advertisement banner
i
C

Почему идея ICO команды не взлетит


Когда мы в Winstrike только только начинали запускать киберспортивные составы, мы рассматривали 2 варианта: 

  1. Покупка существующей организации 

СНГ-киберспорт не самый структурированный бизнес в мире, который имеет кучу недостатков. 

Активами могут быть долгосрочные контракты игроков, крутой персонал, который умеет то, что не умеют другие, подписанные и долгосрочные контракты со спонсорами, стабильные медийные показатели, результаты команды, составы по разным дисциплинам. 

Если отбросить однозначный топ СНГ: Na’Vi и Virtus.pro, у остальных организаций есть проблемы сразу с несколькими пунктами из списка.

2. Создание организации «с нуля»

Здесь куда больше рисков, но зато есть возможность выстроить процесс так, как нам это кажется правильным. 

На каждом из этих этапов мы рассматривали ICO как способ дофинансирования этого направления бизнеса, но в первый же день приняли решение не делать ICO именно команд. 

И сегодня, читая анонс ICO от команды Double Dimension, я вижу в их предложении ровно те причины, по которым мы отказались от этой идеи.

1*vjdvzUeurjvwhekNJkLnqw.png

Сама механика секьюрити-токена, который позволяет его держателям влиять на операционную деятельность такого тонкого организма, как киберспортивная команда, несет большое количество проблем в ближайшем будущем. 

Что дает токен? 

  1. 50% призовых уходит держателям токена

Это значит, что от своей доли призовых должны отказаться либо игроки, либо организация. Новые игроки, которых планирует подписать организация, должны будут согласиться на условия хуже, чем в среднем по рынку, где обычная доля, которую получает состав, колеблется от 70% до 99%. 

Призовые еще надо выиграть. Например, в своей бизнес-модели мы вообще не закладываем доход от призовых. Потому что он может составить 0. 

Не говорим о том, что деньги за призовые вы получаете в фиате, платите с них налоги, сумма к получению держателям токенов является другой, это надо объяснять кадому держателю токена. 

2. Принятие решений по команде

Это путь, который ведет в никуда. Голосование за исключение или выбор новых игроков превращает вас из киберСПОРТИВНОЙ организации в ДОМ 2. 

Выбор тренера путем голосования это вообще утопия. 

Турниры, в которых участвует команда, должны выбираться из спортивного принципа и тренировочного процесса, а не по желанию фанатов. 

Пример: Winstrike и Virtus.pro могли принять участие в The Summit, но это бы помешало подготовке к The International. 

Единственная причина, которая могла заставить организацию дать такой выбор, это фиктивное принятие решений держателями токена. Им дают на выбор 2-х игроков, один из которых очевидно слабее, из тренеров предлагают выбрать между Гвардиолой и Арзиком, турниры на голосовании только те, которые не имеют никакого значения или только онлайн.  

3. Проводить время с игроками/участвовать в пабах с командой

Игроки заняты тренировками. Они спортсмены, а не эскорт. 

Я, как владелец организации Winstrike, могу купить токенов и потусить с вашими игроками? Я могу получить с помощью токена доступ к пабам и получить информацию о текущем состоянии команды? Я могу делать ставки на игры вашей команды, обладая информацией о том, как готовятся к турниру игроки?

Отдельного внимания заслуживают цели: 

1*sSAS2s8tMDXy_rG_7WORxA.png

В слайде с презентацией указаны игроки текущего состава по Dota 2. Из абзаца о том, куда DD собирается потратить деньги, я делаю вывод, что они недостаточно хороши, потому что нужно привлечь лучших игроков. 

Пункт «Нанять квалифицированный персонал» подразумевает, что сейчас персонала либо нет вообще, либо он неквалифицированный. 

Организовать рекламу и развить фан-базу я оставлю без комментариев. 

Мы просто не рассматриваем всерьез то, как к этому отнесутся разработчики игры, турнирные операторы, спонсоры и партнеры, которые могут обесценить токен 1 решением. А токен уже продан. 

Если я правильно понял посыл DD, то это скорее попытка прощупать рынок, а не сформированное предложение. 

В рамках обратной связи, могу порекомендовать следующее: 

  1. Не делать ICO там, где вы не контролируете примерно ничего и с высокой долей вероятности не сможете выполнить свои обещания
  2. Чтобы просить $2 млн имеет смысл потратить 30 тысяч рублей на копирайтера, который не обидит текущих игроков прямым заявлением о том, что вы ищете «более лучших». 
  3. Принять то, что для конкуренции с «крупными корпорациями: Winstrike, Virtus.Proи др.» на текущем рынке надо быть готовым тратить деньги. Много денег. И это должны быть деньги, которые появляются от четкой бизнес-модели, а не от популистских заявлений что это «народная команда», на которую скинулись всем миром. 

Спасибо за внимание!

Комментарии