advertisement banner
i
C

Каким будет Quake Champions (5)

Quake Champions пошел в тестирование, а значит, будет много мнений о том, что же ему светит в «нашем» мире. Мнения будут очень разные (можно к гадалке не ходить), но предсказать его итоговый провал или успех на основе имеющейся информации не так-то сложно. Обо всем по порядку.

Quake по факту (не лунному) является родителем всего киберспорта. И, в отличие от многих игр, он является квинтэссенцией чистого скилла — умения, навыков и интеллекта игрока. Побеждает всегда сильнейший в тот или иной момент. Шутер этот обладал уникальными качествами, поскольку требовал от участников не только физической реакции, но и знания стратегий и тактического мышления. Чтобы добиться победы, было мало только хорошо стрелять, или знать особенности карты, или считать айтемы, или предугадывать действия соперников, или «креативить».... нужно уметь сразу все! Именно потому с «квакеров» и начались настоящие киберспортсмены — комплексно развитые в физическом (рефлексы), умственном (стратегия) и психологическом (нервы) аспектах. Все это перенеслось и на другие игры с точки зрения соревновательной дисциплины.

Вставлю пять копеек про тех, кто скажет про StarCraft. Несмотря на популярность и в принципе аутентичность этой игры, в 90-х было время шутеров, и именно они были флагманом киберспорта. И главным из них был Quake.

После долгого застоя Quake перестал удовлетворять запросы аудитории и, что ожидаемо, «умер». А с ним и целая эпоха. Но сегодня нам обещают «перерождение». Будет ли оно таковым?

Какой же будет пятая «Квака»? Имеющиеся видео о геймплее и вообще концепции «Кваки» говорят нам о том, что по части новизны Q5 (будем называть его так) привнесет не меньшую революцию в серию. Она основана на современных тенденциях, которые задали всем известные игры. Покупай персонажей, одевай их, получай преимущество. Все эти тренды неплохо работают в наиболее популярных киберспортивных играх с коммерческой точки зрения. Но коммерция — далеко не все значит для успеха игры.

Важный аспект — киберспорт. Создатели обещают сделать НОВУЮ «КВАКУ» полноценной киберспортивной дисциплиной. А это значит, что она должна соответствовать ожиданиям киберспортсменов, которые будут бороться за сотни тысяч (а я надеюсь, миллионов) баксов призовых. И таких найдется немало.

Так вот, полюбят ли Q5? Попробуем разобраться.

1. Графон.

Графику сделали хорошую, отличную, замечательную. Взрывы, модельки, оружие, карты. Все шикарно. Жаль только, что в первой и второй «Кваке» не было графики как таковой из-за технологий, а в третьей ее убирали для удобства. На первый план выходил результат! Все подчинялось удобству! С модом OSP каждый мог подстроить игру так, чтобы именно ему было играть наиболее комфортно. Именно потому многие игроки искали конфиги профессионалов со всего мира, чтобы понять их «секрет».

Но графика, худ и так далее не были панацеей. Все постоянно меняли свои конфигурации в зависимости от вкуса и трендов, потому настройки не давали никакого преимущества. А ведь именно преимущество в той или иной степени в «Кваке» было единственным отклонением от победы скилла. Но отклонений в реальности не было и никакие ухищрения не помогали.

Станет ли графика преимуществом в Q5? Судя по роликам, игра больше напоминает игры Unreal, и графика там явно не помогает результатам, отвлекая многочисленными эффектами. А это значит, что профессиональные игроки при первой же возможности отключат эти навороты и постараются привести визуальную составляющую игры к максимальной простоте, которая позволит проявить максимальную реакцию (мозги-то от графики не зависят). А сильно ли будет отличаться Q5 от Q3? Не очень, равно как Q3 не так уж жестко отличалась от второй «Кваки». Потому всей графомании ставим минус.

2. Геймплей.

Вставлю цитату одного из ветеранов Q3, который и сейчас «в форме»:

В своё время было так: был ку1 готичный, быстрый, без рейла, с аирконтролом, с шафтом, с красным на 200, затем появился ку2 медленный хайтэк, с рейлом убивающим с респа и чейнганом с разгоном и медленной рокетой, с контролируемой мегой, соответственно сформировалось два комьюнити и вот глядя на это сделали ку3 объединяющий и ку1 и ку2, со 125 хелсов с респа, с периодической мегой, с красным 100, с шафтом с рокетой с рейлом. Так что новизна была будь здоров.


Каким будет Q5? Разным. Там будет медлительность Q2, промод, «ку первый», стандартный Q3 и, возможно, много чего еще, что дарует всякие индивидуальные фишки различным «чемпионам» (которые в Q3 были просто модельками =)) С одной стороны, это привносит разнообразие. Но с точки зрения прогейминговой дисциплины — это дисбаланс.

Если учесть ту потрясающую реакцию, которой добились «квакеры» в последние годы, то изначально выбор должен будет встать на сторону «жира», то есть медлительных и толстых персонажей, потому что с такой скиллухой они могут легко попадать даже в самых быстрых чемпионов (какими их показали). Но медлительность убивает «Квейк» как таковой, потому резонанс будет нехилый. Будет ли это способствовать сбалансированному скиллу, которым и славилась «Квака»? Не думаю. Как будет на самом деле — посмотрим. Тут поставлю тоже минус. Это просто для «пабчиков». (Про возможный турнирный мод далее).

3. Физика.

Решил выделить в отдельный пункт. Физика Q5 будет разнообразной, но для этой серии, если брать соревновательный аспект, трудно придумать что-то лучше Q3. Перепробовали уже все в различных играх!!! Для таких шутеров придумать нечто лучшее просто невозможно! Везде найдутся свои поклонники, но в качестве соревновательной дисциплины сделать нечто новое, исключая смешение, которое и предлагает нам Q5, невозможно. А с учетом всех прочих ниже и выше указанных пунктов любые изменения бессмысленны. Минус.

3. Промо.

С точки зрения популярности сможет ли Q5 завоевать сердца потребителей? И да и нет! Конечно, в нее попробуют порубиться и старые задроты вплоть до старичков Fatal1ty (а может и древнее... за наших-то точно можно не переживать =)), появятся и новые, не менее способные. И конечно же, в нее перейдут все нынешние (они-то существуют последние лет 10). Кому будет больше сопутствовать успех? Здесь нам подскажет опыт других аналогичных шутеров вроде Unreal, Painkiller, Warsaw и т.д. Успеха там достигали «старички» при небольшом появлении новых имен, но только при наличии огромных призовых.

Изначально «рулить» будут старые имена, а потом впоследствии появятся несколько новых. Совсем уж маргиналы явно там не приживутся, ибо их время прошло. Но сцена будет напоминать старую добрую «кваку» середины нулевых. Что явно не поспособствует развитию сцены. И тут минус.

4. OSP.

Для киберспортивной дисциплины, которая себя показала с наилучшей стороны в 1х1, дисбаланс явно не является фишкой, которая может полноценно проявить скилл того или иного игрока, потому это начинание не станет долгодействующей тенденцией. Все должно прийти к усреднению, а именно — OSP, моду, где все равны. С учетом старых карт (да пусть даже и новых), привычной физики (пусть и с отклонениями, пример Q4) и стандартной моделью игры (боремся за айтемы, контроль над картой и accuracy) это ничем не будет отличаться от старых игр серии. А значит ничем не заинтересует новую аудиторию, которая и так не была в этом заинтересована. Это минус.

Но тут нужно сделать отступление. Так как игра новая и создатели обещают вложиться в турниры, то пока будут бабки на чемпах, будут появляться и люди, желающие их получить. А значит, будет интерес. Но проблема в том, что преимущество получат именно «старички» вроде Rapha, которые «прохавали» эту серию. А на них вы можете посмотреть на Quake Live (если, конечно, несколько тысяч зрителей и поклонников — это то, к чему стремятся создатели).

5. TDM.

В ТДМ возможны вариации при основной модели игры, где характеристики персонажей различаются. Там возможны построения команды в разных типах и, как итог, нечто вроде шаблона MOBA, где каждый игрок отвечает за свою роль. Это, с одной стороны, убивает «Кваку» как историческую дисциплину, но с другой — соответствует тенденциям (привет, КС) времени и привносит новизну. Если учесть, что сейчас ни одна соло-дисциплина не пользуется популярностью командных игр, то это, наверное, единственный формат, в котором новая «Квака» может выжить. Это поставим за плюс.

6. Моды.

Возможны ли различные моды игры, где переработаны характеристики персонажей? Конечно. Это несет в себе множество фана. Изголяйся как можешь, чтобы создать нечто интересное для людей. И у этих кастомок найдутся свои любители, и, возможно, некоторые из них станут основными для новой «Кваки». Только вот позволят ли создатели поклонникам так просто менять свою игру? Сомневаюсь. Потому тут поставим оценку: надежда!

7. Стрельба.

Quake — это стрелялка. Это шутер. А значит, тут побеждает тот, кто лучше стреляет. Кто бы что ни говорил, а «Квака» — это стрелялка 1х1. Там есть только один король! И король тот, кто лучше стреляет. Безумное превосходство стрельбы над тактикой в определенный момент превысило разумные рамки, и именно в тот момент мой любимый «Квейк» «умер». Пропала красота и страсть. Пропал Кулер, когда его перестреливал Токсик (да, пропал =( ). Пропали все, кто в нее играет. Игра до малейшей ошибки допустила то, что два топовых игрока могут побеждать друг друга «в минуса». Что тактика вроде и главная, но если ты не можешь перестрелять оппонента, то она нивелируется до нуля. И в Q5, судя по роликам, ничего не изменилось. Это просто очередной шутер, в котором реакция решает все, если применять к топовому уровню. Оценка — ничего.

Как итог.

Doom. Просто новый Doom, только известнее. Ну, вышел «Дум», и что? Произвел он фурор? Где миллионные чемпы? Где прорыв? А нет его. В него играют широко известные в узких кругах люди, он красив, он оригинален. И что дальше? Ничего. А это будет просто «Квака»...

Что нового нам предлагает Quake Champions? Различия персонажей? Графика? Шмотки на «чемпионов»? Деньги на турнирах? Это все хоть как-то согласуется с многолетними традициями «Кваки»? Нет. Спасет ли это ее? Возродит ли?

Боюсь, что если не придумают нечто действительно оригинальное, то не видать уже былых звезд.

Когда вышел Quake 4, то от него ждали не меньше, чем от QC, и он вроде бы старался дать игрокам все то, что они просили. Дал. Не сработало. Сейчас не время шутеров. Они по-прежнему не презентабельны. Их тяжело понимать. Им тяжело научиться, ибо реакция преобладает над «мозгами». Их тяжело смотреть. Они по-прежнему не так красивы с точки зрения тактики, как стратегии или MOBA. И каков вердикт?

Прости, моя любимая «Квака», но ты будешь с рождения жить на искусственной вентиляции легких. Пока будут деньги на турнирах, о тебе будут заботиться. Но как только на призовых будет меньше миллиона, ты умрешь.

Как умерло в игроках желание состязаться в тонкостях стратегии, перешедшее в дикую стрельбу. Как умер Q4, как умер Unreal, как «умерло» для киберспорта целое поколение «квакеров», которое часами сидело в душных клубах, ожидая своей очереди поиграть в любимую игру за право назваться лучшим среди пришедших в провинциальный клуб.

Эту романтику уже не возродить. Теперь сцены с экранами и кабинами заменяют душный маленький зал и перегар перед толстым монитором и ревущей толпой добровольцев, приехавших со всех концов земного шара, желающей самим, без всяких отборочных, попробовать на зуб Главного чемпиона!

Нужно просто оставить эпоху в покое. Чтобы такие как мы рассказывали внукам, с чего все начиналось!

P.S.: Автор — «квакер» с 1998 года.

Комментарии