advertisement banner
i
C

Обратный инжиниринг игры Team Secret . Часть 2

Всем привет! Представляю вам вторую часть цикла статей разбора игр Secret. На последнем турнире ESL Germany, Secret не взяли первое место, однако мой интерес к их игре не угас, как надеюсь и ваш. Прошлая част вам понравилась, поэтому для второй части я проделал гораздо больше работы и подготовил для вас много инсайдов с игры Secret. Я расскажу про смок, вардинг, экономику игры, обжективы. Я покажу вам некоторый дизбаланс в экономике который присутствует в игре между сторонами dire и radiant. Экономический дизбаланс присутствует как во внутрикомандной экономике так и внутриигровой. А так же покажу, что некоторые команды, к примеру Alliance не особо эффективно используют смок.

Так же я хотел бы вам напомнить, что все что я пишу не стоит воспринимать как истину, игра достаточно сложная и некоторые действия игроков довольно сложно выразить количественно. Так же я хотел бы вам напомнить что у меня рейтинг 3к. Так что мои соображения скорее всего ошибочны.

Все выводы которые я сделаю ниже сделаны на основе игр с трех последний турниров

OMEGA League
AMD SAPPHIRE OGA DOTA PIT EU/CIS
ESL One Germany 2020 Online powered by Intel

Команда Secret сыграла на этих трех турнирах 44 матча. Так же хочу отметить, что общие статистики были сделаны на основе всех матчей этих турниров, кроме матчей команды Secret. Это сделано что бы статистика не была смещенной, потому что Secret имеют крайне высокий winrate.

На протяжении всей статьи будет прослеживаться центральная идея что игра Secret не зеркальна относительно dire/radiant их план игры за dire отличается от плана игры за radiant. Если вы думаете что так у всех, то нет. Из топовых команд( я проверил только Liquid и Alliance) так никто не играет.

Смок

Смотря трансляцию в момент того как команда использует смок задавались ли вы вопросом, а зачем она это делает? А насколько вообще эффективно сейчас использовать смок? Лучше ли использовать смок вдвоем чем втроем? И вообще, как оценить насколько эффективно смок был использован? Обычно на это пытаются отвечать комментаторы основываясь исключительно на субъективных ощущениях. В этой части я отвечу на эти вопросы основываясь на данных. Начнем с того кто в команде и на какой минуте покупает Смок

Кто покупает смок в команде Team Secret

По графику видно, что обычно до 10 минуты смок покупает YapzOr. Далее глянем на какой минуте и на сколько игроков Secret используют смок.

Сколько раз, и на сколько игроков Team Secret использовали smoke за последние три турнира

Secret часто используют смок на 13 минуте и именно за dire причем обычно в два и реже в три игрока. За Radiant у Secret нет каких-то явно выделяющихся повторов использования, за исключением начала игры в 5ом. Рассмотрим эти два случая. Посмотрим позицию игроков в момент использования смока на 13 минуте игры.

Позиция применения смока командой Team Secret. Кругом отмечены координаты когда мок применялся на двух игроков, крестиком на трех

Видим, что Secret используют smoke в основном у своей T1 и почти всегда на двоих игроков. Почему на двоих? почему в центре? и почему чаще за dire? Разберемся далее. Так же интересна позиция применения смока в начале игры

Позиция применения смока в начале игры

Видим интересный момент Secret используют смок со старта игры около Т4 на средней линии, а не с базы. Если вы думаете что так поступают все, то нет. Alliance тоже любят использовать смок в начале игры, но разбивают его прям на базе. Цель этого смока обычно поставить глубокие защитные варды.

Эффективность смока

Как оценить насколько смок был эффективен ? Для начало конечно хорошо бы понимать цель использования. Однако, сделать это конечно невозможно без прямого контакта с игроками. Но, предположим, что задача смока все же создать преимущество для своей команды. Преимущество в золоте и в опыте достаточно удобный инструмент для отслеживания изменения ситуации на карте после применения смока. Но возникает вопрос, какое временное окно нужно взять что бы оценить преимущество ? Это в принципе не простой вопрос, и требует отдельного исследования. Для данной статьи я взял окно в 120 секунд.

Таким образом, моя интерпретация эффективности смока - это сумма изменения от общей стоимости команд в единицах золота или опыта в следующие 120 секунд после применения смока.

Пример. К примеру на 13 минуте Secret ведет по золоту 4 тысячи. Они применяют смок и на 14ой минуте их преимущество в золоте выросло на тысячу, и составляет 5 тысяч. На 15ой минуте они чуть потеряли, и их преимущество составило 4.5 тысячи. Таким образом эффективность смока составляет (5000 - 4000) + (4000 - 4500) = 500.

Еще один вариант оценки эффективности смока это оценка с помощью экономического коэффициент ROI по сути этот коэффициент показывает эффективность инвестиций. К примеру инвестиция(Investment) в смок складывается из стоимости смока + золото которое вы потеряете за момент передвижения в смоке (так как перестанете фармить) + опыт который вы потеряете за момент передвижения под смоком. Прибыль(Profit) складывается из полученного золота и опыта. Разделив Profit на Investment как раз и получится коэффициент ROI. Однако, статья получается и так слишком большой, поэтому его я высчитывать не буду, может как-нибудь в другой раз. Для данной статьи я выберу более простую интерпретацию.

Исходя из примера выше получается что эффективность смока это два числа средняя разница в золоте и опыте в следующие 120 секунд после применения. Конечно, можно свести эти два числа в одно, взяв к примеру среднее, но оставим два числа, для наглядности.

Эффективность смока в золоте командой Team Secret
Эффективность смока в опыте командой Team Secret

По графику эффективности смока можно заметить что использования смока в двоем для команды Team Secret на порядок выгоднее чем втроем до 20 минуты. Далее, все сильно зависит от ситуации на карте и в среднем использование смока в более чем два игрока оправдано. Так же, видно что по оному Secret смок не используют. Помните выше я писал что команде Alliance лучше отказаться от использования смока. По данной метрике их эффективность смока до 20ой минуты около нуля по золоту и опыту.

Эффективность смока по золоту командой Alliance
Эффективность смока по опыту командой Alliance

Вардинг

Тут так же возникает вопрос, как оценить эффективность вардов ? С одной стороны, если на варде появляется противник, то вард полезен ? Но ведь не всегда, если на варде никто не появляется, то и это тоже информация! Тут я не смог самостоятельно изобрести метрику качества для вардов. Поэтому тут я просто покажу куда ставит варды Secret и с некоторой субъективностью попробую представить почему именно там. Тут я чуть поясню желтые точки на карте это место куда были установлены обсервер варды на основе 44 матчей с разбивкой по 5 минутным интервалам. Обратите внимание!! Это не место где варды уже стоят!. Линии это Kernel Density Estimation(KDE), показывающий плотность распределения установки вардов, градация от темно-красного до желтого, где желтый это центр распределения.

Обратить внимание тут стоит на следующие моменты

На отрезке (-2; 0) минут при игре за radiant Secret ставят чаще ставят варды на защиту мидера от гангов. Это связанно с тем, что в игре за radiant Nisha чаще играет более жадно и его нетворс более важен для команды чем при игре за radiant. За dire защитных вардов меньше, и больше атакующих на харде. Так же за radiant есть места установки глубоких вардов, на территорию соперника, думаю думаю что их цель так же защитная, но, что интересно они в основном были установлены через смок в 5 человек в начале игры.

Установка вардов на отрезке (-2; 0) минут

Следующие отрезки (0; 5) и (5; 10) минут. Крайне интересная картина, отчетливо видно как за radiant Secret практически не ставят атакующие варды, только защитные, и на защиту мида. А вот, за dire картина зеркальная, вообще нет никаких защитных вардов, только атакующие, в основном эти варды идут с харда, и их ставит YapzOr для ганга мида.

Установка вардов на отрезке (0; 5) минут
Установка вардов на отрезке (5; 10) минут

Если в СНГ командах и командах более низкого ранга принято что варды покупает и ставить исключительно игрок пятой позиции, то в Secret в начале игры активно вардит именно YapzOr.

Кто покупает варды в команде Team Secret

Обжективы

Некоторую информацию по стилю игры можно так же подчерпнуть с таймингов убийства таверов. Ниже график таймингов по сносу товеров командой Secret.

Тайминги убийства товеров командой Secret

По таймингам видно, что играя за dire команда Secret сносит вышки быстрее за dire чем за radiant в среднем на 6 минут. Если вы думаете что это нормально, и все команды играют так же, то нет, не все. К примеру в среднем Alliance сносят товера за +- одинаковое время.

Тайминги убийства товеров командой Alliance

Судя по таймингу сноса товеров и вардов отчетливо видно, что за dire Secret играют быстрее.

Фарм треугольника

В зависимости от стороны у Team Secret так же меняется и фарм самых дорогих нетралов в игре. Ниже график, который показывает сколько в среднем, получает игрок фармя свой треугольник.

Золото за фарм своего треугольника

Обратить внимание тут стоит на фарм Nisha. Играя за radiant Nisha в среднем фармит 400 золота с 10 по 15 минуту со своего тругольника. За Dire же в тайминг 10-15 минут Nisha фармит в среднем 320 золота. Разница в 80 голды, подобное изменение сказывается на фарме MATUMBAMAN. Косвенно, это указывает на то что за dire Nisha меньше фармит, а значит больше двигается по карте. Для сравнения вот фарм треугольника от Alliance и Liquid.

Золото за фарм своего треугольника командой Alliance

Обратите внимание на разницу. Alliance играют исключительно на одного человека, на Nikobaby, более того, почему-то s4 на третей позиции фармит нейтралов больше чем игрок второй позиции.

От аналитиков вы часто слышите что Secret хорошо распределяют фарм. А задавались ли вы вопросом, а насколько вообще эффективно распределять фарм ? Нужно ли это делать вообще ? Ниже я попробую ответить на пру этих вопросов.

Забавно, но, оказывается, что распределение фарма по команде имеет разный winrate за dire и за radiant, а так же эта зависимость меняется по времени.

Для начала, как выразить распределение фарма в команде ? Для этого можно посчитать стандартное отклонение нетворса внутри команды, на каждой минуте матча. Стандартное отклонение это по сути среднее отклонение от среднего, формулу приводить не буду, легко нагуглите что это такое. Далее посмотрим какое среднее отклонение нетворса вообще может быть внутри команды.

Распределение стандартного отклонения нетворса внутри команды

Данное распределение имеет вид двухмодального. На графике видим, что средне отклонение нетворса в команде от 0 до 7000 имеют примерно одинаковую частоту как за dire так и за radiant, далее нет. Это график показывает что в среднем, за radiant больше игр, где к примеру керри имеет очень много, относительно саппортов. Теперь можно оценить отклонение нетворса в winrate на отрезках включающих две моды распределения (1000; 6000) и (6000, 1000).

На графике ниже зависимость между распределением нетворса в команде во времени и винейртом. Данная статистика была построена по всем матчам трех турниров, список которых я приводил выше. Игры Secret в эту статистику не попали, почему, я написал выше.

Точка на графике это среднее значение стандартного отклонения внутри команды на данной минуте. Обратите внимание что тут есть нелинейная зависимость, которая зеркальна для стороны dire/radiant. Трактовать ее можно так:

Играя за dire до 25ой минуты лучше, что бы был игрок у которого очень много относительно остальных участников команды, после 25ой минуты зависимость обратная. Т.е идеально что бы после 25ой игроки которые недополучили фарм добрали его. За radiant ситуация обратная. В лейт гейме ситуация зеркальная.

Пример: Играя за dire саппортам и мидеру лучше больше двигаться по карте создавая спейс и фарм своему керри игроку, этот фарм игрок реализовывает на примерно 25 минуте помогая остальным игрокам добрать в фарме, который они недополучили до 25ой минуты. И так до 40 минуты, в глубоком лейте, керри должен иметь очень много относительно тиммейтов. За radiant все наоборот.

Можете обратить внимание, такой стиль при прочих равных приносит +- 1.5% в вероятности победы в мид гейме и +- 10% в лейт гейме. Кажется что не много, но это только 1 аспект игры, да и если сумма призовых несколько миллионов, можно и нужно и заморочится. А теперь еще раз посмотрите на золото с фарма своего треугольника командой Secret, на то как они используют смок и как вардят. Играя за dire Nisha в мидгейме меньше фармит чем за radiant, а так же, как вы видели ранее, в главе про смок он чаще бегает в смоке создавая спейс для MATUMBAMAN.

Инфляция и дефляция преимущества

Вот и пришло время ответить на вопрос, почему же Secret имеют разный стиль игры за dire и за radiant. И почему играя против них уже на стадии пиков надо понимать что за разные стороны у них разные тайминги, разный вардинг, разный смок, разный фарм и соответственно пики и билды будут отличаться. Частично это связанно с дизбалансом во внутрикомандной экономике. Но, это не все.

И так, как я писал выше, в игре есть экономический дизбаланс, который так же существует и в распределении фарма внутри команды. Для начала, проведите мысленный эксперимент. Подумайте, к примеру, как вам кажется 3 тысячи преимущества это много? Конечно, каждый из вас ответит, смотря на какой минуте, и да, это так. И тогда вы уже понимаете что цена единицы золота преимущества меняется по времени. Но тогда попробуйте ответить на следующий вопрос "Три тысячи преимущества на 5ой минуте лучше чем на 10ой или нет ?" вот тут вам действительно стоит задуматься! И скажу вам заранее что преимущество в 3к на 10 минуте имеет winrate выше чем на 5ой. Потому что в игре важно не только золото но и опыт что бы его реализовать. Такую же мысль высказывает NS (https://youtu.be/-VXsMCQ-eAI?t=390). Хорошо, теперь попробуйте ответить, а 3к преимущества за Dire и за Radiant на 10 минуте имеют одинаковый winrate ? Скажу вам, что нет! В этом и есть очередной экономический дисбаланс игры.

В этой части я попробую ответить на вопрос, сколько стоит единица золота в winrate за dire и за radiant, и как она меняется во времени. Для этого возьмем матчи тир 1 команд ['Natus Vincere', 'Alliance', 'Ninjas in Pyjamas', 'ViKin.gg', 'OG', 'Nigma', 'Team Liquid', 'VP.Prodigy', 'mudgolems' 'Evil Geniuses'] и их игры на трех последних турнирах. Посчитаем, какой winrate имеет преимущество в золоте и опыте на каждой минуте игры. Обратите внимание в списке команд нет Team Secret! Это сделано потому что у них крайне высокий winrate и они являются выбросом для данной статистики. Выше я уже писал об этом.

Для начала, надо понять, какое преимущество в среднем имеют стороны. Для этого можно построить распределение преимущества в игре.

Распределение золота и опыта по сторонам игры

Уже на этом моменте кажется странным, почему игроки за Radiant в среднем имеют преимущество до 7500 золота, и до 5000 опыта чаще чем игроки за Dire. Интерквартильный размах(IQR - это разность между 75 и 25 квантилем) для распределения золота будет равен значению 3738, для опыта 3942. Для примера возьмем диапазон преимущества от 2000 до 4000 (2000, 4000). В этот диапазон попадает значение IQR.

Далее график показывает стоимость преимущества (2000, 4000) золота и опыта в winrate по времени.

Стоимость преимущества в (2000, 4000) по золоту и опыту в winrate

Линией показан график среднего значения, а полосами доверительный интервал в 85%. Доверительный интервал в 85% это интервал в который попадает случайная величина с вероятностью 85%.

Видно, что преимущество и в золоте и в опыте примерно до 15 минуты имеет больший winrate за dire чем за radiant. Так же видно, как снижается winrate преимущества по времени начиная примерно с 12 по 20 минуты, и как он растет с нулевой по 12 минуту. После 25 минуты доверительный интервал становится слишком большим, и статистика по преимуществу в (2000, 4000) не так очевидна, это на самом деле вполне объяснимо в поздней стадии игры такое преимущество не значит ничего.

Можно построить линейную модель по отрезкам (0, 10], [10, 20) что бы понять, как быстро растет и теряется стоимость преимущества.

Линейная зависимость winrate от времени преимущества в промежутке от 1 до 10 минуты
Линейная зависимость winrate от времени преимущества в промежутке от 10 до 20 минуты

Обратите внимание, как по разному меняется ценность преимущества в (2000, 4000) во времени в зависимости от стороны. Точка на графике, это среднее преимущество в игре на данной минуте. За dire красная, за radiant зеленая. Если к примеру играя за Dire преимущество в ~3000 на 5ой минуте имеет winrate 65% то тоже самое преимущество за ту же сторону на 10 минуте имеет winrate 72%. Разница в 7%, это достаточно много что бы игнорировать это. Видно как быстро обесценивается преимущество за Dire относительно Radiant. Если построить полиномиальную регрессию, то можно увидеть тот самый пик, когда стоимость преимущества перестает расти.

Полиномиальная зависимость преимущества в winrate на отрезке от 1 до 30 минуты

Пунктирными линиями выделены пики графика. Видно, что пик стоимости преимущества по золоту приходится на 14 минуту при игре за Dire и на 19 минуту при игре за Radiant. По опыту эти пики находятся на 12 и 16 минуте. Если объединить тайминги по золоту и по опыту, то получается что статистически лучшее время для преимущества в 2000-4000 играя за Dire это примерно 13 минута, а за Dire 18. Игра Dota 2 это экономическая стратегия, и иметь преимущество в этой игре надо тогда, когда статистически это наиболее выгодно(конечно, при условии что это преимущество команда способна реализовать). А теперь посмотрите еще раз на тайминги смока у Secret за Dire. Именно поэтому игра за Dire у Secret чуть быстрее в мидгейме чем за Radiant! Я не утверждаю, что к примеру, что преимущество на 5ой минуте это плохо, я лишь утверждаю, что статистически это не оптимальное время.

Заключение.

Играет ли Team Secret таким стилем, потому что они возможно тоже видят какой-то дизбаланс в игре между dire и radiant ? Сложно сказать. Возможно да, возможно они это чувствуют без всей этой статистики. Но то что они играют в разную доту за radiant и dire - факт! Мне кажется, что частично этот стиль был позаимствован у игры OG после 9 инта. На 9ом инте играя именно за dire OG танцевали на фонтане уже на 25ой минуте, но за radiant они играли более жадно. Посмотрите игры против LGD, Newbee и даже гранд финал, там даже пики более жадные именно за radiant! Почему-то этот момент никто не отметил, видимо, никто кроме Puppey'я.

Позволяет ли вот подобная подготовка выигрывать? Интересный момент. Мне кажется, что в СНГ особенно, есть поверье что выигрывает тот кто лучше жмет кнопки, соответственно и лучший игрок именно тот у кого выше рейтинг. Но я убежден, что начиная с определенного уровня, при условии что команды находятся в форме, механический скилл примерно у всех одинаков, и начинают решать именно стратегии на игру. Причем стратегия должна обладать некоторой абстракцией, что бы ее нельзя было разрушить двумя банами.

PS: Я потратил действительно много времени на написание всего это, поставьте лайк и оставьте комментарий, даже если вам кажется все это полной чушью. По аналогии с предыдущей частью, если эта соберет положительные отзывы то следующая часть будет про святая святых команды Team Secret - драфты, а так же попробую захватит так же билды. Возможно я напишу нейронку которая обучится на драфтах Secret. Спасибо что прочли!

Комментарии