i

Чемпион Европы по шахматам Ян Непомнящий: «12 лет назад был в одном клане с Dread и Solo»

Лучший российский шахматист согласно рейтингу ФИДЕ, Ян Непомнящий, рассказал Cybersport.ru о своём увлечении компьютерными играми. В интервью он вспомнил, как впервые познакомился с Dota 2 и Hearhstone, а также сравнил карточные игры с шахматами.

Источник: Vesti.Ru
Источник: Vesti.Ru

— С шахматами ты познакомился, когда тебе было четыре года. А когда ты впервые увлекся играми? С чего все началось?

— У меня в детстве не было компьютера. Наши знакомые, когда уезжали в другой город, оставляли нам 386 или 486 с MS DOS. На них были разные игрушки: «Поле Чудес», самолетные симуляторы и все в таком духе — это и было мое первое знакомство с играми. Но это не сильно увлекало. Через несколько лет, когда мне было 11, мне показали «Героев Меча и Магии». На моем компьютере они не шли, но каждый раз, когда была возможность поиграть у других, я с удовольствием это делал. К 12 годам у меня появился первый ноутбук, на котором шли такие игры. И первое, что я сделал, — купил диск с четвертыми «Героями». Я был очень доволен.

— Как познакомился с киберспортивными играми?

— «Доту» мне показали сравнительно поздно, в году 2006-м. Поэтому я не суперолдскул, по сравнению с НСом или Лостом. Игра мне понравилась, поскольку она была командной, в нее можно было играть с друзьями. Даже против ботов в то время было интересно. Сейчас вон тоже становится интересно играть с ботами.

Поиграв годик, я узнал, что есть сильные команды. В то время еще играли SAY_PLZ, то есть sP[Palit — олдскулы, наверное, помнят. Virtus.pro играли. Я не помню, в каком году, может быть, в 2008-м я приходил зрителем на ASUS в «Кликнет» на Пятницком шоссе. Там проникался атмосферой, но сам был далек от профессиональной игры.

Постепенно рос мой скилл, и я стал много играть на разных инхаусных лигах [лиги по инвайтам, устраивались в том числе на каналах в mIRC — прим. ред.]. Я был в одном клане на Battle.net с Dread и Solo. Это было лет 12 назад.

Кроме Dota, еще играю в Hearthstone. Такая дисциплина для одного человека более удобна. Понятно, что там нужно тренироваться, нужен спарринг-партнер, с которым обсуждаешь теорию, декбилдинг и прочее, но на самом деле можно и одному все делать. HS мне показал Саша Дашкевич aka XBOCT. Говорил, что «очень хорошая игра, бета вышла, попробуй». Мне поначалу она не понравилась — какая-то детская, глупая, но потихоньку втянулся.

Источник: Ruspekh.ru
Источник: Ruspekh.ru

— А почему не стал профессиональным игроком? Времени не хватало или не было желания?

— У меня никогда не было профессиональной команды, потому что у меня было не так много времени. Мое основное занятие — шахматы, они в приоритете.

Для меня переломным был турнир ASUS в Киеве. Я прилетел с крупного шахматного турнира в Голландии, и у меня было несколько свободных дней. Меня позвали на ивент по «Доте», и я согласился, так как никогда не был в Киеве. Съездили, заняли первое место, это стало неожиданностью. Получили приз, поделили на команду и с трудом отбили затраты на билеты. В то время в киберспорте не было никаких денег, по крайней мере в «Доте». Я подумал, что и смысла большого в этом всем нет, так как зарабатывать сложно.

По иронии, через 3-4 месяца анонсировали первый The International с уже немного другими призовыми. Я оценил иронию, потому что к тому моменту я ни с кем плотно не был сыгран, команды уже были укомплектованы, сформированы. И у меня не было никакой возможности и желания куда-то вклиниться.

Первый The International — это большой прорыв, с которого начался расцвет киберспорта. Сейчас началось уже «цветение».

— Кто-то из шахматистов еще играет в киберспортивные игры?

— Очень многие. Например, Петр Свидлер — восьмикратный чемпион России, многократный чемпион мира в составе сборной, олимпийский чемпион. Я показал ему Hearthstone на какой-то из Олимпиад, думая, что Петр Вениаминович будет меньше играть в покер, станет больше играть в HS; чтобы его как-то разгрузить. Игра ему понравилась. С 2014 года он по сей день в нее играет. Не знаю, что насчет покера, но, видимо, добавил ему дополнительное занятие (смеется).

Молодой петербургский гроссмейстер Кирилл Алексеенко много играл в Hearthstone. Он именно гриндил, заходил в топ-50 Европы. При этом он очень способный шахматист. Еще в HS играет участник сборной России — Женя Томашевский.

Hearthstone неприхотлив, в него можно играть с любого интернета, из любого места, не нужно с собой ничего возить. Неважно, с планшета или телефона играть. Если есть время — можно играть.

У меня много знакомых шахматистов, которые играют в «Доту», но не на профессиональном уровне. Мы общаемся в интернете с чемпионом мира Карлсеном. Как-то раз он мне пишет поздно ночью:

— Что делаешь? Не спишь?
— Не сплю.
— А ты смотришь мейджор?

Я удивился. Говорю:

— Что? Мейджор? Нет. А кто там играет?
— Ну вот, прикольно, так-то и так, EHOME играют.

Ну и все в таком духе.

Он сфоткался где-то в аэропорту с Puppey, был очень доволен.

Еще есть игрок в Hearthstone — StanCifka. Был одним из топовых игроков. Он международный мастер по шахматам. Но как шахматиста я его вообще не знаю, только как стримера и игрока.

StanCifka за партией шахмат
StanCifka за партией шахмат

— Разработчики Hearthstone часто любят сравнивать свою игру с шахматами. А вот обычные любители киберспорта считают, что такое сравнение неуместно. Так можно ли сравнивать эти игры?

— Касательно разработчиков HS, в какой-то момент CEO игры вел переписку со мной и Петром Свидлером. Спрашивал у нас, что мы хотим улучшить, изменить, что нам нравится, а что нет, что мы думаем про дополнения, механики. Это было на протяжении нескольких месяцев. Разработчики пытались собрать для себя полезный бэкап.

Сравнивать Hearthstone с шахматами сложно, так как HS, как и любые карточные игры, — это в высокой степени вероятностная игра. Игра скорее немного похожа на судоку. Хоть я ни разу и не играл в него, но знаю, что там куча мелкого счета, какие-то цифры. В целом принцип мышления немного похожий, нужно все время думать; есть варианты, как поступить.

Что касается стратегий, то мне сложно судить, потому что я не играл в HS профессионально. Я входил в топ-10 Европы в ладдере, но я не занимался гриндом на серверах. Это довольно серьезное занятие, как в WoW, где, чтобы состоять в топ-гильдии, нужно иметь пять вкачанных персонажей, которые потом друг друга бафают и готовят к взятию world’s first and server’s first. Так и в HS — нужно много времени инвестировать.

В HS много мелкого счета, нужно постоянно держать мозги в тонусе. Это похоже на шахматы, но, с другой стороны, все омрачается большим количеством рандома и неудачными изменениями в механиках. В прошлом году я довольно много играл, и было совершенно омерзительно, что по прошествии двух ходов уже в принципе одному можно консидать, потому что игроки поняли архетипы колод. Ну, условно, ОТК Паладин против контроль-колоды: можно просто ливнуть. Ну и так далее.

Источник: Egamersworld
Источник: Egamersworld

— Ты играл в популярную «шахматную» кастомку для Dota 2?

— Играл, конечно, как только она появилась. Я в тот момент был на [шахматном] турнире в Голландии, зашел в Dota 2, скачал кастомку, но не разобрался: там все было на китайском, еще не было локализации. Подумал, что это очередная отстойная ТДшка, но почему-то потом ее активно хайпили и форсили в твиттере. Я вернулся домой, посмотрел, что все играют только в Auto Chess, все хартстоунеры были в ней, все топ-стримеры играли в нее. Я начал поигрывать немного. Не могу сказать, что успешно, я больше играю for fun, паблики с друзьями. Сыграл пару сотен игр.

DAC немного длинная для кастомки. Все-таки в HS игра длится полчаса, если долгий матчап, а средняя продолжительность в Auto Chess — 30-40 минут, за это время можно партию в Dota 2 сыграть. Но кастомка интересная, видно, что разработчики стараются, что-то делают с балансом. Но я не уверен, что мы увидим ее в ближайшее время на киберспортивных мероприятиях, там еще все сыровато. От шахмат же связь небольшая, кроме доски 8 на 8 сложно уловить что-то общее.

— Ты был статсменом на одном из The International. Есть желание повторить?

— У меня тогда был свободный месяц, и я хотел какую-нибудь турпоездку. Вилат как раз мне написал, что есть вакантное место статсмена. Я на тот момент был немного в инактиве, мало играл в последние несколько лет. Но научиться обрабатывать информацию несложно. Valve всех принимали, так что по деньгам было не особо накладно, а мне хотелось вживую посмотреть на чемпионат мира.

Конкретно статсменом в дальнейшем быть не хочется, потому что это очень тяжелая работа. Ты реально 10-12 часов в день сидишь за компьютером — комментаторы меняются, статсмен остается. Ты не можешь передохнуть, работаешь на всех играх. А вот сидеть в аналитике или комментировать — так мне больше по душе.

Я разок приходил в RuHub, меня звали комментировать пару игр. Не знаю, как получилось, но вроде сильно не ругали. Но, наверное, стоит чаще этим заниматься, чтобы качество контента было выше.

Ян Непомнящий комментировал ESL One Hamburg 2018 в составе RuHub
Ян Непомнящий комментировал ESL One Hamburg 2018 в составе RuHub

— Это было на ESL One Hamburg 2018. Мы тебя когда-нибудь еще увидим в такой роли комментатора?

— Желание есть, но боюсь, что нет возможности. В этом году шахматный календарь настолько суров, как будто его делали в Челябинске. Начиная с мая турниры идут друг за другом. До сентября-октября у меня будет всего три недели, чтобы передохнуть. Этого мало, ведь это время нужно использовать для восстановления сил. Но в теории комментирование — это весело, фаново. Одна из проблем шахмат — в интернете их никто не смотрит в сравнении с популярными играми.

— В таком плотном графике шахматных турниров удается хоть немного последить за киберспортом?

— Мы все-таки живем в 21 веке. В 2к19 люди смотрят интернет, серфят. Я с утра захожу на новостные ленты. Когда идет какой-то крупный ивент по типу мейджора или майнора, где играют наши команды, понятно, что я не буду смотреть все игры через мультитвич, но если будет время посмотреть гранд-финал, то с удовольствием это сделаю.

— Не так давно боты из OpenAI победили OG, а затем выиграли 99% матчей у обычных команд. Как тебе развитие и прогресс ИИ в играх?

— Компания Google взялась за интеллектуальные игры — для начала они обыграли человека в го, хотя раньше это никому не удавалось. Называлась эта программа AlphaGo. Победа получилась уверенной, и после этого Google принялась за шахматы. Но там компьютеры уже давно доказали, что они сильнее человека. Например, есть сильнейшая шахматная программа Stockfish, и нейросеть AlphaGo обыграла Stockfish из 100 партий около 25 раз, остальные сведя вничью. Эта программа самообучалась. Каждый час она тратила на обучение и развитие. Поэтому неудивительно, что такое происходит в играх.

Первые боты — например, в Warcraft, — умели добивать крипов, но на этом «их полномочия, собственно, все». А сейчас все это шагнуло вперед — у ботов появился тимплей. Конечно, выставлять команду AI на The International пока рано, проект все-таки сырой, но прогресс впечатляет. Прошла всего пара лет с момента, когда Dendi играл шоу-матч против компьютера. За эти годы они создали команду ботов, которая выигрывает почти все матчи. Да, какие-то коллективы нашли против них тактику, нашли закономерности, я читал статью про то, что они инвиз нормально не определяют. Но теперь боты потратят время на самообучение против этого.

Комментарии