Блоги

Почему Rainbow Six Siege проигрывает CS:GO в СНГ

Привет, читатели Cybersport.ru. Это блог Артема Vespertus Орлова, комментатора Rainbow Six Siege, больше известного как «Король казуала». Я хотел бы поговорить с вами о том, почему в СНГ Rainbow Six Siege не пользуется такой же дикой популярностью, как, например, CS:GO, и сделать это на основе своего знакомства с игрой.

Когда в 2015 году вышла игра, ее в тот момент стримили на постоянной основе два человека — Лёша Пчелкин и Олег RayzerGM Кучин. И я смотрел на них и думал, брать или не брать Siege. Меня еще друг начал уговаривать, но сначала я подумал, что это какое-то фуфло. Я восемь лет в WoW проиграл, поэтому отвечал, что мне эти ваши пострелушки не интересны. Но в итоге, посмотрев немного стримы, все-таки решил скачать, и мы начали с другом вдвоем играть. Я откалибровался на Gold 1, хотя первый ранговый сезон был крайне случайный — один бог знал, как тогда повышался и понижался ранг. Потом я достиг «Платины» и понял, что мне сложно играть в ранкед, так как банально не хватало опыта, ведь это был мой первый шутер, хотя мне тогда уже было 25 лет. Поэтому я пошел играть в обычный режим, и тогда у меня как раз появилось прозвище Король казуала. Я провел в обычном режиме где-то часов 600. И тут как раз проявляется первая особенность «Радуги» — ее сложность.

В R6, помимо аима, нужно усиленно тренировать память, движение и геймсенс. И вот уже на этой стадии многие бросают игру, так как просто не хватает терпения — порог вхождения в игру невероятно высокий. Первые 50-100 часов об тебя просто вытирают ноги, и так было даже на старте игры, когда многие еще не умели играть. Сейчас начать еще сложнее. Непросто даже тем, кто прошел школу Counter-Strike, ведь там стрейфы завязаны на попеременном использовании A и D, а в R6 к этому прибавляются Q, E и С. Поэтому эти первые сто часов самые неприятные. Обучение в игре может объяснить только азы, но этого даже близко недостаточно. К тому же мало просто адаптироваться к перемещениям и стрельбе, сложнее всего понять вообще задумку игры и ее тактические особенности, ведь именно на этом строится «Радуга». Я помню, что, уже когда начал стримить, меня часто звали в ранкед вместе поиграть, но я отказывался, ведь осознавал, что все еще не понимаю, как с тактической точки зрения правильно играть.

При этом в игре огромное количество своих фишек, трюков и особенностей механик, некоторые из них порой даже профессиональные киберспортсмены спустя четыре года не знают. Естественно, выучить и запомнить такой большой объем информации сможет не каждый — и не каждый захочет. Поэтому повторюсь: R6 требует от геймеров громадного терпения и усидчивости.

Вторая проблема R6 — новичкам игра кажется не зрелищной. Я помню, как мы общались с CrystalMay, когда должны были комментировать турнир по «Радуге», и он мне честно сказал: «Игру скучно смотреть». И действительно, у нас 45 секунд дрон-фаза, когда атака разведывает точку, — за этим процессом интересно наблюдать исключительно тем, кто уже близко знаком с игрой, разбирается в способностях оперативников (которых уже 60), в их задачах на карте. При этом у каждого из оперативников свой стиль игры. К слову, даже большая часть комьюнити, которая непосредственно играет в R6, не следит за киберспортивной сценой. У нас, например, сообщество разделено на тех, кто зависает на YouTube, там есть блогеры с 100+ тыс. подписчиков, и тех, кто вертится вокруг Twitch. Для меня вот многие имена с YouTube абсолютно незнакомы, с другой стороны, зрители этих блогеров мало что знают о том, что происходит на Twitch и, соответственно, на киберспортивной сцене. Почему так происходит, не знаю, но факт есть факт.

Третья сложность R6 — зависимость от коммуникации. Первое, что должен понять каждый человек, заходящий в «Радугу», — что это игра не про «пострелушки», за ними можно пойти в CS:GO, Valorant или Call of Duty. Понятно, что и в R6 можно встретить игроков, которые будут молчать весь матч, однако в таких ситуациях эффективность команды уменьшается в разы, ведь в «Радуге» все построено на командных взаимодействиях. Даже если ты первым погиб в раунде, для тебя игра не заканчивается: ты можешь прокликивать дронов и давать информацию своим тиммейтам.

Четвертой причиной отсутствия широкого интереса к «Радуге» в СНГ я бы назвал коммерческую модель игры, которая в корне отличается от CS:GO. Игрокам в нашем регионе не хватает всех этих кейсов, которые можно было бы обменивать и продавать на торговой площадке. Я уверен, что возможность монетизировать игру и спокойно торговать скинами привлекла бы серьезную часть геймеров из того же CS:GO. К тому же, как мне кажется, игру необходимо сделать бесплатной — для СНГ это тоже важный фактор и в своем роде барьер для многих пользователей.

Пятая сложность R6 — технические проблемы и читеры. Нельзя сказать, что трудности с читерами испытывают только пользователи «Радуги», однако иногда у нас бывают совсем неудачные сезоны в этом плане. Например, у меня как-то был день, когда в 9 играх из 11 я встретил читера. Естественно, это тоже отпугивает новичков и с этим надо бороться. К техническим проблемам я бы отнес старый движок. К тому же, какое бы железо у тебя ни стояло и сколько герцев бы ни было, если ты не будешь получать пакеты от сервера, ты будешь страдать, например, умирая вечно за стенкой. Такие вещи, конечно, несколько смазывают впечатление от игры.

Ну и, наконец, немного о профессиональной сцене. Начну с того, что если бы не киберспорт, то, вероятно, сейчас бы R6 уже не было. Соревновательная сцена дала значительный буст «Радуге» по всему миру. К тому же это первый онлайн-проект для Ubisoft, поэтому к нему компания подходила очень внимательно. Однако многие клубы из нашего региона быстро попрощались с дисциплиной, увидев, что она не может дать необходимые просмотры.

У Ubisoft, кстати, есть специальная программа R6 SHARE, которая направлена на поддержку игроков и клубов. Организации делятся на три уровня, в зависимости от которого получают определённые проценты с продажи персональных скинов в игре. Естественно, все хотят попасть в эту программу. Однако она подразумевает то, что клуб также будет самостоятельно пытаться развивать киберспортивную сцену в своем регионе — например, проводить небольшие турниры и так далее. Team Empire нечто подобное устраивала, однако другие ограничивались условными розыгрышами скинов. А без серьезного участия со стороны самих организаций профессиональная сцена не сможет развиваться. Однако, несмотря на все пункты, что были перечислены, я верю, что R6 ждет хорошее будущее, в том числе и в СНГ.

На этом, пожалуй, пока все. Делитесь в комментариях своим мнением и пишите, о чем хотели бы прочитать в следующий раз. Я планировал опубликовать еще ностальгический блог о первых турнирах по «Радуге» в СНГ, в которых мне приходилось участвовать. Так что будем оставаться на связи.

Комментарии