Блоги

Управление киберспортом. Часть четвертая. Формы организации

В предыдущих частях я рассказал о ключевых особенностях, существующих тенденциях и основных участниках таког явления как киберспорт. Теперь о главном, о том как это может работать.

Кооперация в подобных областях представлена тремя типами объединений:

1) Ассоциация (лига, союз) - объединение независимых участников с целью совместной координации деятельности. Главная особенность это полная свобода членов союза. Все решения принимаются совместно путем голосования. Принятые решения реализуются каждым участником самостоятельно. В ассоциацию легко войти и также легко выйти из нее. Их основное предназначение регламентация деятельности. То есть определяются правила и принципы поведения членов союза для порядка и удобства участников, что повышает эффективность. Недостатками этой формы являются: неравномерное развитие и внедрение изменений, большие затраты времени и усилий на обсуждене и принятие спорных решений, возможность бойкотирования и выхода из союза ряда участников. То есть недостатки это следствие полной независимости участников и отсутствия общего управляющего органа.

2) Конфедерация - объединение независимых участников с целью достижения определенных целей, имеющее единый для всех орган управления. Эта форма представляет собой переходный этап между ассоциацией и федерацией, о которой расскажу позже. Участники по-прежнему независимы, но уже появляются общие органы управления, которые имеют полномочия действовать от имени конфедерации на "территории" всех членов объединения. То есть появляется иерархия, в которой органы управления отдельных участников подчинены общим органам управления. На самом деле, конфедерация редко образуется с чистого листа. Как правило, это такое состояние системы, которое уже не ассоциация, но еще не федерация. Примером является Европейский союз, внутренние процессы которого говорят о постепенной интеграции его членов в более стабильную структуру. Через несколько лет интеграция достигнет такого уровня, что все местные органы власти будут, так или иначе, подчиняться общеевропейским субъектам управления. Однако, из конфедерации по-прежнему легко выйти. Но при этом конфедерация лишена недостатков ассоциации. Единственная проблема в том, что эта форма нестабильна и представляет собой, по сути, куколку бабочки. Конфедерация либо распадается, либо превращается в федерацию.

3) Федерация - объединение относительно самостоятельных участников. В определеный момент интеграция союзов доходит до такой стадии, когда свободы как таковой у их членов не остается. По сути, федерация это единое целое. Все органы управления участников носят формальный характер. По факту же они четко вписаны в общую иерархию управления. Выйти из федерации практически невозможно. Со временем и само понятие федерации становится чисто формальной данью истории. Процесс интеграции завершается, система представляется единым монолитом. Примером федерации является, всем известные, ФИФА. Сегодня весь футбол полностью принадлежит им. И это не преувеличение. Они контролируют все. Создать свою лигу с преферансом и дамами, которая вертела вокруг своей оси правила ФИФА, попросту невозможно. С вами никто не будет иметь дело, кроме парочки отщепенцев, которым нечего терять.

Киберспорт сегодня неоднороден. В то время как в Европе и США нет даже ассоциаций, в Азии уже во всю действуют местные федерации, которые определяют правила игры. На мировом уровне пока пусто. Про Азию я говорить не хочу, это отдельный мир, который не лезет наружу, но и не пускает никого к себе. А вот дела в СНГ, Европе и США мне интересны.

Во-первых, стоит сказать о таких игроках, как федерация киберспорта россии во главе с Барсиком. Как вы уже поняли, его контора федерацией не является. Это просто организатор турниров. Надо заметить, Ирбис не одинок, таких "федераций" по миру не две штуки. У многих возникнет вопрос, зачем они это делают? Ответ прост, они хотят получить статус федерации. Но не от участников коммьюнити, т.к. это невозможно - они просто ноунеймы, а от государства. С этим и связано заигрывание таких контор с чиновниками, якобы для популяризации и развития киберспорта. На самом деле, они пытаются создать образ видимости федерации, чтобы им поверили и дали им этот статус. Называется это просто - мошенничество. Их цель проста - получить контроль над финансовыми потоками и принятием решений (коррупция). Как правило, они ориентируются на местный уровень (в рамках одного государства), хотя некоторые уже заявляют о мировых претензиях. Но объединяет их всех одно - оторванность от киберспортивного коммьюнити. И будет очень печально, если они эту власть получат, и реальным игрокам придется подстраиваться под них.

Теперь о главном, кто может стать центром объединения. На примере Доты. Вариантов, на деле, всего два. Это команды (НаВи, Фнатик, Альянс, ВП и т.п.) или Лиги (Старладдер, Дримхак и т.д.). Ближе всего к этому подошли украинцы. Прошедший сезон Старсерии объединил весь мир. Почему это важно? Потому что чем выше призовые, чем выше интерес СМИ к событию, чем сильнее состав участников, тем престижнее турнир. Престижные турниры хотят выиграть не только игроки, но и их менеджмент, т.к. это привлечет спонсоров. Значит, такой турир выходит на первый план. И у организаторов события появляются рычаги влияния в виде правил, регламентов и т.п. И как только все это стабилизируется, спустя некоторое время их подход к доте станет эталоном. Также Старсерия может расширять свое влияние, кооперируясь с другими участниками коммьюнити, например с Джойндотой, с БьёндЗэСаммит. Так, рано или поздно, будет сформирована первая значимая лига в Доте. Что касается команд\организаций, то они, пока, не проявляют должной активности в этом направлении.

Вот в принципе и все, что можно рассказать о возможных формах объединений в киберспорте. Поддерживайте свои любимые лиги и не связывайтесь с самозванцами. И все будет хорошо. Во всяком случае у Доты. Остальные дисиплины до такого уровня самоорганизации не созрели, а некоторые не созреют никогда. Так что благодарите Гейба, любители Доты.

 

 

Комментарии