Блоги

Black Mesa — современный взгляд на классику

Crawl Space
8

Лирическое отступление

Конец 90-х начало 00-х - время жанра "шутер". И спустя десятилетия спрос на шутаны не снизился, однако снизилось качество предлагаемой продукции.

Так получилось, что после первых двух Call of Duty, FarCray 2 и серии игр Half-Life я перестал интересоваться шутерами. И на это есть причины, думаю я не один такой. Отчасти я перерос этот жанр, потому что он докучал своим однообразным геймплеем (Я начал играть в стратегии и RPG). К тому же новые шутаны у меня не вызывали никакого интереса, я просто смотрел первые две минуты трейлера и скипал его. Давайте объясню, почему так произошло.

Все просто. Потому что игры в этом жанре стали безыдейными. У большинства игр шутеров сюжетные линии примитивные, атмосфера отсутствует, нет ничего новаторского, геймплей скучный. И это закономерно. Во первых, кризис идей, к слову он не только в гейм индустрии, посмотрите на киноиндустрию, там все аналогично, насилуют старые франшизы). Во вторых, коммерческая сторона вопроса, которая всячески мешает творческому процессу, ограничивая разработчиков. В третьих банальное нежелание разработчиков делать что-то новое, ведь гораздо надёжней продавать старое, но в новом виде. Да в последние годы ситуация относительно нормализовалось, разработчики начали пытаться, но все равно эффекта «вау» еще не вызвала ни одна игра в данном жанре, а прошло уже достаточно времени.

Поэтому, когда я встретил на своем игровом пути Black Mesa (образца 2020 года) , у меня схлынули приятные воспоминания из нулевых, когда я еще был способен насладится игрой в жанре "шутер".

Если говорить об игре Black Mesa образца 2020 года, можно сказать, что эта игра - современный взгляд на классику. Вы не найдете здесь ничего нового. Black Mesa, это удачная попытка возродить старое (чем то схожая ситуация у Resident Evil 2, только возможности разработчиков отличаются).

Сюжет в игре остался прежним, геймплей слегка модернизировали, графику вытянули в соответствии с возможностями текущего движка. Да не идеально, но картинка достаточно приятная, не смотря на ограниченность бюджета. А я напомню, что Black Mesa, это фанатский проект, над которым началась работа еще в далеком 2004. Да там похоже целая драма развязалась за 16 лет, сменились поколения. В общем, результат у меня перед глазами. И скажу честно – я доволен.

Визуальная составляющая

Что я увидел? То, что разработчики взяли за образец старые идеи и шаблонно перенесли их на новый движок. Таким образом, в игре сохранилась атмосфера той, самой первой части. При этом воспринимается игра по современному, не ломает вам зрение, а даже наоборот, если вы не избалованный геймер, в некоторых моментах визуально вам доставляет удовольствие.

Я говорю о некоторых локациях и чаще всего это сама черная меза и ее инженерные конструкции. Еще с самого начала игры, когда Гордон едет в вагончике, ощущается масштаб черной мезы.

Секретная база огромная, там идет работа над разными засекреченными проектами, кипит жизнь. По сюжету, после катастрофы, к которой причастен и сам Гордон Фримен, герою предстоит пройти всю базу, что бы выйти на поверхность. И по мере прохождения Гордон посещает различные комплексы, сначала это офисы, потом производственные объекты: радиоактивные хранилища, грузовые отсеки, морозильные камеры, котельные установки, шахты для испытаний радиоактивных двигателей, мусороперерабатывающий завод. И визуально это выглядит потрясающе, все буквально огромное, черная меза - это своего рода инженерный монстр.

Black Mesa
Black Mesa
Black Mesa
Black Mesa
Black Mesa
Black Mesa

Когда я в первый раз запустил игру, мне не хотелось ее спидранить. Я тщательно рассматривал каждую надпись на стене, каждый чертеж, компьютеры, кнопочкии, рычаги. Я бродил словно в музее, и мне было интересно рассматривать разные детали. Детализация некоторых объектов в игре очень заметная, и ее хочется разглядывать.

Однако, когда Гордон выбираетесь на поверхность, бросается в глаза вся графическая погрешность. Ломанные текстуры ландшафта, квадратные растения, некорректные искажения. Хоть я и играл на ультра настройках, детализация на поверхности выглядит противоестественно, опять же по понятным причинам, в виду ограниченности финансов это легко списывается, к тому же это совсем не мешает общему впечатлению.

Black Mesa
Black Mesa

В плане визуальной составляющей вишенкой на торте является мир "Xen". Когда Гордон попадает в "Xen", перед ним открываются невероятные локации, сравнимые со спутником "Пандора" из вселенной фильма Аватар. Красоты здесь запредельные. Видно что на планете своя гравитация, вокруг левитируют огромные булыжники, в пространстве, словно по течению, совершают полет различные биологические виды. Они отнюдь не дружелюбны, видно, что там происходят свои Дарвиновские процессы. Флора и фауна весьма специфичная. Над живым миром преобладает фиолетовый цвет. Виды подают признаки разума, однако ведут себя весьма агрессивно, используют только биологическое оружие. В силу своих возможностей, разработчики проделали достойную внимания работу. "Xen" однозначно фишка этого проекта, так как в первой части тема этого мира визуально не была раскрыта.

Xen
Xen
Xen
Xen

Визуально мне не понравились нпс. Выглядят они примерно на том же уровне, что и в Half-Life 2, мимика и телодвижения деревянные, опять же подозреваю, что виной финансовая сторона вопроса, и по сути к этому придираться даже и не хочется. Видно что разработчики - фанаты старались, да и в принципе нпс (я имею ввиду персонажей, которые выступают с монологами) не так часто встречаются. Хотя стоит признаться, что они затупочные, за это, конечно же минус, но об этом расскажу позже.

Геймплей

Геймплей Black Mesa сделали максимально похожим на геймплей Half Life 2. Лишь немного усовершенствовали некоторые моменты. Сбалансировали оружие, добавили некоторые механики, незначительные телодвижения. По ощущениям ничего сверх нового, и это не плохо. Геймплей классический.

Игру я проходил на максимальном уровне сложности, и перестрелки были местами очень сложными. Спецназ теперь не стоит на месте, а пытается тебя окружить, урон ощутимый, если ты попал под гранату тебе конец, если в тебя выстрелили с дробовика в упор, ты труп. Боты уворачиваются, в них тяжело попасть.

Очевидно, по современным меркам, в игре далеко не идеальный геймплей, но в рамках заданного формата, некоторого шаблона, черная мезя - старый добрый шутан, все как в 2004 (сравниваю с 2 частью) , но немного лучше. Я даже немного поностальгировал, учитывая, что перестал играть шутаны, где – то в 2008 году.

Теперь о самом главном минусе. Затупочные боты!

Некоторые сотрудники черной мезы максимально тупые. К примеру охранники часто преграждают выход, становясь у дверного прохода. хэдкрабы прыгают в воду и умирают без всякой причины, некоторые твари, названия которых я не удосужился узнать, застревают в текстурах, или просто неестественно дергаются. Надеюсь, на момент написания этой статьи добавили какой-нибудь патч, который бы устранил эти ошибки, потому что это реально портит впечатления об игре.

Такие дела
Такие дела
Такие дела
Такие дела

Музыка

Я послушал все треки серии игр HL и HL Alyx в том числе, и как человек, который сам увлекается музыкой и пишет ее, скажу максимально откровенно, в игре Black Mesa музыка лучше в разы. А самое интересное, что все треки к этой игре написал один человек Joel Nilsen. Из той информации что я нашел, я понял, то что он один писал все треки в своей студии, и ему помогала его жена, которая пела в некоторых треках. В плейлисте, что я слышал около 50 треков, и большинство из них я слушаю до сих пор, просто включаю фоном.

Процитирую слова Joel Nilsen:

"Стояла задача создать саундтрек, который воздаст должное Half-Life 1 и миллионам поклонников по всему миру. С несколько иной точки зрения, я попытался перенести в Black Mesa то, что, как мне кажется, является сутью Half Life.

Я хотел использовать новые музыкальные жанры и стили в Black Mesa, сохраняя при этом «ощущение» Half Life. Были попытки переделать несколько песен, но нет смысла переделывать что-то, что уже является классикой. Я знаю, что сильно рискую, сочиняя такой другой саундтрек, но я надеюсь, что сообществу он понравится почти так же, как и оригинал.

Black Mesa стала для меня невероятным путешествием, и я ценю всех, кто поддерживал меня на протяжении последнего десятилетия. Всем, кто сделал пожертвование напрямую, купил копию саундтрека, купил копию Black Mesa в Steam или даже транслировал музыку онлайн, СПАСИБО! Вы все помогли сделать это возможным. Для меня было честью иметь возможность добавить что-нибудь во вселенную Half-Life."

Прочее

Среди игроков бытует мнение, что события в "Xen" слишком затянуты, и что это убивает динамику повествования. Подозреваю, что разработчик намеренно пошли на это, очевидно потому что "Xen" фишка проекта. Но судя по некоторым отзывам, получился обратный эффект. Мое мнение на этот счет неоднозначное. В чем-то я согласен, что некоторые сцены затянуты, причем не только в "Xen". Мне вот надоело перестреливаться со спецназом, опять же потому, что я в принципе не люблю стрелять. И вообще я полюбил Half-Life не за шутерную составляющую, а за атмосферу хоррора, головоломки и хорошую, на тот момент, графику. Что-то мне подсказывает, что я не один такой…

Еще один минус, путь вкусовщина, однако это моя точка зрения. В черной мезе не хватает хоррорной составляющей. В первой части тоже не так, что бы жути нагоняют эти монстры и зомби, как во второй, да и во второй, не то что бы это прям страшно, но во второй части была атмосфера хоррора.

В черной мезе она потеряна, зомби здесь не издают жутких звуков, не хватает той "крипоты", можно было немного модифицировать зомби, или добавить воя как во 2 части, жаль разработчики упустили такую возможность, и не позаимствовали некоторые элементы из готовых материалов. С другой стороны, это черная меза, начало событий и возможно я не прав, что делаю на этом акцент, опять же моя субъективная позиция.

Вывод:

Не буду долго разглагольствовать, черная меза хорошая игра, не отличная, а хорошая. Half-Life - это классика. Black Mesa – дань уважения классике. Разработчики – это реальные фанаты. Правильные фанаты – энтузиасты. Видно, что они были вдохновлены этим проектом, жили этим проектом, и у них получилось сделать интересный продукт. Они вызвали у меня эмоции, и заслуженно получают мой отклик. Я купил игру, прошел ее, сделал про нее ролик на Youtube, и говорю им - Спасибо!

Мой YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCBsk4HhdhQXa9L5idaSetIw?view_as=subscriber

Комментарии