2020-й был ужасным годом для Counter-Strike — от отмены LAN до скандала с тренерами
Статья

2020-й был ужасным годом для Counter-Strike — от отмены LAN до скандала с тренерами

У Counter-Strike выдался откровенно тяжелый год. Наверное, уже всех тошнит от слова «коронавирус», но он пока никуда не ушел, а значит, на 2021-й нужно смотреть не только с надеждой, но и с опаской. А еще нужно запомнить все негативные уроки, которые преподал нам 2020-й. Cybersport.ru вспоминает главные скандалы на сцене, отмену LAN и клиническую смерть североамериканского региона.

Без LAN киберспорт не имеет смысла

Если вы любите футбол и следите за условной Лигой чемпионов, то текущий сезон (и конец прошлого) вряд ли вам сильно запомнился — или как минимум не принес должных эмоций. А всё потому, что большинство матчей проходило без зрителей, из-за чего возникало ощущение, что идет не игра лучших команд мира на сильнейшем клубном турнире, а обычный тренировочный матч. То же самое происходит в киберспорте без LAN. Конечно, гневаться на отсутствие турниров — всё равно что кричать на облака. Но выругаться в любом случае хочется.

Страшно подумать, но за год в CS:GO прошло всего шесть более-менее статусных LAN-турниров, а со зрителями и того меньше. Первым был DreamHack Open Leipzig 2020, состоявшийся еще в конце января. Турнир выиграла BIG, которая на тот момент только-только изменила состав и была далеко не фаворитом. Но, как показал год, это было началом отличного сезона для немецкой команды, которая со временем закрепилась в топ-5 рейтинга HLTV.org.

Источник: DreamHack
Источник: DreamHack

В январе-феврале прошли DreamHack Open Anaheim 2020 (его выиграла Gen.G), GG.Bet ICE Challenge 2020 (победила MOUZ), а также регулярный сезон весеннего отрезка BLAST, где определялись участники будущих финалов. Своего рода COVID-кульминацией же стал IEM Katowice 2020, где при пустых трибунах и грустном Carmac уверенно победили Natus Vincere. Ну а затем началась онлайн-эра…

Плюсы и минусы онлайна в эпоху COVID-19 можно обсуждать бесконечно. Одни будут сетовать на отсутствие мотивации у киберспортсменов и общую рандомность, а другие — на то, что все находятся в максимально равных условиях, а значит, исходы матчей и турниров закономерны. И правы будут все. Но при этом вряд ли кто-то будет спорить с тем, что без LAN ландшафт смены очень сильно изменился.

Попадание на LAN всегда было мерилом успеха — недаром в глоссарий игрока в CS всегда входило слово «онлайнер», которое исконно носило негативную коннотацию. Теперь же онлайнерами стали все, шансы уравнялись, размылось понятие «элиты Counter-Strike» — и это плохо. Конечно, условная Astralis никуда не делась, но немало пострадали другие топовые команды, всегда успешно выступавшие именно в LAN-условиях. Взять ту же mousesports, которая провела ударный 2019 год и неплохо начала 2020-й, — как только начался карантин, коллектив просто посыпался. То же самое можно сказать про Fnatic и G2 Esports.

Турнирные операторы и тематические сайты могут сколько угодно адаптировать формулы расчета своих рейтингов, но адекватно ранжировать команды по силе они всё равно не смогут, поскольку всё проверяется на LAN и только на LAN.

Источник: DreamHack
Источник: DreamHack

Самый актуальный вопрос на сегодня — когда вернутся офлайн-турниры? Valve, как обычно, вообще не дает никаких прогнозов, а другие ТО рассчитывают организовать LAN не раньше весны, при этом закладывая возможность того, что в 2021-м офлайн-первенств не будет вообще. Если честно, о подобном развитии событий даже думать не хочется.

Североамериканская сцена стремительно умирает

Всего пару лет назад ведущие клубы Северной Америки всерьез хотели запустить местного конкурента , а сейчас один за другим уходят из CS:GO — лишь единицы перевозят свои команды в конкурентоспособную Европу. За последний год от американских составов отказались (или вообще ушли из дисциплины) Team Singularity, eUnited, Chaos и 100 Thieves, а Gen.G выставила на трансфер состав с autimatic.

Увы, в Северной Америке банально не хватает команд. У региона есть поддержка турнирных операторов (ESL и стабильно проводили чемпионаты с серьезными призовыми фондами), но нет игроков: все «старички» ушли в Valorant (про которую мы еще поговорим), а рисковать и собирать ростеры из молодых игроков местных FPL и Rank S никто не хочет.

ESL уже объявила, что планирует спасать американскую сцену, но помогут ли эти меры — огромный вопрос. Американские клубы явно не готовы содержать дорогостоящие составы в период неопределенности, связанный с коронавирусом. Даже такая крупная организация, как 100 Thieves, в лице её владельца Nadeshot почти прямым текстом заявила: содержать состав AZR нам не по карману. Чего уж ждать от менее именитых клубов вроде Chaos, которая рассталась со своей командой, несмотря на серию успешных турниров в ноябре-декабре.

AZR | Источник: StarLadder
AZR | Источник: StarLadder

При этом нужно отдать должное наиболее статусным командам Северной Америки — Complexity Gaming, Team Envy и Team Liquid. Сами клубы и игроки не побоялись переехать в Европу, чтобы соревноваться с лучшими. Казалось бы, чего здесь такого — переехать в другой регион? Сел на самолет, прибыл и сиди себе играй. Но далеко не все киберспортсмены на такое способны — вспомнить того же oBo, который не выдержал так много времени вдали от родных. Кроме того, не стоит забывать, что ровно по этой же причине в свое время в Liquid не остался s1mple.

Но немного отвлечемся от плохого. Проблемы американской сцены действительно наносят урон всей дисциплине, но в то же время открывают возможности для молодых игроков — когда, если не сейчас, смогут заявить о себе те, о ком не слышала широкая публика? Регион всё еще остается одним из главных в Counter-Strike, а значит, его всё так же будут поддерживать крупные турнирные операторы. Шансов проявить себя будет еще достаточно — и чёрт с ними, с организациями, многого можно добиться и без их помощи. 

Valorant переманивает медийных игроков

В английском языке есть термин washed up, которым в киберспорте описывают отыгравших свое киберспортсменов. Когда в Valorant начали уходить первые известные игроки в CS:GO, все шутили, что шутер Riot Games переманивает как раз таки washed up players, а все самые сильные киберспортсмены продолжают выступать в CS:GO. Но время шло, и все «отыгравшие свое» действительно перешли в новую дисциплину, а в той же Северной Америке теперь банально не осталось игроков, которые могли бы заинтересовать местные организации.

Сильнее всего Valorant ударила именно по американской сцене CS:GO. Hiko, nitr0, FNS, steel, daps… список можно продолжать бесконечно — все более-менее медийные игроки с устоявшейся фан-базой (или просто чего-то добившиеся в Counter-Strike) теперь ищут себя в новой игре. В Европе похожая ситуация. Конечно, самые сильные игроки остались в CS:GO, но многие ушли в Valorant. Это и pyth, и mixwell, и ANGE1, и ScreaM, и Happy, и draken, и GeT_RiGhT, и еще несколько десятков менее именитых игроков. 

Пока рано утверждать, но похоже, что Valorant будет развиваться по той же логике, что и League of Legends. На первых порах Riot Games следит за сценой, позволяет проводить локальные чемпионаты сторонним турнирным операторам, а затем всё возьмет под свой контроль. Игре, конечно, не повезло выйти в эпоху коронавируса (и просмотры на YouTube пока не радуют), но едва ли Riot позволит ей впасть в забвение, а значит, Valve придется этому как-то противостоять.

Самая большая проблема для CS:GO заключается в том, что в Valorant (во всяком случае, в Северной Америке) уходят наиболее харизматичные киберспортсмены. Такими темпами регион может вообще остаться без так называемых role models, на которых может равняться молодежь. А преемственность очень важна, в том числе и в киберспорте.

Абьюз багов как новая форма читерства

Скандал с тренерами, пожалуй, стал самым громким на профессиональной сцене Counter-Strike со времен бана forsaken, а если брать во внимание только самый высокий уровень соревнований, то со времен бана игроков iBUYPOWER, а это было (страшно подумать) аж пять лет назад.

Именно из-за того, что скандалы — такая большая редкость в Counter-Strike, волна банов тренеров вызвала большой резонанс. Поскольку Valve в очередной раз воздержалась от санкций (да что уж там, просто от комментариев), с позиции силы сначала выступила ESL, забанив трех тренеров, а затем себя проявил ранее мало кому известный регулятор ESIC. Комиссия провела расследование, по итогам которого от всех ведущих турниров были отстранены еще 34 тренера, из которых впоследствии оправдан был только один.

 lmbt | Источник: DreamHack
lmbt | Источник: DreamHack

Самое мерзкое, что за соперниками с помощью бага подсматривали тренеры в том числе и топовых команд — MIBR, OG, FURIA Esports, Ninjas in Pyjamas, Gambit Esports и mousesports. Как отметилJW, теперь непонятно, кому вообще можно верить на сцене.

Еще один так и не решенный вопрос — что делать с игроками. Похоже, турнирные операторы и ESIC уже окончательно решили, что киберспортсмены избегут наказания, поскольку невозможно найти доказательства того, что тренеры в открытую говорили им информацию. Но поверить в это сложно, особенно если посмотреть демо той же Hard Legion.

Организация стримера Алексея Hard Play Баранова — вообще отдельный случай. Клуб опозорился больше всех, потому что сначала его главный тренер MechanoGun получил самый длительный бан из всех наказанных наставников (три года), затем был забанен второй тренер, а следом еще и starix, который был выписан на замену MechanoGun. Что еще смешнее, уже после всех банов starix заметили на посту тренера Hard Play в матче на одном из онлайн-турниров — команда просто проигнорировала все санкции. Занавес.

Теперь над Hard Legion и её игроками потешаются абсолютно все — от кастеров до коллег по сцене. Что еще более удивительно, после скандала forZe взяла MechanoGun тренером в свою академию, а потом искренне удивлялась, почему организацию так критикуют за это решение. Многие медиаперсоны в СНГ заняли позицию «виновен, но не значит, что отстранен от Counter-Strike навсегда». На Западе этого не поняли — там считают, что Богатырёву нет места на сцене ни в какой роли.

Источник: forZe
Источник: forZe

После скандала с тренерами ESIC объявила о проведении еще одного расследования — о случаях стримснайпинга на онлайн-турнирах. Все предвкушали еще одну большую волну банов, но… ничего не последовало. Комиссия опубликовала довольно скомканный отчет, суть которого сводится к тому, что примеры стримснайпинга были выявлены, но их почти невозможно доказать. Остается только гадать, как много команд наплевало на принцип fair play.

Бонус — подозрительные матчи Cyber Legacy

Еще один так и не раскрученный до конца скандал связан с российской организацией Cyber Legacy, которую несколько раз в разных дисциплинах подозревали в сдаче матчей. Клуб появился из ниоткуда, был оценен в космические $10 млн, после был обвинен в участии в подставных играх, а затем распустил составы по CS:GO и Dota 2 и, казалось, вот-вот уйдет из киберспорта, просуществовав менее года. Впрочем, в конце декабря организация все-таки представила новый состав — по Fortnite. 

История Cyber Legacy в киберспорте вызывает вопросы от начала и до конца. Клуб возник из ниоткуда, получил инвестиции от управляющей компании фонда «Росконгресс», а затем некий аналитик «Фридом Финанс» озвучил, что стоимость клуба составляет $10 млн. При этом у организации были грандиозные планы — она собиралась не только содержать собственные команды, но и проводить турниры между топовыми российскими компаниями. Подробнее обо всем этом читайте в материале Вячеслава PilotBaker Ипатова.

Самые крупные скандалы связаны с возможной сдачей матчей командами Cyber Legacy. Наиболее громкий случай произошел в Dota 2, но вопросы были и к составу по CS:GO.

Cooman — бывший керри состава Cyber Legacy по Dota 2
Cooman — бывший керри состава Cyber Legacy по Dota 2

Команда по шутеру Valve была сформирована в конце весны — всем особенно запомнился довольно нелепый в своем пафосе ролик-анонс о подписании seized. Помимо него, в команду вошел тренер Xoma… и четыре непонятно откуда взявшихся киберспортсмена без какого-либо соревновательного опыта. Как признавался seized, его напарники не знали даже азов профессионального Counter-Strike.

Скандал же произошел в середине ноября, когда Cyber Legacy заподозрили в сдаче матча с Giants. Поклонники киберспорта гневались в социальных сетях, что незадолго до старта игры в ряде БК сильно подскочили коэффициенты на победу CL, а еще многих смутило то, какие решения принимали игроки команды из СНГ в ряде эпизодов. Конечно, прямых доказательств сдачи матча не было, seized всё отрицал, но вскоре организация внезапно объявила о «временном закрытии» подразделения по CS:GO — якобы из-за проблем с финансированием (напомним, в начале года в клуб было вложено $5,5 млн) и ситуации с коронавирусом.

Как впоследствии заявил v1lat, у него есть сведения о том, что Cyber Legacy действительно сдавала матчи — причем игроки якобы делали это по договоренности с менеджментом. Увы, история не получила продолжения и v1lat больше ни о чем подобном не рассказывал. Но случай Cyber Legacy запомнится надолго.

Тут пазла нет!

Комментарии