Камбек Gambit, успехи NAVI и первые шаги от ESIC — что хорошего было в Counter-Strike в грустном 2020 году?
Статья

Камбек Gambit, успехи NAVI и первые шаги от ESIC — что хорошего было в Counter-Strike в грустном 2020 году?

Киберспортивная сцена сильно пострадала от пандемии. В первую очередь это связано с отменой большинства LAN-турниров, без которых матчи теряют свое прежнее значение и превращаются в рутину как для игроков, так и для болельщиков. Кроме того, из-за коронавируса (и в меньшей степени из-за Valorant) чуть ли не полностью вымер североамериканский регион Counter-Strike. А что было хорошего в 2020-м? Cybersport.ru рассказывает о взлете команд из СНГ, благодарит ведущих турнирных операторов и надеется, что новый год не принесет новых проблем.

Дисциплина не осталась без турниров — в первую очередь благодаря ESL и BLAST

Казалось бы, только ESL Pro League наконец-то отказалась от изнуряющей и невероятно длинной (а порой и бессмысленной) онлайн-части, как сцена вновь вернулась к тому, с чего начинала. Если еще год назад онлайн-чемпионаты в первую очередь были нужны перспективным тир-2 составам, то теперь в чаду бесконечной череды игр оказались все, даже самые топовые команды.

NAVI на IEM Katowice. Фото: ESL
NAVI на IEM Katowice. Фото: ESL

Но сколько бы профессиональные игроки ни жаловались на онлайн, они должны быть благодарны, что сцена в принципе не осталась без топовых ивентов. Да, не тот накал страстей. Да, снова матчи с одними и теми же командами. Но, что важно, топовые турнирные операторы сохранили крупные призовые фонды — и это на фоне повсеместных сокращений и снижений зарплат.

ESL (включая DreamHack) и BLAST есть за что критиковать, но им не откажешь в том, что они действительно заботятся о киберспортивной экосистеме. На пару оба ТО провели десятки чемпионатов (причем в разных регионах) с призовыми фондами от $160 тыс. до $500 тыс. Кроме того, наконец-то запустилась лига Flashpoint от FACEIT, которая пусть и не навязала конкуренцию ESL (хотя очень грозилась), но помогла проявить себя многим командам — а еще за два сезона организаторы разыграли целых $2 млн.

На тир-2 уровне командам сильно помог мальтийский турнирный оператор Eden Esports, который провел десять ивентов серии Malta Vibes. Что интересно, семь из них выиграли коллективы из СНГ. Кроме того, не стоит забывать и о Beyond the Summit и WePlay — в отличие от той же StarLadder, обе компании не забросили Counter-Strike и организовали по турниру серии Regional Major Rankings.

Последний турнир серии RMR в СНГ выиграла VP
Последний турнир серии RMR в СНГ выиграла VP

2020 год доказал, что сцена CS живее всех живых. Пока Valve не знает, что делать, турнирные операторы берут дело в свои руки и не боятся рисковать (а крупные онлайн-ивенты — это именно риск). Организаторы действуют не только из финансовых мотивов — они действительно любят Counter-Strike. Достаточно вспомнить эмоциональнейшую речь Carmac на церемонии закрытия IEM Katowice 2020, и всё станет понятно.

СНГ на коне — команды нашего региона проявили себя лучше всех

Пока топовые коллективы адаптировались к возвращению сцены в онлайн, тир-2 команды ликовали — у них появилось как никогда много шансов проявить себя. И лучше всего этим воспользовались представители СНГ.

В 2019-м мы не уставали хвалить forZe, но в 2020-м команда Jerry сильно сдала позиции, а в какой-то момент даже выпала из топ-30, чего не происходило больше года. Команда явно перегорела — за год она провела безумные 378 карт, что в 1,3 раза больше, чем у ближайшего коллектива из топ-10. Но пока forZe падала, поднимались другие.

Пожалуй, самых громких оваций по итогам года среди наших команд заслуживает Gambit Esports. Она сыграла всего на десять карт меньше, чем forZe (и стала по этому показателю второй), но при этом показала впечатляющий винрейт в 68,2% — больше в 2020-м не было ни у кого. За последний год коллектив продемонстрировал невероятный прогресс, выиграл уйму онлайн-чемпионатов, заслужил стать основным составом клуба, а под конец года еще и ворвался в топ-15 лучших команд мира. Менеджменту и киберспортсменам можно только аплодировать.

Состав Gambit. Фото: Gambit Esports
Состав Gambit. Фото: Gambit Esports

Хотя Gambit проявила себя ярче остальных представителей СНГ, у нее пока совсем мало опыта в играх с топовыми коллективами. А вот Team Spirit мало того, что успешно закрепилась в мировом топ-20, так еще и успела потрепать нервы ведущим составам мира.

Перестройка в Team Spirit началась в сентябре прошлого года, когда команда совершила две ключевые замены — вместо S0tF1k и COLDYY1 в коллектив пришли совсем юный magixx и опытный (но незаслуженно многими забытый) mir. С тех пор команда планомерно карабкалась в топ-30 рейтинга HLTV.org, к январю закрепилась в нем, а с конца лета не покидает топ-20.

В прошедшем сезоне Team Spirit без проблем заняла первое место в СНГ по итогам трех турниров RMR и прошла на ближайший мейджор (если только Valve снова не внесет корректировки в систему отбора), а еще сыграла на нескольких топовых онлайн-ивентах для европейских команд. Далеко в плей-офф состав chopper не заходил, но несколько раз успел победить и FaZe, и Fnatic, и OG, и даже Vitality. Как отмечают сами игроки Team Spirit, им пока не хватает опыта, но огневой мощи у команды более чем достаточно. А значит, дело осталось за малым.

Пока Gambit и Spirit большую часть года рубились на тир-2 турнирах, Virtus.pro почти все лето провела в инактиве. И, как оказалось, не зря. К концу года команда набрала отменную форму и впервые за долгое время оказалась совсем рядом с топ-10.

Jame в Virtus.pro
Jame в Virtus.pro

Начало года у Virtus.pro выдалось просто отвратительным, и многие уже были готовы списывать команду Jame со счетов. Но всё решила одна ключевая замена: всё изменилось, когда на место AdreN пришел хороший знакомый SANJI и звезда pro100 YEKINDAR. В итоге почти всё лето команда провела за тренировками, а показывать свою силу начала уже осенью.

Сначала VP уверенно выиграла последний турнир RMR и закрепилась в топ-4 регионального ладдера, что гарантировало ей слот на мейджоре. Затем у неё было несколько не самых удачных турниров, а в ноябре коллектив начал выступление во втором сезоне Flashpoint, куда прошел через открытые (!) квалификации. Чемпионат стал первым по-настоящему серьезным испытанием для VP, и команда не подвела болельщиков, выиграв первый крупный ивент за три года. Вишенкой на торте же стал успех на DreamHack Open December 2020. В итоге сейчас Virtus.pro занимает 12-е место в рейтинге HLTV.org, и похоже, что пятерке Jame по силам стать для клуба теми, кем были поляки.

Ну и нельзя обойти стороной Natus Vincere. Конечно, команде еще очень далеко до того, чтобы навязать Astralis настоящую конкуренцию, о чем она уже давно грезит, но состав s1mple провел лучший год на профессиональной сцене за очень долгое время.

S1mple. Фото: BLAST
S1mple. Фото: BLAST

В 2020-м NAVI выиграли единственный по-настоящему топовый LAN в этом году (IEM Katowice) и уверенно закрепились в тройке лучших команд мира. Несмотря на смазанную концовку сезона, Natus Vincere редко не доходили до полуфиналов, а если и оступались, то только в матчах с равными соперниками.

NAVI могут занести год себе в актив не только исходя из результатов, но и с точки зрения командного менеджмента. Клуб быстро понял, что с GuardiaN ему не по пути, и оперативно выписал отличную замену — B1ad3 переманил в NAVI крайне скиллового Perfecto. Залуцкого часто критикуют за плохую статистику, но по факту он отлично выполняет черновую работу и чаще других закрывает разные проблемные зоны команды. Perfecto точно не заслуживает такой критики — по крайней мере, не больше того же flamie.

Кроме того, NAVI начали постепенно подтягивать в основную команду участников NAVI Junior. Все, конечно же, ждут дебюта m0NESY в первом составе, но пока команда экспериментирует с B1t. Конечно, юный украинец был далеко не так ярок, как условный Nivera в Vitality, но смотрелся неплохо. Словом, адаптация идет своим ходом, а значит, в будущем у NAVI будет больше вариантов для комплектации состава, что, разумеется, не может не радовать.

Valve бездействует, но сцена не осталась без регулятора

В 2020-м Valve только расстраивала. Компания не рискнула проводить мейджоры и отказалась от ежегодного The International в Dota 2, а еще оставила обе свои главные игры почти без контента, подвижки начались только к концу года. Словом, катящееся по пустыне перекати-поле — это Valve. И пока разработчики CS:GO бездействовали, многое на киберспортивной сцене сделала ESIC, о которой заговорили только в этом году.

Случай с lmbt — пока главная осечка ESIC
Случай с lmbt — пока главная осечка ESIC

ESIC — международная Комиссия по добросовестности в киберспорте. Если по-простому, то это инициативная группа, в свое время выросшая из ESL, которая принимает различные дисциплинарные меры в отношении команд и турниров. Решения ESIC обязательны к исполнению для большинства топовых ТО — ESL, BLAST, DreamHack и WePlay. На остальных организаторов её решения не распространяются, а носят рекомендательный характер. Однако мало кто рискнет ослушаться ESIC, поскольку она объединяет почти все ведущие силы дисциплины.

В 2020 году ESIC в первую очередь запомнилась решением о бане 37 тренеров, которые использовали баг, чтобы подсматривать за соперниками прямо во время игр. Пожалуй, это был самый крупный скандал в топовом эшелоне сцены после бана участников iBUYPOWER. Регулятор действует самостоятельно, и публично неизвестно, согласовывает ли он свои решения с Valve — однако почти наверняка да.

Многим деятельность ESIC кажется сомнительной. Особенно сильно по этому поводу негодовала forZe, которая всеми силами отстаивала своего наставника lmbt (и в итоге доказала его невиновность). Тем не менее уже сейчас понятно, что ESIC в Counter-Strike всерьез и надолго. И вполне вероятно, что со временем Valve окончательно отдаст регуляцию киберспорта в Counter-Strike именно этой комиссии.

Впрочем, ESIC пока не торопится проявлять свою силу. Например, после бана тренеров регулятор провел расследование на тему стримснайпинга в профессиональных матчах и… не применил ни к кому никаких санкций, хотя нашел примеры нечестной игры команд. Вероятно, ESIC понимает все тонкости регуляции сцены и не хочет случайно разрушить всё, что создавалось долгие годы. Но в 2021-м мы почти наверняка будем слышать о ней только больше.

Starix. Фото: DreamHack
Starix. Фото: DreamHack

Игра живет и без обновлений

Почти весь год CS:GO совершенно не менялась. На фоне отмены LAN-турниров компания Valve, казалось бы, совсем забросила не только киберспортивную сцену, но и саму игру. Единственное из важного, что сделали разработчики, — это нерф SG 553. Причем это случилось еще в апреле, всё остальное время игра оставалась прежней.

Несмотря на отсутствие обновлений, CS:GO продолжает бить рекорды онлайна. Всю весну месячная аудитория игры составляла от 1 до 1,3 млн человек — так много не было никогда. Статистика, конечно, может немного вводить в заблуждение: всё же в игре регулярно банятся сотни читеров, которые тут же создают новые аккаунты. Но и с учетом этого игра как минимум не потеряла в интересе аудитории.

На масштабное обновление Valve сподобилась только в конце года, но ожидание того стоило. Помимо контента, привнесенного в шутер с операцией «Сломанный клык», в CS:GO появились и новые внутриигровые фишки — в первую очередь речь, конечно же, идет о системе пингов. Это действительно крайне важное нововведение, в разы упрощающее коммуникацию между тиммейтами, которые не могут говорить на одном языке. Конечно, вместе с патчем появились и критические баги, но куда уж без них. Тем более обычно такие ошибки Valve исправляет крайне быстро.

Напоследок хочется отметить, что, как бы игру ни хоронили, она всё еще жива и отлично себя чувствует. Да, Valorant забрала у Counter-Strike многих медийных игроков, но дисциплина прекрасно обходится и без них. В CS:GO регулярно появляются молодые и никому не известные ребята, которые с ходу становятся одними из лучших на сцене. Казалось бы, еще вчера ScreaM был одним из главных лиц Counter-Strike, а сейчас за вторую по силе команду мира играет его младший брат. О CS, ты — мир!

Комментарии