i

Lex: «Беларусь – это место, где можно провести The International»

Алексей Филиппов рассказал о том, как формируются пары комментаторов, почему не проводят турниры в Беларуси и как поддерживать хорошую форму профессионального комментатора.

 

— Турниры часто проходят в России и Украине, почему обделяют Беларусь?
— Я считаю, что Беларусь – лучшее место для проведения турниров, потому что у нас есть арены, низкие цены и супер безвиз. Беларусь – это место, где можно провести The International.

Почему так происходит? Я задаюсь этим вопросом достаточно часто. Видимо, нет интереса от белорусской стороны. Я слышал, что у Maincast должно было быть что-то, но не пошло. Это хороший вопрос, который нужно задавать всё чаще и чаще. Минск — это прекрасное место для проведения турниров.

— Может быть в следующем сезоне...
— Тут ещё играет роль, где находятся офисы организаторов. Штаб-квартира Epic Esports Events в Москве, а Maincast и Starladder находятся в Киеве. С юридической точки зрения это невыгодно. Зачем привозить технику, людей, если можно организовать у себя дома. Если бы в Беларуси появится крупная организация, то будут и турниры.

— Минский Старладдер — турнир, который остался в сердцах многих болельщиков. Ты его не комментировал, был на турнире как зритель?
— К сожалению, нет. В то время я жил в Питере. Перед турниром были квалификации на Шанхайский мэйджор. Было обидно видеть, как все наши коллеги едут в Минск, а мы с PGG летим в Питер, потому что нас не позвали.

Помню, что это был тяжёлый турнир для комментаторов. Все заболели ещё на квалификациях. В один момент осталось чуть ли не два комментатора из семи. Очень грустно, что я на него не попал. Я наслышан о том, как там было классно. Офигевал, как много там было людей, насколько они были бешенные. Люди видели киберспорт только на экране монитора, а тут приезжает столько топовых команд.

К слову, твой второй вопрос вернул нас к первому. Беларусь заслуживает на турнир, она способна принять ивент любого масштаба. Я верю, что они там будут.

Квалификации к The Manila Major. Вилат и Миракл комментируют игры Северной Америки
Квалификации к The Manila Major. Вилат и Миракл комментируют игры Северной Америки

— Многие говорят, что Эпицентр запал им в душу. А как тебе?
— Первый Эпицентр был для меня первым турниром, который я комментировал. Было невероятное волнение работать на такую большую аудиторию. До этого ни в Москве, ни в Киеве не было турнира с таким количеством людей. Арена была подобрана идеально. В Крокус Сити Холле акустика круче, чем в ВТБ. Там ты слышишь каждый писк, каждого зрителя, каждый звук льется тебе в уши. Турнир получился запоминающимся, организаторы сделали для этого всё, что могли: прекрасный отель, очень вкусная еда, креативные подарки. Игры также не подкачали. Это был лучший Эпицентр, остальные уже не так рассматривались аудиторией, как тот в 16 году.

— Были слухи, что экономически тот турнир организаторы закрыли в 0. Буквально вложили душу и ничего не заработали. Может быть переход на менее ламповую арену связан с увеличением количества зрителей?
— Ну тут я точно ничего не могу сказать. На самом деле классно, что большое количество людей может насладиться этим праздником доты. Всё то, что сейчас происходит здесь — это мероприятие уровня The International. От формата, до условий. Где-то даже лучше, ибо на том же TI заполняемость арены намного меньше.

— Турнир нельзя назвать удачным, если Lex и 4ce не прокомментировали на нём хотя бы один матч. Никита — это самый удобный для тебя сокастер?
— Мой удобный сокастер – это тот человек, который хорошо разбирается в Доте. Он так должен уметь быть вторым номером во время каста. Некоторые кастеры не готовы быть вторым номером и обсуждать моменты после файтов. У Никиты это получается, но есть ещё пара подобных комментаторов. Не могу сказать, что без Никиты моя карьера закончится, как и его без меня. Всегда можно найти замену. Хайп вокруг нашего дуэта слишком излишен, мы можем работать с разными людьми. Но нам приятно, что некоторая часть людей ценит наш тандем.

— Всегда было интересно, по какому принципу выбираются связки комментаторов? Учитывают ли пожелания самих кастеров?
— Я даже не помню как мы с 4ce начали работать. Он просто пришёл в RuHub и мы с ним приятно поговорили. У меня тогда не было постоянного партнёра, так что мы решили работать вместе.

В этой сфере ты понимаешь, что тебе будет проще работать на крупных турнирах, если у тебя есть полноценный сокастер. Организаторы не приглашают каждого кастера отдельно, им нужен тандем. Сотрудники Valve смотрят: «о, это Lex и 4ce, зовите их на The International». Также всё работает и у англоязычных талантов, у них есть конкретные пары.

Насчёт пожеланий: наши советы учитываются, но эксперименты никто не отменял. К примеру, сейчас можно заметить, как много аналитиков начинают комментировать. С одной стороны это хорошо, но с другой пропадают старые пары. Вот, кстати, пара Maelstorme+Jam, которая мне очень нравится, она появляться перестала.

Lex и 4ce комментируют The International 2018. Источник: instagram.com/lexruhub
Lex и 4ce комментируют The International 2018. Источник: instagram.com/lexruhub

— Работать на домашнюю публику — сложней ли это, чем просто комментировать из студии? Есть ли волнение?
— Если ты работаешь на The International, в Китае или Ванкувере, то это не тяжело. Существенной разницы между работой на студии и в арене нет, если основной каст — англоязычный. Есть небольшой мандраж, есть эмоции. Но при русскоязычном освещении – это совершенно другой уровень работы. Мандраж есть всегда, ты понимаешь всю ответственность, которая на твоих плечах. Каждый матч даётся тяжело, потому что тебе нужно и с ареной поработать, и не потеряться, и не волноваться.

— На Эпицентре собрались таланты трех студий. Понятно, что вы все друзья и много лет друг друга знаете, но формально — все конкуренты. Есть ли у вас конфликты? Может быть дружеские подколы?
— Дружеские подколы присутствуют постоянно. Все рофлят про Maincast и RuHub. Нет никакой конкуренции. Ты не будешь кашлять кому-то в лицо (прим.ред. Lex был болен), чтобы он завтра не смог комментировать матч. Такого нет. Мы периодически общаемся всеми тремя студиями в классной атмосфере. Нет никакой вражды. Её никогда и не было. На The International мы тоже общаемся так, как-будто работали вместе целый год. Мы занимаемся одним делом, а наша цель – сделать работу друг друга лучше.

— Ты работаешь в этой сфере уже больше трёх лет. Можешь назвать какие-то основные навыки, которым должен владеть профессиональный комментатор? Что помогло тебе пробиться сюда?
— Главное – усидчивость и трудолюбие. Без этого у тебя ничего не выйдет. Ещё есть удача. Ты можешь быть трудолюбивым и талантливым, но тебе может не повезти. Какой-нибудь Вилат на твиче не увидит тебя, когда ты выкладываешься на полную катушку. А потом он зайдёт к тебе, когда ты уже вялый кастишь 12-й час и подумает: «ну и урод комментирует».

— Всё как и на любой работе.
— Здесь удача куда важней. Работая по профессии ты будешь развиваться, постепенно улучшать свои навыки и семимильными шагами достигать успеха. А здесь, каким бы классным комментатором ты не был, можно отработать три года и остаться никому неизвестным. Тоже касается и игроков. Если в нужный момент тебя не забрали из матчмейкинга, то в киберспорт ты не пробьёшься.

— Игроки говорят, что для того, чтобы поддерживать хорошую игровую форму, нужно играть по 10 часов в день. Что нужно, чтобы поддерживать хороший уровень комментирования?
— Постоянно комментировать – это единственное правило. У меня были паузы длиною в месяц. После такого ты возвращаешься и теряешься в моментах. Особенно это заметно, когда быстро объясняешь что-то на эмоциях.

Перед тем же The International у нас всегда пауза. Чтобы не терять форму приходиться комментировать игры из матчмейкинга. Есть такая штука — скорочтение. Если ты какое-то время этим не занимаешься, то теряешь все свои навыки. Это же касается и комментирования.

— Самой игре уже 8 лет. Тем не менее, призовой фонд растет, а онлайн стабильно высокий. Как думаешь, в чем феномен этого успеха?
— Постоянные обновления. Очень верная фанбаза людей, которые будут играть в эту игру несмотря ни на что. Я думаю, что это заслуга Valve, если бы они не так активно развивали игру, то она бы умерла. Дота – это та игра, где нужны постоянные обновления, благо, что они у нас есть. Ты можешь уйти из игры, можешь гореть с неё, но ты всё равно вернёшься в неё. Таких игр больше нет.

— Ты был одним из тех, кто хорошо отзывался об Артефакте, даже активно его стримил. Чего именно не хватило этой игре, чтобы стать новым шедевром от Valve?
— Бизнес-модель оказалась невероятно глупой. Меня поражает, насколько Valve быстро сдались. Также проблема была в не правильном маркетинге. Valve никогда не рекламировала свои игры. Они считают, что одного названия их компании достаточно.

Артефакту было максимально тяжело ворваться после Харстоуна. Игра безумно интересная, но тебе не дают достаточно знаний на старте, чтобы ты мог быстро разобраться и начать получать от неё удовольствие. Артефакт — это не та игра, в которую ты можешь поиграть 5 минут, пока сидишь в туалете. Катки по 40 минут, тебе реально нужно думать и сосредоточить всё своё внимание на поле. Когда я стримил, то даже не мог читать чат, ибо мне нужно было смотреть за игрой.

Ещё есть ценник в 20$, который уничтожил эту игру. Добавим сюда отсутствие рейтинга, турниров и высокий порог вхождения. Я в неё уже давно не играю, но с удовольствием бы начал, если Valve смогут вернуть туда людей. Я не уверен, что у них это получится, тем более после взрыва Dota Underlords. Так что земля ему пухом.

— Уже играл в Dota Underlords?
— Играл на телефоне, мне не понравилось. Обязательно попробую как-нибудь ещё раз, но мне было скучно. Понимаю, что раз все в неё играют, то она интересная. Когда только взлетела дота, то я тоже говорил, что это игра для идиотов. Потом сам втянулся и начал играть по 20 часов в день.

— Несколько игроков в интервью говорили, что играли полгода по 20 часов день, чтобы попасть на про-сцену
— Да-да, а ещё нужно по полторы тысячи раз отжиматься.

— Спасибо тебе за интервью, напоследок очень важный вопрос: Тебя когда-нибудь с Мираклом путали?
— И тебе спасибо (*с забавной улыбкой ушёл в закат*)

Текст: Антон «Roboboy» Старков и Дмитрий «Carstens» Шилкин. Источник

Комментарии