Статья

Valve убивает Dota 2? Почему все снова хоронят игру

Тезис о том, что Dota 2 умирает, обсуждается уже долгие годы. Сначала Valve критиковали за баги, затем — за редкие апдейты, после — за отсутствие внятной турнирной системы, нехватку туториалов, недостаток рекламы… И с тех пор ничего не изменилось! В условиях пандемии соревновательная «Дота» фактически встала на паузу (онлайновые лиги не в счет), и теперь все эти проблемы вышли на первый план, но Valve по-прежнему продолжает хранить молчание, а комьюнити — постепенно сходить с ума.

Соломенные шляпы и забытые функции

Рабочий процесс в Valve выстроен необычным образом: сотрудники не привязаны к конкретным командам и потому могут свободно перемещаться в структуре компании (или в отдельных случаях получать назначения на наиболее «горящие» проекты). В 2012 году программист Майкл Эбраш в заметке попытался опровергнуть слухи о том, что в Valve творится хаос, но получилось у него вот это:

Майкл Эбраш
Майкл Эбраш

«Не думайте, что люди приходят каждый день и рандомно занимаются чем захочется. Компания определенно не одобрит, если программист решит пойти в свободную комнату и плести там соломенные шляпы (однако если он хочет написать утилиту, которая позволит людям плести и продавать виртуальные соломенные шляпы, то всё в порядке)».

Звучит очень творчески! Но давайте пофантазируем: что будет с чудо-утилитой после того, как единственный фанат соломенных шляп в Valve вдруг охладеет к ним и решит заняться созданием DLC для Half-Life? В комьюнити считают, что её забудут — ровно так и произошло с Dota Plus.

Онлайн Dota 2 с момента запуска в 2012 году
Онлайн Dota 2 с момента запуска в 2012 году

На момент запуска платная подписка на «Доту» казалась блестящей идеей: расширенная статистика, прокачка героев, эксклюзивные скины, испытания, гайды… Всё то, за чем игроки были вынуждены ходить на сторонние сайты, оказалось доступно прямо в клиенте. Вот только с тех пор сервис обновился один раз — и всего лишь добавил немного косметических айтемов. Кроме того, Valve уже более чем на полгода опоздала с обнулением рейтинга, хотя сама поставила себе этот дедлайн. Деньги с подписок при этом продолжают капать.

Проблема здесь не в самой Dota Plus — оплачивать её по-прежнему можно хотя бы ради возможности апнуть 25-й уровень на Meepo или Techies, чтобы внушать ужас всем оппонентам уже со старта игры. Но это далеко не первая функция, о которой Valve попросту забыла — видимо, из-за того, что кому-то в офисе захотелось сменить поле деятельности.

Аналогичным образом Valve забросила механику статуй на базе; погодные эффекты, для которых есть отдельный слот в настройках, но которые можно получить только на сторонних площадках; интерфейсы; кинетические самоцветы; инструментарий для создания пользовательских ботов; систему тренерства; раздел с обучением; миссии кампании… И именно поэтому сегодня «Дота» — не только отличная игра, но еще и кладбище сырых, нерабочих механик, что портит общее впечатление у новичков, которые всё же рискнули с ней познакомиться.

Тренировка ластхитов появилась в Dota 2 несколько лет назад — но с тех пор раздел не обновлялся
Тренировка ластхитов появилась в Dota 2 несколько лет назад — но с тех пор раздел не обновлялся

Примеры для подражания

Иронично, но сайт Dota 2 в Китае, созданный Perfect World, имеет всё то, чего не хватает оригиналу: официальные форумы, гайды, конкурсы, чтобы привлекать новых игроков, и даже киберспортивные новости. Что-то подобное пыталась сделать и Valve — компания даже выпустила специальное приложение DPC, вот только через пару месяцев его поддержка прекратилась.

Доподлинно неизвестно, сколько людей работают сегодня над Dota 2, но абсолютно очевидно, что их в разы меньше, чем в большинстве конкурентных студий. Пока Epic Games, Blizzard или Riot выстраивают франшизные лиги с прописанным на год графиком, поддержкой аматерских лиг и профессиональным освещением, Valve более полугода готовит запись в блоге с общей мыслью: «Турниров нет, но вы держитесь».

Это довольно странно, ведь в конце 2019 года стало известно, что разработчики намерены запустить региональные сезонные лиги — система стала бы логичной эволюцией модели DPC, представленной парой лет раньше. Однако когда началась пандемия (то есть фактически в идеальных условиях для запуска подобных ивентов — региональные лиги подразумевали, что клубы будут играть без зрителей) Valve попросту самоустранилась и пустила ситуацию на самотёк. Благо, сцену спасли Epic Esports Events, WePlay! и другие турнирные операторы.

Англоязычная студия OMEGA League. Фото: пресс-служба WePlay!
Англоязычная студия OMEGA League. Фото: пресс-служба WePlay!

Еще одна сопутствующая проблема — отсутствие поддержки тир-2 и тир-3 сцены со стороны разработчиков. Учитывая тот факт, что Dota 2 продолжает конкурировать с другими дисциплинами (и легко обходить — что уж там) по общему призовому фонду, отсутствие киберспортивного отдела в Valve откровенно удручает.

Даже миллион долларов, переданный из казны The International в призовые фонды аматерских лиг в Европе и США, мог бы фактически спасти многие начинающие команды. В конце концов, не каждому суждено быть Мираклом и начинать карьеру с победы на мейджоре. Само наличие понятной механики роста и развития в киберспорте League of Legends — одна из причин популярности игры во всех регионах. В Европе Dota 2 тоже пока жива, но вот в Америке Fear недавно констатировал смерть дисциплины на любительском уровне.

Клинтон Fear Лумиз
Клинтон Fear Лумиз

«Поправьте меня, если я неправ, но в последнем обращении Valve написала “предстоящий сезон”, имея в виду не полноценный сезон DPC, а тот онлайновый ад, который мы видим сегодня. Судя по всему, если ты хочешь попасть в киберспорт в Северной Америке, в Dota 2 тебе делать нечего».

Скелеты в шкафу

В последнее время о смерти Dota 2 стали говорить всё чаще, и это неудивительно: игра стоит на месте, а патчи теперь меняют только характеристики героев. Последнее по-настоящему большое обновление Dota 2 вышло год назад — с ним появились лесные предметы. Что же будет дальше?

Весь гнев комьюнити, вероятно, меркнет в глазах Valve, поскольку призовой фонд несуществующего The International 2020 уже превысил $36,6 млн — выходит, комьюнити вполне устраивает путь развития «Доты» и Battle Pass в качестве единственного нововведения за полгода. Но только вот в такой же погоне за скинами когда-то умерла Team Fortress 2, и между этими двумя играми сейчас нетрудно углядеть параллели: шутер тоже когда-то бил рекорды по популярности, но затем его команда просто решила уйти на другие проекты.

У Dota 2 есть козырь, отличающий игру от Team Fortress 2, — киберспортивная сцена, которая не позволяет разработчикам рассматривать MOBA исключительно как площадку для продажи скинов. Однако снежный ком проблем дисциплины растет уже много лет, а действия Valve, напротив, в последнее время стали носить скорее косметический характер. Возможно, пугающие прогнозы касательно будущего Dota 2 всё-таки имеют под собой основание.

Комментарии