Вакансий для программистов с каждым днем, кажется, только прибавляется: сегодня знать азы какого-нибудь Python постепенно становится такой же нормой, как владение базовым английским. При этом учиться программировать все же не такая простая задача, и приступить к ней хочется как-то попроще — например, в формате видеоигры. Cybersport.ru предлагает десять тайтлов, в основе которых лежит обучение написанию кода в игровой форме: реальный синтаксис и нюансы, конечно, все равно придется подтягивать, но в алгоритмировании предложенные варианты могут здорово натаскать.
7 Billion Humans
Необычная игра, в которой предстоит с помощью заготовленных операций отдавать команды офисным работникам, по сути, управляя эдаким компьютером на основе людей. Загадки стартуют с довольно простых, но постепенно разгоняются до действительно головоломных. Сдобрено все это остроумными и странноватыми вставками об офисной жизни и юмором, которым сопровождается большинство уровней. Из бонусов — игра позволяет познакомиться с многопоточностью процессов. Рекомендуется играть на английском, иначе вместо привычных для кода If/Else увидите русские Если/Иначе. Немного сбивает с толку.
Comet 64
По сюжету игрок отправляется в 1984 год и начинает писать программы на машине, похожей на Commodore 64. Местный язык похож на ассемблер, но является его упрощенной версией. По традиции для жанра расширенная документация находится как в самой игре, так и доступна для печати. Суммарное количество головоломок превышает 50, а бонусом идут дополнительные загадки, построенные на других принципах. Для тех, кому не хватает челленджа, предусмотрена онлайн-таблица рекордов, причем соревноваться можно сразу в нескольких категориях.
Exapunks
В альтернативном 1997-м мир стал мрачным местом. Игрок берет на себя роль хакера, который вынужденно возвращается к своему ремеслу — за возвращение в профессию загадочный работодатель готов платить лекарством от грызущей тело персонажа болезни фаг, купить которое самостоятельно кажется чем-то из разряда фантастики. Для того чтобы внедряться в чужие системы, хакеру предстоит создавать свои EXA — специальные программы, способные уничтожать, копировать и модифицировать файлы, а также проникать в сеть, не оставляя никаких следов. Документация с основами кода оформлена в виде подпольного зина, а те, кто устал от программирования, могут разложить пару партий в ПАСЬЯНС и попробовать другие игры, которые, правда, для начала нужно найти и взломать.
Human Resource Machine
Еще одна игра от авторов 7 Billion Humans. Как и в предыдущем тайтле, пользователям предстоит программировать офисных работников, а ключевым отличием будет тот факт, что вместо множества сотрудников управлять предстоит одним. Соответственно, о многопоточности речь не идет, зато приходится учиться более лаконичному коду и использованию меньшего количества операций. На более поздних уровнях, впрочем, все равно не выйдет выполнить задачу меньше чем за сотню операций. И, как и в другой игре студии в списке, здесь хватает юмора и странных роликов, полных сарказма на тему работы в офисе.
MHRD
Пожалуй, самая «жесткая» игра в списке. Пользователям предстоит взять на себя роль инженера, который прописывает логику различных компонентов будущего ПК. После изучения прилагаемой документации в руки игроков попадет несколько потенциальных крупных задач в диапазоне от создания сумматоров до полноценного процессора. Каждый дизайн можно протестировать на работоспособность, а созданные ранее модули использовать повторно при разработке более крупных устройств. Есть пара не самых приятных моментов: в игре нет русского языка при большом количестве текстов и, что многим покажется даже более неприятным, отсутствует какой-либо интерфейс.
Robo Instructus
На отдаленной планете робот вынужден выполнять несложные задания. Управлять им, само собой, предстоит игроку, причем используя для этого исключительно код, который постоянно усложняется. Как и в большинстве подобных игр, приводится подробная статистика, где можно сравнить свои результаты с другими игроками, а также попытаться оптимизировать уже существующий код. Трудностью может стать неравномерный ввод сразу нескольких новых механик, из-за чего кривая сложности довольно резко возрастает. Начинать с нее, пожалуй, не стоит, а вот обратиться после знакомства с другими играми из списка — вполне.
Shenzhen I/O
Вторая игра в списке от студии Zachtronics. В отличие от Exapunks, здесь пользователь возьмет на себя роль инженера, работающего на китайскую компанию. В процессе предстоит не только писать код, но и заниматься созданием микросхем, правильно располагая компоненты на платах. Местный мануал насчитывает более трех десятков страниц, а в саму игру, помимо основных заданий, вшиты различные мини-игры и возможность самостоятельной разработки приложений для различных устройств, которые были созданы ранее. Бонусом идет история о трудоустройстве в коллектив в другой стране, в котором не так-то просто прижиться.
Silicon Zeroes
Симулятор создания различных устройств, идейно похожий на вышеупомянутую MHRD. В отличие от нее, здесь присутствует графический интерфейс, а вот процесс написания кода сведен к необходимому минимуму — вместо него здесь нужно управлять логическими операторами и готовыми модулями для выполнения различных задач. Принцип тем не менее похож именно на кодинг — разве что вместо того, чтобы создавать с помощью команд программу, здесь приходится управлять готовыми модулями. Для тех, кто осилит основную кампанию (она рассказывает о стартапе в Кремниевой долине 1960-х), предлагается усложненный режим с вводом новых условий, разобраться с которыми действительно непросто.
TIS-100
И снова Zachtronics. В руки игрока попадает выдуманная ЭВМ с многопроцессорной архитектурой, где приходится решать различные задачи — от простейших до куда более сложных. Все в лучших традициях разработчика: мануал лучше распечатать на бумаге и использовать по необходимости, задачи имеют множество различных решений (есть даже ачивка за «антиоптимизацию» первого простейшего кода), а сама игра скрывает множество тайн, раскрыть которые не так-то просто. Интерфейс оформлен в лучших традициях устройств 1980-х, причем сделан настолько искусно, что с ходу распознать, что это игра, удается с трудом. Помимо основных головоломок, присутствует режим «песочницы», в котором можно экспериментировать с устройством и даже создавать собственные небольшие игры внутри визуальной консоли.
While True: learn()
Игрок берет на себя роль программиста, занимающегося изучением нейронных сетей. Неожиданно он узнает, что его кот может дебажить куда лучше него самого, и теперь важной задачей становится разработка интерфейса, который позволит с котом общаться. В процессе придется учить нейронные сети, разбираться в тонкостях машинного обучения и искусственного интеллекта. Конечно, в игровой и упрощенной форме, но получить общее представление о процессах вполне реально. Разработчики отдельно отмечают, что в основу тайтла легли реальные проблемы, решаемые с помощью нейросетей. Бонусом идет, собственно, котик, который присутствует в игре, а также возможность кастомизировать рабочее место — можно, например, поставить перед ПК кустик алоэ или аниме-фигурку.