Статья

«Все жалуются, но никто ничего не делает». Почему организаторы турниров не экспериментируют с картами

Все ждали возвращения Dust2 в официальный маппул после ELEAGUE Major 2018. Но он завершился больше двух месяцев назад, а карта на чемпионатах так и не появилась. Формально операторы сами вольны выбирать карты для турниров, но на практике все куда сложнее. Как формировался маппул год назад, почему все поменялось и что об этом думают организаторы чемпионатов и представители команд — в материале Cybersport.ru.

CS:GO вышла в 2012 году и сначала карты игры сортировались по режиму: с установкой бомбы или с освобождением заложников. Но не все карты с бомбой были одинаково популярны. Вскоре разработчики поделили их на две подкатегории: карты передовой и карты резерва, и в первую попали наиболее сбалансированные и популярные. Именно поэтому Dust2, Inferno, Nuke, Mirage и Train негласно стали «официальными» — картами, которые используют на крупных соревнованиях.

С 2014 года Valve стала обновлять карты: сначала они переходили в резервную категорию, а затем от них отказывались и турнирные операторы (ТО). Решения компании были негласным ориентиром организаторов. На тот момент это было логично: игра все еще была новой, и Valve, казалось, собиралась ее развивать. Для карт выпускались патчи, их балансировали — киберспортсменов и простых игроков все устраивало.

В 2017 году Valve отказалась от старых категорий для карт и радикально изменила маппул. Из-за колоссальной популярности Dust2 ее определили в отдельную категорию. Вместо карт передовой и резерва появились карты «дельта» и «сигма», и бывшие соревновательные карты оказались в обеих категориях. Но турнирные операторы сложившийся маппул менять не стали: фактически все продолжают пользоваться картами «передовой». Но почему? Что мешает им добавить Dust2, которую ждут все болельщики? Из-за чего они не используют на своих турнирах ту же de_tuscan? Если она появится всего лишь в шоу-матче, все уже будут счастливы.

Мы поговорили со спортивным менеджером «Эпицентра» Михаилом Грачевым и бывшим исполнительным продюсером StarLadder Степаном Шульгой. Они считают, что система турниров в CS:GO уже устоялась. И хотя операторы действительно сами могут определять маппул своих соревнований, никто не хочет менять сложившуюся ситуацию.

Степан Шульга:

Михаил Грачев:

«Реальность такова, что карты "передовой" в глазах Valve имеют куда больший приоритет. В большинстве случаев (за исключением разве что старой de_inferno, где на момент ее выхода на пенсию было порядка 30 мест, где можно было безвозвратно потерять бомбу), карты вылизаны до блеска, а новые находки игроков достаточно оперативно чинятся. Та же dust_2, несмотря на обширную работу над ней уже после выхода, все еще не обкатывалась профессионалами, которые могут найти много чего интересного».

Турнирные операторы стремятся удовлетворить игроков. Все прекрасно понимают, что у Cbble и Nuke есть проблемы с балансом, что было бы здорово вернуть Dust2 или даже попробовать сообщества, например, ту же de_subzero от автора Cache и Santorini. Только никто не будет рисковать.

Степан Шульга:

Михаил Грачев:

«Если мы внезапно добавим в список условный de_tuscan (о котором так давно ведутся разговоры), на нем никто не будет играть. Никто не будет специально под один турнир тренировать новую карту. А если кто-то и будет, остальные команды просто будут эту карту вычеркивать первым делом. Именно поэтому Valve выступает путеводной звездой для обеих сторон».

Опасения операторов понятны: они отстаивают свои коммерческие интересы (и это нормально), поэтому не собираются навязывать что-то новое. Степан Шульга, например, считает, что такое под силу ESL — крупнейшему ТО на сцене. И даже в этом случае будет скандал, и остальные операторы будут следовать ее примеру неохотно. Почему должен случиться скандал — непонятно. В свое время обновленная Inferno заменила Dust2 в картах «передовой» (напомним, что речь идет о клиенте игры, а не официальном маппуле мейджоров). DreamHack тут же заявил ее на турнир в Лас-Вегасе — никто не возмущался.

Игроки часто жалуются, что пора убрать ту или иную карту, но дальше твиттера это не идет. На сцене просто нет нормально работающих институтов взаимодействия и кооперации игроков с ТО. Из-за этого все проблемы. Скажем, та же WESA регулирует отношения между организациями и ESL (подробнее о ней можно прочитать здесь). Оценивать актуальность карт — точно в ее компетенции, но на деле ничего не происходит.

А что же команды? Мы обсудили ситуацию с тренерами Natus Vincere, Virtus.pro и Quantum Bellator Fire.

У них простая позиция: карту вернут — будем играть, нет — нет. При этом никто не сгорает от нетерпения, ожидая ту же Dust2. Например, Якуб kuben Гурчиньски вообще предпочитает текущий маппул и не хочет, чтобы что-то менялось:

Михаил Kane Благин же предпочитает единую систему правил для всех турниров — это пошло бы на руку игрокам:

По мнению Дмитрия iksou Михайличенко, одну из карт заменить несложно, поскольку команды все равно будут отталкиваться от своего маппула:

Словом, ситуация патовая: ТО и игроки придерживаются устоявшихся правил. При этом первые опасаются/не видят смысла менять маппул, а у команд слишком разные интересы. Остается дожидаться Valve, ведь на мейджорах хотят играть все без исключения: на этот маппул точно будут ориентироваться все.

***

Valve — полная противоположность Riot Games. Создатели League of Legends полностью контролируют дисциплину. Они курируют турниры и поддерживают постоянный контакт с командами. Их правил все должны неукоснительно придерживаться. На бумаге с Valve все наоборот: призовые фонды, форматы турниров, даты и прочее лежит на совести самих ТО. На практике все ориентируются на Valve. Такая «свободная» модель отношений между создателем игры и ТО теряет все свои преимущества. Все предоставлены сами себе, но никто не хочет брать ответственность.

Сцена находится в подвешенном состоянии: у ТО есть свобода, но нет желания ей воспользоваться. Операторы общаются друг с другом, чтобы утвердить календарь турниров на год, но, как правило, этим все и ограничивается. Действуя сообща, они могли бы устанавливать правила наравне с Valve.

Маппул — только верхушка айсберга. Кроме него есть и другие вопросы, которые остаются без ответа. Вспомним скандал с запретом замен на ELEAGUE Major 2018. Valve не захотела брать на себя ответственность и что-то менять, а ELEAGUE замяла ситуацию.

И от неразберихи проигрывают только зрители. Турниры не отличаются друг от друга, игры протекают по одному и тому же сценарию, карты повторяются. Зрелищно, но ничего нового не происходит. Тут надо не столько ждать возвращения Dust2, сколько молиться, чтобы оно просто состоялось.

Комментарии