advertisement banner
i
C

Блог уХо: карьера комментатора, хейт и мемы

Всем привет!

С вами снова Алексей yXo Малецкий, и это новая часть моего блога. Сегодня хочу рассказать, как началась моя карьера комментатора, что делать с хейтом в интернете, почему в индустрии так сложно стать кастером, и немного поговорить о мемах.

Алексей уХо Малецкий
Алексей уХо Малецкий

Начало пути и карьера

Можно сказать, что я стал комментатором посредством стримерства. На дворе был 2012 год, появилась платформа для стриминга OWN3D.tv. Люди наконец-то получили возможность вести трансляции с домашнего компьютера. Соответственно, когда ты ведешь трансляцию, то стримишь какую-то игру, озвучивая действия игроков. Поскольку у меня был бэкграунд игрока, я мог это делать на свой манер. Так и получилось, что как комментатор я родился в тот момент, когда появились стримы. Мне также помогал тот факт, что в то время я работал в компании, которая торговала зерном, из-за чего по роду деятельности мне приходились много разговаривать с людьми. Естественно, у меня не было ни опыта работы комментатором, ни профессиональных навыков. Но я и не претендовал на что-то серьезное — это была полностью любительская история.

Примерно через год история со стримами закончилась, как закончился и турнирный Counter-Strike 1.6. Позже, через несколько лет, когда работал за границей, я случайно увидел во «ВКонтакте» анонс трансляции, которую комментировал ceh9. Захожу на трансляцию и вижу, что идет матч, а все действия про-игроков озвучивает Сеня. На тот момент его кикнули из NAVI, и он стал их стримером, комментирующим матчи профессиональных ивентов.

Спустя какое-то время я вернулся в Украину и ушел из той компании-зернотрейдера. Так сказать, ушел на вольные хлеба и стал заниматься своим делом. В какой-то момент мне понадобился дополнительный заработок. Естественно, тогда я и обратил внимание на ту отрасль, где имел какой-то опыт и историю.

Позвонил своему другу Саше ZeroGravity и поинтересовался, не нужны ли в Storm Studio комментаторы. Это был 2015 год, на тот момент уже проходили мейджоры, появился большой рынок скинов, CS:GO активно развивалась, а в индустрии появились деньги.

ZeroGravity направил меня к Олегу prb Булавко, который тогда заведовал студией. Оказалось, что им нужны комментаторы, чтобы освещать большое количество матчей Китая, Австралии и других не очень популярных для дисциплины регионов. Мы договорились на минимальные деньги, и я пошел комментировать. Это стало отправной точкой на пути к становлению меня как киберспортивного комментатора. Осознание того, что это стало моей профессией, пришло во времена, когда я начал полноценно ездить в студию освещать матчи и мне стали платить зарплату. Мы освещали крупные ивенты от ESL и DreamHack. Тогда стало понятно, что это превратилось в полноценную профессию. При этом я всегда чувствовал нехватку профессиональных навыков, хотелось развития. Уже после перехода в WePlay! Esports в конце 2018 года, когда начались занятия по сценической речи, я почувствовал, что обретаю навыки, необходимые настоящему комментатору.

Каждый суслик в поле агроном

У меня обширный опыт интернет-войн. Еще в начале 2000-х, на старом gameinside.ua, я любил «мошниться» с людьми в интернете. У меня и сейчас бывают порывы — порой отписываю, очень чешутся руки. Вообще, хейт — это то, через что должен пройти человек, работающий в кадре. Любой начинающий комментатор, сталкивающийся с хейтом, должен пропустить его через себя, переосмыслить свое отношение, возможно, даже к жизни.

Каждый комментатор сталкивается с хейтом. Чем популярнее он становится, тем больше хейта привлекает. Хейт — это часть комьюнити, можно сказать, часть работы. Да, иногда люди могут написать очень обидные вещи, но зачастую они не соответствуют действительности. Ты можешь прочитать негатив в свою сторону, но это не должно влиять на твой эмоциональный фон. Иногда человек высказывает свое субъективное мнение, и если ты с ним не согласен, то он говорит, что ты не способен принимать критику. Вот только критика возможна, если тебе говорит профессионал, обладающий знанием и опытом. В остальном это просто субъективные комментарии, которые больше мешают, чем помогают. Нужно уметь и учиться фильтровать поток. В хейте можно найти что-то полезное, но зачастую не больше 5%.

Сейчас каждый считает, что он может написать мнение в интернет. Это часть интернет-общения и современной культуры. Вот, например, сайт Cybersport.ru, где вы сейчас читаете этот блог. Комментарии на сайте к любой новости, где меня упоминают, — отличная возможность почитать про себя хейт, посмеяться, написать коммент и удалить его :) Но по факту любой из них легко развалить и поставить шах и мат из двух предложений.

1/2 Редкий случай, когда я решил отписать хейтеру

Почему среди талантов редко появляются новые лица

Мне в личку пишут много людей, которые, насмотревшись на то, как кто-то комментирует матчи NAVI, решают начать работать в этой сфере. Они тоже хотят быть комментаторами. Эти люди присылают демо и просят послушать их, а потом дать фидбэк. Я слушаю три минуты и понимаю, что это обычный кастер, которых тысячи. Любой комментатор в начале своей карьеры — сырой материал. Почему? Нет опыта. Он не комментировал хайповые матчи, не знает, как вести себя в кадре (многие профессионалы до сих пор не умеют это делать), не понимает всех тонкостей прямых эфиров и работы с сокастерами. Чтобы этот опыт появился, нужно давать таким «сырым» работу. А где ее взять? Зайти в интернет и найти вакансию киберспортивного комментатора не получится, таких просто нет. Все места уже заняты, и на них уже работают люди. Например, возьмем пул талантов студии RuHub. Им никого не нужно набирать: там есть CrystalMay, NS и много других ребят, которые работают много лет. Их любит комьюнити и хочет видеть чаще.

Допустим, появляется комментатор. Он талантливый, интересный, классный, но у него нет работы. Если в «Доте» он еще может зайти в клиент игры и комментировать матчи на своем канале, то из-за тонкостей GOTV он не сможет сделать то же самое в CS:GO. Даже если он начнет стримить игры на Twitch, то вряд ли сможет набрать достаточно популярности, чтобы быть замеченным крупной студией.

Конкурсы талантов — немного другая история. Возьмем WePlay! Got Talent. Это конкурс талантов, который сейчас проводит WePlay! Esports, чтобы найти молодых ребят и вырастить из них настоящих профессионалов. Но такие конкурсы — единичный случай. За бортом остается еще огромное количество самородков и интересных персонажей, которые могли бы работать, но по факту работы для них сейчас нет. Я бы дал им всем работу, но у меня нет такой возможности.

Мемы, курьезы и забавные истории с трансляций

У любого комментатора в индустрии рано или поздно появляется свой мем, который ассоциируется с ним. Я сторонник того, что даже удачная шутка не должна использоваться слишком часто, так что стараюсь не использовать старые мемы. Иногда они уходят в массы, и люди начинают использовать их постоянно. Это как с фразой «Да как?!». Произошел жесткий момент, а ты во время накала эмоций кричишь: «Да как он его убил?!». Сейчас я прихожу на работу, встречаю нашего оператора, он здоровается со мной и говорит: «Это же Алексей уXо "Да как?!" Малецкий!». Для меня это просто единичный эмоциональный всплеск, но для людей он стал мемом. Бывает, на какие-то рандомные трансляции захожу, пишу что-то в чате, а мне сразу пишут: «Да как?!».

Любая трансляция — это прямой эфир. Матчей в киберспорте огромное количество. Неудивительно, что иногда случаются курьезные моменты и в комьюнити появляются мемы. Мемы — это прекрасно. Бывает такое, что твой сокастер сказал слово «писечка», а ты стараешься сделать вид, что этого не было, либо, наоборот, обыграть это так, чтобы аудитория еще и порофлила.


Смотреть
Киця, закрий двері

Например, у меня был очень прикольный момент. Идет матч, на трансляции около 30 тысяч человек. Я комментирую из дома вместе со своим сокастером Александром Enkanis Полищуком. Домой приходит жена, и вместо того, чтобы замьютить свой микрофон, я мьючу микрофон Саши и в середине раунда ору в микрофон жене: «Киця, закрий двері!». В таких ситуациях не нужно пытаться как-то оправдываться. Иногда нужно просто признать ошибку, иногда тут же переключиться и сразу забыть о ней. Задача в том, чтобы не акцентировать на этом внимание и находить выход из курьезных моментов.

Если хочешь задать мне вопрос, пиши его в комментариях или залетай на мой сервер в Discord, обсудим игры вместе.

Комментарии