advertisement banner
i
C

Блог yXo: «Иногда мне кажется, что дотеров били в детстве»

Всем привет! Я Алексей уХо Малецкий, и мне нравится играть в Dota 2. Прежде чем это осознать, мне пришлось принять всю сложность механик и своих тиммейтов. В общем, я прошел сущий ад, с которым сталкивается любой новичок. Об этом сегодня и пойдет речь.

Алексей уХо Малецкий

Осваивать «Доту» я начал за две недели до WePlay! Bukovel Minor. Студия решила провести украинский каст, а меня поставили на позицию ведущего студии аналитики. Для этого мне нужно было лучше разобраться в игре.

В самом начале было очень сложно и непонятно. В первой же игре ты сталкиваешься с миллиардом переменных и тонкостей. Каждое действие влияет на исход матча, тебе нужно не только следить за собой, а еще и подстраиваться под команду. Когда ты всю жизнь играешь в шутеры, привыкать к новой игре довольно сложно. Она кардинально отличается от того, к чему ты уже привык. Возможно, если бы я играл в стратегии, было бы проще, но последний раз, когда я запускал стратегии, большинство киберспортсменов еще не родились. Это было в далекие времена первой StarСraft, а игра называлась Dark Reign.

Даже сейчас, когда я играю в свое удовольствие, мне до сих пор непонятно, что должно заставить новых игроков прийти в «Доту». Это сложная игра с высоким порогом вхождения. В ней нет нормальной системы обучения. На первых порах трудно понять все тонкости и механики. Мне приходилось читать гайды и статьи в интернете, а также наблюдать за тем, что делают профессиональные игроки, чтобы разобраться в героях и их сборках.

Возникает закономерный вопрос, на который нет ответа: почему новый игрок должен прийти и начать играть в «Доту»? У меня бывает так, что я могу поставить себе цель и идти к ней, пока не упаду. «Дота» завлекла меня своим сложным миром и тем, что я ее не понимаю от слова «совсем». Мне очень хотелось понять, почему это так сложно, почему в это все играют, почему The International собирает $40 млн призового? Дотеров-комментаторов, которые приходят работать в CS:GO, довольно много, а в обратную сторону таких кейсов нет. Это абсолютно разные миры. Даже люди, которые играют в эти игры, разные по складу ума и характеру. В какой-то момент я осознал, что играю не для того, чтобы расширить свой профиль и чаще появляться в кадре, а потому что просто интересно. Появился спортивный интерес. Когда игра стала более или менее понятной, она меня увлекла. В нее стало интересно играть.

Первые сто часов играл только «Турбо» с такими же раками, как и я сам. В какой-то момент я понял, что хочу развиваться и поднять свой уровень игры, чтобы попадаться с людьми, которые лучше понимают «Доту». Для хорошей игры в «Доту» желательно определить свою роль, то есть место, где ты будешь максимально полезен своей команде.

Я долго метался от четвертой к пятой позиции, чтобы понять, какая роль мне больше подходит, но в итоге остановился на «пятерке». Дело в том, что паблик моего уровня не оценит правильной игры на четвертой позиции. Представим ситуацию: я «четверка», ухожу с лайна почти на 30-й секунде, теряю золото и экспу, чтобы вместе с мидером законтролить руну или кого-нибудь там поймать. Мне несколько минут пришлось бы объяснять человеку, о каких рунах идет речь. В пабе моего уровня никто не ценит роумеров и грамотные передвижения по карте. Постоянно вижу, как тиммейты на «четверке» просто стоят все время на линии и фармят ее, забирая крипов у своего офлейнера.

Пробовал себя и на керри, но мне банально сложно жать кнопки так, как это делают молодые. Я чаще смотрю на карту, играю на хелпу и жертвую собой ради своего кора. Изначально я вообще избегал активных предметов, которые требуют от тебя нажатия кнопок. Со временем этому учишься, но моего опыта, ловкости и уровня достаточно для того, чтобы делать это на «пятерке», а не на первых позициях.

Тем не менее, если ты научишься играть в «Доту», это не гарантирует тебе высокий рейтинг и карьеру киберспортсмена. Игра всё же командная, и ты очень сильно зависишь от своих тиммейтов. Не можешь ты в соло на саппорте затащить катку, даже на керри не сможешь, если твоя команда творит дичь. Это не CS:GO, где можно в соло сделать клатч 1v5 и выиграть раунд.

Самая большая проблема тиммейтов в «Доте» — это то, что люди не пользуются микрофоном. Ты можешь начать игру и сказать: «Привет, пацаны! Давайте возьмем две руны и сделаем ФБ» — а в ответ получить молчание. Зато в середине игры, если что-то пошло не так, то человек просто берет и начинает выливать на тебя тонну негатива. Получается, до этого он молчит и не коммуницирует с командой, а когда что-то идет не по плану или мы начинаем сливать, он резко начинает разговаривать. Естественно, он винит всех, кроме себя. Да, ты кидаешь его в мут и отправляешь репорт, но настроение уже испорчено.

Люди в «Доте» не используют микрофон по назначению — чаще всего ты слышишь своих тиммейтов только тогда, когда они извергают из себя поток желчи. Попадается очень много упоротых или любителей повключать хардбасс в микрофон. У меня реально каждый день в игре будет человек, который либо пьяный, либо обкуренный, либо рыгает в микрофон. Бывает, попадаюсь с девушками, но они тоже не хотят говорить, потому что сразу наталкиваются на скептическое к себе отношение и негатив.

В CS:GO такое встречается крайне редко. Да, в семье не без урода, но коммуникация в CS:GO значительно приятнее и дружелюбнее. Зачастую, когда ты начинаешь матч в CS, все игроки сразу начинают говорить. В матчмейкинге люди говорят, общаются и обсуждают свои действия лучше, чем в «Доте». Когда-то я обсуждал поведение дотеров и пришел к выводу, что они более инфантильные, ранимые и замкнутые. Иногда мне кажется, что их били в детстве.

Несмотря ни на что, я получаю удовольствие от игры в «Доту». Когда ты ее понимаешь, эта игра действительно притягивает к себе. Неадекватные тиммейты, сложные механики, баги, дисбаланс персонажей — это тебя не отталкивает. Ты хочешь в нее возвращаться снова и снова.

До конца года у меня наберется первая тысяча часов, проведенных в игре. Это тот минимум, который я установил для себя, чтобы быть готовым попробовать себя в роли комментатора. Я в корне не согласен с тем, что комментатору «Доты» нужен большой MMR. Если человек понимает, как работает игра и ее механики, то может спокойно ее комментировать. Да, ты не можешь быть аналитиком, потому что там нужно иметь профессиональный бэкграунд и знать все тонкости мувов профессиональных игроков. Тем не менее ведущему или комментатору эти знания не так критичны. Задача комментатора — говорить о том, что происходит на карте, разбавляя скуку зрителя в промежутках какими-нибудь интересными историями. Ты обязан играть в «Доту» и изучать патчи, но тебе не нужно иметь 9 тыс. MMR.

Комментарии