Блоги

Спортивный элемент в компьютерных играх

Споры о том, что считать спортом, а что нет ведутся давно и вряд ли когда-нибудь утихнут. Являются ли шахматы спортом. Формально это спорт. Так признали. Но это политика, в ней нет места истине. По сути, шахматы не могут быть спортом. Сейчас попробую объяснить.

Спорт это состязание. Но это не просто соревнование, это борьба за то, чтобы стать лучшим, сильнейшим, поставить рекорд и т.д. и т.п. Любой спорт это игра, но не всякая игра это спорт. Это очень важно. Нельзя в шахматах стать лучшим. Нельзя поставить рекорд. Это игра на память. Все топовые шахматисты не думают, не просчитывают (это глупо) - они вспоминают. Все комбинации в шахматах ограничены, известны, все партии разыграны. Между соперниками в шахматах нет никакой борьбы, они борются с собой, напрягают память. Покер это не спорт. Подсчет вероятности и блеф это элемент игры, но не спорта. Здесь также нельзя поставить рекорд. Под рекордом, поясню для особо одаренных, понимается внутриигровое достижение, а не серии побед, игровой стаж и прочие внешние атрибуты.

И вот мы пришли к главному признаку спорта - у него нет, так сказать, верхней планки. Спортивные достижения отражают предел человеческих возможностей на данный момент времени, в контексте игры разумеется. Спорт это хаос. Он детерминирован, как и все явления, но в силу своей чувствительности к начальным условиям и большому их числу, просчитать исход с достаточной точностью маловероятно. В этом и вся прелесть.

Спорт бывает любительским, а бывает профессиональным. К сожалению, многие считают, что спорт высших достижений равен профессиональному, а "дворовый" равен любительскому. Это не так. Спортсменом является только тот человек, который стремится к достижениям, а профессионал он (получает деньги) или любитель (играет в свободное время) не имеет значения. И требования к этим двум категориям игроков не могут быть одинаковыми. Обыватель может играть в баскетбол, но для него тяжело вести мяч, он часто его теряет, спотыкается, нарушает правила. Спортсмен ошибается очень редко в подобных случаях. Спорт не в том, чтобы не терять мяч в баскетболе. Также и в киберспорте, прожимать кнопки в определенном порядке (как в примере тинкера из предыдущего блога) это не спорт. Для киберспортсмена это не должно составлять трудности, это отработано до автоматики.

Так почему мы можем считать некоторые игры спортивными, называя их киберспортом? Потому что там есть неограниченное поле для рекордов, достижений, самосовершенствования. В чем это проявляется? В КС:ГО, например, это стрельба, раскидки, командное перемещение и взаимодействие. Суть спорта в том, чтобы реализовывать технически сложные действия, недоступные обывателю, командные и индивидуальные. Проблема киберспорта в том, что не все дисциплины сбалансированы.

Дота2 может быть представлена как в виде спорта, так и просто игрой. Сейчас нет моба-дисциплин, которые спорт больше чем, скажем, на 3/4. Ластхит и денай крипов - это спорт. Полеты Тинкера по карте - нет. Тинкер не может промахнуться. Это же не игрок использует спеллы, а персонаж. Игрок отдает команды, путем прожимания кнопок. Это как ведение мяча в баскетболе. Скиллы, которыми нельзя промахнуться, атаки, от которых невозможно увернуться, умения, которые нельзя предотвратить и т.д. и т.п. противоречат идее спортивного состязания. Прикол Тайда не в том, что он дает ульту одной кнопкой, а в том, что ему нельзя помешать. Из-за кракен шелла с него спадет любой контроль, кроме дума, и он даст ульт. Тини с виспом сломают вам базу быстрее, когда вы пойдете в пуш по какой либо стороне. Это все игра, но это не спорт. Совсем не спорт. Почему так любят футбол? Потому что это очень технически и тактически сложный вид спорта. Попасть в ворота не просто, а там еще и вратарь стоит. И правила есть "дурацкие". Например, "вне игры". А в Дота2 можно быть "вне игры", даже нужно.

В спорте есть правила, которые направлены на то, чтобы игра оставалась спортом. В кибердисциплинах с этим проблемы. В Дота2 все возможно, нет никаких правил, кроме тех ограничений, которые невозможно нарушить впринципе, как законы физики в обычных видах спорта.

И мы приходим к тому, что для того, чтобы игра могла называться спортом, в ней должно быть место непосредственному влиянию игрока на события (стрельба и грены в кс, попадание спеллами в моба-играх, контроль юнитов в старике) и специальные правила, исключающие "абузы". Это два необходимых условиях.

Приведу необычный пример. Есть такое мморпг как GuildWars2. Есть там ПвП на арене, так называемое sPvP, в силу игровой механики это может называться киберспортом. Но речь не о нем. Я хочу показать как важно соблюдать оба условия. Поэтому обратимся к другой разновидности ПвП в этой игре - WvW.

Игровая механика GW2 предполагает возможность увернуться от атаки противника, значительное число умений АоЕ, которыми нужно попадать, в отличие от многих других ммо здесь можно применять умения на ходу, в движении. То есть основа для киберспорта имеется. И мы имеем очень умелого игрока.

http://www.youtube.com/watch?v=QQd53qlCvo8&list=UUspfGg3_fCOuVxIMvWWBEOw

В GW2 очень просто прокачать одеть персонажа, уровень у всех на WvW одинаков, поэтому по силе все персонажи примерно равны. Но можно ли назвать увиденное спортом? Конечно нет. Это игра, развлечение, случайные поединки без правил.

А вот следующее видео уже интереснее.

http://www.youtube.com/watch?v=MHApuTwtdls&list=UUspfGg3_fCOuVxIMvWWBEOw&index=4

Это уже "кланвар". Люди предварительно договорились, подготовились, обговорили правила. Это уже спорт. Локальный, бесперспективный, но спорт. Соревнуются не персонажи, шмот и билды, а игроки. И не просто соревнуются, а по определенным правилам.

Я специально не стал описывать разницу на примере успешных дисциплин, таких как КС, Старкрафт и т.п. Спорт может быть где угодно, если для него будут условия. Дота2 очень сложная игра с хорошей спортивной составляющей, но в ней есть место элементам, которые ее убивают. Если коммьюнити хочет видеть будущее Дота2 в качестве киберспортивной дисциплины, нужно приближать ее к этому. Организаторы способны сами устанавливать свои правила. Для этого не нужно ждать патчей. Нужна только воля. Запрет абузов и имбалансных героев сделать несложно. Игра позволяет, правила запрещают. Все просто.

Комментарии