание.

Игрок берет на себя роль мэра Нью-Лондона, основанного вокруг одного из немногих действующих реакторов. Управлять городом в условиях острой нехватки примерно всего не так-то просто, и балансировать приходится между человечностью и полной тоталитарностью. Каннибализм и детский труд нельзя исключать в темнейшие из времен, а поблажки могут привести к тому, что новоявленного мэра буквально выкинут на мороз.

Серия The Last of Us

Формально это игра о зомби-апокалипсисе, но дьявол всегда кроется в деталях. Дело в том, что местные зомби — не зомби вовсе: в игре их действиями управляет мутировавший гриб кордицепс, который научился поражать людей. Он существует в реальности, но умеет захватывать только насекомых, заставляя их вести себя как зомби. Передается он через споры: стоит им попасть в тело, как гриб начинает активно прорастать внутри организма, перехватывая управление на себя и заставляя делать все, что поможет кордицепсу в дальнейшем распространении. Самое, пожалуй, страшное в нем — то, что гриб не затрагивает центральную нервную систему: в случае с игрой люди, зомбированные кордицепсом, буквально заперты в собственном теле и прекрасно видят и осознают происходящее, но ничего не могут сделать.

Пролог оригинальной игры происходит как раз в разгар эпидемии: можно застать крах цивилизации и тщетные попытки правительства сдержать надвигающийся конец. Но основная часть игры (и весь ее сиквел) происходят в уже погибшем мире: люди живут за высокими стенами, совершая редкие вылазки за пределы поселений, и стараются наладить новый быт. Выходит, увы, не всегда.

Plague Inc.

Здесь вы и есть апокалипсис. Игрок выбирает себе причину будущего конца человечества: бактерию, вирус, паразита и еще с пяток других не менее опасных вещей, после чего заражает «нулевого пациента». Дальнейшее — дело практики: выбранную смертельную болезнь предстоит развивать по нескольким параметрам, увеличивая ее резистентность к изучению, заразность, тяжесть перенесения носителем и летальность, одновременно с тем стараясь препятствовать попыткам человечества создать вакцину.

Разработчики ответственно подошли к вопросу и постарались воспроизвести реалистичную модель заражения мира. Дошло до скандала: в Китае игру запретили в феврале 2020-го из-за сходства изображаемой ситуации с пандемией COVID-2019.

Tom Clancy’s The Division

Еще одна игра про реалистичный конец света. Здесь он наступил в черную пятницу 2015 года: безумный ученый вывел особый тип вируса, вобравший в себя все самое «лучшее» из эболы, H1N1, свиного гриппа и еще десятка громких болезней. Распространяется он воздушно-капельным путем, а увеличенная резистентность к смерти вне носителя позволила заразить им большую партию купюр, которые активно ходили из рук в руки во время самой крупной распродажи в году. Как итог — постепенно заразилась большая часть населения Земли, и человечество пришло в упадок. Усиливает проблему тот факт, что «долларовая лихорадка» прогрессирует почти бессимптомно, а после проявления спасти пациента становится уже невозможно. Доктор преследует неэгоистичную цель: с помощью «долларовой лихорадки» он борется с перенаселением, так как у 5% человечества есть иммунитет против болезни. На них-то он и возлагает надежды.

На счастье, тремя годами ранее в ходе изучения возможных биотеррористических атак была предпринята контрмера по созданию Подразделения — особых агентов, обученных действовать самостоятельно в случае катастрофы. Их главной целью было предотвращение паники и восстановление порядка, и в роли одного из таких агентов игрокам и предстоит сражаться с мародерами и фанатиками, пытающимися сжечь все вокруг.

Shin Megami Tensei III: Nocturne

Местный конец света начинается в современном Токио. Группа культистов совершает акт Зачатия: привычный мир разрушается, и на его месте возникает новый. Это требование Великой Воли — высшей силы порядка, которая управляет самим существованием. Токио после этого превращается в мертвую пустошь, населенную демонами и душами погибших во время Зачатия людей. В числе выживших — горстка людей с необычными способностями. Новый мир пластичен, и своей воле его пытаются подчинить силы Порядка и Хаоса. А в центре всего этого — безымянный главный герой, очнувшийся уже не человеком.

Японская серия ролевых игр всегда тяготела к сложным нарративам и моральным дилеммам, но Nocturne по целому ряду причин считается отличной точкой для знакомства. Здесь привычное современному игроку управление, не задранная в потолок сложность (но это не значит, что будет легко) и интересный сюжет с возможностью выбора стороны конфликта. Разработчики постарались воспроизвести ощущение спуска в ад — и довольно успешно.

Комментарии