15 лучших игр про Средневековье и рыцарей
Статья

15 лучших игр про Средневековье и рыцарей

Vydar
21

Средние века были страшным временем — низкий уровень жизни, религиозные гонения, чума и никакой канализации. И несмотря на всё это, они остаются одной из самых романтизируемых эпох в истории человечества. Благородные рыцари и прекрасные дамы, турниры и Крестовые походы нашли своё отражение во всех видах искусства. Сегодня на Cybersport.ru мы вспомним 15 отличных игр о Средневековье.

Stronghold

Серия Stronghold насчитывает семь игр, но только первые две получили статус культовых. Двухмерные Stronghold и Stronghold Crusader до сих пор считаются одними из лучших RTS, а многострадальный писарь и пресловутые долгоносики, благодаря мемам, знакомы далеко за пределами игрового сообщества.

Часто вместо стратегии в реальном времени Stronghold называют «симулятором замкостроения». И в этом есть разумное зерно, но только нужно добавить ещё «симулятор замкосодержания, замкозахватывания и замкообороны». Игра посвящена цитаделям (Stronghold так и переводится — «цитадель») и всему с ними связанному. В ней нужно строить оборонительные постройки, развивать экономику и следить за уровнем жизни населения, а также защищать свою крепость и осаждать чужие.

Оригинальные Stronghold и Stronghold Crusader вышли в начале 2000-х, однако у обеих игр есть HD-переиздания. Кроме того, 30 сентября выйдет новая часть серии с подзаголовком Warlords, посвящённая азиатским войнам.

Age of Empires II

Если вашему сердцу милы сводящие олдскулы спрайты, но хочется немного более традиционную RTS, есть смысл обратить внимание на Age of Empires II. Во многом именно она и другие части этой серии определили тот самый «традиционный вид» стратегий в реальном времени — сбор ресурсов, развитие, строительство и уничтожение врагов.

Культовый статус Age of Empires II подтверждается тем, что даже спустя 20 лет после релиза она остаётся актуальной и пользуется популярностью не только у старых фанатов. Ремастер 2019-го внёс минимальные правки в механики и в основном был сосредоточен на улучшении графики. Но даже несмотря на это, он был признан лучшей стратегией года многими изданиями.

Medieval II: Total War

Игры серии Total War обладают уникальным и легко угадываемым стилем: они строго поделены на глобальную пошаговую часть и сражения армий в реальном времени на тактической карте. Если вы играли в любую другую часть серии, то общий вид Medieval II вам также будет знаком.

В кампании у каждой из наций собственные цели, в основном это завоевание конкретных провинций и победа над принципиальным противником. Помимо этого, есть исторические сражения и мультиплеер. Во многом игра копировала вышедшую ранее Rome: Total War, однако были новые механики. Увеличилась роль религии и миссионерства, появилась возможность заключать династические браки, а ближе к концу кампании можно открыть Америку.

Crusader Kings II

Своего максимума в плане глобальности стратегии о Средневековье достигают в Crusader Kings II. В отличие от большинства других тайтлов жанра, здесь мы управляем не государствами, а династией. То есть при не очень удачном стечении обстоятельств можно проиграть, даже если с управляемой вами страной всё хорошо. Подобным же образом можно лишиться контроля над империей из-за местных законов или получить королевский титул в наследство.

Главная часть игрового процесса Crusader Kings II — это дипломатия. В зависимости от своего положения вам либо придётся участвовать в междоусобицах, пытаясь подсидеть правителя, либо, наоборот, стараться держать вассалов под контролем, не давая им поднять восстание. Помимо этого, в Crusader Kings II есть множество разных механик, на изучение которых уйдёт не одна сотня часов: законы наследования, религиозные догмы, генетика, болезни, тайные общества и т. д. Некоторые из них даже превращают стратегию в подобие RPG. Главный же минус игры в том, что многие важные механики и улучшения добавляются только через DLC.

Mount & Blade Warband

Где-то на стыке стратегий и RPG обитает Mount & Blade Warband. Это своего рода ультимативный симулятор жизни средневекового наёмника, в котором можно пройти путь от обычного солдата до императора. Ну, не то чтобы это был уж очень исторически достоверный симулятор — здесь даже страны выдуманные.

Сперва может показаться, что Mount & Blade — это простая экшен-RPG. У вас есть персонаж, набор характеристик, которые можно улучшать, различная экипировка и т. п. Бои происходят тоже плюс-минус предсказуемо: рубишь мечом, стараешься, чтобы не рубанули тебя. Всё меняется чуть позже — с появлением собственного отряда и необходимости им командовать становятся видны первые стратегические механики. При этом вид от третьего лица остаётся, что не очень обычно для RTS. А дальше будет и собственный замок, дипломатия, строительство, торговля, а благодаря огромному количеству модов — почти всё, чего душа пожелает.

Mordhau

К слову, у Warband, так же как и у находящейся в раннем доступе Mount & Blade II: Bannerlord, есть многопользовательский режим. Однако в плане мультиплеерных слэшеров несколько выгоднее смотрятся более специализированные тайтлы, как, например, Mordhau.

Игра предлагает несколько режимов: от дуэлей и кооператива до Deathmatch и «королевской битвы». Однако суть каждого из них сводится к боям, причём не всегда ближним — можно пользоваться и стрелковым оружием. Главные же особенности Mordhau — возможность тонкой настройки персонажа с помощью перков и снаряжения, а также понятная, но довольно глубокая система фехтования с весёлой расчленёнкой.

For Honor

Несмотря на полное доминирование шутеров в среде мультиплеерных экшенов, мест, где можно помахать мечом, всё же хватает. Например, если вам нравится Mordhau, но не хочется играть в Mordhau, всегда можно опробовать Chivalry: Medieval Warfare (совет работает в обе стороны). К тому же скоро выходит вторая часть. 

Тем же, кому механика фехтования от первого лица кажется слишком запутанной, а обилие людей в массовых сражениях больно бьёт по социофобным струнам души, стоит присмотреться к For Honor. Игру отличают вид от третьего лица, более казуальный, понятный и кинематографичный геймплей, а также более дуэльная механика, которая, впрочем, не мешает забивать противника толпой. Помимо этого, For Honor даёт возможность поучаствовать в боях между рыцарями, самураями и викингами, а такое за пределами Civilization увидишь не часто.

Kingdom Come: Deliverance

RPG в средневековом сеттинге полно, однако найти среди них тайтлы без драконов и эльфов — та ещё задачка. Впрочем, этот жанр в принципе редко обходится без фантастических элементов, будь то магия или биотика. Именно поэтому пример Kingdom Come: Deliverance так интересен.

С самого анонса KCD позиционировалась как исторически точная игра. Разумеется, в итоге у специалистов всё же были вопросы, но по сравнению с другими RPG она действительно выделялась. Например, главный герой не умеет читать — этому нужно учиться, как и обращению с оружием. Кроме того, в сюжете присутствуют реальные исторические личности, а локации воссозданы на основе архитектурных памятников.

Assassin's Creed

Игры серии Assassin's Creed можно ругать за множество вещей, но одного у них не отнять — они дают возможность поучаствовать в самых разных исторических событиях. Мы помогали Леонардо да Винчи с изобретениями, следили за обретением американскими колониями независимости и даже видели штурм Бастилии. Начиналось же всё с Крестовых походов.

Сейчас-то уже все привыкли к тому, что ассасины хорошие, а тамплиеры плохие. А когда-то такой подход был весьма свежим, как и некоторые другие особенности, ставшие визитными для серии, а позже благополучно забытые. Например, социальный стелс, который позволял прятаться не в ящиках или кустах, а в толпе. Говорят, его вернут в Assassin's Creed Valhalla — следующем тайтле франшизы. Его события, кстати, тоже будут происходить в Средневековье, только не на Ближнем Востоке, а в Англии.

A Plague Tale: Innocence

Игры как ни один другой вид искусства подвержены стереотипизации главных героев. Только присмотритесь: мы всегда берём на себя роль одних и тех же избранных великих воинов. Поэтому любые необычные протагонисты, позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию под новым углом, всегда привлекают внимание.

Главных героев A Plague Tale: Innocence всё же нельзя назвать совсем обычными, но, по крайней мере, это не очередные рыцари или суперубийцы. Игра рассказывает историю сестры и брата, спасающихся от инквизиции. Помимо трогательного сюжета, A Plague Tale может похвастаться неплохими игровыми механиками. Поскольку любой открытый бой — это практически верная смерть, сражения превращаются в своеобразные стелс-головоломки с использованием окружения.

The Sims Medieval

Неожиданно, правда? Я вот постоянно забываю, что в серии The Sims была часть про Средневековье. Как-то уж слишком сильно устоялось представление о франшизе как об этаком кукольном домике. Кроме того, в последние десять лет разработчики особо не экспериментировали с серией, как это было в начале 2000-х.

Помимо средневекового сеттинга, Medieval отличалась от основной серии ещё и геймплейно. В номерных частях игроки получали симулятор жизни практически в чистом виде — у тебя есть герой, механики и мир, дальше развлекай себя сам: ешь, молись, люби и далее по списку. The Sims Medieval же заметно клонит в сторону стратегий и RPG — есть какие-никакие квесты, строительство целого королевства и возможность управления разными персонажами, а вот механики жизни и строительства, наоборот, существенно ограничили.

Reigns

От симулятора жизни в Средневековье можно смело переходить к симулятору короля. Строго говоря, под этот термин подходит практически любая стратегия — в Crusader Kings II, например, есть вполне развитая RPG-механика. Поэтому имеет смысл найти что-то более необычное. К примеру, как вам понравится смесь текстового квеста и Tinder?

Ладно, возможно, от Tinder в Reigns только механика свайпа картинок, однако именно она во многом определяет игру. Суть геймплея сводится к принятию решений как раз таки этими самым свайпами — да или нет. Делать это нужно осторожно, потому что каждое действие пользователя влияет на положение одного из четырёх параметров. Если баланс будет нарушен, игрока ждёт одна из нескольких очень интересных, но одинаково летальных концовок.

Подобная буквально однопальцевая механика управления делает Reigns отличным выбором для игры в пути. Если же оригинальный тайтл надоест, у него есть спин-оффы про королеву и по мотивам «Игры престолов».

Yes, Your Grace

Концептуально Yes, Your Grace — это почти полная копия Reigns, ведь в основе её геймплея также лежит принятие решений в ответ на просьбы подданных. Однако эта игра предлагает чуть больше возможностей.

Во-первых, здесь есть цельный и при этом весьма неплохой сюжет (во всех Reigns тоже есть история, но уж больно специфически она подаётся). Во-вторых, здесь есть множество разных героев. В-третьих, одним только выбором реплик геймплей не ограничивается, хотя и не уходит куда-либо за рамки текстового квеста. Из очевидного также можно отметить визуальное и музыкальное оформление. Вместо низкополигональных портретов здесь полноценные уровни в стиле пиксель-арта.

Banished

Кстати, про королей и иже с ними. Каждый фанат стратегий знает, что руководить страной непросто. Да что там, даже управление маленькой деревней — это уже вызов, справиться с которым удаётся далеко не всем. Если вы сомневаетесь в этом и думаете, что после создания империй менеджмент села в три дома — это плёвое дело, тогда познакомьтесь с Banished, созданной одним-единственным разработчиком.

Обычно эту игру называют градостроительным симулятором (ну или деревнестроительным), и в общем и целом это определение полностью верно. Здесь действительно нужно строить поселение — возводить здания и организовывать производства. Вот только это далеко не основное занятие: большую часть времени вы проведёте не за планированием экспансии, а пытаясь просто-напросто поддержать жизнь своих подопечных. И пусть они, как и подобает средневековым крестьянам, не очень прихотливы, следить за их состоянием придётся очень внимательно. Поселенцы должны быть одеты, согреты и накормлены, но главное — они должны плодиться и размножаться. Потому что жизнь в Средние века была очень тяжела и скоротечна.

Life is Feudal: MMO

Говорят, что с другом любая дорога веселее. Вероятнее всего, это касается и средневековых дорог. Что делать, если вы с товарищами очень хотите отправиться в феодальный мир, а любые посиделки в Mordhau неизбежно заканчивается отрубанием голов? Самое время собрать пати в Life is Feudal: MMO.

С порога (то есть со страницы магазина) Life is Feudal: MMO обещает подарить чуть ли не лучший реалистичный мультиплеерный средневековый опыт. Возможно, разработчики даже не особо лукавят, ведь реалистичных средневековых MMORPG не то чтобы очень много. Здесь же вдобавок есть свободная экономика, механики терраформирования и обширные возможности по отыгрышу крепостных крестьян (ну или кого статусом повыше, если вы настолько хороши).

Это были 15 отличных игр про Средние века, но далеко не единственные в этом сеттинге. Расскажите и вы про свои любимые тайтлы о рыцарях и замках. Мы в этой статье ограничились только теми, где нет или почти нет сверхъестественного. Но это не мешает вам обсудить заодно и лучшие фэнтезийные средневековые миры: The Witcher или Dragon Age, Gothic или Diablo.

Смотрите также:
Топ лучших игр на ПК
Лучшие игры жанра Хоррор
Топ лучших игр жанра Экшен

Комментарии