Блоги

Влияние игр на развитие человека

Crawl Space
80

Я всегда с ужасом наблюдал за современными детьми, сидящими с планшетами в руках. Безразличное выражение лица и, словно парализованная, неестественная поза навеивали мысли о том, что сие существо, сидящее передо мной, вовсе не способно к рефлексии. Мне не раз приходилось наблюдать сцену, когда мать, раздраженная излишней активностью ребенка, торжественно вручала своему чаду планшет или смартфон. Проанализировав поведенческие особенности современных детей (да и молодежи в целом), я пришел к пугающим воображение выводам. В моем представлении, ситуация, которую я наблюдаю, представляется мне крайне опасной для неокрепших умов. Сравнивая нынешнее поколение с моим, которое, казалось бы далеко не старое, я начал сомневаться в так называемом техническом прогрессе.

В данной статье я поразмышляю на тему счастливого детства, что бы вы, любители игр, (будущие родители ваших гипотетических детей), проанализировав мой пример, пересмотрели ваши взгляды на компьютерные игры и обеспечили вашему чаду прекрасное будущее.

Вкратце расскажу о своем игровом опыте, и о том, как этот опыт на меня повлиял.

Как и все когда-то, я был ребенком, весьма любопытным и позитивно настроенным. В те далекие от реальности времена цвета казались ярче, воздух чище, еда вкуснее. Игры для нас, для детей "тех" времен, были некими образами взрослой жизни. И я, как и любой другой ребенок, всячески подражал взрослым людям.

В моей скромной жизни было достаточно много интересных игр, в которые мне доводилось играть, но особенно запомнились следующие:

Игра №1 (за честь и отвагу)

В раннем детстве я жил в деревне. Это замечательное и крайне опасное место для ребенка. В то время телевизор был выпуклым и бесцветным. Антенна, криво свисающая с деревянного столба, принимала лишь два, ничем не примечательных для ребенка федеральных канала. Развлекались мы весьма архаичным способом. С помощью палки, словно ведьмачьим мечом, мы расчищали заросли крапивы в садах. Огромные лопухи были боссами, так как стебли их были толще (необходимо было прикладывать огромные усилия, что бы порубить их палкой). Крапива ошпаривала кипятком, колючки цеплялись к носкам и кололи ноги, но мы отважные дети никогда не отступали.

Рандомная картинка из интернета (выглядело это примерно так)
Рандомная картинка из интернета (выглядело это примерно так)

Игра №2 (воображение)

Через некоторое время родители, все-таки, смогли выровнять антенну, и с тех времен в моем сознании, словно плесенью, начала распространяться массовая культура. Начиналось все толи с Геракла, толи с Зены, я уже точно и не помню, но образ "Робокопа" представляется мне очень четко. Наверняка, до меня, как до жителя деревни, доходило все очень поздно, в особенности элементы массовой культуры, но, в сущности, это ничего не меняло. После просмотра фильма мне купили вонючую (буквально) пластмассовую игрушку Робокопа, и я был на восьмом небе от счастья. Играя с Робокопом, я мог вообразить себе любую сюжетную линию и соорудить соответствующие локации при помощи подручного хлама. Прекрасным было еще то, что руку Робокопа можно было заменить огнеметом и я делал это с неестественной частотой. В какой-то момент рука робота просто отвалилась, и мой дед приделал ее обратно с помощью раскаленного на газовой плите гвоздя. Я был очень расстроен, когда увидел вместо Робокопа Франкенштейна. Однако это был полноценный игровой опыт, и, вспоминая его сейчас, я понимаю, что он (игровой опыт), отчасти, повлиял на мою жизнь.

Мой робокоп был похож на этого, только без динамика
Мой робокоп был похож на этого, только без динамика

Игра № 3 (борьба с азартом)

Где-то в начале 2000-х в нашу страну с сумасшедшим грохотом ворвались крамольные монстры - П О К Е М О Н Ы. Я понятие не имею как это произошло, возможно это конспирология, но они меня буквально загипнотизировали. Дошло до того, что я записал на кассету вступительную музыку из мультфильма и слушал ее на плеере в школе на переменах (стыдоба-то какая). Но в то время от покемонов тащились все (пусть это будет оправданием для меня). Кошмаром было то, что покемонов показывали вечером одновременно с идиотскими новостями, и злющий дед часто прогонял меня от экрана. Порой доходило до слез. Позже мультфильм вообще перестали транслировать по телевидению, но контента из вселенной чарующих монстров было предостаточно. Наклейки и фишки...

Если наклейки наклеил и забыл, то фишки в наше время были эквивалентом всего. Дети того времени относились к фишкам, примерно так же, как заключенные к табаку. Всем известна эта игра. В один день можно было приумножить свое богатство в несколько раз, в другой день можно было все проиграть. Как правило фишки имел тот, кто меньше всего играл (это примерно то же, что сейчас происходит с людьми, которые торгуют ценными бумагами на фондовом рынке). Тот период жизни стал для меня уроком, и теперь я практически не поддаюсь азарту и стараюсь ценить нажитое имущество.

У меня фишек не осталось, эта картинка из Пикабу
У меня фишек не осталось, эта картинка из Пикабу
Призрак моего детства (наклейки покемонов на задней части дверки тумбочки)
Призрак моего детства (наклейки покемонов на задней части дверки тумбочки)

Игра № 4 (момент, когда что-то пошло не так)

То, что происходило позже было просто невероятным для меня того времени. На рынке появились восьмибитные приставки. И после моего многодневного навязчивого нытья, родители все же купили мне эту машину по выкачиванию слез школьников. В буквальном смысле, эта незамысловатая коробка, подключенная к старому советскому выпуклому телевизору дробила в щепки мои нервные клетки. Об этом я писал в прошлой статье. И я считаю, что стоит отметить жизненный опыт, который я получил играя на злосчастной знаменитой приставке, имя которой - "Денди".

Хочу отметить игру Battletoads. На определенных уровнях игра становится настолько сложной, что приходится запоминать все микродвижения элементов в игре, а для этого нужно постоянно умирать и начинать игру заново. Для школьника намного проще и безопасней выучить таблицу умножения. Припоминаю, что первую часть я так и не осилил, однако осилил вторую часть, с более щадящим геймплеем. Бывало и такое, что играя в подобные игры, от злости я ломал джойстик. Даже доходило до того, что родители, наблюдая за нашей с друзьями игрой на приставке и за нашим неадекватным поведением, рвали нам блоки питания. Так закаляется сталь...

Без комментариев
Без комментариев
Еще одно ЗЛО
Еще одно ЗЛО

Игра №5 (о дивный плоский мир)

Если мне не изменяет память, я был в 6 классе, когда родители предложили мне купить компьютер. Степень моего невежества в те годы достигала такого огромного числа, что я буквально готов был отказаться от компьютера в пользу приставки "Денди". Все это случилось потому, что я даже не подозревал, что на компьютере можно будет играть. Будучи человеком, настолько оторванным от действительности, я, все же, заимел собственный компьютер, на котором, как оказалось, можно не только играть в игры, но и одновременно с игрой слушать песню O-Zone (эта та, которая нума нумае). Игры того времени выглядели уже довольно прилично, они стали 3D, хотя, стоит признать, что эстетика двумерных игр тоже достаточно привлекательна. Хочу отметить следующие игры тех времен: Worms, Quake, Half-Life, Diablo, Heroes of might and magic 3, Warcraft 3. Все эти игры выделялись либо своим сюжетом, либо геймплеем. Однако самая привлекательная черта этих игр заключалась в их недоступности. Нужно было поднапрячься, чтобы найти диск с игрой или винчестер (интернета тогда еще не было). То есть помимо внутриигрового квеста, был квест внешний. В моем случае - это найти друга с играми на жестком диске, втихаря от родителей вскрыть корпус компьютера и вставить туда чужой жесткий диск с вирусами (для родителей видеть подобное было шоком, в особенности когда антивирус Касперского издавал самый страшный на всем белом свете звук визжащего поросенка). Все эти события, в совокупности, создавали для меня одну полноценную игру. Но мир изменился, когда я узнал об этой несчастной карте - Dota Allstars.

Защита древнего зла (но этот уже новый патч)
Защита древнего зла (но этот уже новый патч)

Игра №666 (вечный самообман)

Если смотреть правде в глаза, то очевидным становится тот факт, что все эти игры (за исключением войны с крапивой и игры с роботом) никакой особой ценности в себе не несут. В сущности, это занятие - невероятно пустая трата времени. Родители, вместо того, чтобы инвестировать собственное время в развитие ребенка, просто тратят деньги на вредную для здоровья ребенка вещь. Несчастное дитя в свою очередь, вместо того, что бы провести время с родителями, или вместо банального прочтения условного Марка Твена, сидит с бессмысленными глазами и смотрит в плоское небытие.

Стоит признать, что и я был тем самым ребенком. Для меня карта в Warcraft 3 была реальней реальности; мое альтер эго на тот момент - фармящий в лесу "Мекку" и "Владимир" Миппо (да, так в те времена снаряжали Миппо). В те времена все другое, что не касалось игры, казалось мне бессмысленным (я был dead inside когда это еще не было мейнстримом). Были бездарно потрачены тысячи часов. А позже появился интернет (так это вообще пропасть). Игра в доту стала такой рутиной, что я уже ничего из того времени не помню. Серьезно, я не помню ни одной карты тех времен и не могу похвастаться никакими достижениями. Позже я задался вопросом: почему я помню моменты из жизни, когда бил крапиву, играл с роботом, менялся с друзьями картриджами, играл за одной клавиатурой с братом "Bomberman", но не помню ни одной катки в доте? Ответ банальный: потому что из игры ушло движение (взаимодействие с внешним) и жизнь превратилась в рутину.

И глядя на детей, которые сгорбившись, с планшетом в руках, сидят на стульчике, где-нибудь в бургерной, и играют в какую-то современную бессмысленную игру, где надо пальцем резать арбузы, я невольно вспоминаю потерянного себя. Но мне повезло, в какой-то момент я оправился, переосмыслил подход к жизни. Играть в доту продолжаю, но делаю это намного реже (не в ущерб здоровью и личностному развитию, как раньше). Что касаемо детей, которые с нулевого возраста держат в руках планшет или смартфон - мне их просто жаль. Может быть я не прав, но мне кажется, что их детство невероятно унылое.

Данная статья - поток сознания. Вывод я для себя сделал. Если у меня появиться ребенок, то я точно не куплю ему планшет до определенного возраста. А когда куплю, то обязательно установлю ПО, которое будет блокировать аниме контент, откровенные косплеи и рэп. Свои выводы делайте сами.

Комментарии