Блоги

Разбор по полочкам ФКС России

 

Ссылка на оригинал: https://dtf.ru/esport/30158-imperskiy-senat-chast-pervaya-federaciya-kompyuternogo-sporta-rossii

Привет, читатель. Это первая часть третьей статьи из серии работ, посвящённых самым значимым (на взгляд автора) компаниям, которые имеют отношение к киберспорту в СНГ. Представленный материал не является экспертной оценкой затронутых аспектов. Но субъективное мнение автора будет основано на максимально достоверной информации, взятой из открытых источников. Абзацы, выделенные маркером, не имеют прямого отношения к основной тематике статьи. Приятного чтения.

Предисловие

Вся работа целиком будет посвящена одной из самых старых и самых противоречивых организаций в российском киберспорте. Я старался максимально абстрагироваться от оценочных суждений, поэтому вы будете встречать много открытых вопросов. Можете отвечать на них, и сразу формировать собственное мнение. Можете оставить их для ответа адресату. Можете вообще оставить их без внимания. Дело ваше, а моя цель проста — показать всё, что показывать не хотят.

Понятия не имею каковы будут последствия этого текста, но, надеюсь, что для всех положительные. В конце всей работы я озвучу собственную позицию о написанном. Всем мир.

Федерация компьютерного спорта России

Федерация компьютерного спорта России (ФКС России; англ. Russian eSports Federation) — общероссийская общественная организация, ответственная за развитие в РФ массового компьютерного спорта (киберспорта).

Организация осуществляет свою деятельность согласно следующей законодательно-правовой базе:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях»;
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;

В повседневных реалиях организация функционирует согласно своему уставу, который составлен исходя из вышеперечисленных законов. В разное время в качестве его законодательной основы выступали первый, второй и третий Федеральные Законы.

Изначально ФКС России была создана как общественное объединение (в форме организации) и работала согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об общественных объединениях» (далее по тексту ФЗ-1).

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Далее ФКС России принимает форму некоммерческой организации, а в устав добавляются положения из Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (далее по тексту ФЗ-2).

Некоммерческая организация — это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

После аккредитации в качестве общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт» приказом Министерства спорта РФ №562 от 15 июня 2018 года, организация вновь претерпела законодательно-правовые изменения. Теперь основополагающим для устава становится Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ-3).

Общероссийская спортивная федерация — это общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

Устав организации представляет собой некую «сборную солянку» из перечня трёх вышеперечисленных Федеральных законов. После получения вышеупомянутой аккредитации ключевым ингредиентом стал ФЗ-3, в котором содержится подробное описание того, как должен выглядеть устав общероссийской спортивной федерации. Оставшиеся два ФЗ представлены в виде «незаметных пищевых добавок» и используются по мере необходимости.

С гастрономией на этом всё. По ходу текста я буду делать неоднократные отсылки ко всем перечисленным законам, уставу организации и иным сопряжённым нормативно-правовым актам (далее по тексту НПА). В случае возникновения желания проверить мои слова или просто в чём-то убедиться, всё необходимое для этого вы сможете найти в свободном доступе в сети интернет.

P.S. Впервые на государственном уровне компьютерный спорт был упомянут в Приказе Госкомспорта РФ от 25 июля 2001 года, №449 «О введении видов спорта в государственные программы физического воспитания». Стоит отметить, что 2000-х, во времена активных реформ законодательства РФ Физкультурно-спортивная деятельность не была исключением этих событий. По сути приказ говорил лишь о том, что о компьютерном спорте знают (или кто-то хотел, чтобы знали).

Приказ Росспорта от 12 марта 2004 года, № 226 «О признании нового вида спорта — компьютерный спорт». Вот этот документ уже давал какие-то юридические основания для развития компьютерного спорта. Первый раздел Всероссийского реестра видов спорта, куда попал компьютерный спорт, позволяет развивать спорт в рамках РФ. Это был хороший аванс, который, увы, не был использован.

Приказ Росспорта от 4 июня 2006 года № 414 «О компьютерном спорте». Этот документ поставил точку в сомнительной истории присутствия компьютерного спорта на государственных бумагах тех времён. Сомнительной история была потому, что такое явление как компьютерный спорт попросту отсутствовало в других регулирующих отрасль документах. По крайне мере, в документах тех лет, которые можно найти сегодня в интернете.

Цель

Основной целью деятельности ФКС России является развитие в России компьютерного спорта как части международного спортивного движения и подготовка граждан страны к жизни в информационном обществе. Федерация признает принципы, цели и задачи международного спортивного движения.

ФКС России не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между членами Федерации. Члены ФКС России не сохраняют прав на переданное ими в собственность Федерации имущество, в том числе на членские взносы.

В уставе организация описывает свою основную цель согласно требованию ФЗ-3. Это необходимо для того, чтобы она была признана спортивной федерацией. Пункт о том, что извлечение и распределение полученной прибыли не является целью организации указан согласно требованию ФЗ-2. Эти два положения кажутся вполне взаимосвязанными, но при этом допускают реализацию разных целей.

Однако в уставе существуют и другие положения о целях ФКС России, которые позволяют ей формировать свои цели в качестве общественной организации (согласно требованиям ФЗ-1). Ключевое из них гласит следующее.

 

Федерация является юридическим лицом Российской Федерации с момента её государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, имеет расчетные и иные счета в учреждениях банков, имеет круглую печать со своим наименованием, бланки, эмблему и иную символику.

 

Также возможность формирования иных целей подтверждена следующими положениями устава:

  1. Федерация свободна в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;
  2. Федерация не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций. Государство, его органы и организации не отвечают по обязательствам Федерации;
  3. Федерация не отвечает по обязательствам своих членов, а члены Федерации не отвечают по обязательствам Федерации.

Получается, что вполне возможна постановка абсолютно любой цели организации, если она не будет противоречить законодательству РФ. Достаточно просто озвучить её причастность к достижению основной цели. В связи с этим возникает ряд вопросов.

Будет ли эта причастность в действительности? Есть ли в этом некое противоречие? Не возникает ли ощущение того, что закон позволяет сидеть сразу на трёх стульях?

Деятельность

Деятельность ФКС России обусловлена целью организации и направлена на её достижение. Уставом организации обозначено 26 видов деятельности. Большинство из всего перечня осуществляется согласно требованиям ФЗ-3 и ФЗ-2 и не представляют особого интереса. Но есть ряд пунктов, которые заслуживают отдельного внимания.

 

Пункт 2.4.19. Финансовая деятельность в соответствии с уставом.

 

Если брать обособлено от ФКС России, то осуществление данного вида деятельности возможно исходя из ФЗ-1 и ФЗ-2:

  1. в первом случае, в определённой форме функционирования общественной организации или при определённых обстоятельствах, финансовая деятельность может осуществляться, в том числе для извлечения прибыли;
  2. во втором случае, финансовая деятельность может осуществляться исключительно по необходимости достижения целей (извлекать прибыль нельзя).

ФКС России — некоммерческая организация, следовательно, извлекать прибыль она не может. Однако, два следующих пункта их деятельности, в теории, позволяют извлекать прибыль в обход запрета.

 

Пункт 2.4.21. Создание юридических лиц, общественных объединений в установленном законом порядке.

Пункт 2.4.22. Сотрудничество с физическими, юридическими лицами и общественными объединениями, разделяющими и поддерживающими уставные цели Федерации. 

 

Данные пункты не противоречат закону и обоснованы ФЗ-1. Выходит, что некоммерческая организация (ФКС России) может извлекать прибыль на вполне законных основаниях. Хотя правильнее будет сказать так: устав ФКС России допускает возможность извлечения прибыли, а вот насколько это законно — непонятно. В дополнение к этому есть ещё интересный пункт в разделе устава о правах и обязанностях.

 

Пункт 3.1.39 Поощрять членов Федерации за активную работу морально и материально.

 

Эти слова напрямую дают возможность извлечения прибыли. Если речь идёт о юридическом лице, то размер поощрения может иметь сопоставимые размеры, к примеру, с оказанной Федерации услугой.

В отдельном положении устава о деятельности ФКС России говорится следующее.

 

Пункт 2.5 Федерация осуществляет также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям деятельности Федерации, которые предусмотрены ее учредительными документами. 

 

Данный пункт возвращает нас к тому, что организация вправе устанавливать для себя любые цели. Присутствие этого пункта в уставе даёт право на осуществление любых иных видов деятельности, исходя из вышеупомянутых иных целей. Возникает резонный вопрос: зачем организации, которая осуществляет свою непосредственную деятельность согласно требованиям ФЗ-3, необходима возможность осуществления иного вида деятельности? Пусть в соответствии с законом (что спорно). Пусть в соответствии с уставом (для достижения основной цели).

Вопросы остаются актуальным. Будет ли данная деятельность в действительности причастна к достижению основной цели? Есть ли в этом некое противоречие? Не возникает ли ощущение того, что закон позволяет сидеть сразу на трёх стульях?

Вывод

Вы только что прочитали очень краткое описание того, как выглядит нынешняя Федерация компьютерного спорта России с точки зрения правового поля. Сказать обо всём этом можно следующее.

 

На фоне не самого идеального законодательства в целом, очень удобно иметь в своём распоряжении три разных правовых облика.

 

А ещё это очень опасно. Любому грамотному юристу, который будет заинтересован в том, чтобы ФКС России как минимум приостановила свою деятельность, не составит особого труда выявить огромное количество нарушений во всём пакете документов организации. Хотя начинать стоит не с юристов, а с редакторов, ведь даже основной документ организации — устав, содержит целый ряд опечаток и ошибок.

Выше была рассмотрена только та деятельность, которая имеет отношение к определению правового статуса организации. Остальная, обусловленная деятельность ФКС России, требует более детального анализа, так как является профильной деятельностью спортивной федерации.

Целостный анализ её правомерности, результатов и необходимости осуществления, займет очень много времени, поэтому, в рамках данной статьи, он будет произведён выборочно. В следующих частях текста будут приведены примеры финансовой и профильной деятельности ФКС России, содержащие в себе ключевые несоответствия предъявляемым требованиям.

В рамках вывода стоит упомянуть и ещё об одной деятельности Федерации, которой уделяется наибольшее значение из всех возможных.

 

Важная задача ФКС России — информационная. Спикеры Федерации регулярно выступают на форумах и конференциях, разъясняют нюансы компьютерного спорта в СМИ.

 

Эта задача прописана в ФЗ-3, с целью популяризации вида спорта в РФ. И куда уже с этой задачей только не ездили (спойлер — Аргентина), с какими только СМИ не общались, с какими только компаниями не сотрудничали, да всё никак не популяризировали. Нет, киберспорт-то развивается и делает это успешно, но вот только доля ФКС России в этом развитии ничтожно мала.

Почему так? Может всё дело в том, что не с той целью задачу выполняют? Может надо вести открытую деятельность?

Комментарии