Блоги

Инвалидность в играх: как разработчики используют потери частей тела

KronRonan
10

«Человек – венец творения». Знакомое выражение, да? И абсолютное большинство людей скорее согласятся с этим утверждением, чем нет. Но при этом, физическое тело человека крайне уязвимо к различным факторам. Матушка природа не наделила вершину эволюции прочным хитиновым панцирем, или способностью отбрасывать и отращивать различные конечности, подобно ящерица свой хвост. Потому, разного рода повреждения, мелкого и крупного размера, являются такой же частью нашей жизни, как вода, воздух и с недавнего момента, жаркие споры про The Last Of Us: Part 2.

Современные протезы позволяют в достаточной степени вести полноценную жизнь
Современные протезы позволяют в достаточной степени вести полноценную жизнь

Человеческий организм крайне сложная и многофункциональная система, состоящая из многочисленных органов, конечностей, нервных окончаний, сосудов и многого прочего. Только их работа в связке позволяет нам с вами вести полноценную жизнь, и ни в чём себе не отказывать. Именно по этой причине, нарушение функционирования, или серьёзные повреждения хотя бы одного элемента тут же сказывается на всём остальном, и серьёзно подрывает наши возможности.

Неудивительно, что мимо этой части нашей жизни не прошли и разработчики видеоигр. При этом, используется подобный трюк в самых разных целях. Поэтому, давайте попытаемся подробнее рассмотреть на примерах способы «применения» в такого неприятного элемента в видеоиграх.

P.S.: В тексте будут содержаться спойлеры, хотя рассматриваться будут игры, увидевшие свет не в этом году.

Уильям "гроза нацистов" Бласковиц
Уильям "гроза нацистов" Бласковиц

Самая очевидная причина «использования» кроется в цели нагнать на игрока определённые эмоции. Сцены с тем, как вашему компаньону злодей отрубает руку или лишает уха, являются отличным способом продемонстрировать жестокость антагониста, и даёт нам дополнительную (или главную, в зависимости от проекта) причину ненавидеть того персонажа и желать пройти игру до конца, чтобы отомстить ему.

Так же, подобный метод позволяет неплохо так шокировать геймера, сидящего за монитором. Вспомните эпизод, с казнью Уильяма Бласковица в Wolfenstein: The New Colossus. Весь ваш прошлый игровой опыт говорил: «Спокойно, с главными героями ничего не случается». А потом «бац», и ваша голова оказывается, отделена от тела. Согласитесь, эффектно. К тому же, лишний раз нам напомнило, почему необходимо сражаться против нацистов.

Обратите внимание на руку Натана Спенсера
Обратите внимание на руку Натана Спенсера

Другие разработчики предпочитают «вплести» инвалидность героя в геймплейную начинку игры. Этот способ позволяет добавить дополнительные механики или же построить весь игровой процесс вокруг него, чтобы сделать проект разнообразнее. Примеров этого подхода достаточно. В игре Bionic Commando 2009 г., главный герой Натан Спенсер является счастливым (или не очень, тут как посмотреть) обладателем биомеханической руки. Именно она предстаёт основным оружием, с помощью которого майор творит сопротивление против солдат организации Био–Рейх, что захватили и сравняли с землей самый крупный город государства. Благодаря такому прокаченному протезу, игрок может поднимать предметы, в несколько раз тяжелее героя, крушить противников, крупнее себя, и эффектно прыгать от одного зданий к другому.

Пила вместо руки стала визитной карточкой Эша Уильямса
Пила вместо руки стала визитной карточкой Эша Уильямса

Схожим образом, Эш Уильямс, из знаменитой вселенной «Зловещих мертвецов», может творить над порождениями Ада различные непотребства. В экшене Evil Dead: Regeneration, за место утерянной кисти правой руки, можно вставить огнемёт, гарпун, ракетницу, и конечно же, старую – добрую, и главное каноничную пилу. Подкрепив этот арсенал огнестрелом в левой руке, персонаж Брюса Кэмпелла, вместе со своим карликом-напарником, пытается выжить в этом безумном мире.

Внешне человеческого в Иши осталось не так много
Внешне человеческого в Иши осталось не так много

Разработчики по хитрее, стараются извернуться и подать те или иные повреждения «осмысленными» с сюжетной стороны. Так, в феврале 2011 года вышел бодрый шутер от первого лица Bulletstorm, от студии People Can Fly. Несмотря на высокие оценки и достаточно теплый прием от критиков и геймеров, игра не то, чтобы взлетела. Но это совсем другая история, а сейчас обратим внимание вот на какую деталь.

В самом начале истории, корабль героев терпит крушение. Чтобы спасти раненого товарища Иши Сато, приходится провести операцию по замене поврежденных частей тела кибер-имплантами. Данный элемент является чисто сценарным, поскольку нам самим поиграть за киборга не позволяют, а Грейсон, несмотря на всю его крутость, человек обычный.

Заменённые конечности обладают полным функционалом
Заменённые конечности обладают полным функционалом

В дальнейшем, в нескольких сценах показывается то, как Иши борется с модулем искусственного интеллекта, который периодически захватывает контроль над мозгом. Но дело тут не в банальном противостоянии «человек-машина», а эмоциях. Сато теряет контроль над собой тогда, когда позволяет своей злости на бывшего сослуживца выплеснуться наружу. Ненависть к Ханту приводит к тому, что для главного героя, с которым тот воевал много лет плечом к плечу, он становится чужим в прямом и переносном смысле. К тому же, есть такой маленький нюанс: с точки зрения сценария, мы почти не видели в деле «человеческого» Иши, до катастрофы (только в сцене флешбэка, с юной Тришкой). Потому, обретать эмоциональную связь с персонажами, мы должны уже по ходу повествования.

Также, по сути именно эти «усовершенствования» Иши Сато и позволили сценаристам оставить в финальной сцене задел на продолжение, которого, к сожалению, мир так и не увидел.

Кодзима гений, этим всё сказано
Кодзима гений, этим всё сказано

Гениальность Хидео Кодзимы давно вышла за пределы геймдева. Его проекты многоуровневые, сложны и оставляют достаточно широкий простор для интерпретации того или иного эпизода. Именно поэтому, в его произведениях нет ничего случайного. Одним из сквозных мотивов серии Metal Gear Solid является тема утраты, потери и одиночества. Некоторые абстрактные или нематериальные вещи находят выход при помощи простых сцен. Именно поэтому Веном Снейк лишается левой руки и слепнет на правый глаз. Молчунья и вовсе длительное время отказывается от любых попыток коммуникации. Да, причиной тому были паразиты голосовых связок, заражение которыми является крайне малопривлекательной перспективой. Но каждый игравший и задумывавшийся над сюжетом, находил своё объяснение и своё видение данному посылу.

Адам Дженсен, собственной персоной
Адам Дженсен, собственной персоной

С Адамом Дженсеном, главным героем Deus Ex: Human Revolution и Mankind Divided, история немного другая. Здесь также, работники Eidos Montreal использовали увечья персонажа, и последовавшую модификацию тела, как в геймплее, так и в сценарии.

«Я этого не просил». Одна из ключевых фраз, характеризующих внутреннюю борьбу героя с принятием нового себя. Из-за генетической мутации, имплантаты в Адаме вживляются на раз-два, не вызывая отторжения со стороны организма, что является большой проблемой в данной вселенной. И теперь, когда значительная часть него теперь механическая, он всеми силами пытается сохранить в себе человечность.

Согласно теории, вредные привычки Адама являются указателем его человечности
Согласно теории, вредные привычки Адама являются указателем его человечности

Но здесь есть и второй мотив, более неочевидный – одиночество. Как вы помните, в мире победившего киберпанка, где поставить прокаченную аугментацию, всё равно что, сходить в магазин за хлебушком, обстановка крайне напряжённая. Модифицированные люди подвергаются притеснениям со стороны обычных. Кроме того, первые полностью зависимы от нейропозима. И в этом мире, Адам Дженсен, оказывается один. Он не является полноценным членом ни первых, ни вторых (напомним, что из-за генной мутации, он обходится без этого вещества).

Передовые разработки Шариф Индастриз дают геймеру множество возможностей геймеру пройти игру различными способами. К тому же, некоторые элементы RPG, такие, как прокачка, создали небольшой простор в том, чтобы подогнать героя под свой стиль прохождения.

Скоро ли?
Скоро ли?

Несмотря на колоссальные труды врачей и кибернетиков, в нашем мире всё куда проще. Протезы и имплантаты и близко не дотягиваются по возможностям с игровыми аналогами, да и стоят больших денег. Потому, остаётся надеется, что когда-нибудь людям, с ограниченными возможностями будут доступны такие же плюшки, как и Адаму Дженсену.

Комментарии