advertisement banner
i
C

Игрок состава Natus Vincere по CS:GO Кирилл Boombl4 Михайлов прокомментировал поражение в матче против Team Vitality на EPICENTER 2019. В интервью Cybersport.ru он также поделился мнением о тренерстве Андрея B1ad3 Городенского и о пользе командного психолога.

— Ваш первый соперник в плей-офф — Evil Geniuses, команда из топ-3 мирового рейтинга. Расскажи, что это за соперник и чего от него можно ждать. 

— Это достаточно сильный соперник с сильным маппулом. Это стрелковая команда, и у нее есть хороший снайпер. Она показывала очень хорошие результаты, но сейчас у нее, если судить по турнирам, начался спад. Впрочем, списывать ее со счетов нельзя, потому что в любой момент она может включиться — а мы все знаем, как она может играть. 

Наш матч состоится в 17:00 мск, поэтому времени будет достаточно. Мы успеем подготовить карты, продумаем, как будем играть, посмотрим, что любит делать соперник. Будем максимально думать о матче, потому что соперник сильный. Это обычная фраза, но она абсолютно справедливая — если ты хочешь побеждать на турнирах, то готовься обыгрывать всех. 

— Справедливо, но все же команды всегда отличаются по уровню — есть фавориты, есть аутсайдеры. Кого ты считаешь самым опасным оппонентом на этом турнире? 

— Vitality неплохо подготовилась на буткемпе, поэтому она всегда может удивить оппонента в первых играх. Мы можем встретиться с ней в финале, и до финала она может уже спалить какие-то новые карты. Тогда к ней будет проще подготовиться. Так что я бы не сказал, что это самая сильная из команд. 

Пожалуй, mousesports все же сильнее — или, вернее, опаснее. Потому что она сейчас на кураже: выиграла три турнира, чувствует уверенность в себе, а это в CS дает очень много. С точки зрения морали это самый серьезный соперник. Когда ты побеждаешь, то хочешь побеждать еще больше и больше. Тем более EPICENTER — последний турнир в году, всем хочется закончить 2019-й на мажорной ноте. 

Boombl4 | Источник: epicenter.gg

— Я хочу остановиться на Vitality. Первая карта вашего матча с ней закончилась очень уверенной победой, но затем вас обыграли два раза подряд. Почему? Сыграл этот самый фактор буткемпа и заготовок?

— Поражение на Inferno — мой персональный фейл. К сожалению, не смог подстроиться под игру оппонента — у нас ничего не получалось, и при этом я ничего не менял, потому что и сам не понимал, что происходит. А Vitality это почувствовала и стала играть еще увереннее — игроки начали брать две AWP и так далее. У нее просто все получалось, и мы так и не смогли вернуться.

На третьей карте стало понятно, что соперники полностью готовы к нашим раундам, знают, как мы играем. Они полностью построили защиту под нас. Мы начали ошибаться, и у нас пошел моральный спад после второй карты. С нами это уже не впервой происходит — в Мальмё мы так же сыграли с Vitality на Nuke. Выиграли её пик, а потом так же проиграли Overpass. Кажется, без шансов — было 1:14 или что-то такое (смеется). Мы часто выигрываем первую карту без шансов, а потом… Но мы сделали выводы, поговорили с психологом и теперь после каждой карты собираемся в кружок и настраиваемся на игру — не важно, выиграли мы или проиграли. Это помогает поддерживать фокус. 

— Насколько психолог — это важная единица в вашей команде? 

— NAVI — это первая команда, в которой мне довелось работать с психологом. Для меня это было в новизну, и поначалу я даже боялся. Думал, если в команде есть психолог, значит, там какие-то нереальные проблемы в составе. Это было таким же новшеством для меня, как раньше появились тренеры. Просто какие-то люди стоят за спинами! Я не понимал, зачем это нужно — они же даже не играют, что они могут мне подсказать? Спектаторы какие-то (смеется).

Сейчас я понимаю, что это действительно человек, который видит наши проблемы. Потому что такие вещи проще всего заметить со стороны, и этот человек находится в нашем коллективе, но просто наблюдает за нами. Он не участвует в игровом процессе, но смотрит, как мы общаемся, указывает всем на минусы, показывает, над чем нужно работать. 

s1mple | Источник: epicenter.gg

Мы с ним работаем индивидуально на буткемпах, есть командные сборы, плюс каждый день перед играми у нас идет настройка на матч — психолог спрашивает, как мы себя чувствуем, как выспались и так далее. Вспоминаем, что мы можем и кто мы есть на самом деле, говорим про соперников, мотивируем друг друга. Он правда пытается нам помочь всеми путями, и мне кажется, что это работает. 

— Я это спрашиваю, потому что летом все говорили о том, как бывшая психолог Astralis помогла чемпионам The International 2019, а затем выяснилось, что команда на самом деле подошла к турниру в депрессии и без малейшей уверенности в своих силах. Но при этом все успели обсудить, что именно психологов недостает многим командам.

— Мне сложно понять, как киберспорт может зависеть от психологов. Играют-то по-прежнему всего пять человек, у которых в стрессовой ситуации в голове может быть что угодно. Психолог может помогать решать мелкие проблемы, но от него зависит не все. Он может подкорректировать какие-то моменты в общении, сделать тренировочный процесс легче, устроить какой-то тимбилдинг, пофиксить наши индивидуальные косяки. 

Над всем этим мы вместе работаем и благодаря этому начинаем лучше тренироваться и лучше играть. Но в конце концов все зависит от киберспортсменов. 

— Пару дней назад cadiaN сказал нам в интервью, что B1ad3 — один из лучших умов в киберспорте. Ты согласен с этим утверждением? Что делает Андрей в вашей команде и как ты работаешь с ним?

— Андрей делает всё. Реально. (Смеется) Я иногда удивляюсь тому, насколько глубоко он продумывает вещи. Знаешь, всегда можно просчитать ситуацию на шаг вперед, на два… Но у меня такое чувство, что Андрей всегда впереди на все шесть шагов. Он готов законтрить всё, что ты ему скажешь. Ты предлагаешь ему какой-то ход, и он тут же отвечает: «Нет, так нельзя, потому что так и так. А если ты сделаешь вот так, то будет вот так. А если отсюда пойти туда, то будет вообще вот это». 

А так Андрей строит правильную игру, подтягивает меня в роли капитана, фиксит ошибки всех игроков. Честно тебе скажу, он делает всё на 150% и работает очень много. Если бы такое стремление было у каждого игрока… ух, мы бы шикарно играли. 

B1ad3 | Источник: epicenter.gg

— Это прозвучало как наброс на твоих тиммейтов. 

— Нет, ни в коем случае! Это лишь комплимент Андрею — у него есть какое-то суперрвение в игре. Мы работаем много, но он всегда хочет большего. 

— До Блейда ты работал с Кейном. Получается, он был не таким активным тренером?

— У них просто разные подходы. У Андрея более умный Counter-Strike, с пошаговым подходом — он больше философ. А Миша не предлагал какие-то глобальные идеи, он больше смотрел на другие команды и… не то чтобы воровал что-то, но брал на заметку и потихоньку добавлял в нашу систему. Но он и свои умозаключения делал — просто работал больше с Даней, так что я не могу судить, как строилась их работа. Но Миша тоже работал, ребята говорили, что он очень много делал для них. 

— GuardiaN недавно сказал странную фразу — якобы ты сейчас больше капитан для себя, чем капитан для команды. Якобы ты слишком часто подстраиваешь игру под себя. Ты согласен?

— Это все связано с моим малым опытом капитанства. Если на тир-3 сцене можно просто сказать колл в начале раунда и дальше играть на себя, быть одним из пяти игроков, то в NAVI так делать уже нельзя. Тут нужно делать анализ каждого раунда, который прошел, детализировать каждому тиммейту, что он должен делать в том или ином случае. Нужно всегда быть начеку, и в таких условиях практически не остается времени думать об индивидуальной игре. 

Это тяжело, к этому трудно привыкнуть. Я все еще молодой игрок, и иногда мне тоже хочется просто где-то выйти, пострелять и проявить себя. Но я стараюсь над этим работать и понимаю, что это важно. Все команды на тир-1 готовятся и смотрят демки — всегда нужно быть готовым законтрить то, чем они пытаются контрить тебя. Пока что у меня это получается очень плохо. 

— Не разочаровался ли ты в роли капитана? Это по-прежнему то, чем ты хочешь заниматься?

— Да, мне это приносит удовольствие. Я никогда не думал, что будет легко. Наоборот, если я сталкиваюсь со сложностями, то получаю заряд мотивации. Когда начинаются проблемы, просто нужно больше работать. Иногда, конечно, может настигнуть лень, но… Я уже говорил когда-то, что хочу быть самым слабым игроком в команде, чтобы у меня было больше мотивации. Мне приятно преодолевать трудности — когда ты достигаешь цели, это дарит тебе еще больше уверенности в своих силах.

— NAVI сейчас в какой-то мере переживают трудности. Или ты не согласен?

— Ну смотри, давай представим другую команду, которая соберется и отыграет полгода с молодым ингейм-лидером. Она могла бы выигрывать турниры, а мы пока не выигрываем. Но кто знает — это случайность или просто мы хуже работаем? 

Конечно, мы могли бы играть лучше. Но могли бы и больше проигрывать, не выходить в полуфиналы и так далее. Как играем, так играем. К сожалению, нужно с этим жить, каждый день фиксить ошибки и стараться стать лучше. 

NAVI | Источник: epicenter.gg

— Что ждет NAVI и болельщиков команды в 2020 году?

— Хочешь, чтобы я самому себе загадал желание? (Смеется) У меня нет прогноза. Мы просто будем много работать. Победы приходят только тогда, когда ты на них работаешь. У нас есть желание. Хочу, чтобы все понимали — мы не сидим просто так и не тупим. После каждого матча мы смотрим демки, фиксим ошибки, улучшаем нашу игру. 

Проблема в том, что вместе с нами параллельно тренируются и другие команды. И потому конкуренция и уровень игры с каждым годом растут. Появляются новые ростеры, новые игроки. Становится тяжелее. Если бы все стояли на месте, было бы легко выйти вперед, но, к сожалению, все тренируются. 

— Не могу не коснуться темы GuardiaN, которого в последнее время много ругали. Вы недавно назвали его саппортом — ты правда так оцениваешь его роль?

— Да, он выполняет роль саппорта. Перемещается по карте, ориентируется по действиям соперников, играет в комбинации с тиммейтами. Но, конечно, я понимаю, что «авик» на самом деле всегда должен искать свои фраги. Но хейт — это совсем другой вопрос. Я уже говорил, что думаю об этой травле. 

Хейт всегда будет — ты можешь обращать на него внимание, а можешь попросту игнорировать. По Владику — не знаю, читает ли он комментарии. По-моему, нет. Просто иногда слышит от других людей, отвечает на эти вопросы и так далее. Но никому же не нравится плохо играть! Он и сам понимает, что сейчас находится не в лучшей форме. И от этого он мотивируется еще сильнее. Давление на него, конечно, присутствует, но, скорее, в его собственной голове. 

— А испытываешь ли ты это давление? Оно же окружает даже те команды, которые всё выигрывают.

— От этого нужно абстрагироваться. В первую очередь мы команда, пять игроков, тренер, психолог и организация. Всё. Мы работаем ради себя, ради своего успеха, ради карьеры, ради побед. Внутри мы всегда должны это помнить. А мнения извне — от не причастных к команде людей, фанатов, хейтеров — зачем их слушать? Говорят и говорят. Наше дело — сфокусироваться на команде и решать свои проблемы. Критика всегда будет. 

С 17 декабря Natus Vincere выступают на EPICENTER 2019 по CS:GO. В первом матче они победили Heroic со счетом 2:0, но затем уступили Team Vitality. В противостоянии за второе место в группе А коллектив обыграл Heroic со счетом 2:1 и вышел в четвертьфинал турнира, где встретится с Evil Geniuses.

Комментарии