i

Известный знаток Борис Белозёров: «Моя жизнь времён “Самого умного” была чем-то похожа на жизнь киберспортсмена»

Большое интервью самого молодого капитана интеллектуальных игр о доте, киберспорте, Твиче, ЧГК и остальном.


Телеграм-канал «CYBERSLOVO» представляет беседу с одним из самых известных знатоков в современной истории элитарного клуба «Что? Где? Когда», который является большим поклонником Dota 2, Evil Geniuses и всего киберспорта.

— Расскажи про твоё первое знакомство с играми?

— Всё начиналось со школьными друзьями: как и любой нормальный школьник 2000-х, как мне кажется, играл по локальной сети на уроках информатики в классе, а после школы частенько захаживал в компьютерные клубы, которые как раз тогда переживали свой расцвет.

В основном, мы играли в CS (вроде бы). В то же время, я всегда любил стратегии (HoMM III, Civilization, WarCraft III), и именно Warcraft III году в 2005 был моим главным увлечением: я активно играл рейтинговые игры на портале Battle.net. Забавно, но, вроде бы, он просто был предустановлен на новом компьютере, который купили родители, и я наткнулся на него случайно - а потом очень понравился сюжет, и меня затянуло.

Затем читал статьи в журнале “Лучшие компьютерные игры” (у меня была собрана большая подборка в своё время), где пытался учиться стратегиям в игре и следил за звёздами (вроде бы, корейский чувак Moon тогда всех разносил за ночных эльфов, я тоже в итоге их предпочитал). После естественным образом из WC3 перешел на первую Доту, которой классах в 6-7 посвятил много времени в компьютерных клубах, из дома через Garena с одноклассниками играли тоже немало. Собственно, похожим образом много у кого начиналось в современном киберспорте, только я в итоге не там.

— Какие дисциплины предпочитаешь сейчас, может смотришь прямые трансляции?

— В абсолютном большинстве случаев я смотрю турниры или стримы по Dota 2. Изредка заглядывал на LoL (скорее, чтобы понять, чем она от доты отличается), пару раз смотрел из любопытства PUBG, разок поностальгировал по WC3 и параллельно глянул похожий на него Starcraft. CS:GO меня не цепляет совсем, да и в детстве я не был в ней успешен - больше люблю стратегические игры всё-таки.

Борис Белозёров — знаток ЧГК.
Борис Белозёров — знаток ЧГК.

— Играешь ли сам?

—Сейчас играю мало и неуспешно. Иногда рублюсь в третьих “Героев”, а в основном — Dota 2, но после годичного перерыва не получается войти в ритм и даже до рейтинговой калибровки я пока не добрался. Примерно 500-600 часов.

Так что я всё-таки сильно больше зритель, чем игрок. Вроде логично, учитывая, какое количество времени нужно тратить, чтобы прилично играть, а я трачу его на тренировки по другим играм.

— Знаком ли с кем-нибудь из киберспортивной тусовки?

 Да, удалось познакомиться с некоторым количеством людей из Dota-тусовки (на весеннем Epicenter познакомились с Maelstorm), во время зимней Стримхаты пересеклись с большим количеством людей (в том числе, с Faker-ом, Mo5ster-ом и целой кучей замечательных стримеров: Cake, Melharucos, Segall, Lasqa, Guitman и UncleBjorn). В целом, пока что я ,скорее, смотрю на тусовку со стороны и знакомлюсь по мере возможности с интересными персоналиями игрового мира.

— Сразу несколько представителей СНГ-киберспорта участвовали в шоу «Самый умный». Как и ты, установивший в одном из выпусков рекорд — 46 правильных ответов.

— О, я немало удивился, когда об этом узнал! Ребята постарше меня немного, и играли в лигах более взрослых, я пришел туда в 2007 году в лигу младшую, поэтому мы не пересекались на игровом подиуме; за сценой - возможно, но я не помню уже, больше десяти лет прошло.

Для меня в свое время это вообще несколько лет было главным: я тренировался каждый день, чтобы успешно выступать в “Самом умном”. Собственно, возможно, потому и не пошел в киберспорт сам: как раз в 6-7 классе я проходил отборы на программу, а впоследствии стало понятно, что совмещать необходимое для хорошей игры количество тренировок в Доте и в СУ просто невозможно. Я выбрал, в итоге, “Самый умный” - но кто знает, был ли бы я успешен как дотер или нет, в СУ-то я в итоге стал одним из самых титулованных игроков, а в киберспорте конкуренция сильно повыше.


Смотреть

Так или иначе, примерно года до 2011 передача была для меня основным, помимо учебы в школе, занятием (иногда и более важным), так что моя жизнь, наверно, была чем-то похожа на жизнь киберспортсмена: я очень много читал, нарабатывал знания, отыграл с помощью интернет-архивов все выложенные выпуски передачи, придумал собственные тренажеры для разных раундов и так далее. Иногда сидел дома пару недель напролёт и с утра до вечера тренировался - знакомая история, да?

— Кому симпатизируешь из профессиональных клубов?

— Команда Evil Geniuses по Dota 2 — мои любимые чуваки из киберспорта, ну а лично Саид Самаил SumaiL Хассан — любимый игрок. Началось это в 2015 году, наверно, когда я впервые посмотрел The International на вечеринке у друзей (его, как раз, выиграли EG< но я тогда об этом не знал), а “запал” я на них после игры в полуфинале ветки виннеров против китайцев из EHOME: это была эпичная более чем часовая игра, по ходу которой EG постоянно терпели, камбекались и, в итоге, выиграли игру из сложнейшей ситуации.

Я вообще обожаю камбэки, мне крайне импонируют команды, которые умеют держаться в самых сложных условиях и, в конце концов, переламывать обстоятельства в свою пользу; кажется, что EG как раз по этому профессионалы — вот на только что закончившемся мейджоре у них была чем-то похожая игра против PSG.LGD, лучшей команды всё того же Китая.

В СНГ симпатичны, как, думаю, и много кому Virtus.pro с их очень яркой и зрелищной игрой, всегда приятно, когда команда из родного региона побеждает на про-сцене. Вообще, очень интересны еще и молодые СНГ-команды: кажется, что у нас сейчас происходит процесс становления киберспорта как мощной бизнес-сферы, и очень любопытно, насколько будет важна менеджерская и медийная составляющие в развитии команд типа Winstrike Team или совсем юных The Pango. Вот у тех же EG всё это отработано, американцы вообще в пиар круто умеют — и результат, при этом, тоже выдают.

— Ты принимал участие на зимней «СтримХате». Расскажи немного об этом опыте.

 Меня напрямую позвал Иван Faker Дёмкин, просто написав “ВКонтакте” (вот и так бывает, да!). Я был очень рад приглашению, потому что давно хотел поучаствовать в чем-то подобном - ну вот и приехал. Провел для ребят игру (вопросы писали зрители, кстати, и было довольно интересно, сам их сыграл до команды стримеров). На мой взгляд, вышло атмосферно и весело. Потом посидели, поиграли в “Крокодила”. В целом, классный опыт, буду рад повторить как-нибудь. Ну и зрители потом писали хорошие слова, благодарили - было очень приятно, что вот и в непривычной интересной тусовке могу нормально смотреться.


Смотреть

— Как тебе идея Твича в целом, смотришь ли кого-то конкретно?

 О, очень интересная тема! Для начала, да, я смотрю Twitch, в основном, доту, конечно: стримы Андрей Dread Голубева или Хенрик AdmiralBulldog Анберга. Мне кажется, что формат стримов и то, что делают во время них стримеры - это естественное развитие медиа. Мир в целом становится сильно демократичнее, ближе к людям, соответственно, и медийная его составляющая становится, по сути, уже не чем-то далеким, как, например, диктор новостей или режиссер кинофильма, а чем-то своим. Когда один человек что-то показывает другим напрямую, без посредников. За этим безумно интересно наблюдать!

— Последние несколько лет модно говорить, что я не смотрю телевизор. Но по сути, современный YouTube и Twitch превратились в этот самый телевизор для молодёжи. Это можно назвать проблемой текущего поколения? Глядя на контент, на чат, на комментарии...

Что касается контента и общения в чате - ну, это, к сожалению, неизбежное следствие того же процесса, у демократизации есть свои отрицательные стороны. Стримеры популярны, потому что они, с одной стороны, такие же, как мы, просто люди, а с другой, по сути, артисты, развлекающие публику. Я бы даже сказал, это некоторое возвращение назад во времени (как известно, история движется по спирали), это как люди на площадях средневековых городов развлекали толпу, только сейчас эта площадь - весь Интернет, весь мир. Оценивать это как что-то плохое или хорошее я бы не стал - это тренд, который соответствует трендам мировым. Все будут так или иначе вовлечены в процесс демократизации медиа, телевидение как формат будет вынуждено продвигаться в Интернет, так что Твич и прочие стриминговые платформы - это, на мой взгляд, один из камней в основании будущего информационного мира.

Знатоки "Что? Где? Когда?" в гостях у Comedy Club.
Знатоки "Что? Где? Когда?" в гостях у Comedy Club.

— Не могу не задать вопрос про Факера, который не так давно отметился яркими высказываниями.

— Ну, мне кажется, всё дело в том, что в нашей медиакультуре киберспорт пока еще находится в неопределённом статусе - вроде как уже давно и не самодеятельность, а вроде как еще и не до конца “настоящая”, серьезная индустрия, еще идет процесс становления. Отсюда и подобные скандалы - ведь если ты, грубо говоря, находишься в тусовке “своих”, то ты можешь просто писать что угодно в интернете и ругаться с людьми на форумах; если ты крупная медийная личность - для тебя подобное неприемлемо.

Да даже и на западной сцене: вон недавно была куча скандалов по поводу расистских или как бы расистских высказываний некоторых профессионалов в Dota 2 - их наказали, конечно, но по-разному, без какой-то единой политики или системы. Думаю, что всё это уйдет, когда киберспорт окончательно закрепит свой “серьезный” статус (хотя вон и футбольные комментаторы иногда выдают такие перлы в интернете, что разгораются серьезные скандалы).

— После подобных высказываний из уст профессиональных игроков или медийных персон — мы жалуемся на комьюнити, которое местами токсичное и бездарное.

— В целом, мне не кажется это большой проблемой, и я не думаю, что это как-либо действительно повлияет на поведение комьюнити - все, кто и так адекватны, понимают, что лучше вести себя более-менее прилично, а тех, кто так и так не хочет ничего понимать, никто не научит. Вежливым и корректным по жизни быть всегда выгоднее, думаю, все довольно быстро это осознают.

— В интеллектуальных играх ты являешься самым молодым капитаном команды в истории? Это не частое явление, как и в киберспорте.

Да, я стал капитаном в 20 - и это было очень сложно, на самом деле сложно. В интеллектуальных играх, как и в киберспорте, очень большая нагрузка на капитана, очень высоко нервное напряжение. Я бы даже сказал, что самое сложное - это не принимать решения и брать на себя ответственность, а после жить с осознанием допущенных тобой ошибок, ведь не ошибаться невозможно, а действия капитана имеют куда большую значимость. Ты не можешь позволить себе упасть духом, расслабиться, выйти из себя - никаких лишних эмоций.

Очень многие талантливые игроки, как в киберспорте, так и в интеллектуальных играх, довольно самолюбивы, весьма эмоциональны, зачастую капризны и не умеют проигрывать. Капитан должен еще и позаботиться об их комфорте, уметь разруливать внутриигровые и внеигровые конфликты, по сути, иногда быть кем-то вроде воспитателя крайне амбициозного детского сада.

— Многие отмечают, что среди молодежи не хватает ингейм-лидера, никто не хочет брать на себя ответственность. Несколько советов от тебя?

—Чтобы стать хорошим капитаном, нужно очень четко понимать, что для команды ты - последняя стена, за которой бездна. Когда вам трудно, именно ты должен всех поддержать, у тебя никогда нет права сдаться или тильтовать. Быть капитаном трудно не технически, капитаном трудно быть психологически.

С другой стороны, а кто обещал, что будет легко? Чтобы добиваться успехов, нужно иногда выдавать от себя не 90, не 100, а все 150%. Зато капитанство очень развивает, позволяет быстро расти и прокачивает огромное количество навыков, учит управлять собой и людьми, держать удар, терпеть до последнего и не сдаваться - в жизни, в карьере, в бизнесе пригодится точно. Удачи всем, кто готов к этому трудному пути, если дойдете до конца - будете вознаграждены!

Стильный Борис.
Стильный Борис.

— Удаётся ли смотреть прямые трансляции киберспортивных турниров? Как тебе война студий? Может быть кого-то выделишь?

— Смотрю регулярно , но, опять же, почти только по Dota 2. Студии очень сильно развиваются с каждым годом, уровень профессиональных стандартов быстро растет. Кажется, что до традиционного качества телевизионных трансляций спорта осталось совсем немного (а кое в чем киберспорт подается даже круче).

Как и любой зритель Доты я смотрю, в основном, трансляции от RuHub и Maincast, конкуренция которых, на мой взгляд, пойдет на пользу общему уровню освещения турниров. Кого-то отдельно выделять, наверно, не стану, я всех смотрю с удовольствием, разве что отмечу, что Михаил Olsior Зверев, на мой взгляд, стал очень ценным приобретением для Dota-сцены, когда ушел туда из LoL.

— Посещал ли какие-нибудь чемпионаты напрямую, твои впечатления?

— Вот уже два года подряд я прихожу на московский EPICENTER по Dota 2, больше пока нигде не был. Планы есть, времени - скорее нет :) Впечатления очень крутые, на самом деле, выглядит всё впечатляюще - ничуть не хуже другого спорта, ну, например, хоккея или баскетбола (привел эти примеры, потому что часто киберспортивные турниры делаются на соответствующих площадках)!

Особенно круто, когда весь зал что-нибудь кричит, например, поддерживает Virtus.pro, как всегда бывает на Эпицентре. На Инт я бы поехал с большим удовольствием, но далековато и дороговато пока. В будущем бы сгонял, особенно, если будут какие-то интересы помимо чисто зрительских.

— Ты интересуешься киберспортом исключительно как зритель/фанат? Или всё-таки потенциально рассматриваешь это как бизнес или создание проекта?

— Хороший вопрос. Мне кажется, что эта сфера очень перспективная, будет хорошо расти и будет на виду у инвесторов, так что мысли об участии в каком-то проекте точно всегда есть. Другое дело, что я тут не профессионал, так что сложно пока придумать, что это могло бы быть, какой проект можно было бы сделать. Тем не менее, я держу в голове возможности - в конце концов, сейчас семимильными шагами киберспорт движется в сторону настоящей большой профессиональной индустрии, а в такой предприимчивым людям место для бизнеса всегда найдется.

1/2 Борис со своими друзьями на EPICENTER по Dota 2.

— Что думают игроки в интеллектуальные игры о киберспорте? Обсуждали ли подобные вопросы в кругу коллег?

— Некоторое количество зрителей среди моих знакомых из тусовки есть, но немного. В целом, активно и публично высказываю свой интерес в этом направлении из известных широкой публике игроков, кажется, только я.

— Звучали ли вопросы от зрителей в программах про игровую или киберспортивную индустрию?

— Вопросов от зрителей в интеллектуальных передачах на эту тематику я пока не видел, а вот на различных чемпионатах встречаются. Да я и сам регулярно ставлю такие вопросы в студенческие турниры. Вот, например (ответы можно писать в комментарии):

1. Дельфин и ОН на гербе одного венецианского издательства символизировали активность, сдерживаемую самообладанием. Участники одной из команд по игре Dota 2 иронично называли себя «Капитан и четыре ИХ». Назовите ЕГО одним словом.

2. Сларк – персонаж игры Дота 2 – сбежал из тюрьмы, поэтому использует ЕЕ. На соответствующем жаргоне ОНА называется «ферзь». Назовите ЕЕ.

Вопросы по киберспортивной тематике вполне реализуемы и даже бывают неплохими. Так что, думаю, мы их в своё время в различных играх еще увидим!

— Недавно шахматный гроссмейстер Хикару Накамура во время стрима заявил, что проведёт трансляцию по Dota 2 в феврале. Часто сравнивают шахматы и Доту, мол у них похожие специфики.

— Мы довольно хорошо общаемся с Яном Непомнящим, одним из лучших российских шахматистов и бывшим киберспортсменом FrostNova. Перечитал его интервью от 2013 года, в котором он говорит, что сравнение киберспорта и шахмат всё же довольно условно, на уровне общих принципов. Пожалуй, мне тут нечего возразить, но скажу, что лично мне Dota как раз нравится именно за заложенный в ней потенциал стратегического мышления и высокий уровень интеллектуальной сложности (по крайней мере, на профессиональном уровне).

1/1 Предложение организовать турнир по шахматам с профессиональными киберспортсменами.

— На фоне киберспорта возобновляется интерес и к цифровым шахматам. На недавнем турнире было под 20 тысяч зрителей. Киберспортивный ведущий Степан DonStepan Шульга даже предложил организовать турнир среди профессиональных киберспортсменов.

— Сами по себе шахматы, что мне приятно, развиваются в новую эпоху довольно хорошо - тот же Ян, например, стримил матч за первенство мира, и было довольно интересно. Вообще, шахматы по телевидению показывают и показывали редко, и выглядело это довольно скучно, а вот формат стримов, мне кажется, вполне может вернуть массовый интерес, который в нашей стране был, ну, скажем, во времена СССР.

Я много играл в школе, даже был разрядником, потом, правда, постепенно перешел на редкие игры с друзьями, но мне очень интересно смотреть в прямом эфире, как интересный эксперт комментирует ходы, рассказывает истории из их тусовки, общается со зрителями и всё это. Вот кажется, что интерактив тут очень уместен и сильно увеличивает смотрибельность. Шахматный турнир среди профессиональных киберспортсменов я бы точно посмотрел, на самом деле, звучит крайне любопытно!

Подписывайтесь на телеграм-канал «CYBERSLOVO».

Фото: instagram.com/boris_belozerov.

Комментарии