advertisement banner
i
C

Федерации и Киберспорт Беларуси

Беларусь страна с населением в 9 млн человек и располагается в центре Европы, а киберспорт в стране возымел популярность с начала 2000-х годов, тем не менее спустя столько лет киберспорт как спорт и профессия на официальном уровне не признан до сих пор, хотя попытки были и есть до сих пор, но давайте как начнём с 2002 года.

Начиная с середины 2002 года в Национальном пресс-центре прошла пресс-конференция по случаю официальной регистрации "Белорусской федерации компьютерного спорта" (БФКС). Президент федерации Григорий Бондарев сообщил, что Мингорисполком зарегистрировал данную некоммерческую организацию решением от 24 июля 2002 г. № 1055. Создание БФКС поддержали Министерство спорта и туризма, Министерство информации, Министерство образования Республики Беларусь, БГУ, БГУИР. Программа работы БФКС на 2002 год содержала всего 10 пунктов, среди которых создание нормативно-правовой базы по вопросам развития компьютерного спорта (классификация, аттестация и ранжир компьютерных клубов, классификация компьютерных игр, положение о чемпионате Беларуси по компьютерным играм, система "рейтинга" игроков, команд и соревнований, положение о спортивных разрядах и классификации игроков), проведение Кубка Беларуси по Counter Strike, Quake III и StarCraft, (DOTA тогда ещё не было) подача заявок на участие в международных соревнованиях по компьютерным видам спорта.

Факт остается фактом, что не обсуждалась идея о принятии киберспорта спортом официально в стране, в будущем об этом конечно будут говорить и предлагать идеи, но дальше слов дело пока не идёт.

1/1 Время всё идёт

Федерация таки проводила турниры и первый состоялся в 2002 году и в финале Кубка БФКС по компьютерным играм приняло участие 80 лучших спортсменов со всех регионов страны. Соревновались участники по семи компьютерным играм, среди которых такие хорошо известные и популярные, как "Half-Life: Counter-Strike", "Starcraft: Brood War", "Quake III: Arena", "FIFA 2002 World Cup", "Казаки" и другие. Первые места заняли игроки Минска и Минской области набрали 38 очков, на втором месте оказались представители Брестской области (20 очков), на третьем - Витебской области (17 очков). Далее места распределились следующим образом: 4-е место - Гомельская область (15 очков), 5-е место - Могилевская область (11 очков), 6-е место - Гродненская область (10 очков). Впоследствии исполнительный директор БФКС Николай Ковалевский, сообщил о следующем открытом Кубке Беларуси по компьютерному спорту, который состоится в рамках 10-й международной специализированной выставки и конгресса по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям "TIBO" весной следующего года. Действительно так и произошло и в последующие годы турнир проходил на выставке "TIBO".

Первых достижений белорусов на киберспортивной арене пришлось ждать вплоть до 2004 когда на ESWC 2004 (Quake III Arena Masters) белорусские игроки заняли 4 место на турнире из 16 стран и получили 2000$. После того достижения естественным событием стало массовость популяризации Quake и появлением команд, одной из которых стали “пауки” команда одного из старейших компьютерных клубов “Тарантул”. Дальнейшая волна к любви игры Quake на просторах Беларуси проявилось в молодом дарование Алексей «Cypher» Янушевский, который в первые годы стал главной звездой Беларуси на киберспортивной арене и в дальнейшие годы занимал призовые и парой первые места, а в двух годах вообще выиграл все турниры на которых принимал участие, по мимо него были и другие, однако, как часто бывало на раннем этапе появления киберспорта менеджеры команд или игроков обманывали и забирали деньги себе в карман ничего не давая команде или соло игроку, но бывали и такие случаи когда ждать денег приходилось по несколько лет как к примеру было с командой NA’VI по C.S.1.6 которые получили полностью выигранные призовые с World Electronic Sports Games 2011 (WESG) лишь к 2014 году.

1/1 Cypher

Первое достижение крупное по Dota 2 пришло от команды Devilmice, которые заняли третье место на WCG 2012, где в битве за бронзовые медали им в чрезвычайно сложном бою удалось выцарапать победу у малазийских мастеров Orange. Результат во многом достигнут благодаря Денису Богушу (владельцу клуба "Таранту") пришедшего на помощь игрокам, давая минимальные условия для тренировок, коих у других даже не было. Денис в принципе одна из главных фигур приложивших усилие для развития киберспорта в стране.

1/2 Wcg 2012

Команда DevilMice: Максим "Jackal" Дорощенок, Кирилл"Sunlight"Качинский, Алексей " j4 " Липай, Олег "Wejustzik"Зиновенко, Артем"FNG" Баршак.

Белорусская Федерация компьютерного спорта (БФКС) конечно же поздравила ребят и отчиталась об результате на очередном собрании, но не смотря на такой результат киберспорт спортом так и не признали, хотя в Китае к Олимпийским играм в Пекине киберспорт был включен как экспериментальная дисциплина, а БФКС в дальнейшем проводила свои турниры только на "ТИБО" также отборы на WCG.

Мнение на счёт БФКС:

1/1 об БФКС

Представители БФКС на собраниях говорили об не хватки финансирования, потому подавать больше заявок команд для участия их WCG не могли, участники Grand-Final WCG 2006 через год на вопрос, что мешает к подготовке к турнирам ответили "Плохой интернет в стране мешает проводить тренировочный игры с более сильным соперниками, а конкуренции хорошей мало в стране". Попытки создать отдельный игровой сервер были но успехом они не увенчались.

1/1 Плохой интернет

Апогеем для Белорусской Федерации компьютерного спорта (БФКС) можно считать Тибо 2008 где помимо коллективов с Беларуси принимали участие и другие с стран СНГ, которые и позанимали призовые места, а белорусские киберспортсмены остались почти без наград и призов во всех дисциплинах и после такого вот случая многие потеряли интерес и стали осуждать БФКС, приглашения СНГ команд не помогло развитию киберспорта в стране, а в дальнейшем результатов не было больших на мировой арене разве, что кроме Quake и то белорусские игроки играли в командах других стран, но этого было мало и также поддерживать БФКС их сайт и форум стали меньше, сама идея и организация канули в лето, также стоит отметить, что все же мало чего полезного люди с прежней БФКС делали для развития киберспорта в стране, а через несколько лет появилась новая БФКС хотя в стране с января 2017 года существует Белорусская Федерация Киберспорта (БФК).

1/1 БФК

БФК поставила цели:

  • Содействие развитию компьютерного спорта в Беларуси как массового вида спорта, пропагандирующего общечеловеческие ценности и здоровый образ жизни;
  • Содействие развитию эффективных форм физического воспитания детей и подростков, с использованием компьютерных технологий, направленных на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально-стойкого подрастающего поколения Беларуси
  • Признание киберспорта официальным спортом в стране.
Федерация взялась за дело проводя турниры каждый год по различным киберспортивным дисциплинам имеющие базу и интерес в стране, также БФК отправляла заявку на проведения главного турнира по Dota 2 The International. Казалось уже есть Федерация, но не тут то было, 7 февраля 2020 в Беларуси зарегистрировали вторую киберспортивную федерацию — Республиканское общественное объединение “Белорусская федерация компьютерного спорта”, созданная при содействии компании A1.
БФК и БФКС преследуют похожие цели, как считает часть сообщества Беларуси, БФКС была создана для того, что расшевелить БФК которые достигли не больших результатов в плане продвижения киберспорта в стране, как и его признание, также сообщество примечает, что БФК и БФКС стоит скооперироваться и создать единую цельную организацию, которая достигнет целей вместе, не особо хочется видеть, как будут вставлять друг другу палки в колёса и выяснить кто же лучше и кому на самом деле достанется возможности таки признать официально киберспорт в стране. Две федерации может быть и хорошо, но был бы с этого толк самое главное.
Подытожить хотелось бы словами, что в Беларуси киберспорт имел как взлёты, так и падения, но на данный момент фактор нежелания сотрудничества и поддержки государством этого рода деятельности мешает развитию и вдобавок отсутствие крупных меценатов готовых поддерживать киберспорт в стране тоже даёт о себе знать, но дело не только в государстве дело также и в самих игроках, ибо часто сталкивался с таким случаем, когда игрок достигал высокого рейтинга и выделялся на фоне других, а получения лестных отзывов от известных людей в сфере киберспорта повышало у игрока Чувство Собственной Важности (ЧСВ) из-за этого собрать в стране команду из хороших пять игроков которые ещё будут уважительно относится друг к другу очень сложно, а когда у команды результатов нет то спонсировать на протяжении долгого времени никто не будет, прослеживается тенденция как приглашения лучших белорусских игроков в другие топовые команды из-за чего собрать команду хорошую тоже очень сложно.

Комментарии