advertisement banner
i
C

HeroDota – или взгляд на нонпро турниры изнутри. Часть третья. Мексиканские редкие.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Если вы читаете этот блог в первый раз - не читайте. Либо прочтите с самой первой части, либо картина будет для вас неполная.

Как обычно всем приветы за комментарии и большие пальцы вверх. Эта часть скудновата на истории, однако здесь первый "обмен" опытом прямо для самых неокрепших духом людей, которые решили связать себя с нон про турнирами хоть как-то. Как обычно читайте спокойно, не торопитесь, это не научная статья или пособие. Это просто история.

Турнирный самострой

Чтобы построить хороший дом, нужно научиться делать много вещей. Выбрать место строительства, сделать план, найти материалы, освоить виды работ, необходимые для строительства. При всем этом обилии навыков, которые требуются для конечной цели, нужно прекрасно понимать, что любая ошибка будет стоить дорого, если вы планируете в этом доме жить.

Мы обсудили преимущества и недостатки надвигающегося решения заниматься турнирами для непрофессиональной прослойки Dota 2. Сказать по правде преимуществ тут немного – этим нормально никто не занимался. Это единственное наше наблюдение за всеми многочисленными турнирами, которые проходили в то время. Недостатками же являлось то, что опыта в проведении турниров по доте в онлайне у нас вообще не было. Нам нужен был или свой собственный опыт, либо опыт со стороны. Нельзя вот так взять и сказать – ребята, мы ищем человека который бы организовал нам турнир. Это не укладывается в нашу потребность контролировать все и вся. Не укладывается в понятие сделать самим. И конечно у метода «найти человека со стороны» было куча рисков.

  1. Вас могут бросить и оставить с командами один на один.
  2. Вас могут бросить и забрать все себе.
  3. Вас могут бросить.

Вполне логично, что мы выбрали сделать все сами. Ну как выбрали, мы вариант кого-то искать даже не рассматривали. Ланы организовывать опыт у нас уже был. Но то были ланы по вечно умирающему СтарКрафту. Где каждую игру не покажешь, зачастую вообще ланы проходили настолько тихо и бесцеремонно, что, казалось, что и атмосферы турнира то даже не было. Тут же был не лан, а онлайн. Что ж, опыт онлайн турниров тоже по старкрафту у нас был. Хоть и со стороны, но волей-неволей знаешь, как это все работает, когда ты это стримишь 2 года. Нам же нужно было найти вариант и, что самое важное, воплотить его в реальность, турнира, где было бы комфортно делать и нам, и командам.

Сейчас я опишу, что мы знали о турнирах в доте в очень общих чертах.

  1. Это занимает кучу времени у игроков и организаторов.
  2. Это забирает кучу нервов у игроков и организаторов.

Но почему? Все очень просто. Назовем это одним большим, пространственным словом – неорганизованность. Изначально онлайн турниры создавались как замена лан турнирам. Якобы проще собрать участников на такие турниры. Проще сделать регистрацию, проще сделать сетки, все это дистанционно, туда-сюда… Все это полная чушь. Большее количество людей, которые могут к вам прийти – больше шансов того, что у вас будут проблемы.

Цените время и оценивайте правильно

Вот вам пример из опыта SC2 – вы делаете турнир на 128 участников. Предположим призовые турнира 100$, ну вот нашелся приятный немолодой дядечка, который питает к Звездному Ремеслу 2 любовь. Ну и дал нам 100$. Приятного немолодого дядечки конечно не существует. Но на нашем вымышленном турнире должен же взяться призовой фонд. Потому что хотелось бы рассмотреть случай с турнира «без взносов». Регистрируется предположим 75. Вам надо сделать сетку. Где?. Вам надо выдать людям расписание. Как? Вам надо сделать так, чтобы игроки нашли друг друга. Как? Вам надо уложиться в нужные вам временные рамки. Как? И вам надо сделать хорошее освещение турнира в интернете. Никому ведь неинтересно играть на безликом турнире.

Мы начинаем сами себе отвечать на вопросы, которые мы поставили.

Сетку делаем через онлайн сервис турниров - challonge.com

Расписание выдаем там же в описании – просто ставим время старта турниров.

Игроки SC2 найдут друг друга по battletag или в канале в клиенте старика.

Мы планируем начать наш турнир в 11 утра. При расчете что 128->64->32->16->8->4->2->1. Это всего 8 раундов, а средняя игра в старкрафте 30 минут, мы закончим часа за 4, возьмем еще час на «задержки» и будет 5 часов. Отлично. В 16-00 у нас будет известен победитель.

Звучит достаточно просто. На деле же, организуя турнир в ру секторе – вы закончите часом к 9. И это будет считаться неплохим результатом я вам скажу. Я как-то раз комментировал подобный турнир с призовым в 30 тысяч рублей с 10 утра и до 0-00. Игроки часто не приходят, или приходят после тех луза. Сетку никто не может найти, игры никто не может создать, кто-то ни в коем случае не будет играть без судьи, кто-то обвинит другого в мапхаке, кто-то будет проверять не фейк ли тот, кто его победил. И так далее. В процессе организации турниров по любой дисциплины, будь то онлайн, или лан, вас неизбежно будет сталкивать в пропасти вашей плохой организации. Всегда будет тонна недовольных вами, и в конце концов вы будете сами собой недовольны, и, скорее всего, вы забьете.

При мысли, что мы хотим сами зайти в такого рода авантюру, возникали короткие мысли, что мы безрассудные. Да еще и в четвером. И где участниками будет не один человек, а минимум пять. Это, мягко говоря, пугало. Причем, мы видели дотерские ланы. И мы знали что-то о коммунити. Под «что-то»  я имею ввиду огромное количество людей, которых можно попробовать назвать одним словом «Вата». Да, пожалуй, «Вата» будет хорошим вариантом. Нейтральным.

С чего начать

Как меня учил, и продолжает учить, мой самый главный учитель по жизни – Папа: «Подумай, прежде чем сделать».

Нам точно предстояло начинать без дядечек, которые были дали нам денег на турнир. И опыта даже организации регистраций целой команды, а не отдельного человека, у нас, естественно, не было. У нас не было ни призов, ни команд. И тут мы подумали – стоп, мы же можем сделать турнир на рарки. Так много, кто делает. Да, такие турниры мало кого привлекают, но на рарки можно выменять себе что-то стоящее. Плюсом было то, что серьезные парни к нам за рарками не пойдут. И мы точно избежим мошны за деньги\склоки и так далее. Хотя это я только сейчас сделал такой вывод, потому что тогда нам просто нужно было что-то безопасное и в случае если у нас не получится – нас поймут, и мы смогли бы все вернуть на свои «шоупосубботам» места.

В первой части блога я не рассказал откуда мы брали вещи на призы в нашем шоу. Есть такой человек среди нашей тусовки Никита. Никита это «доброй души человек, который хотел помочь». Но стал другом. Так вот Никита прямо «поставлял» нам сеты из магазина Доты. Он говорил, что хорошо меняется и у него был приятный стартовый капитал, который он смог приумножить и, по сути, мог достать любой сет и любую куру. К моменту окончания первого сезона Никита ушел в РЛ и мы не были в праве рассчитывать на его помощь с турнирами.

И вот какая была у нас идея. Команды бы ставили свои рарки как buy-in. Часть рарок мы бы оставляли себе, чтобы в случае если бы мы продолжили Шоу формат, Никита смог бы выменять что-то для нашей программы. + наша команда могла бы играть без взноса, и парни смогли бы навыигрывать себе Рарок, если бы тащили.

Затем, нам надо было сделать так, чтобы мы точно знали, когда все закончится. Хотя бы примерно. Мы должны были быть уверенными в том, что в эфир уложатся все игры которые мы хотим. Не должно быть задержек и тупняка, с которым многие турниры сталкиваются повсеместно. Нашей задачей было «отрепетировать» некоторые действия, которые могли бы нам потребоваться в ходе организации хороших евентов. Но миникапы на «редкие» это единственное, что мы могли дать коммунити тогда. Исходя из нашего опыта на «шоу» приходило около 6-7 команд. Этого вполне хватило бы, чтобы сделать турнир. Но точно знать будут ли команды, или не будут мы не могли. Мы порешили на том, что нам нужно собрать или 7 или 15 команд. Исходя из того, что у нас есть одна «своя» команда.

Набираем 7 команд (+1 хиродоты) - играем так:

1 место 40 рарок
2 место 15 рарок
1 / 4 (bo1)
1 / 2 (bo3) + Finals (bo3) 

Набираем 14 команд - играем так:

если 15 команд то призы увеличиваются вдвое
1/8 (bo1) (без эфиров) + 1/4 (bo1) 
1/2 (bo3) + finals (bo3)

Регистрацию команд сделать через гугл формы, которые меня ни один раз спасали на работе. То, что нужным спросить у команд на тот момент мы посчитали было лишь это.

Профессионалов мы не ждали, а фейк или не фейк игрок на один день – вообще все равно.

Ссылка бы располагалась в нашей группе и на ск2тв. Мы бы связывались с командами лично, подтверждали бы факт их регистрации и брали бы взнос. После этого слот бы закрывался, а капитана приглашали бы в специальную группу в скайпе и в вконтакте. Скайп выбран из-за удобства. А вконтакт был призван собрать Базу Данных капитанов команд, с которыми потом бы мы работали над турниром «поинтереснее».

Каждый турнир было решено делить на две части, субботнюю и воскресную. Старты были придуманы в 17-00. Каждой команде для первого круга было определено отдельное время. Например, первая восьмушка играла 17-00, вторая в 18-00 и так далее. 4 игры на первый день. И 3 бо3 на второй день. То есть первый круг мы проводили без стрима в 16:00 и игры были одновременно. Вполне терпимо для нас. И для команд. Сережа приготовил дизайн. Дима помог с программной частью.

Выглядело так. Дождь капал, бил гром и так далее. Сетка была в текстовике с кодом, ее было удобно менять и выставлять результат. Все обновлялось на стриме.

Но это забегая вперед. Эти команды предстояло еще и найти.

Взлетные площадки 

Мы пытались выйти на Dota2.ru и делать это у них на площадке. И на virtus.pro. И на продоту. По сути, мы предлагали им проект, в котором им самим ничего не надо было бы делать. Мы бы сами писали новости, сами делали все орг работы с командами. Сами делали стрим и дизайн к нему. На ВП на диалог выйти так и не сложилось. Нам ответили что-то вроде «нам это неинтересно». Нас это разочаровало, мягко говоря, мы были уверены в себе на тот момент, у нас были все эскизы и план работ, четкие сроки и продуманная работа с командами. Но с ВП не сложилось. К сожалению, как казалось тогда. С Дота2ру продвинулось чуть дальше. Но после диалога на счет «невозможности» постить раз в две недели новость про такого рода турниры, я решил – к черту. Просто показалось что все как-то слишком уж сложно, чтобы просто «сделать шоу». Мы не хотели ни платы нам, ни денег за шоу. Мы просто хотели гарантированно иметь команды для участия. И все.

В форумах на дота2ру нельзя создавать топики, по какой-то неясной мне причине. На вп тогда вообще был старый сайт, о его удобности, думаю, можно вообще промолчать, ну а продота показалась слишком «про», и там мы ничего постить не стали. В общем хоть ты тресни – не сложилось.

Это вообще проблема нон про турниров. Отсутствие хоть какой-то медийности, постоянных лиц и так далее. И никому неинтересно этим заниматься. В защиту таких проектов как Virtus.Pro как сайта, могу сказать, что брать незнакомую команду на "что-то авантюрное" и потом показывать это своим лицом не самая лучшая идея. 

Однако не все так плохо было в «датском королевстве», если вспомнить мы отдали ролик про «Show me the money» дота2во и таким образом подружились с ними, и я написал человеку, который со мной связывался. Мы предложили просто делать турниры на рарки и репостить у них в группе. Взамен мы бы вешали их логотип. Они единственные, кто согласился, и нам было достаточно двух групп в 40 и 20 тысяч. Хочу сказать спасибо им за то, что они тогда помогли. Это правда было очень важно и приятно. Впоследствие у нас сложились очень теплые отношения с дота2во, особенно с Пашей оттуда. Но об этом потом.

Забегая вперед, хочу сказать, что поначалу показалось что ВП наш единственный правильный вариант, там работало\ет куча друзей и знакомых, и провал завязать отношения с ВП был для меня фактом очень сильно удручающим. Но потом, спустя год, я даже немного рад, что они нас тогда «не взяли». Мы в следствии этого стали достаточно самостоятельными. Но если вы задумаете делать так, как делаем мы – лучше сразу ищите хорошую площадку. На ней проще найти участников, но и облажаться в разы проще.

Нам же лажать было некуда, наша нищая по количеству участников группа, проваленные переговоры по «хорошей площадке» и смутные представления о том, как это будет выглядеть в будущем. Надо было делать первый турнир. И прыгать от него дальше.

Первый блин

Мы запустили регистрацию в понедельник, написав о том, где только можно. Исходя из негативного опыта Кубка Раков «слепой регистрации», мы связывались с каждым капитаном лично. Это не составляло большого труда. Но когда я говорю, что связывались мы, я имею в виду себя. Тогда Ирина еще не присоединились к проекту настолько крепко, и была в составе группы людей «смотрю-оцениваю-критикую». Я вам скажу, связываться с каждым, кто оставил заявку на форму - удовольствие не из приятных. 7 команд мы набрали достаточно быстро, они были наработаны еще по «шоу», а вот до 15 тянулось достаточно долго. Кто-то писал, что мы кидалы, и кинем на рарки, кто-то постил истории о том, что мы фейк и уедем с рарками в мексику и в таком духе. Кого-то не устраивало, что мы берем себе % рарок. Сейчас я понимаю – нафиг нам этот процент был не нужен, толку никакого от него нет, а те рарки что нам сдали, так и остались на аккаунте хиродоты в стиме. Еще оставляли фейковые вк и контакты. Это разочаровывает. Разбивает мысли на кучу паникующих кусочков, которые говорят тебе «ну ты и лох, не можешь сделать турнир на рарки, а вы думаете делать что-то стоящее». Не смотря на большое количество разочарований 15 команд мы-таки набрали на первый турнир. Кое как.

Когда главная цель сделать хороший продукт для нонпро ты не думаешь о прибыли, ты думаешь где можно прибавить в качестве организации, но на тот момент мы посчитали что рарки нам все-таки нужны (божезачем!?) и вот тут открывается другая сторона. О твоей прибыли, даже о 20 несчастных картинках в доте 2 начинают думать другие. Да уж, пришлось нам почитать про то, что мы жадные, и не раз. Если вы задумаете делать турниры на рарки, чтобы развиваться – не берите себе ничего. Лучший совет что я могу вам дать в вашей ситуации.

Но, турнир таки состоялся, команды пришли в срок, мы показывали ровно столько матчей сколько планировали и люди начали понимать – рарки там выплачивают, стримы показывают и все в целом выглядит не так уж и плохо. В группе было прибавление из тех, кто о нас узнал уже только по турнирам, и все ждали регистрации на новый, сложнее всего набрать команды на первый турнир, если вы все сделаете нормально – то они придут еще раз. Но есть и «залетные», с которыми вы натерпитесь будь здоров.

“Solo” Бориса

Борис был обычным пользователем группы ХД, мы старались всячески увеличивать интересность группы, постили картинки и музыку, никто не постит музыку под которую прикольно играть в доту, и мы подумали, что хоть этим будем отличаться от сотен других групп про доту. И вот Борис вызвался нам помочь с музычкой, он был диджеем где-то там в Новороссийске. Это даже забавно сейчас звучит. Ну так вот. Он исправно постил музыку, которая была очень даже неплохой, и людям это нравилось. Но потом он зарегал на рарочный турнир команду с Solo. Он наобещал нам, что Соло пиарнет нас чутка, якобы, он с ним знаком и Алексей сыграет за его стак на рарочки. Сказав, что взнос ему сдавать некогда – он зарегал команду и попросил никому слот не отдавать. Мы поверили, Боря же исправно постил музыку и не числился в списках «Их разыскивает милиция»».  И тут пошло дело косо криво. Его команда с легкостью прошла этап, где нет эфира, и следующая игра стояла у них третья по списку. В первый игровой день они в лобби всячески стебались над оппонентами и писали что-то вроде «изи редкие, щас лалок нагнем». Это показалось мне несколько странным. На вопрос, где взнос –он отвечал, выиграем и заберешь из призовых. Тун-тун-тун…. Подумывалось мне. Но самым смешным в этой ситуации, что команда ХироДоты спалила, что Соло в команде не было, а парень просто подписался его ником, как это сделать тогда можно было, мы не знали, мы слепо верили – написано Соло, значит Соло. Команда Бори вышла в полуфинал, где ей предстояло сразиться с ХироДотой. Данила, человек самых честных правил, попросил как-то «наказать» этих обманщиков. Я же попросил ничего не писать, если будут провокации. Но то, что Боря и его команда устроили в лобби было таким цирком, что даже я не выдержал. ХироДоте, истосковавшимся в общении (на всех эфирах к ребятам была просьба совсем ничего в чат не писать, и они молчание исправно соблюдали). В каждой игре до этого, команда Бориса под названием MYM старалась унизить соперников и в игре, и словесно. Тут же первое у них сразу не задалось. «Solo» стоял на харде. И каждая его смерть (а их было много) сопровождалась комментарием «Ну ты чего? Не переживай, получится». Боря игру проиграл. Рарки так и не заплатил. Музыки в группе с тех пор не стало. Но стало ясно – надо запрещать командам вообще что-либо писать в чат. Если про игроки еще как-то держатся (об этом тоже будет написано, и не мало), то нон про просто надо мутить на играх. Это был важный урок.

Пример эфирной игры. Обратите внимание на таблицу и дождь. Это работа Сережи и Димы. Часто на такое не обращают внимания.

Experience is everything

Сделав три таких турнира (6 недель), мы обрели форму. Мы поняли, как надо правильно связываться с командами и делать регистрацию. Мы научились хоть как-то работать с командами по дисциплине, мы наработали базу капитанов. И приняли решение – пора. Пора было сделать хороший турнир для большого количества нон про команд. С хорошим освещением и продуманной схемой проведения. И мы назвали проект First Step.

Тогда мы себе слабо представляли, как будет выглядеть сезон. Какой будет формат. И что самое главное мы слабо представляли, как сделать это в DotaTV от Valve. А если быть точным, то вообще не представляли. И нам предстояло все это разузнать. А у кого можно было узнать больше про Valve и турниры в ДотаТв? Кто мог приоткрыть завесу тайны работы с Клапаном больше других?

Так я поехал в Киев. На финалы SLTV Season 6.

 

 

 

 

Комментарии