advertisement banner
i
C

AnahRoniX: FTM понимали, что могут надеяться только на себя


Больше материалов здесь.

Как вы стали менеджером состава Empire по Dota 2?

– В киберспорт я пришёл в качестве рефери, администрация киевской киберарены предложила  мне стать судьёй на турнирах серии ASUS Open, которые в то время организовывал c58.Dimon. Он же, кстати, ещё создал один из первых в СНГ сайтов о киберспорте – cyberfight.ru. Изначально я судил Quake Live и Starcraft 2.

На одном из турниров меня пригласили в Empire, где я начал с того, что писал новости, потом был менеджером составов по Quake и League of Legends, а с 2011 вплоть до 2015 года занимался Dota 2. После этого я перешёл на пост главы коммерческого отдела, а летом 2016 года покинул организацию.

Так получилось, что в Empire я работал в то время, когда киберспорт только развивался. Там мне дали возможность получить много опыта в разных направлениях, в частности, я поднаторел в маркетинге и продажах, за что очень им благодарен.

Состав 2012-2013 годов, куда входили Goblak, Silent, blowyourbrain, Scandal и Funn1k, на мой взгляд, является золотым для Empire. После ухода Funn1k результаты постепенно становились хуже. Команда никогда уже не была на таком пике. Что пошло не так?

– Золотой состав – это всё очень относительно. У каждой команды есть определённый цикл жизни.

В 2012 году конкуренция была намного меньше. Были признанные топ-1 NaVi, мы, пытавшиеся к ним подобраться, Virtus.pro, которые в то время были относительно неопытными в сборе составов, а также несколько средних организаций.

Несмотря на то, что ресурсы у нас были не самые мощные, мы старались максимально обеспечить условия игрокам. Порой приходилось выезжать на бешенном креативе.

Когда в коллективе меняется человек, неважно какой, это уже практически другая команда, которая работает по-иному. Несмотря на то, что костяк может сохраниться, замена игрока вносит изменения в общение, стиль игры, под него нужно подстроиться или внедрить его в уже существующую систему. Любой коллектив при замене делает шаг назад, потому что ему нужно время, чтобы сыграться. Есть исключения, когда приходит игрок, и начинается супер буст, но они лишь подтверждают правило, а не опровергают его. Обычно, коллектив где-то просаживается.

Funn1k ушёл из Empire, когда у него закончился контракт. Он воспользовался возможностью уйти в NaVi и от этого лишь выиграл, а вот Empire – нет, для нас тогда это стало большой проблемой. Так или иначе, решафлы – это нормальное явление жизненного цикла экосистемы киберспортивных команд.

После его ухода у Empire начался переходный период – команда начала распадаться в 2013 году. Там был ряд ошибок менеджмента, из-за чего состав упразднился, и его пришлось заново пересобрать.

Как вы покинули Empire, и чем занимались после?

– Из Empire я ушёл, в первую очередь, из-за того, что у меня были серьёзные проблемы со здоровьем, нужно было выпасть из рабочего графика на несколько месяцев, чтобы их решить. Я понимал, что на той позиции, на которой был тогда в организации, не смог бы приносить пользу, а просто лутать зарплату мне совесть не позволяла. Также были некоторые личные мотивы, мне нужен был перерыв от менеджмента коллективов на какое-то время.

К тому же я всегда имел ещё и «реальную» работу, был IT-директором сети магазинов одежды, и никогда ни от кого этого не скрывал. Это было необходимо потому, что в тот момент, когда мы пришли в киберспорт, он не давал никаких финансовых гарантий, по крайней мере, на тех позициях, где находился я.

Получалось так, что в отпуск от реальной работы я ездил на Lan-турниры. С 2011 по 2015 года я ни разу не отдыхал. Кстати, руководство «реальной» работы всегда знало о киберспортивной.

Чтобы не выпасть из обоймы, я решил отойти от организаций и просто попытался поработать с составами. Первым моим стаком стали ex-PowerRangers. Я осознавал, что от работы с коллективом денег ждать не стоит, а вот опыт мог быть ценным, поэтому и взялся.

Когда ребята разошлись, меня позвали в один из составов F.R.I.E.N.D.S, там были Bignum, Alohadance, Afterlife, NoFear, yoku, они тогда играли ряд квалификаций. Параллельно я консультировал различные киберспортивные организации касательно маркетинга и продаж.

После был очень сумбурный период. Тогда составы набирали Gambit, Cyber.Anji, M19 и Comanche. Последние предложили мне собрать для них состав, тогда менеджером в организации был Suorg, и мы вместе попытались собрать коллектив в период решафла. Так как конкурентных предложений на рынке было несколько, многих игроков нельзя было охарактеризовать определённым постоянством в принятии решений.

В итоге получился состав, куда входили Mag, Ark, SoNNeikO, остальных не могу назвать, так как боюсь ошибиться. Оказалось, что ребята ещё общались с Gambit в тот момент. Из-за затянувшихся переговоров у Comanche посыпались спонсоры, и они приостановили процесс набора коллектива, Gambit взяли другой состав, а SoNNeikO ушёл в NaVi. Это было окончанием попытки собрать состав под Comanche, команда развалилась.

В итоге в середине 2017 года ко мне обратились М19. Они попросили собрать им состав и стать их менеджером. Здесь я уже мог обращаться к игрокам с более конкретным предложением. К сожалению, на тот момент уже было мало свободных игроков. Я собирал из того, что было. В состав вошли iLTW, Misha, Nix, Funn1k и Muriel.

Команда просуществовала в таком виде ровно месяц, выступила на отборочных к TI7, стартовав из открытых квалификаций. Тогда мы вышли в плей-офф и заняли четвёртое место. Затем были многочисленные решафлы. ILTW продали в Spirit, Misha ушёл по обоюдному согласию, в составе появился Pikachu и yume.

Перед тем, как поехать на  второй буткемп, Nix попросил привлечь в команду ещё и тренера, предложил попробовать Shadowehh. Мы созвонились с ним и договорились. Сначала он поработал онлайн, после приехал с нами на буткемп, там же Евгений решил, что посвятит себя лишь тренерству.

Второй решафл не дал каких-либо результатов. Ближе к январю мы подписали контракт с TA2000 (сейчас Айбек играет под ником Naive) и решили реформировать состав, оставив только капитана. В итоге в команду вошли Iceberg, TA2000, Nofear, nongrata и muriel. Однако буквально через десять дней, это был конец января 2018 года, М19 решили закрыть Dota 2 состав. Я встал на позицию “киберспортивного директора” организации, коим являлся до конца июля 2018 года.  

Через неделю после нашего расставания мне написал Nofear и спросил, могу ли я стать менеджером их нового стака – FlyToMoon. Я согласился. Всё было на добровольных началах, мне просто было интересно, к тому же я давно хотел работать с Айратом, но не складывалось, он то в Empire был, то ещё где-то.

FTM оказался тем коллективом, где все игроки понимали, что никто, кроме них самих, не поможет им пройти куда-либо. В классической организации ты набираешь игроков, они там сыгрываются или нет, ты ломаешь голову, как сделать так, чтобы они сыгрались. В FTM они стремились, играли, старались и пришли к определённому  результату. У них не было дяди, который бы стоял над душой и грозил пальчиком, говорил «идите и выиграйте или ай-яй-яй...». Они понимали, что результат зависит только от них самих. Я лишь находил им соперников для тренировок и пытался сделать их расписание удобным и комфортным, чтобы они попали на те Lan’ы и квалификации, куда хотели, а также общался с админами, чтобы не было переносов. Я старался исключить все внеигровые ситуации, из-за которых могла бы просесть команда. Результат мы видим сейчас.

Как Shadowehh стал тренером состава?

– Его ребята пригласили сами, я никакого участия в этом не принимал. Они попробовали с ним работать, у них пошло, всем всё понравилось. В М19 Женя себя попробовал, а в FTM у него получилось реализовать себя. У ребят появилась синергия, он подобрал ключик к игрокам. Я бы даже сказал, что Shadowehh – это полноценный шестой игрок команды.

Что вы делали в М19 на позиции киберспортивного директора?

– Название звучит слишком пафосно. Я принимал решения по подписанию составов, частично вёл операционную деятельность, отчётность, помогал принимать решения менеджерам, консультировал в маркетинге и продажах иногда.

Там сейчас есть отличный PUBG состав, который собрался совсем недавно и прошёл на GLL, и есть один из топовых составов по League of Legends.

Желаю ребятам только удачи в дальнейшем развитии!

Для многих менеджер состава – это своеобразная нянька для игроков, которая обеспечит их едой, визами, а если надо, то завяжет шнурки и посадит в автобус до аэропорта. В FTM, как вы сказали, вашими основными задачими были поиск соперников и составление расписания. Так всё же, чем конкретно занимается менеджер состава?

– В действительности всё зависит от игроков, организации и её ресурсов. Если их много, то можно нанять ещё двух менеджеров, с которыми можно разделить обязанности. Если нет, то возможно придётся и еду готовить самому.

В моём понимании, функционал киберспортивного менеджера намного шире, чем у офисного. Ты не можешь просто прийти к игрокам и начать ими управлять. Нет какой-то чёткой субординации. Менеджер – промежуточное звено между руководством организации и игроками. Он должен максимально обеспечить хорошие условия для тренировок, зарплату, поддержку и логистику. Я бы назвал это саппорт-менеджмент.

Второй аспект – решение кризисных ситуаций. Обычно менеджер не должен лезть во внутриигровые дела. Хорошо, когда к этому получается не притрагиваться, но иногда по-другому невозможно. Это очень сложный процесс принятия решения.

Вообще, главная задача менеджера – вовремя задавать правильные вопросы себе, игрокам, руководству, психологу, повару, лучшему другу, другими словами, тому человеку, который может посоветовать что-то дельное, что можно применить в киберспорте. Менеджер должен быть готов к любым ситуациям.

У меня был случай, когда мне пришлось выбивать призовые для игроков. Я тогда в Empire работал. Был турнир Major All Stars в Малайзии, где мы заняли второе место. Организаторы не хотели выплачивать призовые. Мне пришлось написать много писем организаторам и даже в правительство страны, чтобы показать серьёзность моих намерений. В итоге они написали расписку о долговых обязательствах и позже выплатили деньги, хотя и с большой задержкой.

Идеально, когда ты можешь быть только саппорт-менеджером, но всё равно будет момент, когда придётся принимать решения и брать на себя ответственность за результат.

Что нужно, чтобы стать хорошим киберспортивным менеджером?

– Сейчас экосистема более развита, стать киберспортивным менеджером несложно, вопрос в том, каким менеджером ты станешь. Шансов, что твоя первая команда взлетит и начнёт всех уничтожать, очень мало. У меня такой халявы никогда не было. Нужно быть готовым посидеть на дне пару годиков или опуститься на него после взлета. Нужно быть стойким. Результаты приходят не сразу.

Во-первых, нужно поставить основные процессы на хороший уровень: научиться взаимодействовать с игроками, договариваться с ними, планировать их расписание. Углубляйтесь в работу с тренером, поддержку экосистемы. Работайте с разными киберспортсменами, не бойтесь менять коллективы. Набирайтесь опыта. У вас должна быть база знаний.

Также нужно общаться с администрацией турниров. Обязательно съездить на Lan’ы несколько раз. Посмотреть какие порой бывают проблемы там, и как их можно решать.

Главное, что нужно понимать – признания и популярности может и не быть. Порой вашу работу не замечают, в этом нет ничего плохого. В первую очередь, вы должны получать внутреннее удовлетворение от работы. Понимать, что, так или иначе, вы причастны к результатам команды и киберспорту в целом.

Ещё один принцип, которым пользуюсь я – никогда не выдавать информацию о закрытых процессах в организации или экосистеме другим сторонам или комьюнити, даже после прекращения сотрудничества. Это могут быть трансферы, решафлы и прочие инсайды. В этом и есть смысл работы менеджера и его хорошей репутации. Каждый профессиональный менеджер может знать о новых составах топовых команд задолго до их анонса, и в том, что он сольёт эту информацию, не будет ничего хорошего.

Чтобы не выгореть, работая с коллективами, нужно переключаться, как и в любой другой профессии. Нужен правильный подход к вашему распорядку дня, отдыху. Если вы это делаете грамотно, то любая работа будет в кайф. Такой навык приходит с опытом.


П.С. от Анахроникса:
На последок хочу передать привет всем своим друзьям, родным и близким. Болейте за команду Winstrike на TI8 и поддерживайте нас!

Комментарии