Блоги

Интервью с капитаном Navi - Даней "Zeus" Тесленко


Паблик OverDrive Вконтакте 

— Что ты думаешь об отечественных комментаторах?

— Я не могу всех поставить под одну гребенку и сказать, что эти плохие, а эти хорошие. Как и любому человеку, кто-то мне нравится, кто-то — нет. Они работают над собой, учатся и постепенно повышают свой уровень мастерства. Что касается профессионализма, то они не игроки, чтобы улавливать все важные моменты на карте, и не будут разбираться в метах CS, как разбираются сами игроки.

Например, профессиональные дотеры то же самое говорят про Виталия v1lat Волочая, что он плохо разбирается в игре. А мне, например, как обычному зрителю, слушать его приятно и интересно. Если, например, он комментирует вместе с Дмитрием Lightofheaven Куприяновым, то мне это интересно. Один из них, как бывший профессиональный игрок говорит больше по игре, а у Вилата хорошая подача и хорошо подвешен язык. Соответственно, получается 2 в 1, для меня это идеально. Для комментатора главное требование — это подача, тембр и умение держать слушателя. Это, наверное, даже важнее, чем хорошее знание игры. То есть вы долго не сможете слушать занудный голос, который вам рассказывает, что и почему происходит на карте.

Что касается троллинга — они считают, что таким образом они удерживают аудиторию, и им это нравится. Англоязычные комментаторы мне больше наших нравятся, у них и подача, и троллинг на более высоком уровне, а понимание игры выше. Могу только посоветовать нашим комментаторам больше отдаваться игре, чтобы они всегда понимали важность того или иного раунда или момента. Например, счет 13:13, где любой килл на счету и решается исход матча, англоязычный кастер понимает важность каждого момента, а наш может вообще все проскочить, мол, взяли раунд и взяли.

— Возраст в CS:GO. Сильно ли меняется с возрастом игра, можно ли играть после тридцати на топ-уровне?

— С возрастом сложнее стало играть, могу сказать по себе. Физически тяжело проводить большое количество матчей. Если глобально, то топ-10 реально быть, но топ-3 — очень тяжело. Я уверен, что с любыми нормальными игроками у меня хватит сил, энергии и реакции, чтобы держать топ-10, как это и было последние 4 года, то с NaVi, то с Gambit.

Другой вопрос, если бы вся команда состояла из тридцатилетних игроков. Я все же больше выезжаю на опыте, плюс я капитан. Молодые игроки — они больше поглощены игрой. Я могу по себе сказать, когда ты молодой, у тебя куча энергии, ты ее тратишь всю в игру, ты сидишь, ни о чем не думаешь, время замедляется, ты хладнокровен, ты весь в игре, в жизни появляются первые турниры и поездки, которые ты на эмоциях проходишь. Мы в 30 лет все себя перешифровываем, то есть обманываем, можем запутать.

Объясню, что я имею в виду. У нас замедляются принятия решений. Молодой игрок, когда что-то делает, он не заморачивается: он вышел, убил в голову, а потом уже подумал, правильно это было или нет. Возрастной игрок, перед тем как выйти, будет думать, правильное ли это действие или нет. Пока этот анализ пройдет, его могут убить. На дистанции такой анализ, конечно, идет в плюс, но в CS очень важно просто убивать. Я себя в важных играх разгоняю: поотжимаюсь или выпью чай-пуэр. После такого разгона садишься более заведенным, с молодым задором: начинаешь быстрее двигаться, думать, стрелять. Этого не всегда хватает в тридцать. Но когда ты играешь много, так тоже не получится всегда себя заводить.

Еще могу сказать, что с возрастом тренировки стали даваться сложнее. Раньше мне было все равно, я мог тренироваться в любом состоянии, а сейчас уже, если я не высыпаюсь, если я плохо ем или испытываю какой-то стресс, то все отражается на игре. Нужно по-особенному контролировать свою жизнь, как только ты расслабился, отдохнул и не поиграл в CS, сразу могут возникнуть проблемы. Особенно если играть по интернету, там сидят интернет-маньяки, которые тебя не прощают. Собственно, что и произошло в игре за квоту против GODSENT.

— Расскажи про эту игру, что там произошло?

— Каждый день у нас были официальные матчи в разных лигах, некоторые начинались в 10, один раз мы закончили в 2 ночи. Я написал уже об этом у себя, что меня расстроило такое отношение ECS, что все игры должны начинаться в 10 вечера. Не в 6, не в 8, а именно в 10. У меня выработалась такая система, что я просыпаюсь в 10 утра. А в течение 4 дней при этом я ложился в 4-5 утра. В итоге четвертый день, решающий, мы не выспались, причем такая проблема была не только у меня. Опять игра в 10 вечера, опять у нас 3 карты, решающая начинается в час ночи.

Я не говорю о том, конечно, что мы проиграли только из-за этого. Я не понимаю, от чего отталкиваются эти лиги; одни ставят игры на 20:00, а в другой лиге мы играем третью карту в час ночи. Это ж непрофессионально. Давайте вырабатывать одну систему, один график. Почему, например, мы смотрим Лигу Чемпионов и всегда знаем, во сколько игры, неважно, через неделю или через год. Самое обидное, что ECS — это не какая-то проходная лига, это крупная лига, мы на нее настраивались и хотели туда пройти. Но много факторов и стечений обстоятельств повлияли на то, что мы проиграли. Ну, ничего страшного, идем дальше. Значит, будем выигрывать следующий сезон.

— Какие бы ты посоветовал книги или фильмы для повышения мотивации про-геймера?

— Меня мотивируют фильмы, где определенные события целиком меняют жизнь главного героя. Еще мне нравятся фильмы, основанные на реальных событиях, для меня не обязательно фильм должен быть про спорт. Мне нравился «Спасение рядового Райана», из довольно современных — «Колония Дигнидад», тоже снятый по реальным событиям, фильм «Гонка», про гонщиков, которые начинали с самых низов и в результате попали в «Формулу». Интересный момент в фильме: один из главных героев высчитал, что вероятность смерти гонщика во время заезда — где-то 20%. То есть если сравнивать с нами, где мы тоже тратим силы и эмоции, но в любом случае выживем. Еще, например, «Армагеддон». Этот фильм, может, смешной пример, не такой мотивационный, но он может заставить задуматься о командной работе, о том, какие решения человек должен принимать, когда под угрозой другие люди.

Если человеку именно мотивация нужна, то для этого больше подойдут книги. Интересно почитать про Тайсона, как он шел к своей цели, или хорошую книгу тренера Майкла Фелпса, где он рассказывает, как работал с легендарным пловцом. Мне запомнился момент из этой книги, где описывалось, что тренировки проходили до последней капли сил, и даже когда силы заканчивались, тренер еще давал упражнения и дополнительную нагрузку Фелпсу, тем самым открывая дополнительные человеческие ресурсы. В Gambit мы тоже практиковали такое. Даурен AdreN Кыстаубаев, например, читал эту книгу и тоже работал по такой программе, когда у нас заканчивалась тренировка, мы все делали дополнительную работу где-то час-два. Adren ставил себе задачу дополнительно работать 5 часов. Естественно, это очень сильно выматывало — через неделю он просто зеленый сидел. Но он мечтал выиграть мейджор и стать MVP. Спустя год у нас получилось это сделать. Сейчас со стороны я вижу, что у него и у команды не стоит такой цели, они просто играют и получают удовольствие. В тот момент такая цель была, он работал на износ по программе тренера Фелпса.

— Я слышал, ты и сам пишешь книгу. Расскажи о ней.

— Готово уже где-то 350 страниц. Буду выпускать книгу на двух языках: русском и английском. Выпустить планирую летом, хотя, если бы не сумасшедший график, готово бы все было прошлой осенью. В книге будет описана вся геймерская история после 2000 года: от pro100 до Virtus.pro, потом этап NaVi вплоть до перехода в Gambit. Еще одна часть книги будет посвящена советам и предложениям о разных системах тренировок и развития игрока и команды. Книга готова на 80%, есть люди, которые прочли то, что готово, и они остались под очень хорошим впечатлением.

— Как ты ее пишешь?

— У меня есть редактор. Девочка, которая живет в Европе. Я ее долго искал. На ней лежит основная часть работы, мы по Skype работаем. Я ей рассказываю разные истории, она их записывает. Что-то пишу я сам, когда есть время.

— Как у тебя хватает времени на это?

— Вопрос даже не во времени, а в том, что иногда просто не хватает сил и вдохновения. Ты не можешь себя заставить сесть и что-то написать или сделать блог, даже вот мы с тобой не сразу смогли поговорить. Вот, два дня мы не тренируемся командой, и у меня появилось хоть немного сил, хоть какая-то энергия что-то сделать, пообщаться. Появилось желание. Сейчас планирую вернуться в спорт после долгого перерыва. Хочу заняться здоровьем, покачаться, сесть на диету, сбросить вес. На день рождения подарили грушу, собираюсь ее повесить в квартире или подождать, когда я перееду в частный дом, и повесить ее там; а боксом я раньше занимался. Думаю в доме сделать спортивную комнату с грушей, с тренажерами. Раньше мне нравилось в зал ходить, а сейчас хочется, чтобы все было дома.

— Ты думал, сколько книга будет стоить?

— Это некоммерческий проект, я об этом не думал.

— Расскажи об уходе из NaVi?

— В тот период мы не могли занять первое место, мы проиграли десять турниров, занимая вторые и третьи места, все начало накапливаться. На мейджоре мы два раза играли в финале, причем там, где мы играли с SK, я уверен, что мы тогда были сильнее. Но все время чего-то не хватало. У меня за спиной команда стала мутить воду. Я этого не знал, но они хотели кикнуть меня и взять Александра s1mple Костылева. Команда проголосовала за мой кик.

Несколько моментов меня сильно расстроили. У нас между собой был договор, что мы этим составом играем до конца года, а оставалось где-то 4 месяца. То есть произошел переворот, похожий на переворот на Украине, — люди просто не дождались выборов. Так бы мы смогли спокойно по окончании года взвесить все наши результаты и понять, что мы будем делать дальше. С точки зрения пика s1mple, в тот момент это было правильным решением и для организации, и для команды. Он один из лучших игроков мира. С точки зрения правильности замены на меня… тут уже другой вопрос. Я был капитаном, принимал много важных решений, у меня за спиной колоссальный опыт, в тот момент мы вышли на хороший уровень. Тем не менее ребята приняли такое решение. Для меня, конечно, это было неожиданно.

— Как ты об этом узнал?

— Мне об этом решении сообщил мой друг и мой SMM-щик, а он это узнал от другого человека, у которого инсайды всегда верные, что после турнира меня кикают и берут Симпла. Мы в тот момент были в Атланте на ELEAGUE, через два дня должен был быть полуфинал против Fnatic. Конечно, когда я узнал эту новость, у меня внутри все перевернулось, как будто меня окатили холодной водой. Я даже не верил в это, у нас и результаты были хорошие, оставалось чуть-чуть поднажать, найти ключ к победе. Помню, я вышел в курилку с Сережей starix Ищуком, мы начали с ним на эту тему разговаривать. Я начинаю спрашивать, правда это или нет. Он, видимо, чуть испугался, что я об этом узнал, не смог мне дать внятного ответа. Сказал, что вроде что-то есть, но точно он не знает. Ну, в общем, все произошло, о деталях того, как это было, я не буду говорить, это все вы сможете прочесть в книге.

— Расскажи о той игре против Fnatic.

— У меня было очень плохое настроение, но я играл с той мыслью, что я профессионал, что моя цель — сыграть с командой и достичь максимума. Я, может, не так был эмоционален, как обычно, но я старался, я хорошо отработал эту игру. А вот команда, закрутив эти интриги, играла в каком-то подавленном состоянии. Для меня это было странно, ведь они добились своей цели, они должны радоваться, после турнира ведь новый игрок придет. Было как-то обидно, я уже смирился, что меня кикнут, но ведь мы могли выиграть турнир, это уже был полуфинал, это престижный турнир, большие деньги; если бы мы выиграли, никому хуже бы точно не стало.

В итоге после турнира мы собрались в комнате всей командой, я высказался про каждого. Был сложный разговор, кто-то был против меня конкретно, а кто-то лукавил. Сейчас я осознаю, что мне тогда в какой-то момент хотелось уйти самому из команды. После таких событий я не смог бы остаться и работать в команде. Я всегда был привязан к тому, что мы одно целое, и над этим работаем. Мы двигались в одном направлении и были как семья. А в семье очень важно быть честным. Если мне в семье что-то не нравится — я прихожу и об этом говорю. Если я хочу что-то изменить, я говорю об этом, я не буду делать это за спиной. Через пару дней после турнира, так совпало, я со своей девушкой поехал в долгожданный отпуск в Доминикану. Первую неделю мы приходили в себя, были очень расстроены из-за всех этих событий.

— Как ты перешел в Gambit?

— Я думал о варианте создать свою организацию, где я мог бы быть либо игроком, либо тренером. Вообще, когда тебя кикает топовая команда, твоя вера в себя подламывается. Появляются сомнения, сможешь ли ты играть на топ-уровне. Я сделал перерыв двухмесячный, занимался своими делами, иногда стримил, жил в удовольствие, понял, что такого времени из-за профессиональной карьеры у меня очень давно не было.

У меня вообще комната какого-то кочевника. Я не успевал приехать, как надо было срочно собираться, опять приехал, сыграл тренировку, опять уехал. Вот так постоянно. Так что отдых был в самый раз. NaVi в свою очередь с s1mple проиграли китайцам на StarLadder и не вышли из группы. Я еще подумал, что не все так во мне было плохо. Потом они выиграли Нью-Йорк, но тогда им сильно повезло: все играли на какой-то бешеной морали, а s1mple что-то невероятное делал. С точки зрения игры, я уже тогда видел, что они не в том направлении двигаются.

Что касается Gambit, на турнире Adrenaline в Москве я поговорил с CEO Gambit Костей groove Пикинером, которого я очень давно знаю. Я знал, что они кикают Дмитрия Hooch Богданова, а Эмиль Kucher Ахундов был только приглашен на турнир. Мне было интересно как-нибудь поработать с ними, а Косте было бы интересно что-нибудь придумать со мной — у меня была хорошая медиабаза, да и не было особо жестких запросов.

Честно говоря, я плохо знал тогда ребят из Gambit. Абая Hobbit Хасенова вообще не знал. Я даже не знал команду Tengri. Я настолько увлекся командами тир-1, что не следил за нашей сценой вообще. Так что я познакомился с ребятами, они между собой поговорили, и договорились, что будем играть вместе. Сразу позвали Хоббита, для него это тоже был очень серьезный шаг, он попал в топовую команду и должен был проявить себя. Одним из моих условий было то, что я перехожу в команду вместе c тренером — Мишей Kane Благиным. После моего ухода из NaVi, я с ним много общался, много работал. Мне нравилось, как он мыслит, анализирует игру. Я чувствовал, что мы вместе сможем хорошо сработаться. Он на рынке был не очень известной личностью, он чуть-чуть поработал с FlipSid3, хотя именно тогда, когда они попали в топ-8 мейджора.

Ребята сказали, что они доверятся мне в этом вопросе, потому что Мишу лично они не знали. Когда мы начали работать, у меня открылось второе дыхание, я загорелся, у меня появились новые силы. Все, что я знал, я старался передавать моей команде. У игроков горели глаза, они слышали меня и верили мне. Мы сразу поставили цель выиграть мейджор, готовы были на все, чтобы к этому прийти. В результате все эти детали в нашей кропотливой работе и привели нас к победе на мейджоре.

— Какие у вас были первые победы?

— Первая маленькая победа была на Predator Masters, мы подошли к турниру максимально профессионально, и все получилось несложно. Игроки после победы сказали хорошие, приятные слова, что эта победа — моя заслуга, что я для них много чего сделал. Вторая более серьезная победа — это DreamHack в Швеции. Там было много достойных команд. Для нас это был крутой задел. Тогда мы поняли, что мы что-то собой представляем, и команда попала в топ-8 рейтинга мира, до нашего прихода с Мишей, Gambit были топ-24. Потом был мейджор, мы попали в статус «легенд», что тоже было неплохо.

— Расскажи о вашем спаде.

— На самом деле, изначально появилась проблема. Ребятам не понравился Миша. Бывает, человек симпатичен, а бывает, что нет. Вот ребятам не понравился Миша. Мы не девочки, чтобы нравиться, для нас главное — результат. У нас был результат, были победы, а при этом что-то менять - это глупо, это скажет любой эксперт в любом виде спорта. Я не могу сказать, что я был безупречен, я тоже допускал ошибки, но совершая ошибки, ты должен оставаться человеком. То отношение, которое у Gambit было к Мише, мне было неприятным. Если ты с человеком столько всего прошел, надо быть к нему лояльнее, даже если ты его хочешь кикнуть. Этот момент мне очень не понравился.

— Был такой слух, что ты заранее купил билет на море на день полуфинальных матчей на мейджоре, это правда?

— Такого не было. Это бред. Может, кто-то так посчитал у себя в голове. На самом деле понимания, что мы реально можем выиграть мейджор, не было. Мы ехали на турнир, где были все лучшие команды мира, почему именно мы должны были выиграть, или хотя бы быть уверенными, что мы выиграем? Такого, конечно, не было. Хотя раньше я больше верил в победу. Сама подготовка к мейджору прошла неплохо, но мне казалось, что ее недостаточно для победы. И наши отношения перед мейджором были уже не такими гладкими, да и с организацией были в тот момент вопросы. В общем, много всяких факторов, которые говорили о том, что выигрывать турнир мы никак не должны. Билеты я никакие не покупал, не знаю, откуда вообще такие слухи пошли.

— Как тогда получилось, что вы так уверенно играли на том турнире?

— При всех наших внутренних моментах была какая-то легкость в играх. Мы каждый матч спокойно садились и старались отработать на максимуме. У казахов большой плюс, видимо из-за менталитета, — они хладнокровно подходили ко всему. Если я эмоциональный и могу психануть в важный момент, то с ними я тоже был другим, спокойным. В NaVi или в других коллективах я такого не замечал, всегда был какой-то дурдом в тимспике. А у казахов всегда четкая, спокойная информация, неважно 10:0 или 0:10. Даже когда мы проигрывали матч, все были спокойны; да, неприятно, но будем работать дальше. У нас в Gambit энергия была направлена на то, что виноват не кто-то в команде, а только враг. Такого игрового менталитета не хватает у наших команд: ты смотришь на соперника, и он для тебя негодяй, а не на своего тиммейта, что он кривой и опять халяву не убил. Эта игровая философия дает большой буст команде на дистанции, команда более сплоченная, у игроков одно видение игры, это не даст команде расколоться во взглядах.

— Когда почувствовал, что вы можете выиграть?

— Когда мы выиграли у Astralis, я понял, что можем выиграть и турнир.

— Как сохранить мотивацию и желание играть в CS после того, как ты выигрываешь чемпионат мира?

— У меня цель — быть лучшей командой мира, а не просто выиграть какой-то турнир. После победы на мейджоре, я хотел дальше играть и выигрывать. Иногда у людей стоит цель просто выиграть какой-то турнир, у меня даже были такие знакомые. Помню где-то в начале нулевых команда из Одессы выиграла национальные отборочные на WCG, ребята туда съездили, а дальше им было неинтересно играть в эту игру, и они забили. В нынешних реалиях очень тяжело дойти до верха, а еще труднее там удержаться. Мотивация никуда не теряется, ты выиграл чемпионат мира, и ты понимаешь, что можешь выиграть следующий турнир или через один, тем более сейчас такие деньги на кону. Другой вопрос, что ты устаешь физически и морально после таких сложных поездок. Вот, например, Cloud9 после двух американских турниров приехали на StarLadder и из группы не вышли.

— Расскажи об уходе из Gambit. Я слышал, это была многоходовка, то есть если убирали Мишу, то уходил и ты.

— Они предполагали, что я, скорее всего, уйду, но не были уверены на 100%. Я человек попроще в этих ситуациях, я никогда не участвую в схемах, я вообще не помню, чтобы я кого-то кикал, для меня это крайний метод; не то, о чем должна думать команда. Ребятам надо повзрослеть. Придет момент, они посмотрят на эту ситуацию по-другому. А так я ушел из-за Мишы. Я понимал, что если я не уйду сейчас, потом у нас все равно будет «полный привет». Они осознают, что они делают, я просил их оставить Мишу, но они не захотели.

— Расскажи о Kane.

— У Миши аналитический склад ума. Он хорошо и качественно умеет проанализировать соперника и подобрать под него схему игры. Это свойство ему дано от природы. Также у него есть какая-то энергия, которая ведет команду вперед. Если вспомнить фильм «Гонка», о котором я говорил, — там один гонщик был таким ботаником, он все высчитывал, знал все углы и градусы, все время придумывал как улучшить болид; второй же был просто безумцем, все время рисковал и из-за этого вырывался вперед, а по жизни был полным раздолбаем, пил, курил, тусовался с девушками. Но они оба были чемпионами мира. Может, где-то моментами Миша как второй гонщик. Можно говорить про него много чего, но то, что он единственный тренер в СНГ, который выиграл с командой мейджор — это факт. Может, и про меня можно говорить, что я плохой капитан, плохой игрок… но я выиграл чемпионат мира и по CS 1.6, и по CS:GO. Таких людей сейчас в мире немного.

— Расскажи о твоем переходе в NaVi.

— Все произошло, как и должно было произойти, у NaVi было все плохо в команде. У них не было результатов, ну и Ладислав Guardian Ковач должен был переходить в FaZe. Все происходило параллельно с нашей ситуацией в Gambit, и NaVi было на руку, что мы с Мишей приходим к ним. Мы всегда хорошо общались с руководством NaVi, с игроками. Мы были на связи, они видели со стороны, что у нас в Gambit все было хорошо, поэтому они хотели, чтобы мы пришли. Я, честно говоря, не хотел уходить из Gambit; мне и люди стали близки, и несмотря ни на что мы и мейджор выиграли, с организацией решили все вопросы, а главное — сколько мы работы проделали за год. Мы бы могли продолжать ездить выигрывать турниры, после победы у нас были любые инвайты. Все было в наших руках, а в результате пошли на принцип, что, мол, мы не будем играть с этим тренером.

Что и кому они этим доказали, непонятно. Даже если бы они все потом подряд стали выигрывать, все равно так не делается, а они тем более стали много проигрывать. Для меня это не только любимая игра, но и бизнес. В 30 лет ты уже задумываешься о будущем, ты проделал большую работу, теперь нужно просто собирать сливки, выигрывать турниры и зарабатывать деньги, а не стоять на месте, ожидая непонятно чего. А я в результате с Мишей попал в команду, где надо все заново строить, а Gambit попали в ситуацию, где даже непонятно, кто капитан. Ну вот они взяли нового тренера, и чего? Кому, что они доказали? В команде нужно отказываться от принципов, нужно думать наперед, понимать, что будет в будущем. Принимать правильные решения для команды, для результата.

— Какие у тебя сейчас отношения с ребятами из Gambit?

— Время идет, все плохое забывается. Хотя по-настоящему плохого мы ничего друг другу не сделали. Так что, я думаю, будем такими же друзьями, какими были в команде.

— От вас все ждут побед, когда выйдете на нужный уровень игры?

— Это сложный процесс. Мы работаем на дистанцию. Нет такого, что раз-два — и мы чемпионы. Все от нас ждут побед здесь и сейчас, но так не всегда получается. Мы сейчас на 7 месте в рейтинге, несмотря на все наши проблемы. Мы проделали качественную работу, показали хорошие результаты на всех последних LAN-турнирах. Наша цель — к концу лета быть топ-3 мира.

— Что сейчас у вас произошло с составом, ведь Егор flamie Васильев и s1mple были уже одной ногой у бразильцев?

— Я уже у себя говорил: приходят американские компании, предлагают большие деньги нашим игрокам. Такая практика — обычное дело в большом спорте. Хотя бы посчитать, сколько уже игроков уехало в НХЛ. То же самое начало происходить в киберспорте. Мы выдержали этот удар и сохранили состав. Если мы правильно к этому отнесемся, нас это должно сделать только сильнее.

— Ты выложил запись вашего тимспика игры с mousesports на мейджоре, и там все услышали не то, что ожидали. Почему ты решил выложить именно эту запись?

— Да, было много негативных комментариев, но пусть услышат, как бывает. У любой команды есть такие тимспики, но никто такое не выкладывает. Мы играли не в свою игру и начали сильно проигрывать, из-за этого стали срываться друг на друга, нервничать. Но это проявление эмоций было настоящее, человеческое, мы же не роботы, я и решил все это показать. Люди увидели, что мы теряемся, что даже такой опытный капитан, как я, не может принять правильное решение.

Мы играем мейджор, главный турнир по CS:GO, мы много тренировались и хотим самим себе доказать, что мы можем. Важный матч, наш противник mousesports на их сильной карте mirage, которую мы специально решили сыграть. Они нас давят, все время делают какие-то фишки, очень жестко попадают. В такой момент тебе нужно принять только правильное решение, чтобы зацепиться за раунд, так как четырех-пяти раундов за атаку может хватить, чтобы ты потом смог закамбечить за защиту.

На StarLadder у нас так и получилось, хоть мы в овертайме и проиграли. Поэтому ты думаешь именно над тем коллом, который сработает. Потому что, если делать что-то простое, тебе быстро объяснят, что ничего не получится. Нужно что-то стоящее, интересное; где-то обмануть, где-то сыграть неожиданно. Такое правильное решение за Gambit в игре против Astralis на train при счете 12:13 стоило мне победы на мейджоре. Если бы мы выложили тот тимспик, то все бы услышали то же самое, но тогда я выбрал нужный раунд, мы его сделали два раза подряд и выиграли ту игру, а потом и мейджор. Цена ошибки очень высока. А люди смотрят и ржут с Cloud 9 и fake Cloud9, я тоже этот момент троллю, и это местами смешно. Но одно дело, когда смеются те, кто знает, что это за ситуация, а другое дело, когда смеются просто так, не понимая, о чем вообще речь.

— Планируете выкладывать другие такие записи?

— Тимспики есть, будем выкладывать или нет, не знаю.

— Прошла информация, что украинская власть выпустила закон, запрещающий украинским киберспортсменам участвовать в соревнованиях на территории России. Что ты думаешь по этому поводу? Киберспорт ведь всегда был вне политики.

— Мы стараемся всегда быть вне политики, хотелось бы оставить этот статус. Я не знаю, приняли этот закон или нет. Вообще, такими вопросами у нас организация должна заниматься. Решать ехать нам на турнир в Россию или нет. Мне вся эта ситуация крайне не нравится, я за мир во всем мире, за нормальные отношения.

— Все помнят твой разговор с Алексеем Elian Гусевым 3 года назад, когда ты назвал его читером. Что ты можешь о нем сказать теперь?

— У меня мнение о нем не изменилось. Я уверен, что он играл с читами. В том видео есть доказательства. Мои ребята потом сидели, анализировали его демки, там все очевидно. Тем не менее есть игроки, которые играли с читами и в 1.6, и становились профессиональными геймерами. Возьмем того же Маркуса Delpan Ларссена, который сам признался, что играл с читами.

В них есть и польза: читы помогают узнавать, где находится соперник. После определенного количества игр ты уже примерно начинаешь понимать, где могут быть враги и без волхака. Если ты играл с читами, это не значит, что ты нуб. Elian сейчас, скорее всего, играет без читов, но в том момент я уверен, что у него были запрещенные программы. Он посчитал, что было бы ужасно признаться в этом. Видимо, себе накрутил, что произойдет какая-то трагедия. Хотя на самом деле если бы он сознался, максимум, что бы было, — это то, что мы бы его забанили на турнире и сказали, чтобы он больше так не играл. Он выбрал свой путь, это его личное дело.

— Расскажи о pro100, как появилась эта идея? Как ты выбирал игроков? Ты ставишь цели команде?

— Идея собрать pro100 появилась после кика из NaVi. Я хотел создать организацию, где буду принимать участие, думал быть тренером, к этому все шло. Но потом я понял, что хочу еще играть, тем не менее идея организации осталась. Когда я попал в Gambit, у меня параллельно шли переговоры с нынешним руководством pro100 о создании организации. Мы посмотрели на сцену, на рынок свободных игроков. Посчитали, что именно те игроки нам лучше всего подойдут. На данный момент команда не достигла главной цели — не победила на майноре. Это основная цель любой тир-3 команды, так как сейчас это уже сразу попадание на мейджор, а это дает невероятный буст организации.

— А если вдруг команда попадет на Major и потребует повышения зарплаты?

— У нас подписаны профессиональные контракты с игроками, где четко все прописано. Даже если они сейчас выиграют чемпионат мира, это не значит, что мы им сразу должны платить суперпрофессиональные зарплаты, как у тир-1 геймеров. Если игроки добиваются каких-либо результатов, в течение определенного времени пересматриваем их условия. К примеру, вторая цель у pro100 — это приблизиться к топ-30 HLTV. Они уже рядом — 32 место — поэтому мы им недавно улучшили условия. Но пока они не выполнят главную цель и не победят на майноре, кардинально условия менять не будем.

— Кем финансируется организация?

— На данном этапе у нас два спонсора. Еще с двумя ведутся переговоры. Изначально были лично мои инвестиции. У нас пошел прогресс именно из-за того, что я нахожусь в организации, а я медийная личность.

— Планируете подписывать другие составы?

— У нас есть состав по PUBG, думаем Dota 2 подписать.

— Расскажи о своих источниках заработка вне киберспорта.

— Я интересуюсь хайповыми направлениями, например, криптовалютой. Не сказать, что я трачу много времени, но инвестирую в это направление. Была у меня история, что у меня было 150 биткоинов, когда они стоили по 500 долларов. К сожалению, я в тот момент не сильно разбирался и вложил эти биткоины в биржу. Прогорел. А так, основной мой заработок — это CS, команда и все, что с этим связано.

— Почему такое большое количество решафлов в СНГ? Люди настолько не разбираются в игроках, что берут кого-то на пару месяцев?

— У молодых игроков очень большие амбиции, они хотят все и сразу. Если что-то не получается — игроки сразу ищут виновного. Мой опыт говорит о том, что нужно работать на дистанцию, нужно работать на команду. Если после проделанной работы получается, что игрок действительно не хочет или не дотягивает, тогда уже нужно задумываться о замене. Минимум 3 месяца надо давать составу. Нужно работать всей командой над результатом, дать время всем раскрыться, показать свой максимум.

Я иногда занимаюсь открытыми тренировками, собираю своих учеников и привожу простой пример из фильма «Волк с Уолл-стрит» про ручку. Я прошу каждого описать шариковую ручку. Кто-то скажет она такого-то цвета, другой скажет, каким она цветом пишет, третий, что ей можно что-то важное написать, четвертый, что в ручке есть ампула и чернила. Кто-то поверхностно смотрит на ручку, кто-то детально.

В команде точно так же, на каждую игровую ситуацию каждый может смотреть со своей колокольни. Задача капитана и тренера — чтобы у всех был один взгляд на ситуацию. Для этого надо кропотливо работать. Многие молодые игроки, когда что-то в раунде не получаются, скажут, что раунд ни о чем, а тот, кто его придумал, не соображает. И сразу появляется нездоровый микроклимат. Любой раунд надо смотреть, развивать, чтобы найти ему применение. Вместо работы в этом направлении, команды думают, кого лучше кикнуть.

— Сейчас очень часто кикают из команд, где играют опытные капитаны. Так поступили EPG, forZe, ex-Espada.

— В игре очень важен личный скилл. Возьмем, например, FaZe, где все игроки имеют высокий индивидуальный скилл. Они играют очень простыми раундами, рассчитанными на индивидуальные действия. В CS:GO ты можешь быть крутым стратегом, но ты выйдешь, а тебя убьют, так что очень важно быть механически высокого уровня игроком. Если команда берет себе игрока и видит, что у него скилл не дотягивает, она не хочет тратить свое время, чтобы его обучать, развивать; его просто меняют на игрока, у которого на данном этапе скилла хватает для данной команды. Такая практика имеет место быть.

Помимо скилла, есть другие параметры, например, коммуникация. Человека взяли, а у него во время игры не получается общаться, он не понимает какие-то вещи — такого игрока тоже поменяют. Так и Fnatic тестировали игроков, меняли по ходу турниров. В результате сделали для себя комфортный состав, с которым выиграли два турнира за месяц. Теперь, может, будут искать дальше.

— Ты описал два совершенно разных подхода: дать время или кикнуть сразу. Когда какой применять?

— Если в команде скилл ровный, но нет результата, то нужно давать время. А если явно выделяется тот, кто не подходит, его тестируют, но не получается, то в такой ситуации надо менять. Когда-то North убрали такого игрока как Рубен Rubino Виллароел, который делал много грязной работы и отыгрывал очень важную роль в команде. На мой взгляд то, что его убрали, было ошибкой. Также было ошибкой, когда Astralis убрали Рене cajunb Борга. Я это говорю со стороны, но мне кажется, что им бы в тот момент лучше бы сохранить состав, перетерпеть сложное время и пойти дальше. От замен и те, и те сильнее не стали.

— Что ты думаешь о Virtus.pro? Почему они так ослабли?

— Я не знаю, насколько много они трудятся. Если они полгода работают, а результата нет — это одна история. В нынешних реалиях нужно впахивать, чтобы быть конкурентоспособными, со стороны я не вижу, чтобы они впахивали. Сейчас у них в команде свежая кровь — Михаил MICHU Мюллер, это должно им пойти на пользу.

— Самый трудный и самый легкий соперник для тебя.

— Astralis, они всегда играют разнообразно, против них тяжело играть. А самый легкий — Immortals. Мне комфортнее всего играть против них. Как капитан я чувствовал, что превосхожу их по знанию и по скиллу, и оставалось только направить свою команду. Собственно, у нас с ними было два финала, и оба раза мне это удалось их сделать.

— Расскажи про своего ребенка, про ваши взаимоотношения.

— Дочке Кристине 7 лет. Так получилось, что мы живем раздельно, но тем не менее много времени проводим вместе, часто дочка остается у моих родителей. Мы друг друга очень любим, у нас какая-то своя особая связь есть, можем долго не видеться, но когда приезжаю — всегда отлично проводим время. Она растет в любви, все хорошо, у нее плотный график занятий, школа, танцы, иностранные языки и только один день выходной.

— То есть ты тир-1 отец?

— Ну, я же в тир-1 команде.

— А кто тебя все время сопровождает на турнире?

— Я путешествую со своей девушкой, она меня поддерживает, мы стараемся не расставаться. За месяц поездок ты выматываешься, отдаешь много эмоций, постоянно испытываешь стресс. Близкий человек сглаживает углы, поддерживает в непростые моменты.

— Чем бы ты хотел заниматься в будущем, если вдруг закончишь с киберспортом?

— Если говорить про бизнес, то на данном этапе я вижу себя только в киберспорте. А так у меня много идей. Например, открыть в своем городе сеть тренажерных залов. Я бы сделал с какой-нибудь фишкой, крутил бы киберспортивные матчи, например. Еще есть идея открыть сеть IT-кафе, по всей стране, где можно поесть, потусоваться, и чтобы в этом месте тоже была связь с киберспортом. Если мы говорим не о бизнесе, а о творческой деятельности, то я бы хотел попробовать себя в кино. Мне почему-то с детства говорили, что у меня есть актерские задатки. Мне это интересно, мне бы хотелось попробовать себя в комедийном жанре. Не уверен, что я бы справился, но это очень любопытно. Ну а так в ближайшие год-два — только киберспорт.

— Что бы ты напоследок сказал?

— Я хотел бы поблагодарить NaVi, свою организацию, хочу поблагодарить свою команду, хочу пожелать нам успехов, чтобы мы не останавливались несмотря ни на что. Спасибо всем, кто нас поддерживает, у нас планируются плотные весна-лето, и мы в свою очередь обещаем много работать. Постараемся вас радовать своей игрой. Я старался давать развернутое, искреннее интервью. Спасибо тебе Алексей, было приятно с тобой поработать. Теперь главное, чтобы читатель остался довольным.

Комментарии