Блоги

Winstrike и будущее, которого нет

Donaldo
13

Данная статья - дополнение к видеоролику на моём личном Youtube канале и наоборот, видеоролик дополняет данную статью.

Видео по ссылке - https://youtu.be/ws2dKy6N_mY

Речь пойдёт об организации, чьё имя не раз было упомянуто за май после публикации “открытого письма”. Да, речь пойдёт о холдинге Winstrike и генеральном директоре Ярославе Комкове.

Не буду скрывать, побуждением к исследованию разного рода документации и всего холдинга стал комментарий на сайте Cybersport.ru, где один из пользователей утверждает, что он устраивался в Winstrike на позицию “главного бухгалтера” осенью 2018 и ему показалось мутным юридическое устройство организации, якобы деньги поступают от неназванных компаний и частных лиц и выводятся в офшоры. Так ли это и насколько это страшно? Давайте разбираться.

Итак, современный ООО “Винстрайк” зарегистрирован 9 октября 2017 в Москве, а задолго до этого 9 июля 2010 в росреестре появилось ООО “Агентство Винстрайк”, вероятно переименованное в 2016 году, когда идея о киберспортивном холдинге у Ярослава Комкова и появилась, тогда, в 2016 году у ООО и появились первые учредители: Львов Андрей Львович и Драгунский Илья Александрович. К Винстрайк вышеупомянутые не имеют отношения. Вероятно, имел место выкуп юридического лица, или названия, так как организация “Агентство Винстрайк” вела свою деятельность, по меньшей мере с 2012 года, что расходится с историей начала холдинга. На данный момент ООО “Агентство Винстрайк” упразднено, по причине слияния с ООО “Винстрайк”, так что в нём ничего особо интересно, помимо того, что генеральным директором там являлась жена Ярослава - нет.

Что касается “ООО” Винстрайк, то оно на данный момент на 100% принадлежит Winstrike Ltd., базирующемся на Кипре, в городе Строволос, Никосия по адресу “Γεωργίου Ζολώτα, 5Α”. Это частный дом, в нём зарегистрировано 5 фирм, директором которых является подставное лицо с кипрским гражданством - ΠΡΟΔΡΟΜΟΣ ΦΩΤΙΑΔΗΣ. Вроде бы ничего примечательного, обычная схема по сокрытию конечных бенефициаров, удобно расположенная на Кипре, где совокупность юрисдикции и льготного налогообложения дают невероятно благоприятную почву для ведения бизнеса, если вы понимаете о чём я.

Что касается фирмы на Кипре, то секретарём в ней является Марина Харченко. Её имя легко гуглится - она была управляющим партнёром в MaIra Consult Ltd. (юр.услуги в сфере “международного законодательства”) и на данный момент является специалистом по ведению дел в офшорной зоне. Вот ссылка на одну из её статей http://the-medical-practice.com/articles/stolb, в ней подробно о медицинских офшорах, но суть вы уловите. В принципе, офшор - это не что-то зазорное или подозрительное, просто способ скрыть конечного получателя прибыли и платить меньше налогов. Однако всё не так просто.

Вернёмся в 2017 год. 26 октября Ведомости публикует новость о том, что “киберспортивный холдинг Винстрайк привлёк инвестиции на сумму $10 миллионов” от венчурного инвестора Николая Белых и “ряда других бизнесменов”.

Белых Николай Юрьевич - совладелец Сортавальского лесозавода (Карелия), его доля составляет 40%, 50.01% принадлежит Свирскому Павлу Михайловичу и ещё 9.99% приходится на долю (это важно) Лешонка Андрея Николаевича. Лешонок, в свою очередь владеет частью в Сортвала Лес с 25 декабря 2017 года, Свирский и Белых являлись учредителями с самого начала. Надо упомянуть, что данный лесозавод имел доход в 4 059 440 000 рублей, а прибыль в 750 миллионов только за 2018 год. Это недродобывающая компания, зарабатывающая пользованием ресурсов государства и их переработкой. Плохо ли это? Скорее нет, чем да. Но факт есть факт - один из инвесторов Винстрайк заработал свои деньги, вероятно, подобным образом. Белых, в обмен на инвестиции, получил 25% доли в Винстрайк, наравне с Ярославом Комковым.

Цабинова Наталья Викторовна - человек, “представляющий интересы нескольких непубличных инвесторов” на первый взгляд совершенно не примечательна. Про неё почти нет информации в интернете, понять кого представляет через имеющиеся соцсети так же трудно. Но она “владела” ровно половиной ООО “Винстрайк” и “Агенство Винстрайк”. Мне стало интересно, кто же замешан в инвестициях и первым делом я попытался вычислить мужа Натальи. Доступа к секретным спискам и документам ЗАГС у меня, к счастью, нет. Но если прогуглить имя и фамилию Цабиновой, одним из сайтов предлагает - https://progovori.ru/#comment, сайт детской школы ведущих и блогеров, у них в партнёрах, к слову, значится Winstrike Arena (с чего бы?). На этом сайте Наталья (в разделе отзывов) указана как родитель Лешонка Фёдора, это милый, гиперактивный мальчик у которого очень насыщенный инстаграм и удивительное сходство фамилий с выше фигурирующим Лешонком Андреем, ему около 14-15 лет. У него в инстаграме есть фото, например, с экскурсии в большой кремлёвский дворец, в день когда он был закрыт, но это неважно. Важно, что через этот аккаунт мы находим акаунт его матери @nataliatsabinova и это действительно аккаунт “инвестора Winstrike”, в нём есть фото с мужем, достоверно известно, что у человека на фото фамилия Лешонок, так как некто @lesh.nat называет этого человека своим младшим братом в одном из постов на своей странице. Попробуем пойти от обратного, если Лешонок Фёдор - сын Лешонка Андрея Николаевича, значит он - Лешонок Фёдор Андреевич, информация о человеке с такими данными и подходящим возрастом имеется на сайте борцовского клуба - https://www.titanbjj.ru/index.php/news/korol-partera-8-rezultaty. Следовательно Лешонок Андрей Николаевич - муж Цабиновой Натальи Викторовны. А значит оба инвестора в Винстрайк имели общие интересы помимо холдинга. Сам Андрей Николаевич, помимо “Сортвала Лес” имеет 20% в компании, занимающейся недвижимостью “МетаТрендСити”, вот ссылка на все связи данной компании -https://www.list-org.com/company/7239247/graph. На схеме видно множество различных юридических лиц в совершенно разных сферах, связанных с “МетаТрендСити”, а значит инвестиционная деятельность каждого из участников весьма и весьма активная, могу предположить, что они же и инвестировали в обмен на 50% в Винстрайк.

На данный момент ни Цабинова, ни Белых, ни даже сам Комков не значатся учредителями, коим с 19.08.2019 стала компания Winstrike Ltd., упоминаемая выше. Разобраться в каких долях и кто владеет холдингом на данный момент можно либо через суд, либо через банк. Ни тот ни другой вариант, как вы понимаете, недоступен. На этом, наверно, стоило бы остановиться, но тут мне попалась новость от 1(2) августа 2018 года. https://vc.ru/finance/43064-kibersportivnyy-holding-winstrike-privlek-1-5-mln-ot-kompanii-funcorp В ней утверждается, что холдинг Winstrike привлёк $1,5 миллиона инвестиций от FunCorp и их инвестиционного фонда FunCubator, для “развития международных проектов”, в частности для открытия клуба в Берлине. Клуба, кстати, там до сих пор нет. За рубежом Винстрайк в принципе до сих пор нет. Вообще. FunCubator вкладывается в стартапы либо на их начальном этапе, либо когда тем не хватает средств довести проект до следующей ключевой стадии. На их сайте funcubator.co можно найти три отчёта о деятельности Winstrike за три месяца первой половины 2019. В общем-то $1,5 миллиона, как и было анонсировано - инвестиция стоящая миноритарной доли в компании, имевшей до этого минимум 10. Но вот, что примечательно: есть основания полагать, что доля и участие FunCorp несколько больше заявленных полутора миллионов. Во-первых, Winstrike Ltd. и Funcorp Ltd. согласно сайту cy-check.com имеют единый юридический адрес, что совпадение, конечно, ведь на сайте кипрского реестра адрес у них разный и это информация актуальна. Предположу, что FunCorp в 2016 году, к моменту регистрации действительно была зарегистрирована по тому же адресу, да и ещё и директором и управляющим были подставное лицо и компания AllTaxPro, специализирующаяся на офшорных зонах. http://cy-check.com/the-cyprus-market/12.html?utm_source=406468 Во-вторых, Михаил Калашников (директор по продуктам FunCubator) и Ярослав Комков знакомы со времён работы обоих на Tribuna-digital (Sports.ru), что даёт основания полагать о том, что кому-то другому деньги на “киберспорт” венчурный фонд вряд ли стал бы предлагать, ибо прибыльность киберспорта - вопрос весьма сомнительный. В-третьих, встаёт вопрос, что за инвестиция такая со стороны вроде как прогрессивного фонда? Они планируют с 13% прибыли (1,5/11,5) отбить вложения через сколько? Средняя ежегодная прибыль Winstrike за следующие 6 лет должна быть $2 миллиона и это без учёта инфляции, чтобы вложения просто вернулись. Риски? Неблагоприятный регион, индустрия без прозрачной отчётности и исключительно неустойчивая доходная часть, при растущей расходной. Гарантия? Убеждения Комкова и прочих “лидеров мнений” о том, что традиционный спорт не поспевает за киберспортом? И, мол, за киберспортом будущее? Как бы не так, киберспорт, который продаёт господин Комков убивает киберспорт настоящий.



Теперь тезисно:

Достижения Winstrike в киберспорте и партнёрские интеграции с сильными игроками, такими как LG и Toyota закроет путь в киберспорт для больших компаний в СНГ регионе.

Недавнее открытое письмо подтверждает, бизнес-модель Winstrike испытывает трудности, когда дело доходит до реальности. (Здесь, я рекомендую обратиться к моему видео, в нём подробно разобраны тезисы Ярослава, относительно взглядов на киберспорт и его привлекательности). Тезисы, упомянутые в письме, о невыплатах и игнорировании со стороны менеджмента Winstrike в совокупности с явным желанием Комкова выставить всё как недоразумение и недопонимание наводят на мысли о том, что далеко не всё гладко внутри “фиолетовой ракеты”.

Для CEO Winstrike самое главное - видимость успеха и прогресса, потому что это единственный способ привести инвесторов, спонсоров и крупных рекламодателей в киберспорт именно сейчас. Что бы вам не говорили, до большого спорта в классическом понимании наш любимый киберспорт не дотягивает от слова совсем. Доходная часть любого большого клуба в спорте - matchday, спонсоры, доходы от трансляций, призовые и мировая популярность бренда с возможностью её монетизировать. Доходы киберспортивного клуба? Спонсоры, призовые, трансферная активность (да-да, Winstrike продали самого Бумыча за РЕКОРДНЫЕ деньги). Не очень-то много, поэтому и придуман был манёвр с Winstrike Agency, посредничество между желающими разместить рекламу и теми, кто эту рекламу продемонстрирует широкой публике. Эдакие проводники желающих получить доступ к “молодой, прогрессивной и потенциально платежеспособной аудитории”.

Winstrike Agency — это агентство киберспортивного маркетинга, миссия которого — стать проводником в мир киберспорта и гейминга для брендов. Как ключевой актив холдинга Winstrike наравне с игровыми аренами и собственной командой профессиональных киберспортсменов, мы не просто знаем все инсайты индустрии изнутри — а экспертно их используем и делимся с партнёрами.” Пожалуй, это описание себя со стороны Winstrike и будет ключом к пониманию философии холдинга. Ярослав - маркетолог и он просто продаёт киберспорт тем, кто может заплатить, но киберспорт это дорогое развлечение: содержание команд, зарплаты персоналу, аренда помещений и операционные расходы, всё это заставляет искусственно повышать стоимость интеграций и сотрудничества, а если продавать продукт, владельцем которого ты не являешься, ещё и проценты можно сшибать с каждой сделки. В итоге рекламодатели получают несоответствие затрат к конечным результатам рекламной кампании и вряд ли захотят возвращаться на рынок в ближайшее время, похожая ситуация была с Youtube в России пару лет назад. Буквально, youtube-спекулянты обрушили рынок рекламы на “новом” сервисе, только набиравшем критическую массу зрителей, и ввергли каналы в пучину безденежья на долгое время вперёд. (У ЕГОРа есть на эту тему достаточно информативный и понятный ролик - https://youtu.be/8Il1bsZfUzY). Той же спекуляцией, но в киберспорте занимаются Winstrike Agency, Maincast и, в меньшей степени, Esforce. Все эти компании заинтересованы в имидже киберспорта как явления перспективного, но в то же время рекламно привлекательного уже сейчас. Участники рынка живут исключительно за счёт денег от интеграций в киберспорт брендов из других сфер, ну и букмекеров (единственные, кто реально зарабатывает на киберспорте в СНГ).

Киберспорт и в мире считается относительным пузырём, так как он не регламентирован, не структурирован и опирается на ЦА с сомнительной покупательской способностью и не устоявшейся культурой потребления. Какие гарантии, что “дети вырастут” и останутся привержены киберспорту? Никаких. У традиционного спорта есть культура боления и потребления: мерч, фанатская атрибутика, фан клубы с членскими взносами, история противостояний и возможность болеть за “локальную” команду. А ещё, любая видеоигра может устареть, чего с тем же футболом никогда не случится. (Ещё раз рекомендую посмотреть моё видео, там описано подробное сравнение традиционных видов спорта с киберспортом). Так зачем же Усманов, Лукойл, Шакил О’Нил и прочие инвесторы вкладывают свои деньги в столь рискованное предприятие? Потому что рано или поздно киберспорт действительно начнёт генерировать прибыль, просмотры и у него появится своя “мифология” с постоянной фанатской базой. Вся деятельность, которая сейчас ведётся организациями - работа на перспективу, попытка занять место в каком-то гипотетическом “киберспорте будущего”, где доходы как у баскетбола, просмотры как у футбола, а фанатская база как у американского футбола, платежеспособная и преданная.

Сейчас успехом в управлении любым киберспортивным юнитом будет достижение точки безубыточности. Потому потребность у киберспорта только одна - зарабатывать, любыми методами и как можно больше, а если не хватает доходной части - покрывать инвестициями. Winstrike - не первые, кто до такого додумался. Но определённо первые из тех, кто потонет. Буду рад ошибаться, но в отличии от других участников рынка, у Комкова и ко нет: большой кубышки за пазухой (Esforce, Gambit, Forze), медийной привлекательности, способной приносить доходы на уровне расходов (Na’Vi) и спортивных успехов тоже нет. Коронавирус и кризис рекламного рынка просто критически сократили таймер жизни Winstrike, как и всего киберспорта в его текущем виде, в СНГ выживут только богатые. Либо большинство контрактов будет пересмотрено в сторону уменьшения (это касается рекламы и соглашений с игроками), либо начинать всё заново.

Winstrike это не касается. Есть неподъёмный в коронавирусный период актив в виде клубов, которые и так мало кому были нужны, так теперь в них даже после открытия и до изобретения вакцины люди вряд ли рискнут ходить. Есть права на BLAST, которые никакие 600.000 сейчас, конечно, не стоят, после ухода в онлайн и отмены мероприятия в Москве. Есть зияющая дыра в бюджете под названием з/п составам по КС и Доте; Любопытно, что партнёрами у Winstrike Team значатся только IMBA Energy, видимо никому другому спортивная часть холдинга не нужна. Все вышеперечисленные факторы ничего хорошего не сулят. Есть также вероятность, что права на BLAST - это был All-in от Ярослава, потому что на самом ивенте можно было хорошо заработать с очередных доверчивых партнёров, а права на освещение продать субподрядчику и покрыть часть расходов. Отдавать пришлось, скорее всего, по заниженной цене, потому что претендент был один - Maincast: RuHub принципиально отказался, когда Winstrike выиграл тендер. Не первый конфликт между Esforce и Winstrike, между прочим. Помните бойкот Cybersport.ru? Winstrike тогда были зачинщиками сего действа, их не устроило следующее: “Редакция считает допустимым искажать реальную деятельность киберспортивных организаций, не уведомляя аудиторию своего ресурса о значимых проектах, указывая в качестве причины игнорирования «коммерческую подоплеку» таких проектов, искусственно создавая неполную картину рынка киберспорта в глазах аудитории.” Новости, которые Ярослав хотел видеть на сайте касались сотрудничества его холдинга с LG и Toyota. Очевидно, что для спекулятивных методов ведения бизнеса огласка и “хайп” - жизненно необходимые инструменты, мол смотрите, какие мы молодцы, привели бренды, давайте с нами сотрудничать, вам тоже перепадёт аудитории от “большого киберспортивного пирога”. Cybersport.ru не дураки, что бы вы там о них не думали, дело своё знают, им и холдингу Esforce не нужно ещё одно агентство, продающее интеграции в киберспорте. А вот Winstrike - это инфобизнес: уберите убыточные команду и арену, останется “Agency”, для которого упоминаемость и котируемость киберспорта - условие существования, потому и раздувать “киберспорт” они будут с особым упорством, а вот конфликты и письма на пользу “имиджу” не идут, потому что в публичном поле “киберспорт - развлечение будущего”, “детский сад” тут не допустим, а то, не дай бог, рекламу не купят. Это, кстати, относится и к Виталию Волочаю. Оно почему тебя по “AOE ###### [бьёт]”? Потому что деньги ГГ бет не бесконечны, а космическую стоимость прав на показ ESL отбивать как-то нужно. Ездить по ушам в условиях сотрудничества с “неблагонадёжным” холдингом (Blast, рекламные контракты) как-то “не комильфо”, особенно когда продаёшь киберспорт теми же методами.

P.S. Хочу пригласить Ярослава (надеюсь вы это читаете) на совместный стрим и обсудить каждый выдвинутый тезис, потому что у киберспорта есть другой путь, а то, что делает вы просто “хорошая мина при плохой игре”.

Комментарии