Статья

Профессор «Доты»: история Алана Nahaz Бестера

Сегодня, 3 августа, у Алана Nahaz Бестера день рождения. Cybersport.ru ещё раз вспоминает его историю в киберспорте. Аналитик, статистик и комментатор «Доты», за несколько лет на сцене он перепробовал почти всё, занимаясь киберспортом параллельно с основной работой. В июле он впервые за три года получил приглашение на The International. Что же кандидат наук по экономике с многолетним опытом преподавания делает в «Доте»?

Бестер играет с детства, но мультиплеерными играми он не увлекался. C «Дотой» его познакомил брат жены. Он младше Бестера на 14 лет. Когда тот пытался наладить контакт после знакомства, шурин показал ему игру.

Nahaz заинтересовался: многие элементы напомнили ему любимые стратегии и RPG. А когда Бестер услышал, как TobiWan комментирует The International 2011, интерес усилился. Он почувствовал в работе Тоби ту же страсть, которую чувствовал сам, когда преподавал. На тот момент Nahaz серьезно увлекался статистикой в бейсболе и баскетболе, но ему надоело. Он начал смотреть «Доту» и учиться играть.

Бестер завидовал аналитикам, которые стояли у истоков работы со статистикой в большом спорте. Они могли привнести в индустрию свои идеи, изобрести совершенно другие подходы. Они придумывали новые способы оценки эффективности игрока, успешности команды, хода матча. Nahaz считал, что именно благодаря им спортивная статистика была на высоте, в то время как киберспортивная только начинала этот путь.

Он начал активно смотреть профессиональную «Доту». Но для того чтобы попасть на турниры, этого недостаточно. Бестер стал работать со статистикой самостоятельно — следил за рекордами, находил забавные и интересные факты. Во время просмотра игр он иногда выкладывал находки в чат канала, на котором шла трансляция. Однажды его заметила Sheever — она и предложила ему попробовать свои силы не в чате, а прямо на трансляции, за кадром. На тот момент работа со статистикой в «Доте» только набирала популярность, и его выкладки пришлись зрителям по душе. Он стал заниматься этим постоянно.

Начало карьеры

В конце 2013 года Nahaz поработал на своем первом LAN-турнире, MLG Championship Columbus. Одно дело — следить за происходящим онлайн, совсем другое — увидеть всех лично. Больше всего его впечатлило то, какой контакт есть у аналитиков, комментаторов и профессиональных игроков — ничего подобного в большом спорте он не видел. Они могли прямо на панели аналитики обсудить какой-то аспект игры, научить друг друга чему-то новому, поделиться впечатлениями от прошедшего матча. Бестеру показалось, что это самая сильная сторона киберспорта. В каждом человеке, связанном с «Дотой», он видел страсть к игре. Он понял, что хочет как можно чаще бывать на турнирах.

«Я работал с молодежью почти 20 лет, и среди встреченных мне за это время людей Кайл (Kyle — прим. ред.) — один из самых выдающихся. Не просто среди дотеров, но вообще. Я могу сказать то же самое и про Уильяма Blitz Ли, и про Куро KuroKy Салехи Тахасоми, хотя с последним я общался только пару раз. В “Доте” есть просто исключительные люди, и не всегда это те, о ком сразу думаешь. Мне кажется, сцена сейчас так хороша в том числе и из-за этого».

Полгода спустя он снова смог попасть в кадр. Остин Capitalist Уолш освещал квалификации на The International 2014, сильно устал и предложил Бестеру присоединиться к нему на стриме — вдвоем было проще. Тот согласился, но с первого раза выступить блестяще не получилось. Опыт лектора оказался не так полезен для комментатора, как Nahaz думал. Его умения и акцент на цифрах куда лучше подходили в аналитике.

Постепенно все больше организаторов, игроков и зрителей начали понимать ценность статистики, и в 2015 году карьера Бестера пошла в гору. Сначала он выступил на ESL One Frankfurt 2015, потом попал на The International 2015. Пока другие члены панели обсуждали решения игроков и вспоминали ошибки, Nahaz старался взглянуть на матч через цифры. Как часто побеждает герой, если собирает Battle Fury к 11 минуте? Сколько раз игрок покупал какой-то необычный предмет на своем персонаже, и насколько он был успешен? Как часто этот киберспортсмен играл на Shadow Fiend? И так далее. Из-за седых волос людям он казался старше, чем он был на самом деле. В сочетании с тем, как энергично он рассказывал, у зрителей возникало забавное противоречие — какой-то пожилой профессор, которому бы лекции читать, а он на трансляции рассказывает, как часто команды брали Bloodseeker в патче 6.88. И делает это с большой любовью.

Сделать цифры интересными непросто, но именно это он хочет сделать для «Доты». В интервью Nahaz часто рассказывал, как стал лектором по основам статистики. Материал показался ему невероятно скучным. Бестер предположил, что студентам будет интереснее, если курс будет основан на покере, бейсболе и футболе — и не ошибся. Похожего подхода он старался придерживаться и в «Доте».

Многим зрителям его выкладки казались интересными, а страсть к игре — заразительной. Благодаря ему зритель мог понять, например, что только что он наблюдал самый крупный камбек в истории «Доты», и это придавало ценности увиденному, делало матч уникальным. Но недостаток опыта сказывался на выступлении Бестера. Он не всегда понимал, что пора остановиться, мог даже перебить другого аналитика и вступал в горячие споры. Некоторые зрители считали, что он не дает другим участникам проявить свои таланты и оттягивает на себя слишком много внимания. Вероятно, в Valve его подход тоже нравился не всем — на TI5 к нему подошел Бруно и сказал, что Бестер слишком много говорит на панели. На The International с тех пор он больше не попадал, только на мейджоры.

Что еще делал Nahaz

Главный вклад Нахаза в «Доту» после аналитики и статистики на турнирах — сайт datdota. Это база данных профессиональных матчей с кучей фильтров. С их помощью посетитель сам может найти, какой игрок провел больше всего матчей за одну команду, кто фармил лучше всех на The International 2017 и сколько матчей за последний год прокомментировал Виталий v1lat Волочай. Другого портала, который настолько глубоко работает с данными, в Dota 2 нет.

Nahaz сам не помнит, когда именно попал в его команду — говорит только, что пользовался сайтом еще до The International 2013. Тут Бестеру удалось применить знание того, как правильно работать со статистикой, в том числе полученные из спорта. Первое, что он предложил — заменить показатели вроде «винрейт героя с определенным предметом» на возможность проследить за его винрейтом, если он собирает предмет до и после какого-то момента. Таким образом к простой цифре добавлялся какой-то контекст, который давал пользователю больше информации — как часто побеждает Sand King, который покупает Blink Dagger на 10 минуте. Портал и сейчас продолжает развиваться.

«“Дота” — это одна из немногих соревновательных дисциплин, в которых две большие цифры наверху экрана — не счет. Так что мой подход был такой: как мы можем начать оценивать… что-то произошло в игре? Как это событие влияет на шансы команд победить? Тут-то мы и стали смотреть на статистику вроде процента побед у коллективов, которые сделали первое убийство, забрали первую вышку и так далее. Как каждая башня влияет на вероятность победы? Тогда мы и начали делать первые шаги к тому, каков сайт сейчас. <...>

Я помню разговоры с Мартином Декаудом (прошлым владельцем сайта, сейчас портал принадлежит Noxville — прим. ред.). Я говорил, что готов посвящать время сайту, потому что думаю, что такой ресурс может сильно помочь росту сцены. Я не хочу преувеличивать роль datdota, потому что есть еще много других сайтов — dotabuff, например, сделал очень много. Думаю, это не случайность, что Dota Plus в некотором роде похожа на Dotabuff Plus. Несмотря на все шутки, я думаю, что у Dota 2 достаточно взрослая и умная аудитория по сравнению со многими другими дисциплинами».

В конце 2015 года Nahaz начал вести канал на YouTube. Он занимается им и сейчас — выкладывает там анализ патчей и предсказания, записывает интервью и подкасты с членами сообщества, анализирует результаты турниров и изменения в составах команд. Иногда Бестер отходит от привычных тем и рассказывает, как попасть в киберспорт или в чем ценность организаций в «Доте» и важны ли их бренды. Знания и опыт работы в сфере, связанной с бизнесом, позволяет ему взглянуть на проблемы с неожиданной точки зрения.

В середине 2016 года у Бестера появилась возможность проявить себя в еще одной роли. Он стал тренером Complexity Gaming. Несмотря на его знания, статистикой Nahaz почти не занимался. Прежде всего он работал с составом над командным взаимодействием и общением в коллективе. Ему казалось, что дело идет неплохо. Но когда дело дошло до The International, давление оказалось слишком сильным. Игроки перенервничали, команда не прошла Wild Card, и вскоре Бестер покинул организацию.

В мае 2017 года Nahaz впервые выступил ведущим панели аналитики. К тому моменту Бестер уже посетил больше десяти турниров, поработал над прошлыми ошибками, да и его опыт преподавания помогал ему хорошо справиться именно с задачей ведущего — общаться со зрителями, следить за диалогом между участниками и направлять его в нужную сторону. Когда он чуть не потерял голос под конец дня, зрители сочувствовали ему, поддерживали его шутками и забавными картинками.

Бестеру была интересна не только «Дота», но и весь киберспорт. В 2017 году он поработал над другой игрой, Rainbox Six Siege. Как оказалось, разработчики — большие фанаты «Доты», и при создании своего шутера они вдохновлялись игрой Valve. Бестер выступил в качестве киберспортивного консультанта — рассказал, как создать успешную систему соревнований, как привлечь команды и какую роль они должны исполнять. Он объяснял и то, с какими экономическими проблемами придется столкнуться разработчикам. Nahaz сообщил Cybersport.ru, что с тех пор он не раз консультировал другие компании.

Еще Нахазу очень нравился Overwatch. Когда игра еще даже не вышла, а о киберспорте только шли разговоры, Бестеру казалось, что она может «стать настоящей золотой жилой», особенно для статистика. Несколько лет спустя он заявил, что с игрой-то все хорошо, а вот данных не хватает. Их очень сложно достать, и поэтому на сцене очень мало сторонних групп, которые занимались бы анализом.

Nahaz известен не только как талантливый аналитик, но еще и как заядлый спорщик. Раньше он часто дискутировал в Twitter из-за каких-то фактов или предположений — и иногда так страстно, что дело доходило до оскорблений. Разумеется, конфликты подогревались на reddit, где в комментариях тоже разворачивались баталии. И на них Бестер реагировал болезненно.

— Для парня, которому нравятся квантовые вычисления с данными, у тебя, похоже, аллергия на данные…
— Как парень, который любит использовать умные слова, ты чертов идиот

Из-за этого он сомневался, стоит ли делать «Доту» своим основным занятием, но в итоге летом 2017 года уволился из университета и полностью посвятил себя киберспорту. Спорил с тех пор он уже меньше, да и на комментарии реагировал лучше.

В сезоне 2017-2018 года Nahaz уже выступил на пяти турнирах и останавливаться не намерен. В мае он будет работать аналитиком на мейджоре ESL One Birmingham 2018. Он многое в себе изменил: меньше говорит, дает меньше цифр, и относятся к нему лучше, чем раньше. Но Бестер еще не знает, вернется ли к преподаванию в конце года — многое будет зависеть от того, пригласят ли его на The International 2018. Ему очень интересен как киберспорт, так и преподавание, но его прежняя работа приносила ему больше денег. И для человека, у которого есть четырехлетняя дочь, это важно. Поэтому все будет зависеть от того, как поменяются его доходы.

«Дота» становится старше. Люди, которые начинали карьеру параллельно с развитием игры и киберспорта, постепенно покидают ее, в том числе и из-за денег. Бен Merlini Ву и Дэвид LD Горман, скорее всего, не последние. За ними придут другие, но хотелось бы, чтобы люди вроде Бестера не вставали перед таким выбором из-за доходов. За несколько лет в киберспорте Nahaz занимался самыми разными вещами — работал на турнирах как за сценой, так и перед камерой, тренировал команду, развивал сайт со статистикой, вел канал на YouTube и даже разработал экономическую систему для турнира Midas Mode. Он до сих пор не растерял ту страсть и энергию, которую излучал на первых турнирах.

Индустрия киберспорта становится больше, но распределение денег в ней все еще очень неровное: большую часть получают игроки, а комментаторы и аналитики зачастую не могут позволить себе заниматься любимым делом все время. Но зрителям нужны евангелисты, популяризаторы и аналитики — словом, такие люди, как Nahaz. Кажется, пора это понять — и наконец-то сделать так, чтобы они перестали уходить просто потому, что им не хватает на жизнь.

Комментарии