Статья

Перенос The International — удар по профессиональной сцене. Как ситуация отразится на игроках, командах и операторах?

В ночь на 1 мая случилось ожидаемое, но оттого не менее грустное событие — Valve перенесла юбилейный, десятый The International на неопределенный срок. По прогнозам разработчиков, турнир может даже превратиться в The International 2021 — и что в таком случае делать со следующим чемпионатом серии, не совсем понятно. Безусловно, это решение изменит соревновательную сцену. Как именно — читайте в материале.

The International 2019. Фото: Valve
The International 2019. Фото: Valve

Откуда такой драматизм?

The International — краеугольный камень профессиональной сцены Dota 2. С турнира началась история дисциплины, и он же до сих пор — спустя 9 лет — остается главным маркетинговым инструментом игры. Учитывая, мягко говоря, спорную политику Valve в отношении продвижения своих продуктов, TI — даже не главное, а попросту единственное средство Dota 2 для привлечения аудитории извне: рекордные призовые фонды делают своё дело и раз в год обращают на себя внимание мировых СМИ.

Только благодаря The International «Дота» существует в медийном пространстве внешнего (относительно киберспорта) мира — для многих это «та самая игра, в которой можно выиграть $30 миллионов за турнир» (хоть это и не совсем так). Отменить этот ивент — значит не только лишить команды хлеба, а зрителей — зрелищ, но и замедлить само развитие дисциплины. Казалось, что Valve так тянет с решением по поводу TI10 именно затем, чтобы продумать план и минимизировать потенциальные потери, но уже по размеру анонса о переносе сразу стало понятно — пришло время расчехлять шутки о том, что мы ждем слишком многого от маленькой инди-студии.

The International перенесли на неопределенную дату, не сообщив о том, что ждет профессиональную сцену в следующие семь (а то и больше) месяцев. Фактически Valve бросила «Доту», и спасать дисциплину пришлось турнирным операторам — если бы не WePlay!, ESL, EEE и другие, соревновательная сцена уже два месяца стояла бы просто на паузе. Забавнее всего в этой ситуации выглядит мейджор в Сингапуре, о котором все, видимо, вообще забыли. Если ESL One LA и EPICENTER хотя бы официально отменили, то чемпионат от ONE Esports по-прежнему находится в подвешенном положении. Впрочем, удивляться здесь нечему — Valve даже забыла внести в официальный календарь уже состоявшийся майнор от StarLadder.

Доказательство, что StarLadder Minor Season 3 действительно состоялся. Фото: StarLadder
Доказательство, что StarLadder Minor Season 3 действительно состоялся. Фото: StarLadder

Такое безалаберное отношение разработчиков к соревновательному сезону — хороший повод для шуток в комьюнити, но и большая головная боль для всех участников сцены. На данный момент у нас на руках лишь короткая запись в блоге, которая фактически говорит: в ближайшие месяцы ТО останутся без офлайн-ивентов и возможности строить планы, команды — без полноценной соревновательной практики, лучшие игроки и кастеры — без солидного куша и с непонятными перспективами, а спонсоры — без охватов. Не обеднеют только зрители — но разве это важно, когда любимая игра получает такой удар?

Киберспортсменам должно быть всё равно, где играть в «Доту». Разве нет?

Начнем с главного — сильнейшие дотеры остались без основного способа заработка. The International часто ругают за то, что призовой фонд этого турнира непропорционально выше, чем у всех остальных чемпионатов за год.

Фактически топовым игрокам даже нет смысла приезжать на другие турниры — попав на TI и показав хоть сколь-либо приличную игру, они получат больше, чем могли бы заработать за весь сезон DPC. Да что уж там — за 13-16 место на TI9 игроки NAVI получили в 1,5 раза большую сумму, чем Vici Gaming за победу на EPICENTER 2019.

Но, в отличие от Vici Gaming, NAVI не получили дождь из конфетти. Фото: EPICENTER
Но, в отличие от Vici Gaming, NAVI не получили дождь из конфетти. Фото: EPICENTER

Из-за такого перекоса The International на профессиональной сцене — это мерило успеха и зачастую причина сохранить ростер. Для многих игроков выступление на TI — тот самый последний шанс, который они дают тиммейтам, и именно поэтому после турнира всегда происходит эпических размеров решафл.

Питер ppd Дагер
Питер ppd Дагер

«Сейчас в Dota 2 слишком много неопределенности. Если ты создаешь команду, то хочешь, чтобы она попала на The International. В обратном случае ты просто останешься в минусе. Это очень рискованный бизнес. <...> После каждого The International происходит большой решафл. И каждый раз, собирая новую команду, я говорю себе, что теперь связан с этими игроками на весь год».

Что будет с игроками теперь — не очень понятно. Для многих команд TI был поводом сохранять состав и ждать TI, цепляясь за набранные рейтинговые очки. Теперь же вместо пары месяцев игрокам придется таким образом сохранять ростер более полугода — едва ли у многих хватит на это терпения. В больших клубах ситуация не лучше — Роман Дворянкин ранее рассказал, что и в таких организациях контракты обычно рассчитаны до завершения TI.

Здесь можно возразить: «Ну решафл и решафл. Что с того?». А то, что даже в сентябре серьезных офлайн-турниров ждать нам, по-видимому, не стоит. И как тестировать игроков и проверять работоспособность ростера в условиях онлайновой мясорубки — неясно. Как показали результаты турниров в апреле и марте, в играх по сети случаются самые разные неожиданности.

Puppey и его Team Secret пока не проявили себя в онлайне. Фото: EPICENTER
Puppey и его Team Secret пока не проявили себя в онлайне. Фото: EPICENTER

Кроме того, отборы на TI10, по-видимому, тоже будут проходить в онлайне — и одна мысль об этом заставляет меня волноваться за качество матчей на юбилейном турнире серии. Мы уже много раз видели, как тот или иной клуб удивлял соперников в региональных онлайн-отборочных и попадал на мейджор лишь затем, чтобы там безыдейно упасть на последнее место. Таких сценариев на TI увидеть бы не хотелось.

Клубы ничего не теряют, а ТО даже в плюсе — не нужно снимать стадионы. Какие у них-то потери?

Проблемы киберспортивных клубов и турнирных операторов менее очевидны, но о них тоже необходимо поговорить. Допустим, что решафл по итогам сезона (который с точки зрения контрактов всё же заканчивается ориентировочно в сентябре) не станет проблемой и все ростеры выйдут боеспособными. Что тогда? А тогда клубы вернутся к насущным вопросам киберспортивной экономики — где и как искать спонсоров.

Еще в марте мы обсудили с СЕО Virtus.pro Сергеем Гламаздой ситуацию, в которой клубы оказались из-за пандемии коронавируса. Конечно, с точки зрения спорта коллектив может играть и в онлайне — на тренировках и непосредственной организации матчей это не скажется. Проблема в медийной составляющей процесса: потеряв возможность играть на LAN-турнирах, команда теряет и охваты.

Это значит, что организация не может в прежних темпах заниматься развитием бренда, что, в свою очередь, делает клуб менее интересным для спонсоров. Сухой «медийкой» в отрыве от интеграций тоже позаниматься не выйдет — на самоизоляции много контента не сделать. Во время нашего разговора Гламазда отметил, что клубам теперь придется искать новые форматы. Судя по всему, большинство организаций даже за полтора месяца так и не смогли найти выхода из этой ситуации.

Последний раз VP на LAN-турнире мы видели в феврале. Фото: WePlay!
Последний раз VP на LAN-турнире мы видели в феврале. Фото: WePlay!

Но если ранее клубы могли вести переговоры со спонсорами, ссылаясь на The International как примерную дату, после которой всё вновь придет в норму, то теперь Valve оставила команды без поддержки. Фактически у организаций есть лишь туманный ориентир «где-то в 2021-м». Но что обещать спонсорам до этого времени — непонятно. Допускаю, что скоро все киберспортсмены резко станут стримерами, но хватит ли этого?

У турнирных операторов трудности те же. Какими бы яркими ни были онлайн-чемпионаты, они (за исключением ESL One LA) едва ли могут конкурировать по охвату с крупнейшими LAN-ивентами, а значит, и привлекать спонсоров станет намного труднее. Возможно, эта проблема решаема — сейчас в онлайн подались и F1, и футбол, и NBA, а это значит, что даже неэндемичные бренды в ближайшее время научатся доверять сетевым турнирам. Впрочем, проблемы с часовыми поясами и невозможностью столкнуть на сервере лучшие команды мира (из-за пинга) решить вряд ли выйдет, а потому нет гарантий, что условный бренд A выберет именно чемпионат по Dota 2, а не понятный всем заезд виртуальных болидов.

Еще одна трудность, которая возникла из-за анонса Valve, связана с таймингами. Организация крупного ивента по Dota 2 требует времени — например, EPICENTER начинает подготовку к турнирам за 4-5 месяцев до старта квалификаций (!) на них. Это значит, что если Valve решит всё же успеть провести TI в 2020-м и запустить осеннюю серию ивентов перед ним, то ни один из крупных ТО попросту не успеет устроить полномасштабный LAN. Как ESL и DreamHack будут планировать бюджеты в таких условиях — большая загадка.

Но ведь все смотрели ESL One LA — публика любит онлайн! Получается, нам не о чем жалеть?

Ситуация с ESL One Los Angeles — Online Championship (а также целой батареей турниров от WePlay!, Parimatch и др.) немного замаскировала проблему — чемпионат собрал массу зрителей и даже обошел большую часть мейджоров по просмотрам. Но я склоняюсь к тому, что это соревнование просто состоялось в нужный момент — и с нужным составом участников.

Обновленный ростер OG сам по себе был достаточным поводом посмотреть турнир. Фото: OG
Обновленный ростер OG сам по себе был достаточным поводом посмотреть турнир. Фото: OG

Оригинальный ESL One LA должен был стать первым «полноценным» мейджором сезона. Посудите сами: на MDL Chengdu Major топы не играли совсем, а на втором в форме были, по-видимому, только Team Secret, EG и Nikobaby. К турниру в Лос-Анджелесе ставки поднялись — на соревнование отобрался новый состав OG, Virtus.pro и NAVI наконец финализировали ростеры на сезон, а в Китае взошла звезда Team Aster.

На фоне отмены этого мейджора анонс турнира с таким же названием дал комьюнити надежду на то, что киберспорт сможет существовать и в онлайне — как будто бы ничего не случилось. Добавьте сюда естественный прирост зрителей, оказавшихся вдруг в изоляции, и вот — почти правдоподобное объяснение успеха.

Однако к концу этого жутко долгого соревнования стало ясно, что Dota 2 в онлайне — это не совсем та игра, к которой мы привыкли. Вот SumaiL с пингом 200 мс, а вот CCnC, у которого посреди серии вдруг рухнул интернет. В плей-офф Secret в нижней сетке не смогла справиться с ViKin.gg. Такой сумбур — это весело, но лишь на короткой дистанции. Терпеть такую игру в течение семи месяцев станет только очень непритязательный зритель.

Без красивых церемоний открытия смотреть турниры скучнее. Фото: Valve
Без красивых церемоний открытия смотреть турниры скучнее. Фото: Valve

Безусловно, отмена The International — правильный ход, поскольку здоровье людей важнее какой-то игры. Однако Valve объявила об этом в присущем ей безалаберном стиле — забыв о массе мелких нюансов. До сих пор такой способ ведения дел сходил разработчикам с рук, отчасти благодаря инициативе ТО. Но теперь компании всё же стоит принять деятельное участие в развитии профессиональной сцены, иначе призовой фонд следующего TI будет некому собирать.

Комментарии