advertisement banner
i
C

7 дней и ночей с Dota 2


День -2

Зовут прокомментировать отборочные на мейджор. Они через два дня, комментировать в первый день. Матчи китайские, в пять утра. Зрителей не так много, если всё будет очень плохо — ничего страшного, да ещё и Вилат будет тащить за двоих, если надо будет. Стресс, ужас, паника. 

Потом нон-стоп читка Liquipedia, просмотр всяких интервью, тесты разных героев в играх/тест-режимах, вычитывание названий абилок и биографий игроков из разных регионов, которые могут попасться в эфире. Сон, еда, «Дота», сон, еда, «Дота».

День 1

Как оказалось, в три утра можно с лёгкостью и без будильника проснуться, если нервное возбуждение и напряжение на достаточном уровне. Приехал на студию за час, в голове повторяю всё, что может в принципе пригодиться. В Riot было большое количество разных задач, к тому же с LoL я был знаком давно и опыта было много. В итоге, наверное, к этому первому эфиру я готовился больше, чем к любому эфиру по LoL за последние 2-3 года. К тому же, на китайских квалах не было обсервера, и я понял, что сейчас буду обсервить из игры (в LoL были либо обсерверы, либо трансляция картинки от организаторов ивента с их обсерверами), да ещё и зуб мудрости начал резаться — полный набор для идеального эфира.

Первая игра как в тумане. Когда всё заканчивается, говорю Витале: «Ну чего, сильно плохо?». Ответ получаю: «Я думал, ты вообще не готов, а ты уже норм долбашишь. Погнали, короче, всё нормально».


Смотреть

Откомментировали игры Китая, после них было три варианта: либо дальше Китай и утренние эфиры, либо отдыхать и готовиться к эфирам, ибо всё плохо, либо ставить на СНГ-матчи. Ребята предложили поставить на СНГ-матчи, да ещё и на первый стрим, где будут играть сначала NaVi, потом Virtus.pro. Страшно максимально, но отказываться не захотел.

Поговорил с ребятами в студии — вроде всё неплохо, почитал комментарии — вроде всё неплохо. Не без критики и даже не без флейма, но соотношение очень здоровое. Если учесть, что я вообще не ожидал ничего хорошего, результат, конечно, отличный. Но одно дело — комментировать с Вилатом Китай в пять утра, а другое дело — Вилат уехал, и тут матчи двух любимых для сообщества в СНГ команд.

Подремал часик, и дальше готовиться — теперь к матчам СНГ-квалы, за которые захейтить должны были бы намного сильнее. В итоге на матчах всё было нормально, эфир с Версутой был совершенно другим: намного больше информации про игру, намного меньше всякой болтовни, которой мы с Вилатом разбавляли эфир. Опять много фейлов, опять много нервов, но в целом матчи прошли ровно и нормально.

День 3

День, примечательный тем, что комментировали мы его с Goblak — ИМХО, одним из лучших сокастеров, с которым я комментировал за всё время. Очень много информации, очень интересный собеседник, адекватный и взрослый человек, который здорово рассказывает и которого мне хотелось слушать и спрашивать нон-стоп.

Матч ferzee против Team Spirit, который длился 119 минут и попал в десятку самых долгих матчей в истории Dota 2, оказался наоборот довольно лёгким для комментирования. Мы поймали и темп, и ритм, и лично для меня это «боевым крещением» не оказалось. Когда вернулся домой, казалось даже, что вообще не устал (правда оказалась в том, что овощем я был ещё сутки после этого). 


Смотреть

День 4

Комментирование стало попроще, но не подготовка к матчам. Она всё ещё отнимала по 4-6 часов каждый вечер, чтобы не казаться полным хлебушком на фоне остальных ребят, а быть хлебушком обычным. Иван приболел, мне было интересно попробовать себя на хосте, решили отправить меня на хоста.

Первая пауза, на которую я ворвался, была примерно такой: «Только что закончился матч, в котором было ноль интриги. Сейчас начнётся матч, в котором будет ноль интриги. Админы не говорят ребятам из Maincast, через сколько начало. 50 минут паузы — заполняйте!».

Мы на паузе немного подгнили. Мой запас вопросов закончился довольно быстро, аналитики были довольно раздражены, из-за чего и возникла, по-моему, вся ситуация с PGG. Несмотря на все теории заговора, она не была спланирована, конечно, и в эфире было очень сложно. С другой стороны, если такая ситуация происходит, то это всегда вина ведущего, потому что это он ведёт эфир, и он обязан его контролировать — от и до.

Было два варианта. Либо уводить эфир в ноль, в паузу и уходить: это было бы сейфовым, но проигрышным вариантом. Либо оставаться в эфире, но был шанс нереально и тотально обосраться. Пикировка получилась яркой и интересной, жаль только, что после неё тряслись руки и пульсировали все жилки, которые были в голове. С одной стороны, было сложно и немного обидно; с другой стороны, я вроде как это испытание огнём выдержал, и все оставшиеся эфиры проходили совершенно без нервов.


Конфликта между нами никакого не было. PGG изначально пытался раскачать шоу (за попытку респект, потому что студия действительно не слишком энергичная была в тот вечер), но далеко не всем зрителям это понравилось и досадно, что именно этот эфир спровоцировал столько негатива в его адрес. Надеюсь, он не злится/обижается.

День 5 и 6

Из выдающегося, наверное, только соотношение хороших отзывов, которое оставалось на высоком уровне, хотя мне казалось, что после первых дней, с которых мой уровень никак не рос в силу отсутствия любых предпосылок для этого, я должен подутомить и немного разочаровать зрителей. Этого практически не произошло, чему я был очень рад.

Ещё хотел отметить какой-то безумный перформанс от Goblak в последний день на матче Ninjas in Pyjamas против Team Secret, где он взял на себя эфир и оттарабанил почти от и до обе игры так, что мне можно (не нужно, а именно можно) было включаться только на тимфайтах, и то необязательно. Я офигевал по ходу эфира и чувствовал себя в хорошем смысле ненужным — до того красиво и интересно рассказывал Артур. Это был один из лучших кастов комментаторов-аналитиков по концепции, содержанию и энергичности, который я когда-либо слышал. Любой PbP-кастер может быть «закеррен» таким образом, а если он ещё и сам хорош, то это вообще может быть очень могучий эфир.

День 7

Сижу пишу этот пост, чувствую себя измотанным, никак не могу заставить себя поспать больше 6-7 часов, потому что нервно просыпаюсь до сих пор. Чувствую себя всё равно отлично — очень рад, что даже в таком состоянии многим зрителям понравилось моё комментирование. Надеюсь, если следующие эфиры вообще будут, то я смогу подготовиться к ним нормально и давать больше пользы. К сожалению, любой мой хайп, который есть, перебивается тем, как много ещё нужно сделать и сколько моментов подтянуть, но, наверное, так даже лучше. Расслабляться настолько рано, насколько это возможно.

Из интересных наблюдений, которые были сделаны за несколько дней:

  • Формат соревнований по сравнению с LoL очень неоптимальный. Зачем играть double-elimination в группе, чтобы потом никто не вылетел и прошёл в double-elimination плей-офф? Слишком много игр, на мой взгляд. Хоть и были команды типа ferzee, которые прорвались, всё равно это перебор. Отдельно стоит отметить бессмысленные матчи за посев, в которых все регионы, кроме Китая и +/- Северной Америки полностью троллили, не понимая их значения. ~15 bo3 за посев при куче матчей в double-elimination? По-моему, тотальный фейл.
  • СНГ-«Дота» очень насыщена информацией — куча интервью, комментариев, можно накопать какой-то информации, даже не имея инсайдеров в командах и с ними не общаясь — имхо, это очень круто и здорóво для сцены.
  • Все таланты очень харизматичные, с бэкграундом, аудиторией и историей. С каждым можно найти какие-то подборки хайлайтов, моментов и т.д. В эфире каждый очень своеобразен, лично мне как большему любителю именно дуо-каста, было очень полезно и интересно покастить с каждым из них.
  • Не знаю, первое ли это впечатление и изменю ли я его впоследствии — турнирные матчи намного динамичнее, нелинейнее и имеют больший потенциал для переворота, чем в LoL. При этом драфт имеет намного большее значение, и даже у топовых команд бывают полные проигрыши на драфтах/драфты, с которыми невозможно победить. В LoL настолько жёстко драфт — из того, что я знаю, — выигрывается намного реже.
  • Сам драфт длится космическое количество времени. Не знаю, насколько зрители «Доты» к этому привыкли и насколько сильно упадёт уровень турнирных игр, если командам сократить время на драфт, но, имхо, драфт, который длится 10-12 минут с учётом всех пауз, делает игры и эфирный день намного дольше, чем они могли бы быть, и утомляет зрителей.

Три основных претензии по необычности моей речи были:

  • «Играет по» — справедливо по количеству, а так, по-моему, неплохая тема, чтобы время от времени ее использовать.
  • «В "Доте" Рошана не "делают”, его "забирают/берут"». Учитывая такую вещь, как контекст, мне кажется, слово «делают» имеет большее смысловое значение, потому что команды не обязательно пытаются его забрать, они иногда выманивают на него, иногда байбеки выбивают, иногда просто не заканчивают.
  • «Падает в Аегис». В LoL есть предмет под названием Guardian Angel/«Ангел-хранитель», в который герои примерно так же падают, потом воскрешаются и продолжают сражение. Может быть, тоже нужно больше разных вариантов аналогий, хотя в чём смысловая некорректность — не очень понимаю.

Подумаю, стоит ли эти штуки убирать вообще, или превращать их в некий аналог своих «фишек», как советуют некоторые господа.

При этом была куча других мелких и не мелких косяков, которые исправляются постепенно и слушая фидбек со всех сторон. Иногда, пытаясь на ходу не сказать «играют по», я так буксовал в тимфайте во время комментирования, что получалось ещё хуже.

Если пытаться расти в направлении PbP-кастера в этой дисциплине, нужно намного больше игровых знаний, сведений, пересмотреть всевозможные важные исторические игры (как минимум все финалы мейджоров/важных турниров, все плей-офф «Инта»), познакомиться с частью про-игроков, чтобы лучше понимать специфику их карьер, стаков, в которых они сейчас играют, драфтов, которые они берут и т.д. Ещё постоянно нужно улучшать свою речь, строить сторилайны на каждый эфир, если не на каждый матч, познакомиться с мемами и вообще со всеми олдами из чата и сообщества.

Короче, пласт работы огромный, но в то же время очень интересный и офигенный. Браться ли за него? Если дальше работать с дисциплиной, то определённо стоит.

Напоследок хотел бы вас поблагодарить за то количество и просто поддержки, и годного фидбека (читал свой ВК, дискорд, чат, твиттер, Cybersport, ProDota, dota2.ru), который я, к сожалению, недостаточно быстро претворял в жизнь. Были моменты, когда казалось, что эти дни пережить будет нереально, но всё оказалось очень весело, здорово и хайпово.

Надеюсь, ещё услышимся на будущих эфирах!

PS: На фотографии моя личная и самая важная группа поддержки!

Комментарии