advertisement banner
i
C

Евгений Царьков: «Существует распространённое заблуждение, что игрок всегда прав»


Чтобы узнать об этих людях побольше, я пообщался с главным судьёй Федерации компьютерного спорта г. Москвы Евгением Царьковым. Он рассказал о роли арбитра на турнирах, основных проблемах игроков и поделился советами, где и как можно научиться судить киберспортивные дисциплины.

- Расскажи, как и когда ты пришёл в компьютерный спорт?

- Еще в 2002-2003 годах я играл на турнирах в Counter-Strike 1.6, когда был еще совсем маленьким. Даже выступал на ASUS NoN Pro, но ничего не выигрывал. Оттуда и пошла любовь к киберспорту. А уже «по-взрослому» я пришел в киберспорт гораздо позднее. Во время учебы в институте и магистратуре я работал по основной профессии «инженер-программист». В параллель на поздних курсах решил попробовать киберспорт в качестве подработки. В конце 2013 года мы с другом пошли в клуб Moscow Cyber Stadium, пообщались с Максимом «Nirvana», познакомились с ребятами из Electronic Mushroom, и вот с ними я и начал свой киберспортивный путь.

- Кем ты успел поработать в киберспорте за годы своей карьеры?

- Я был режиссером сцены Comic Con Russia 2015 и 2016 года. У меня техническое образование, а потому я быстро познакомился с необходимым оборудованием. Также был техником на некоторых мероприятиях. Был суфлером в студии Riot. Был аккаунт-менеджером, закрепленным за командами на турнирах. Все эти работы дали мне необходимый опыт, и уже на первом Adrenaline Cyber League я был одним из судей на онлайн-части, и кое-чем на лане помогал. А уже в 2017 году я пришел в Федерацию компьютерного спорта города Москвы.

-Почему из всех киберспортивных амплуа ты выбрал именно судейство? Сейчас все хотят стать игроками, ну или комментаторами, аналитиками…

- Я понял, что на тот момент игроком у меня быть не получится. Комментатором или аналитиком я быть тогда и не думал. Хотя сейчас на каких-то внутренних ивентах я периодически выступаю в роли комментатора. А судейство… В какой-то момент я понял, что у меня это получается делать. Я не иду на лишние уступки игрокам, знаю многие киберспортивные дисциплины и не боюсь ответственности. К тому же, я понял, что этой профессией тоже можно зарабатывать.

- Многие игроки не знают, в чем заключается роль судьи. Чем ты занимаешься до, во время и после турниров?

- Стоит отметить, что все зависит от уровня и масштабности мероприятия. Допустим, есть некий проект. Чтобы он состоялся, нужно продумать формат соревнований, турнирные сетки. Нужно составить положение и регламенты. Возможно, придумать новые фишки для турнира. Также нужно просчитать, сколько по времени займёт мероприятие, сколько персонала на него потребуется. Это работа «до».

На самом соревновании есть несколько типов судей. Есть линейные судьи, которые отвечают за линейку компьютеров. Есть матчевые судьи, которые стоят за спинами игроков непосредственно на сцене. И те, и другие следят за выполнением положения турнира и, в случае проблемы, оповещают о ней. Они также заполняют протоколы турнира. Есть старшие судьи, которые отвечают за работу всех арбитров в зале. И есть главный судья. Он помогает в самых сложных спорных моментах, делает так, чтобы вся эта сложная система работала, решает проблемы, возникающие по ходу турнира.

После турнира составляются отчеты, обсуждаются допущенные ошибки и как их в дальнейшем можно избежать.

- Какая самая частая проблема возникает во время турнира, которую судье постоянно приходится решать?

- Если у игрока случается техническая неполадка (а такое бывает часто), то судьям приходится решать эти проблемы. Не в техническом плане (этим занимаются администраторы), а в игровом. Судье нужно найти человека, который отвечает за железо, и проследить за постановкой игровой паузы. Иногда игрок может не успеть ее нажать или делает это слишком поздно. Тогда опять начинаются проблемы, которые приходится решать.

Также постоянно нужно уделять внимание рассадке игроков. Им нужно время разложиться и настроиться. Задача судьи сделать рассадку так, чтобы игроки минимально пересаживались во время турнира. Иначе паузы между играми будут очень затянуты.

- Кстати, судья должен жестко следовать правилам и регламентам турнира или он должен делать так, чтобы было комфортно игрокам?

- Он должен стараться делать и то, и то. Очевидно, что он должен помогать игрокам, чтобы турнир им запомнился. Помогать в том плане, чтобы у них не было проблем с их проблемами. Можно так сказать. Но при этом существует распространенное заблуждение, что игрок всегда прав и ему нужно во всем потакать. Если игроки начинают ставить свои условия или пытаться игнорировать правила, то судья должен решить эту проблему. Помимо одного конкретного игрока, нам нужно помнить и про всех остальных.

- Судья должен разбираться во всех дисциплинах или можно сосредоточиться на какой-то конкретной?

- Я пропагандирую универсальность. Если ты чего-то не знаешь, то у тебя есть уникальная возможность познакомиться с новой для себя игрой. Чтобы судить дисциплину, не обязательно в нее очень хорошо играть. Это распространённое заблуждение. Достаточно разбираться в правилах и быть беспристрастным и жёстким. Понятно, что есть тонкости. Я стараюсь ставить на конкретные дисциплины людей, которые лучше в них разбираются.

- Где можно научиться профессионально судить компьютерный спорт?

- В Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодёжи и туризма есть кафедра компьютерного спорта. Одно из направлений, которое там изучают, – это судейство. Мы часто привлекаем студентов этого университета на свои мероприятия, они набираются опыта, затем они могут получить судейскую категорию.

Есть также определенные курсы, которые помогут вам стать судьей. Понятное дело, что мы просто так эти звания не раздаем. Нужно не только прослушать курс лекций, но и отсудить определенное количество мероприятий под контролем опытных судей.

- Сколько турниров (и онлайн, и ланов) ты работал в качестве судьи? Какой из них был самым запоминающимся и почему?

- Если честно, я не считал. Но за последние годы таких мероприятий было около сорока штук. При этом многие турниры длились не один день. Онлайн-соревнования могут идти и месяц. Самых запоминающихся турниров было несколько.

Мне очень понравился зимний сезон «Битвы школ» в прошлом году. Во-первых, там я впервые судил турнир по мобильной игре Clash Royale. Пришлось разбираться в тонкостях дисциплины и поиграть самому. Во-вторых, мне удалось поработать исключительно со школьной аудиторией в рамках этого мероприятия. Ребята себя очень адекватно показали. Адекватней, чем многие взрослые товарищи.

Вторым большим ивентом был корпоративный турнир для Ростелекома. Мы проводили онлайн-отборочные по всей России, у нас было суммарно 11 регионов и 3 дисциплины. Везде были разные часовые пояса. Мы могли начать работать в полдень, а закончить в три ночи. Это интересный опыт.

Также и мне очень запомнился Чемпионат Москвы 2017 года. Я горд тем, что стал одним из организаторов этого мероприятия. Оно прошло на высоком профессиональном уровне. Региональное событие по уровню организации и трансляции не уступало федеральным финалам. Одно из самых серьёзных мероприятий, где мог принять участие абсолютно любой человек из Московского региона, а не только профессиональные команды.

Спасибо Евгению за интервью. Желаю побольше выдержки и терпения в его нелегкой профессии. Прямо сейчас Евгений занят организацией Кубка Федерации компьютерного спорта г. Москвы. 

Источник: группа Федерации компьютерного спорта города Москвы ВКонтакте

Понравился блог?
Задонатить автору

Комментарии