advertisement banner
i
C

13 июня в Yota Arena прошел финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. На мероприятии Cybersport.ru побеседовал с кастером RuHub Дарьей Eiritel Морозовой. С ней мы обсудили развитие студенческого киберспорта, прогресс состава Team Spirit по Dota 2, а также отличия комьюнити в разных дисциплинах.  

— Мы с тобой находимся на финальном ивенте Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Прежде всего — как тебе сам турнир?

— Замечательно. Все студенческие лиги проходят здесь, в Yota Arena, позволяя нам воочию увидеть всех этих киберспортсменов. Сама система чем-то футбольную напоминает — чем чаще какая-то сборная выходит в топ, тем очевиднее становится, что в этом университете высокий уровень подготовки игроков. Например, питерский Политех, Дальневосточный федеральный университет и УрФУ постоянно играют в финалах. 

И это интересный момент, что в университетах, где учатся топовые киберспортсмены, существует поддержка игроков: у ребят своя форма, буткемпы и так далее. Здорово, что игрокам помогают с развитием еще на этапе студенческих соревнований, и они могут благодаря этому и дальше расти в этой сфере. Некоторые участники студенческой лиги потом выступали на международных турнирах. Например, тот же LLIoKoJIaD в Hearthstone и тут выступил, и на Masters отбирается.  

— Как тебе кажется, уровень игры на таких турнирах растет с годами?

— В лиге участвуют несколько сотен университетов, но до финалов доходят одни и те же. Чтобы это исправить, в некоторых университетах должен в целом измениться подход к киберспорту. Например, в моем университете — МГУ — только недавно создали подкафедру киберспорта. Там уже начали собирать сборные по Dota 2 — это не просто группа энтузиастов, а именно полноценные коллективы, которые будут получать должную поддержку. 

— Что главное для участников таких турниров: просто повеселиться с друзьями на LAN-ивенте или заявить о себе в киберспорте? 

— Тут разные люди с разными намерениями. Например, ребята, которые дошли до финала в турнире по CS:GO, — у них серьезные амбиции пробиться на мейджор, попасть в топовые клубы. Для других же это просто развлечение, способ весело провести время в компании. Любой LAN-турнир — это хороший нетворкинг, шанс встретиться с людьми, у которых похожие увлечения. 

— Велика ли вероятность, что кто-то из участников студенческой лиги попадёт в большой киберспорт? 

— Есть парочка людей, которые уже показали, что это возможно. Помимо LLIoKoJIaD, есть еще MODEUS, который сейчас стал чемпионом турнира по StarCraft II, — он уже игрок с именем. В Dota 2 и CS:GO мне запомнились случаи, когда людей, проявивших себя еще на стадии отборочных, потом приглашали в профессиональные команды. Но это скорее истории, связанные с Кубком России, а не студенческой лигой. 

— На этом турнире ты выступала не в качестве комментатора, а в роли ведущей студии аналитики. Как тебе смена амплуа, тяжело было адаптироваться ко всем представленным здесь дисциплинам? 

— С некоторыми дисциплинами можно разобраться по ходу дела, а с другими становится ощутима нехватка бэкграунда. Хотя конкретно это не всегда играет такую уж огромную роль. Конкретно на студенческой лиге мне (спасибо организаторам) предоставили интересную информацию по каждому из участников. Поэтому, даже если они не выступали на турнирах до этого, можно было узнать об их других увлечениях и планах. Поэтому работать было комфортно. 

— С какой дисциплиной было легче разобраться, а с какой — сложнее? 

— С Hearthstone и Clash Royale было легче, потому что я уже видела трансляции по ним раньше, пусть сама и не комментировала. А вот со StarCraft II было посложнее — для меня это новый жанр. Например, в профайлах игроков был пункт «Любимые стратегии», и для меня это был просто набор непонятных слов. Так или иначе, у меня никогда не было стремления работать только над одной дисциплиной — чем больше я узнаю нового, тем мне интереснее. Я всегда открыта для подобного нового опыта и готова попробовать себя в новых играх.

— Над какими дисциплинами тебе было бы интересно поработать? 

— У меня был очень интересный опыт год назад на Mobile Legends. Мне вообще понравился концепт мобильных MOBA, хотя изначально я скептически к этому относилась. Но по итогу мне действительно было приятно там работать. К тому же само комьюнити оказалось безумно дружелюбным, хотя для них я была абсолютно чужим человеком. Было здорово: с одной стороны, приятное комьюнити, а с другой — и сама дисциплина была для меня прямо глотком свежего воздуха. Игра очень динамичная и быстрая, по сути, это та же League of Legends, но при этом позволяет взглянуть на жанр MOBA под другим углом. Поэтому я бы с большим удовольствием прокомментировала и другие мобильные MOBA, например Wild Rift. Хотя, конечно, для этого нужна серьезная подготовка, ведь жанр предполагает, что тебе нужно изучить огромное количество информации, чтобы разобраться самому и донести что-то до зрителя. 

Mobile Legends

Помимо этого, я начала изучать Valorant, и она мне доставляет искреннее удовольствие. Во-первых, в ней тоже комьюнити, для которого хочется работать, а во-вторых, сама игра оставляет приятные впечатления, в какой-то степени даже ностальгические, потому что мне Valorant напоминает Overwatch, в которой я провела несколько счастливых лет жизни. 

— «Приятное комьюнити» — словосочетание, которое редко можно услышать в нашем регионе. Почему в некоторых играх оно оказывается дружелюбнее, чем в других? Потому что просто меньше?

— Скажем так, у нас бывали случаи, когда при становлении дисциплины лидеры мнений были не особо сдержанны в словах и поступках, и это задавало не очень хороший тон и пример всем остальным. Поэтому атмосферу в комьюнити определяет не только его размер, но и молодость самой дисциплины. В более старых дисциплинах и комьюнити такое, матерое — оно не злое, именно матерое. В новых дисциплинах люди все-таки поприятнее. К тому же в играх Riot Games есть довольно жесткая модерация: компания следит за поведением игроков в тех же социальных сетях и на трансляциях. 

Была трансляция по Valorant, матч только начался, но на стриме не отображались мини-карта, полоски здоровья и прочее — худ игры отсутствовал. И весь чат, вместо того чтобы писать какие-то оскорбления, начал дружно спамить фразу: «Нет худа без добра». Это был забавный добрый мем по отношению к технической проблеме, которую, возможно, в другой дисциплине бы не простили. И этот момент меня очень сильно умилил. Я не говорю, что комьюнити CS:GO или Dota 2 плохое, однако определенная разница все-таки есть. 

— А получится «улучшить» комьюнити условной Dota 2, последовав примеру Riot Games, или это и не нужно? 

— Мне кажется, это уже невозможно сделать. Просто сами дисциплины старые. Есть люди, которые с пеленок катают в Counter-Strike или «Доту», а новички, которые пришли недавно, видят, как ведут себя остальные, и подстраиваются. Не зря же есть огромное количество мемов о том, что представляет собой матчмейкинг в Dota 2. То есть это такая вещь, которую уже не вытравить, да и лично я не слишком из-за этого грущу. 

— Если говорить про комьюнити Dota 2, то оно заметно лучше стало к тебе относиться, судя по тем же комментариям на Cybersport.ru. С чем это связано: так сильно изменилась ты сама или комьюнити? 

— Это изменение комьюнити, потому что в принципе к женскому голосу раньше иначе относились. Когда я начинала года четыре назад, то отношение к женщинам-кастерам было более резкое. Сейчас комментариев в стиле «иди на кухню» или «женщинам не место в киберспорте» всего несколько процентов, хотя раньше такой была половина сообщений. Это действительно изменение комьюнити — оно привыкло и перестало оценивать мою работу с этой точки зрения. Понятно, что всегда есть зрители, которые тебя любят и не любят просто потому что. Однако общее отношение к девушкам стало таким же, как и кастерам-мужчинам, а необъективная оценка ввиду каких-то предрассудков полностью ушла. 

Eiritel и LighTofHeaveN

— У тебя сейчас весь твиттер забит сообщениями о Team Spirit. Как ты стала фанаткой команды? 

— Я наблюдала за Yellow Submarine еще в квалификациях на EPIC League, где команда прошла очень долгий путь, а потом сыграла в финале отборочных с Just Error. Ту bo5 команда проиграла со счетом 2:3. Тогда уже довольно долго шел карантин, и многие составы уже... не то чтобы приелись, но эмоционально я к ним перегорела. 

Я кастила за тот период такое количество Dota 2 и CS:GO, что в какой-то из рабочих дней могла вообще не испытывать никаких эмоций по отношению к играм, хотя там могли быть яркие моменты. А на матче Yellow Submarine и Just Error я получила огромное удовольствие от просмотра. Тот хайп и напряжение, которые были в том поединке, — я по ним к тому моменту действительно соскучилась. Позже Yellow Submarine взяла реванш у Just Error, а потом коллектив подписала Team Spirit. В первом сезоне DPC было обидно, что из-за замены, которая в том числе отняла у него очки, коллектив занял четвертую строчку и не попал на первый мейджор. Однако было заметно, что команда окрепла — она была похожа на раннюю VP.P, когда состав только собрался. 

Во втором сезоне я очень внимательно следила за Spirit. Правда, в матче против Virtus.pro топила за VP, так как искренне желала для Team Spirit групповой стадии мейджора, потому что коллективу нужно было набраться опыта на LAN и сыграть там как можно больше матчей. И потом я ни одной секунды каток не пропустила, когда дело касалось самого мейджора. Действительно, это было большое напряжение, особенно в переигровке, дичайший камбек. Для меня это был огромный взрыв эмоций от игры. Раньше такое бывало, когда Virtus.pro в своем «золотом» составе играла на мейджорах. И тут впервые за долгое время коллектив из СНГ участвует в матче, где очень много было на кону, и справляется! Тепло в душе просто бесконечное! 

Team Spirit. Источник: WePlay Esports

Поэтому я считаю, что Spirit заслуживает гигантской любви и поддержки. Хотя, в принципе, любая команда этого заслуживает, потому что, как мне кажется, часть нашего комьюнити, которая любит похейтить, не понимает, что от гнобления еще ни один игрок не стал лучше. Мало того что, условно, он проиграл важный матч, так его еще и сверху топят болельщики. Учитывая, что парни у нас молодые, многие из них могут не выдержать этого морального давления и сломаться. Ребята из Spirit еще говорили, что много читают комменты; я надеюсь, что если они это делали, то попадали на самые лучшие и добрые. 

— А в чем проблема Virtus.pro на AniMajor? 

— VP оказалась жертвой обстоятельств, жертвой DPC. Сейчас уже стало понятно, что все команды, которые заняли топ-1 региона, кроме T1, получили не преимущество, а, наоборот, дополнительные трудности. Этот разогрев в группе имеет огромное значение. И тот матч за топ-1 в региональных отборочных, в котором так отчаянно сражались Team Spirit и VP, — далеко не та ситуация, в которой стоило потеть. 

Virtus.pro. Источник: WePlay Esports

— То есть система DPC оказалась неудачной? 

Сейчас получилась спорная система DPC, в том числе из-за распределения очков. Однако мне кажется, что подобный формат принесет пользу через несколько лет. Уже сейчас заметно, что организации имеют чуть больше возможностей поработать с теми составами, что у них есть, — не будет беготни из ростера в ростер. Поспешных решафлов лучше не делать, иначе окажешься в такой же ситуации, как NAVI. Мне кажется, за счет этого вырастет стабильность сцены. Каждый из слабых регионов очень сильно подтянется. И годика через два-три подобных сезонов уровень Dota 2 в отстающих регионах будет гораздо выше.  

— Стоит ли сохранить текущую систему DPC на следующий сезон? 

— Мне кажется, тут действительно работа на перспективу. У тебя есть несколько регионов, в которых часто были жалобы, что денег у тир-2 и тир-3 сцен просто нет и они умирают. Эти лиги поддерживают в том числе тир-2 и тир-3 сцены, а те же командные бандлы материальную помощь оказывают. Как показал опыт этого сезона, даже если ты не медийная команда, но у тебя креативный крутой набор, то ты можешь огромное количество денег с этого получить. Плюс к этому четкое расписание и правила, которые дают понимание, когда ты играешь, когда можешь проводить замены, чтобы ты мог просто сфокусироваться на развитии своего состава в течение сезона. Эта большая стабильность для организаций и самих игроков должна принести плоды. 

— Ну и в конце, как фанатка Team Spirit, скажи, пройдет команда на The International? 

— Здесь самая большая темная лошадка для всех — NAVI. Они собрали, как это часто у нас бывает, хороший состав на бумаге, а как он сыграет в итоге — бог его знает. Ребята, которые собрались в NAVI, замотивированы — они специально собрали стак в этот момент, чтобы пракки поиграть с теми командами, которые на мейджор приехали, чтобы получить опыт игры с клубами из разных регионов. К тому же они замотивированы играть именно друг с другом. С другой стороны, у нас частенько бывает, что эта мотивация куда-то быстро улетучивается. Поэтому понятия не имею, как они отыграют. Если убрать из этого уравнения переменную в виде NAVI, то квалификация — легчайшая для Spirit. 

Ссылки по теме

«У HR мертвый состав по той же причине, что и у NAVI, — у тебя на третьей позиции отсутствует игрок» — интервью с Inmate
«У HR мертвый состав по той же причине, что и у NAVI, — у тебя на третьей позиции отсутствует игрок» — интервью с Inmate
0
«Отношение Riot Games к Valorant гораздо лучше, чем у Valve к CS:GO» — интервью с Anishared
«Отношение Riot Games к Valorant гораздо лучше, чем у Valve к CS:GO» — интервью с Anishared
0

Комментарии