advertisement banner
i
C

Dota 2 vs LoL. Round 2.

Всем привет!

 

    Во-первых, я бы хотел выразить благодарность пользователю Demiurg за его предыдущий блог. Я и сам думал написать блог на эту тему, но все как-то откладывал. Я не могу говорить, что я согласен/несогласен с Demiurg’ом, просто мне хотелось бы написать свои мысли на эту тему. Сразу предупреждаю, что текста тут будет немало, но надеюсь, что кому-нибудь это будет интересно.

 

Часть 1. Небольшой экскурс в историю

 

    Как все наверное знают, Dota 2 (я в данном блоге буду говорить исключительно про вторую доту, т.к. различия между первой и второй дотой довольно колоссальны, и дают материала еще для одной статьи) и LoL являются играми одного жанра - MOBA (Multiplayer Online Battle Arena games) см вики. У всего этого жанра есть один общий предок - карта Aeon of Strife для первого старкрафта. Так же у этих игр есть общий прародутель - Steve "Guinsoo" Feak. Так же стоит отметить, что LoL немного старше Доты (конец 2009 года у ЛоЛа против примерно середины 2012 у Доты2, когда достать ключик не было уже такой огромной проблемой). Насчет популярности тут очень сложно судить т.к. любая статистика на самом деле врет, но об этом чуть позже.

 

 

 

Часть 2. Коммьюнити игры.

 

    Ну тут сразу можно сказать, что коммьюнити в обеих играх ооочень разное. Наверное, на это накладывают свой отпечаток очень многие факторы: средний возраст игроков, национальный состав, обычаи и устои и т.д. На первый взгляд кажется, что коммьюнити в ЛоЛе намного более приветливое и общительное, т.к. сразу в глаза при игре в лол после доты бросается практически полное отсутствие мата в игре. С другой стороны, ЛоЛ коммьюнити мне нравится меньше, т.к. оно намного более лицимерное и безвольное, что ли. Сейчас попробую пояснить, что я хотел этим сказать.

 

    Возьмем такой пример. Типичное начало игры в лол: все со всеми вежливы, здороваются, желают друг другу удачи. Все такие милые и позитивные. Но! если ваша команда начинает пригрывать, то тут же друг на друга довольно часто начинают литься лучи поноса, все начинают друг друга флеймить (правда такое бывает невсегда), а так же довольно часто у многих людей просто опускаются руки. Надо сказать, что в ЛоЛе дано введена опция фаст финиша в игре (кто играл на ICCUP’е и прочем, тот знает) - если 4 или больше людей голосуют сдаться, то игра прекращаетя. А как известно, очень сложно выигрывать игры, когда в твоей команде двое-трое уже полностью опустили руки.

 

    Другой бич ЛоЛ коммьюнити это на мой взгляд система MMR. С одной стороны она конечно прекрасна, т.к. разделяет людей по скилу, но с другой стороны, она просто ужасна. В ЛоЛе из -за этой системы очень много снобов. Достаточно часто, я сталкивался с ситуацией, когда тебя не считают за нуба не из-за твоего скила, а из-за того, что ты находишься лигой ниже или же у тебя меньше игр. Просто я это довольно остро ощутил на своей шкуре, когда только подняв 30 уровень (да, в лоле есть внеигровые уровни, но об этом чуть попозже), я отыграл промоушен матчи на 9/1 и попал в топы серебряной лиги. Мне очень много народу говорило, что я нуб и прочее, т.к. я отыграл всего 15 матчей а они отыграли свои 1500 матчей. Причем говорили это в самом начале игры, когда еще крипы только пошли. 

 

    Мое личное мнение о ЛоЛ коммьюнити можно охарактеризовать поговоркой: «Мягко стелет да жестко спать».

 

Часть 3. механика игры

 

    Про отличные/схожие черты Доты/ЛоЛа мне понравилась фраза одного моего знакомого: «В Доте и ЛоЛе есть похожие черты - есть 5 героев с 4 абилками, есть 3 линии, есть главное здание, которое нужно снести, чтобы победить. Все остальное у этих игр абсолютно разное.» На самом деле, в чем-то я с этим утверждением согласен, но попробуем разобраться в этом вопросе немного поподробнее.

 

    1. Пул героев.
 

    Что в доте, что в Лоле, пул героев примерно одинаковый - 100+ героев. Но в ЛоЛе тебе с самого начала не открыты все герои, как в доте, тебе приходится покупать каждого героя для игры на нем. У этой системы существуют свои очевидные плюсы и минусы. Из плюсов - почти на каждом герое, которого ты купил ты умеешь достаточно хорошо играть. так же обычно ты покупаешь героев под одну и ту же роль, т.е. опять-таки роль эта у тебя довольно хорошо начинает получаться. Из минусов, тебе быстро надоедает однообразие героев, и тебе приходится донатить. Что ведет нас к следующему пункту.

 

    2. Внутреигровые микротранзакции aka Донат.
 

    Обе эти игры распространяются по системе free-to-play. То есть они обе условно-бесплатные. Но в ЛоЛе от доната все зависит намного сильнее. Во-первых, с донатом быстрее открывается пул героев и быстрее происходит прокачка твоего аккаунта. Во вторых, в ЛоЛе нету такого понятия, как косметичиские предметы на игрока, там есть только полноценные скины, причем они не дропаются в играх. Хотя с другой стороны, о обеих играх можно вполне себе обойтись без доната, но в доте это сделать намного проще, т.к. донат не влияет на игру как таковую (пусть даже косвенно). Косвенное влияние доната ведет нас к следующему пункту.
 

    3. Внематчевая прокачка аккаунта.
 

    Этого понятия в доте как такового не существует. Да, в Доте есть уровень аккаунта, но он не влияет толком ни на что. В ЛоЛе же ситуация в корне другая. Там существует уровень аккаунта, с прокачкой которого открываются новые способности, новые слоты для рун и новые мастерис. Сейчас я попытаюсь пояснить, что это такое.

 

    Руны - в ЛоЛе существует такое понятие как руны, которые дают прирост к статам героя. всего существует 30 слотов для рун, которые открываются по одной за каждый уровень аккаунта. Рун существует великое множество, и подбирать под каждую ситуацию свой комплект рун это тоже довольно непростое занятие. Руну дают примерно 10% прирост к статам, и особую роль играют на начальных этапах игры.

 

    Мастерис - дерево прокачки скилов. Должно быть знакомо игрокам, которые играли в первую очередь в ВоВ и другие РПГ игры. Правильные мастерис довольно неплохо усиливают персонажа и дают свое особое преимущество. Так же открываются на 30 уровне все полностью. МОжно создавать хоть сколько вариантов настройки мастерис, но у профессиональных игроков (как я видел в стримах) есть всего одна пустая старица, и они настраивают их перед каждой игрой. В среднем, правильно настроенные мастерис дают примерно 10% прирост к эффективности персонажа.
 

    Заклинания - В ЛоЛе, помимо 4 абилок героя, существует еще по два слота на заклинания, которые всем чемпионам в ЛоЛе. Эти заклинания имеют относительно небольшой эффект, при этом имея огромные кулдауны. Но стоить отметить, что к месту использованное заклинание может поменять исход игры.

 

    4. Карта и достопримечательности на карте.

 

    Вот-тут вот и начинаются самые радикальные отличия этих двух игр. Хотя карты довольно похожи для неискушенных игроков, но на самом деле они абсолютно разные. Я бы хотел описать нескольно ключевых отличий.
 

- В лоле карта практически плоская, из-за чего там не существует заморочек с миссами и виженом. Надо сказать, что вообще в лоле не существует такого понятие как промахи (есть только пару героев, которые дают дизарм).

 

- Наличие рун. В Доте существует такое понятие как руна (такая колабашка на карте, которая дает тебе всякие полезные баффы). В ЛоЛе механика рун заменена на механику бафов, которые в свою очередь выпадают из монстров в лесу.

 

- Целостность карты. В ЛоЛе деревья являются частью обстановки и с ними нельзя никак взаимодействовать (в доте их можно съесть, срубить, пройти сквозь них и прочее).

 

- Время суток. В доте существует деление времени на день и ночь, из-за чего ночью у героев радиус обзора становится ниже и воевать по ночам немного труднее (привет Баланар). В ЛоЛе же весь бой проходит днем, и не нужно на это заморачиваться.

 

- Варды. Существуют свои заморочки с вардами на карте. В целом можно это описать так: Райоты считают, что постановка вардов очень важное дело, которое нельзя перекладывать на одного только саппорта, а вся комманда должна способствовать установке вардов.

 

- Башни и строения. Вот тут в кроется одно из главных различий в играх. Банши в ЛоЛе на первых минутах просто убийственны. На пермов левеле башня убивает вроде с 3-4 ударов.  Причем, аггро башни нельзя переключать, как в Доте. Да и сама система аггро работает немного по-другому. Из-за этого, в ЛоЛе просто не может быть более-менее внятных гангов на первых минутах игры. С другой стороны, последние башни не такие сильные, и в глубоком лейте команда может снести т4+главное здание примерно за 10-15 секунд, если не еще быстрее. Из-за этого и из-за отсутствия глифов и байбеков, ЛоЛ практически не прощает ошибок в игре. И еще, в ЛоЛе нету телепортов на башни, что тоже усложняет их защиту. Еще в ЛоЛе на каждом лайне стоит только по одному бараку, который, если его уничтожить, со временем заново отстраивается.

 

- Крипы. Ну тут ве различие ясно с ходу. В ЛоЛе крипов больше, но за них дают денег меньше, крипов нельзя денаить (из-за чего невозможно фризить лайн). Ну и всякие мелкие различия.

 

- Боссы на карте. В доте существует один только босс - Рошан, которого довольно непросто убить, и который дает аегис (и сыр) одному игроку. Этот игрок после своей смерти возраждается через некоторое время с полностью здоровым. В ЛоЛе же, существует два босса - Барон Нашор и Дракон (к сожелению безымянный). Если за второго дают только лишь немного денег всей команде то убийство барона дает всем живым игрокам бафф, который достаточно неплохо усиливает их.

 

    5. Разнообразие героев и ролей.

 

    Сразу надо заметить, что в ЛоЛе идет очень четкая градация героев по ролям и почти всегда за каждым героям закреплена одна, максимум две роли. Вот список этих ролей:
 

- ADC (керри в терминах доты). Чемпион дальнего боя, который наносит весь свой демедж в основном с руки, при этом достаточно тонкий и легко убиваемый. Стоит так же отметить, что дамаг в ADC в ЛоЛе достаточно серьезный на всех этапах игры (в доте керри в большенстве своем первые 10 минут не представляют особой угрозы)

 

- Саппорт. Ну тут вс едовольно одинаково с Дотой. Саппорт помогает своему ADC фармить, защищает его от гангов, ставит варды и старается быть полезным всей команде. Надо сказать, что с последними патчами в ЛоЛе роль саппортов несколько изменилась, теперь от них намного больше зависит исход игры, т.к. им дали намного больше голды и опыта.

 

- Соло мидер. Обычно роль соломидера берет на себя маг. Вторая по надобности фарма роль в игре. В принципе, похоже на ситуацию в доте.

 

- Соло топер. В Лоле эту роль обычно выполняет милишный танк/дамагер. Роль намного более зависимая от фарма, чем солохард в доте.

 

- Джанглер. В силу механики ЛоЛа, во всех играх существует игрок, который фармит лес. В перерывах между фармом леса он гангает лайны. В доте тоже есть гангающие джанглеры, но их не так много. В ЛоЛе может джанглить практически любой герой ( с той или иной степенью эффективности).
 

    Эти роли буквально прописаны в правилах игры и в 99% игр так все и играют. В доте все в плане расстановки по лайном намного сложнее и разнообразнее, так же как и разнообразность самих героев. Для примера: Если смотреть турнирные игры, то на стадии пиков в ЛоЛе можно всегда с 99% вероятностью указать, кто на какой лайн пойдет и что там будет делать. В доте же понять кто куда идет в разы сложнее, особенно когда играются всякие пушашие страты. 

 

    6. Сами герои. Вот в этом пункте мне ЛоЛ намного больше нравится, чем Дота. В ЛоЛе намного больше героев с принципиально отличной механикой игры. Очень большое разнообразие различных абилок и их синергия. Так же в ЛоЛе намного больше героев, которые требуют огромного микроконтроля. Еще хочется отметить, что в ЛоЛе очень большой процент способностей являются скилшотами, т.е надо целится по герою, вместо того, что бы просто кликнуть по нему. Это тоже требует определенного скила

 

    Часть 4. Цели игры

 

    Общая цель игры, конечно, в обеих играх одинакова - победить. Но вот как это достигается, это другой вопрос. Игра в ЛоЛе как бы состоит из мини-квестов: забрать башню, забрать барона/дракона, пропушить лайн. Игроки стараются максимально избегать драк, даже имея довольно веское преимущество. В Доте же наоборот, основной целью является наращивание своего потенциала с максимальной скоростью, что бы можно было оказывать давление на противника. Грубо говоря, в ЛоЛе игры проходят примерно так же, как лет 5 назад проходили китайские игры (сейчас китайская дота в корне поменялась). Из-за этого в ЛоЛе довольно часто можно на 40-50 минуте увидеть счет примерно 10:10, т.к. команды боятся друг друга и занимаются своими делами.

 

    Часть 5. Киберстпорт и баланс игры.
 

    Тут, в первую очередь, я хочу сказать, что лично мне смотреть матчи по Доте смотреть нравится больше, они динамичнее и зрелищнее. Одна из причин этого в том, что в ЛоЛе практически нету героев, на которых можно показывать что-то очень зрелищное. Другая причина, в том, что ЛоЛ более пассивная игра, в то время как Дота более контактная. По поводу стран-игроков в ЛоЛ. В обеих играх одинаково примерно. Европейский уровень игры в среднем выше Американского, но в целом доминирует Азия. На данный момент на западе есть 2-3 команды, которые могут потягаться с азиатами за право быть чемпионом (как на прошлом ТИ по доте). Стоит еще отметить, что ЛоЛ очень популярен в Корее, тогд как Дота там только начинает развиваться.
 

    Еще хотелось бы рассказать немного о балансе игры. Как мне кажется, что у Райотов немного странное понятие о балансе. В ЛоЛе намного меньше пул героев для профессиональных игр. Примерно 4-5 героя на каждую роль. Причем пик героев в одной команде не настолько сильно зависит друг от друга, как в Доте. Это значит только одно - что если указать грубо говоря 30 героев, то в ЛоЛе команда, которая пикнула себе из этих 30 героев с вероятность примерно 70% победит команду, которая пикнет героев из остатков. В доте такого я особо сильно не замечал.

 

    Еще в пример можно привести такую историю. в ЛоЛе есть такой герой как Корки (вертолетик). Его очень сильно бафнули буквально за пару недель перед финалом 3-го сезона. В результате, он на финалах был пикнут/забанен в 95% игр, и по сути, выиграл этот чемпионат. Буквально через пару недель после финалов выходит новый патч, в котором его делают абсолютно неиграбельным, и теперь его уже никто не берет в серьезных играх. Мне лично не совсем нравится такая ситуация. В любом случае, в ЛоЛе баланс намного более динамичнее (патчи выходят примерно каждые 3-4 недели, тогда как в доте максимум пару-тройку раз в год.

 

 

    Часть 6. Заключение
 

    Эта запись получилась очень длинной, надеюсь до этого места хоть кто-нибудь дочитал. Да и наверное довольно сумбурной получилась. В силу того, что в ЛоЛ  я играю намного меньше (2-3к игр в доту, против примерно 400-500 игр в ЛоЛ), я сравнивал эти две игры  с позиции дотера. На самом деле, я бы хотел призвать игроков, быть немного торерантнее друг к другу, и не оскорблять фанатов другой игры. В любом слкчае, надеюсь эта статья вам понравилась.
 

Желаю Удачи!

Комментарии