Блоги

Как я стал менеджером ROX.KIS и взглянул на киберспорт с другой стороны

Craft
21


Сейчас в интернете большую популярность набрал #10YearChallenge. Люди выкладывают под этим тегом свои фотографии с 2009 и 2019 годов и сравнивают, как изменились за десять лет. Недавно я случайно обнаружил, что этот год в определенной степени юбилейный и для меня тоже. Ровно десять лет назад я стал менеджером команды ROX.KIS по StarCraft и впервые взглянул на киберспорт с другой стороны.

Дисклеймер

Все описанные события изложены так, как их запомнил автор. Он не исключает возможности, что за десять лет часть воспоминаний притупилась, а некоторые события получили неправильную трактовку. Автор также заранее просит прощения, если этим блогом нанес непреднамеренный вред любому человеку, протоссу или зергу.

В ROX.KIS я попал случайно. Если честно, у меня никогда не было каких-то амбиций в киберспорте за пределами того, что сейчас принято называть околокиберспортивной журналистикой. Играть профессионально мне в принципе было неинтересно, да и мой скилл в компьютерных играх был сильно ниже желаемого. Другое дело — оставаться на волне новостной повестки и следить за индустрией со стороны, как зритель или болельщик.

С этим настроем я больше года проработал новостником на GoodGame.ru, пока однажды главный редактор сайта Женя Nefanda не спросила, хотел бы я попробовать себя в роли менеджера команды. Оказалось, что ее хороший друг и владелец команды ROX (лучшей на тот момент российской команды по StarCraft: Brood War) ищет ответственного человека, на которого можно было бы переложить часть обязанностей по управлению составом. Я решил, что это будет интересный опыт, поэтому согласился. Вскоре мне написал Брюс, и мы обсудили с ним нашу дальнейшую работу, мой гонорар и возможные бонусы. Никаких дополнительных собеседований или чего-то подобного у нас не было. Наверное, Женя замолвила за меня словечко, а может, просто Брюс не нашел других кандидатов. Кто уж теперь вспомнит, что было летом 2009-го.

Моя должность была чем-то средним между менеджером и консьержем на удаленке. К своим новым обязанностям я приступил сразу после того, как игроки ROX вернулись с DreamHack Summer. Еще с первого общения с Брюсом я понял, что он хотел больше времени уделять работе со спонсорами, а это предполагало частые разъезды и, к сожалению, нерегулярный онлайн. У меня же свободного времени было много (к черту универ!), поэтому в мою сферу ответственности легло всё то, что касалось управления командой в интернете — регистрация на соревнования, составление расписания кланваров, переносы матчей, сбор реплеев для загрузки на сайт, общение с админами лиг и турниров по поводу призовых и т. д. Раз в пару месяцев я также составлял отчеты для Брюса и спонсоров, где указывал все активности и достижения игроков.

Став менеджером ROX, я продолжал работать новостником на GoodGame.ru, поэтому в какой-то степени отвечал и за «медийку» команды. Тогда это понятие еще не имело такого искаженного значения, как сейчас. Социальными сетями в то время мы почти не занимались (а я и не утверждал, что был хорошим менеджером), но интервью, анонсы и результаты турниров я публиковал регулярно. Еще я вел всю аккаунт-базу по игрокам на русском и английском языках — Ф. И. О., даты рождения, ксерокопии паспортов и прочих документов, сроки действия виз, электронные почты, телефоны и т. д. Даже размеры обуви и одежды! Все это должно было быть под рукой, «а то вдруг завтра LAN, или спонсор спросит, или новую форму надо срочно заказать».

Найти контакт с игроками и завоевать их доверие оказалось непросто (особенно такому хрензнаеткому, как я). Даже сейчас не уверен, что после всех лет совместной работы в SC:BW и SCII могу назвать наши отношения дружескими. Наверное, более уместно описать их как партнерские. Эти «трудности перевода» были вполне предсказуемыми, и мы с Брюсом обсуждали их еще до моего назначения. В то время понятие «киберспортивный менеджер» для региона СНГ уже перестало звучать дико, но еще не вошло в обиход. Тем более в «Старкрафте», где игроки, по большей части, всегда были самодостаточны и в няньках не нуждались. Перед профессионалами из ROX, тогдашними чемпионами и призерами национальных отборочных World Cyber Games, у меня было ровно ноль авторитета. НОЛЬ. Я был никем из ниоткуда, с непонятным набором функций и обязанностей. Доверие игроков мне пришлось зарабатывать медленно и скрупулезно, насколько это вообще позволял формат нашего общения на расстоянии. В особо тяжелых случаях на выручку приходил Брюс, который помогал мне и игрокам найти общий язык или прийти к компромиссу в спорной ситуации. Справедливости ради отмечу, что в 90% случаях Игорь был на моей стороне, за что ему сердечное спасибо.

Став менеджером, я быстро понял, что с изнанки киберспорт выглядит несколько сложнее, чем в новостях на сайте. Обо всех нюансах и подводных камнях мне рассказал наш польский менеджер Матеуш Arrow Обст — ярый болельщик ROX, который помогал команде с организационными вопросами задолго до моего прихода. Вместе мы провели много времени в чат-каналах SC:BW и ICQ, где обсуждали наших игроков, правила и форматы лиг, наглых мапхакеров и тупых админов. Мы много разговаривали о том, какое будущее будем строить для нашей команды после выхода SCII. Просто делились мечтами, как хорошие друзья. Со временем Матеуш стал появляться онлайн все реже, а в один день он признался, что серьезно заболел. Оказалось, что он не выходил на связь, потому что ездил в другой город на курсы химиотерапии. В начале 2011-го Матеуш уехал в последний раз, а в феврале у ROX остался только один менеджер. Я был младше его на 2 года, теперь старше уже на шесть.

Моё непосредственное знакомство с игроками произошло на буткемпе в Одессе. Летом 2009 года Брюс, Игорь fraer Турчин, Сергей Pomi Родионов, Дмитрий DIMAGA Филипчук и Павел Brat_OK Кузнецов приехали в гости к White-RA для подготовки к национальным отборочным World Cyber Games. Незадолго до буткемпа Брюс и Женя решили, что мне будет полезно провести несколько дней в Одессе, пообщаться с игроками и написать для сайта небольшой travel-блог. Со мной также поехал Егор Valm0nt Порсев, у которого была схожая миссия, только для сайта Reps.ru. Сейчас он работает в ФКС России (привет, Егор, если вдруг читаешь это!).

Итак, просить дважды меня не пришлось: короткие сборы, почти сутки в поезде — и вот я на месте! На буткемпе я прожил с игроками несколько дней, но об этом расскажу подробнее во втором блоге. Скажу лишь, что тогда в Одессе я впервые почувствовал себя, что называется, «в теме» киберспорта. Встреча с Брюсом и ребятами прошла хорошо, и я в очередной раз убедился, насколько личный контакт превосходит общение в интернете.

Пока писал это все, даже немного офигел, насколько сильно изменилась индустрия за эти десять лет. Поменялось буквально все — начиная от самого статуса игроков и заканчивая всякой бытовой рутиной. О турнирах с миллионами долларов призовых и о трёхэтажных буткемпах с бассейном в то время никто даже не мечтал. Интересно, чего ждать в 2029-м?

P. S. Надеюсь, не утомил. Пишите в комментариях, если есть вопросы или пожелания.

Комментарии