advertisement banner
i
C

Просто очень много букв!!!

Предисловие

Всем любителям киберспорта и Dota 2 сцены в частности привет. С вами Ry-Ry, и это канал ItsTrueDota. Перед тем, как писать саму статью, несколько предложений о себе. Анатолий, 23 года, компьютерными играми увлекаюсь с 13 лет. Наибольших успехов добился в Counter-Strike 1.6, но, когда переехал в Москву и решил попробовать свои силы на профессиональном уровне, вышла Counter-Strike: Global Offensive. С тех пор увлекся игрой Dota и в первую очередь, просмотром профессиональных игр. На данный момент попробовал свои силы в «киберспортивной журналистике», если такой термин имеет право на существование. Записал несколько выпусков собственного проекта на YouTube-канал, и попробовал себя в роле репортера на турнире EPICENTER: Moscow. Статья, которую вы сейчас прочтете, должна была быть написана сразу после турнира EPICENTER по CS:GO и быть в формате репортажа с места событий. Причин, по которым я решил дописать статью только сейчас, несколько. Дипломный отпуск освободил от работы, я наконец-то собрал все свои мысли воедино, и главное, я нашел в себе силы и смелость попробовать. Попробовать донести до всего комьюнити и простых обывателей, свой взгляд на то, что же все-таки такое киберспорт. Ну что же, начнем!

Часть первая. Каким был EPICENTER для меня

После посещения турнира EPICENTER по CS:GO на меня обрушилась информационная лавина, которая опустошила меня. Увидев воочию, что такое киберспорт, я впервые за долгое время захотел просто поиграть в компьютерную игру, желательно однопользовательскую. Мой выбор пал на S.T.A.L.K.E.R, игру, которую в свое время ждало все СНГ комьюнити. Игру, благодаря которой сгорел мой второй компьютер. Игру, которая своей неповторимой атмосферой помогает окунуться в мир зоны и забыть о том, что происходит во внешнем мире. Закончился для меня EPICENTER следующими словами: «Это не твоё, у тебя нет опыта и багажа знаний для этого. Прежде чем попасть в киберспорт, я восемь лет снимал различные видео, и так сложилось, что мои навыки пригодились  Virtus.pro. Да и самих навыков в видеосъемке и монтаже мало. Я долго думал, почему мне так повезло поймать хайп, и пришел к такому выводу. Я выражаю свои эмоции так, что других это почему-то цепляет. И это моя фишка, я такой сам по себе и меня не изменить. У тебя всего этого нет. У тебя есть своя отличительная черта, ты можешь очень хорошо сплетать воедино абсолютно разные факты. Пробуй себя в этом. Пиши статьи, отправляй их на редакцию, и, возможно, тогда у тебя появятся шансы попасть в киберспорт».

Эти слова принадлежат Александру Хитрову. Я не знаю, как описать бурю эмоций внутри меня, во время того, когда я их слушал. Даже сейчас, когда прошло уже 3 месяца, при написании этих слов, внутри меня вновь вспыхнули те чувства. Я много раз думал над его словами и пришел к следующему выводу. Этот монолог должен быть руководством к действию для каждого, кто хочет попасть в киберспорт. Убейте самолюбие, чувство собственной крутости, юношеский максимализм и любые другие возможные факторы, которые вы считали собственными плюсами. Оставьте только холодный рассудок. Найдите в себе то, в чем вы действительно настолько хороши, что любой другой человек сможет сделать лишь что-то похожее, но не лучше. Но есть в этих словах и то, с чем я так и не смог согласиться. Никогда не слушайте людей, которые говорят вам бросить свои начинания, потому что это не ваше. Даже если вы хотите научиться играть на скрипке и лучший скрипач в мире говорит вам, что вы бездарность. Если вы поставили перед собой цель и действительно хотите достичь её, не останавливайтесь ни перед чем. И если хотя бы раз в день, в неделю, в месяц, да хоть раз в год, вы делаете шаг для достижения своей цели, значит, вы делаете это не зря.

Начался EPICENTER для меня ровно за неделю до первого игрового дня в «Ледовом дворце» ВТБ. Я решил, что хватит записывать видео в домашних условиях, которые не принесли ожидаемого результата: пора попробовать свои силы на крупном турнире. В руках — Go Pro, в голове — план по захвату мира. В итоге из всего намеченного на свет появилась только эта статья, и то частично относящаяся к самому турниру. Несмотря на то, что сами идеи для записи материала были довольно хорошими (не только по моему мнению). Качество исполнения было настолько хреновое, что я так и не смог заставить себя смонтировать хотя бы одно видео. За два дня до мейн ивента я напросился на встречу с Александром Хитровым. Наивно хотел предложить свои идеи для съёмки контента, не подозревая о масштабах. Чем ближе я приближался к ледовому дворцу, тем больше росло чувство удивления. В голове была только одна мысль: «Неужели здесь пройдет турнир по CS?». Внутри арены кипела работа по приготовлению шикарной сцены, поэтому мне пришлось ждать около трёх часов, из которых два я гулял вокруг арены. Виды окрестностей натолкнули меня на еще одну мысль: все, что я вижу вокруг — это и есть нынешний киберспорт. В центре композиции стоит красавец Ледовый дворец, который посещают тысячи людей — аналогия с готовыми и общепризнанными игровыми дисциплинами с миллионной аудиторией. Все остальное вокруг это огромная стройка инфраструктуры, которая будет обслуживать этот стадион — Аналогия с работой, проводимой с комьюнити, работой со сферой освещения киберспорта, работой с поиском инвесторов. Работа со всем тем, что сейчас окружает киберспорт и является настолько не профессиональным, насколько разрушающе выглядит стройка вокруг Ледового дворца.


epicenter csgo 1059.png


С этими мыслями я замерз и пошел греться в маленькую кафешку на углу арены. Моему удивлению не было предела, когда в кафе забежал Марк Авербух, на тот момент глава компании Epic Esports Events, занимающейся организацией турнира. Выглядел он как человек, в голове которого сейчас находится информации по меньшей мере на два жестких дисках компьютера. Я поздоровался, представился начинающим журналистом и сказал, что договорился о встрече и жду Александра Хитрова. Выпив в два глотка маленькую бутылку воды, Марк пообещал передать Александру, что я его жду. Мы попрощались, и напоследок я пожелал удачи в организации турнира. Марк ответил, что она ему точно пригодится. Как оказалось после проведенного турнира, возможно, немного удачи действительно не хватило. Уже во время беседы с Александром Хитровым я сравнил свою встречу с Марком Авербухом, с его встречей с Гейбом Ньюэллом во время The International 2015. Да, соглашусь что масштабы разные, но, во-первых, это только пока, а во-вторых, в масштабах СНГ региона наберется около пяти людей, которые благодаря своей деятельности и заслугам имеют право хотя бы для примерного сравнения с человеком, чьё имя пишется с приставкой «король игровой индустрии».

Часть вторая. Каким был EPICENTER для зрителей на мой взгляд

Собственно, тут должен быть репортаж с места проведения. Да и репортаж должен был быть в видеоформате. Я попытаюсь рассказать все то, что увидела моя камера, добавляя то, что видели мои глаза. Уверен, качество картинки не пострадает, ведь нет ничего красочнее и лучше человеческого воображения. Начну с того, что я, видимо, настолько был поглощен своими мечтами о предстоящей работе, что попросту не купил билет. Идти я планировал именно на финальный день турнира, поэтому воспользовался народной услугой «перекуп». Это не конкретный минус в адрес организаторов турнира, это проблема актуальна для любого массового мероприятия с платным входом. Тем более именно благодаря этому минусу я могу сейчас писать эти строчки. Единственное, что было в силах организаторов — следить за подобной проблемой. В группе турнира ВКонтакте до сих можно прочитать комментарии с предложениями о купле продаже билетов. Вообще о стоимости билетов стоит сказать только одно: очень-очень дешево. Добавим сюда тот факт, что большая часть билетов распространялась через спонсоров и партнеров, которые попросту разыгрывали или делали существенные скидки на билеты. Учитывая все факторы, в среднем стоимость билета была равна примерно 300-500 рублей. Подобные цены на билеты можно объяснить по-разному. Из уст Антона Черепенникова, главы ESforce Holding: «Цены на билет были сделаны для того, чтобы как можно больше любителей киберпсорта могли в живую посетить данное мероприятие». А тем, кто упрекал организаторов в личной выгоде с цен на билеты, Антон добавил, что с продаж билетов невозможно окупить даже малую часть затрат на организацию. 

Как по мне, не верить в сказанное смысла нет. Я уверен, что затраты были огромные, и билеты пусть даже стоимостью в 5000 рублей не окупили бы и 1/10 части. Но, по-моему, мнению организаторы продешевили, причем сделали это вполне осознанно. Дело в том, что турнир транслировали по каналу федерального значения «Матч ТВ», и чтобы не упасть в грязь лицом перед новой потенциально целевой аудиторией, организаторы были вынуждены продавать билеты максимально дешево. Стоя в очереди на вход, которая начала собираться за 2 часа до времени открытия дверей арены, я смог услышать много интересного, от жарких баталий на виртуальных полях CS:GO до общего мнения о турнире. Всего было три категории зрителей. 

  • Парни помладше, коих было большинство, лет 12-18, интересовала исключительно игра команд и возможность взять автографы. 
  • Те, кто постарше, от 18 до 24, обсуждали удобство арены и вчерашнюю заминку на входе, в результате которой пришлось отложить начало трансляции на час!!!
  • Молодых людей старше 24 было очень мало, и, скорее всего, они сопровождали первую категорию зрителей.

Девушек среди зрителей было мало, и в основе своей они сопровождали своих будущих киберспортсменов. Я заинтересовался историей про вчерашнюю заминку. Расспросив, узнал, что организаторы были не готовы к подобному наплыву зрителей. Двери для входа на арену открыли за час до первой игры, и этого времени оказалось недостаточно для прохода всех желающих, так как необходимо соблюдать процедуры досмотра.Попав внутрь Ледового дворца, я до конца осознал, что киберспортивный турнир в моем представлении теперь окончательно разрушен. Раньше, когда я увлекался игрой в CS 1.6, я мечтал попасть в помещения, похожие в лучшем случае на большой ангар, в худшем — на подвал, где стоит хотя бы с десяток компьютеров на обычных школьных партах. И знаете, в тот момент я даже испытал чувство гордости. Да я никогда не был профессиональным игроком, никогда не организовывал турниры. Я простой любитель компьютерных игр, который любит получать удовольствия не только от самой игры, но и от ощущения соревновательного духа между такими же, как и ты. 


epicenter csgo opening 1059.png


Турнир начался с шикарной церемонии открытия. В финальный же день пафоса было по меньше. Внимательно осмотрев сцену и зрительный зал, я пошел добывать свой контент. Вообще сразу скажу, что меньше всего времени в тот день я уделил просмотру матчей, а больше всего времени находился в коридорах арены. Кстати, я обратил внимание на большое количество телевизоров висящих на стенах, по которым крутили рекламу, причем реклама не имела никакого отношения к EPICENTER. На мой взгляд, вместо этого вполне можно было бы вывести трансляцию с Twitch-канала. Тогда любой зритель, который по той или иной причине не находился в этот момент в зале, мог наблюдать за игрой. Плюс, конечно же, это явное увеличение рекламных показов, что стоит приличных денег. 

Маркетинговая составляющая турнира была даже слишком хороша. На входе вас сразу встречал фирменный магазин Fragstore, который на мой взгляд продал чуть ли ни всю продукцию, привезенную на ивент. Рядом с магазином постоянно кружили знаменитая косплей-группа мипарей, а также две девушки-модели в очень завлекающих нарядах. Учитывай возраст основной аудитории и зная их интересы, нетрудно получить максимальные продажи. Также из плюсов хочется выделить персонал турнира. В глаза бросались только милые девушки, которые вежливо подсказывали любой интересующий вас вопрос. Опять же, учитывая возраст основной аудитории и её взрывной характер, данное решение организаторов на вес золота. Лично я практически не заметил каких-то конфликтных ситуаций, а те, которые возникали, были лишь между зрителями и носили характер словесной перепалки, которая быстро прекращалась. 

Что касается работы со зрителем в перерывах между матчами, то она оставляет желать лучшего. Еще в первый день мейн-ивента была вынужденно прекращена автограф-сессия команды  Natus Vincere из-за недостаточного обеспечения безопасности как игроков, так и зрителей. В последний день турнира проблем во время автограф-сессий или на спонсорских стендах я не заметил. Однако кроме этих самых автограф-сессий с просто огромными очередями, совсем не интересных стендов партнеров и стадионных пунктов общепита, где цены, кстати, оставляли желать лучшего, больше ничего и не было. Ситуацию спасали известные личности комьюнити, которые периодически выходили в коридор, раздавали автографы, фотографировались и просто общались со своими фанатами. Один такой момент произошел при мне. Во время одного из матчей в коридор вышел директор по продажам магазина Fragstore и объявил, в магазине раздает автографы известный киберспортсмен по дисциплине Dota 2  Роман «Resolut1on» Фоминок (привет, маркетинг). Те, кто стояли вблизи, моментально заполнили магазин, спровоцировав стадное чувство у тех, кто даже не слышал этого объявления. Охрана сработала молниеносно, организовав приличную очередь. В этот момент я находился внутри магазина, снимая обзор на продукцию. Мне повезло, впрочем, в этот день мне реально очень много везло. Любая продукция с подписью Романа моментально увеличивала свою стоимость на 500 рублей. Еще минуту назад я снимал прилавок и просил директора по продажам рассказать об ассортименте, поэтому мне разрешили купить футболку по её прежней цене и подписать у Романа. Кстати футболку с автографом Романа я планировал разыграть, возможно, когда-то это и случится.

Если подвести итоги о развлекательной программе, то в целом её можно назвать удовлетворительной. Ситуацию конечно спасли медийные личности, но и сами организаторы явно учли ошибки первого дня. Resolut1on в этот вечер еще раз выходил в коридор, правда, во второй раз мне стало его по-человечески жалко. Если в первый раз его спасала витрина магазина и пара охранников, то во втором случае он на полчаса оказался один на один с толпой фанатов. В течение 30 минут его разрывали на фото, на автографы и мучали расспросами. Я стоял рядом и наблюдал, как в течение этих 30 минут, лицо человека из веселого и жизнерадостного превращается в жутко уставшее. Ситуацию спасла девушка из персонала и два охранника, которые через силу вырвали Романа из рук толпы и отвели в VIP-зону. 

Продолжая тему моего везения, расскажу, что моей камере удалось заглянуть прямиком в комментаторскую комнату турнира, и повидать многих известных личностей киберспортивного комьюнити. Во время очередного рабочего рейда по коридорам арены, размышляя как бы добыть качественный контент, я наткнулся на известного комментатора по дисциплине CS:GO  Юрий «strike» Терещенко. Он представлял стенд собственного проекта Gosuopossum, на котором можно играть в любимую всеми CS:GO и зарабатывать на этом деньги. Не помню, как так получилось, но я уговорил его снять для меня комментаторскую и устроить блиц опрос известных личностей. Таким образом у моей камеры появился известный оператор, а у меня — шанс на действительно крутой контент. Пользуясь случаем, я еще раз благодарю Юру за его помощь. И пусть из-за своей лени и технических возможностей камеры я так и не смонтировал ни одного видео с турнира, главное, что мой пример доказывает то, что, не обладая достаточными знаниями и навыками в какой-либо сфере, но обладая упорством, огромным желанием, чуточкой наглости и капелькой везения, можно достичь результата. 

Пожалуй, осталось рассказать только о технической составляющей турнира. Серьезные проблемы возникали с трансляцией, пропадала то картинка, то звук. Происходили технические заминки в кабинках для игроков, один раз решительно не хотели открываться двери сцены. Я бы не стал упоминать об этом, будь это обычный киберспортивный турнир, коих огромное количество. Подобные заминки обычное дело, но мы говорим о трансляции, которая велась на федеральном канале. Понятное дело, что это первое в СНГ сотрудничество киберспорта и ТВ, но я убежден в том, что многие проблемы могли быть предотвращены. Остается надеется на то, что на этих ошибках будут учится. 

Про качество работы медийных сотрудников RuHub я напишу отдельно. В контексте турнира EPICENTER, у меня есть только одно словосочетание, которое опишет их деятельность. Полный провал! Из всех людей, ведущих трансляцию, огромное спасибо хочется сказать лишь  Елене «Meg» Урусовой. На мой взгляд, наследующий день после турнира она проснулась полноценной звездочкой, и при том абсолютно заслуженно. При должной работе над собой она способна стать великолепной ведущий на телевидении, которая станет проводником в мир киберспорта для очень многих людей. 

Подводя итоги первых двух частей статьи, хочется выразить свои мысли о турнире в целом. Я неописуемо рад что побывал на таком мероприятии. Во-первых, я приобрел бесценный опыт. Во-вторых, я пообщался со многими интересными людьми. В-третьих, я испытал двойное чувство гордости за то, что турнир мирового масштаба по компьютерной игре прошел в России. Никогда прежде не было такого праздника киберспорта, причем любой желающий мог окунуться в эту атмосферу за совершенно символическую сумму. Недостатки были, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто хоть как-то причастен к организации и проведению этого турнира. Единственное, о чем я жалею, что в своих мечтах о работе в киберспорте, я так и не смог насладиться полноценной атмосферой соревновательного духа. Уже в самом конце турнира, после диалога с Александром Хитровым, монолог из которого вы прочитали в начале статьи. Я пришел в зрительский зал, выключил камеру и опустошенный сел наблюдать за финальной картой турнира. К моменту, когда с потолка посыпалось конфетти, эмоций не осталось совсем, и только легкая улыбка, появившаяся на губах, дала мне понять, что я люблю киберспорт.

Часть третья. RuHub и всё, что с ним связано

В самом начале статьи я упоминал о том, что записывал видеопроект в домашних условиях. Если вкратце, я пытался высказывать объективную критику в адрес различных медийных личностей, в первую очередь студии RuHub. Заняться подобным я решил после просмотра интервью с главой ESforce Holding Антоном Черепенниковым. Вообще к этому человеку я испытываю огромные чувства уважения и благодарности. Несмотря на то, что по сути своей Антон является бизнесменом и в первую очередь его должна интересовать только прибыль, он искренне озабочен развитием киберспорта. Ещё увлекаясь CS 1.6, я, как и многие, наверное, мальчишки моего возраста болел именно за  Virtus.pro. Тот непередаваемый дух поистине народной команды — большая заслуга Антона. Это потом уже появились Na’Vi со своим золотым составом и огромной толпой фанатов, но по настоящему любимой и родной командой была именно Virtus.pro.

Интервью, про которое я упомянул выше, входит в одно из моих самых просматриваемых видео за последние полгода. Я не уверен кто был инициатором его записи, но этот человек допустил просто огромный провал. К тому моменту студия RuHub провела несколько крупных турниров по Dota 2 практически неизменным составом, успела собрать подразделение RuHub по CS:GO, и в целом студия проделала неплохой объём работы. На это соответственно последовала реакция комьюнити, к большому сожалению, негативная. Видя то, с какими темпами развивается сфера освещения киберспортивных турниров, и то, как при этом развитии ведут себя известные медийные личности, люди стали задавать вполне логичные вопросы. На этом фоне и было записано интервью с Антоном, в котором он по сути отвечает на самые острые вопросы комьюнити. Очень рекомендую к просмотру данное интервью.

Лично я из интервью понял одно, что за студией RuHub абсолютно нет никакого контроля со стороны ESforce. Выделяются средства, ставятся задачи по просмотрам и на этом всё. В одном из своих выпусков на youtube-канале, посвященных  Ивану «Faker» Дёмкину, я сравнил два интервью Антона и Ивана, которые были залиты на канал RuHub Media в один день. Слова тут излишне, это просто нужно видеть. Большего контраста найти труднее, переплюнуть Ивана вряд ли у кого-то выйдет. В итоге интервью Антона, которое было направленно на то, чтобы успокоить сообщество и дать ему надежду на скорое улучшение ситуации, выглядит просто смешно. Вообще я уже пытался высказываться на тему работы студии в своих выпусках и статьях, но не слишком удачно. Попытаюсь вновь, но начну издалека.

В моём представлении, нынешний киберспорт и всё, что с ним связано, находится на этапе становления. Любой желающий человек с легкостью может найти свою нишу и реализовать себя в этой сфере. Но были и те, кого можно назвать первопроходцами. Многим, если не большинству, из этих людей повезло. По сути всё, чем они занимались в то время, можно назвать не иначе как хобби. Никто из них представить себе не мог, что спустя 5-10 лет они будут сидеть в шикарных студиях и освещать компьютерную игру, в которую когда-то просто играли, для всей страны. Киберспорт сделал громадный скачок вперед, а люди, начинавшие это дело как простое увлечение, по сути остались на месте в своем развитии. Если посмотреть интервью пятилетней давности многих (если не всех) из нынешних медийных личностей RuHub, вы непременно найдете там примерно такие слова: «Родители не понимали моего увлечения и были против, у меня были проблемы со школой (институтом, университетом)». Получается, что всё, в чем они разбираются — это игра, которой они посвятили большую часть своей жизни.


v1lat 1059.png


Я не утверждаю что образование это панацея, и люди, бросившие учебу глупцы. В мире достаточно примеров, когда успешные люди бросали учебу ради любимого дела. Но при этом образование дает нам базу знаний необходимую взрослому человеку в обществе, профессиональные навыки, учит нас мыслить и рассуждать. Беря во внимание этот факт, становится ясно, почему нынешние «таланты» демонстрируют такой низкий уровень работы. Также из явных проблем, хочется выделить тот факт, что по сути вся киберспортивная тусовка — очень закрытое сообщество. Еще недавно попасть туда было практически невозможно, а все люди, работавшие в этой сфере, были что называется побратимы. С одной стороны, это понятно: если тебе выпал шанс превратить когда-то просто хобби в личный заработок, ни с кем не хочется делить эту возможность. Плюс к этому ты должен обладать незаурядными знаниями по игре, а людей с такими знаниями было не так уже и много. Но с другой стороны, это очередной жирный минус в сторону качества продукта, который студия производит. Зачастую обладая качественными знаниями в одной области, люди совершенно некомпетентны в другой. И если взять к примеру комментирование, то не которые люди элементарно обладают дефектами речи.

Проблемы, описанные мною выше, по большому счету решаемы, но тут есть вишенка на торт. Все эти люди просто не хотят учится. Знаете, когда я только начинал увлекаться просмотром Dota, Я, как и многие не зацикливался на качестве трансляции во всех её смыслах. Мне нравилось смотреть на то, как люди постоянно шутят на грани (а иногда и переходя её), дурачатся и помимо этого успевают что-то рассказать про игру так, что иногда тебе даже становится понятно, о чём они говорят. Прошло время, и вот я уже лежу на диване и смотрю турнир по компьютерной игре с плазмы. Мне не нужно сидеть на стуле возле монитора, запускать Twitch, да при желании мне и интернет не нужен. Я могу включить поток вещания просто через антенну. Но что я там вижу, так это тех же людей, что и 5-7 лет назад. Изменилось только качество картинки и рабочий функционал. Теперь я могу больше понимать о игре, ведь часть информации я получаю в графическом виде, получается, что люди на экране стали еще бесполезнее чем раньше.

Знаете, предыдущий абзац закончился слишком негативно, конечно все не так плохо. Со временем мы стали видеть больше интерактива, больше анализа, меньше глупостей и ребячества. Однако я абсолютно убежден, что за пять лет можно вырасти на много ступеней выше в профессиональном плане, нежели сейчас. А ведь теперь это именно профессия, а не хобби как было раньше. Видимо понимание всего этого дошло и до Антона Черепенникова. Понятное дело, что, будучи крупным бизнесменом, у тебя нет времени самому решать все вопросы. Ты надеешься на людей, которые в твоем подчинение. С появлением группы ВК под названием «Киберспортивный патруль» стало очевидно, что лимит доверия исчерпан.

Часовое лайв-включение с Антоном Черепенниковым,  Романом «CaspeRRR» Лепёхиным и  Виталием «v1lat» Волочаем наделало много шума. По сути, выглядело это как публичный вызов на ковер с приглашением третьей заинтересованной стороны. На данный момент видео суммарно собрало более 300 тысяч просмотров. Надо сказать, что диалог получился скомканным и практически неконструктивным. Каждый пытался высказать свою правду, при этом не слыша собеседника, поэтому разбирать его на отдельные части смысла не много.

На данный момент мне сложно сказать, какие последствия повлек за собой этот диалог. Находясь не в самом лучшем расположении духа к продолжению своих киберспротивных начинаний, я полностью пропустил все турниры, а соответственно и всю работу студии сразу после EPICENTER. Тем не менее я попытаюсь сделать собственные выводы.

  • EPICENTER дал чёткое понимание того, что сотрудничество между ESforce и МАТЧ ТВ, можно назвать в меру успешным. То есть мы в полном праве рассчитывать на продолжение сотрудничества, а это означает что качество трансляции непременно будет расти.
  • Из лайв включения я сделал один вывод: Антон явно озабочен нынешним положением дел, а, зная предыдущие заслуги этого человека, не стоит сомневаться в том, что он приложит максимальные усилия для улучшения ситуации.
  • Уйдя в дипломный отпуск, у меня появилось много свободного времени, и я просто не мог не начать следить за событиями в мире киберспорта вновь. На момент написания этой статьи проходил финал Кубка России по киберспорту, а также Dota Pit League Season 5. Я не заметил каких-либо позитивных изменений в качестве продукта, стало даже хуже. Скорее всего такое мнение у меня сложилось из-за того, что подобные турниры не самого высокого ранга.

Соответственно, уровень освещения этих мероприятий не самый высокий, но если мы вернемся к вопросу о профессиональных качествах «талантов», то они остались на мой взгляд абсолютно без изменений. «Звезда» уровня  Ярослава «NS» Кузнецова на Кубке России по киберспорту откровенно пинает балду. А ведь под его руководством, руководством Елены Урусовой и прочих «звездных талантов» на кубке России могли дать шанс проявить себя совершенно новым людям. На DotaPit в основе своей поехали кастеры второго эшелона студии. Своеобразный шанс проявить себя, но насколько они с ним справляются,  сказать трудно.

Таким образом подводя итоге всему выше написанному в третьей части статьи, хочется сказать следующее. В сфере освещения киберспортивных мероприятий (в целом, а не конкретно в какой-то студии) требуется провести серьезные изменения. По техническим характеристикам вопросов не возникает вообще, чего только стоит камера на квадрокоптере, которая снимала зал во время турнира EPICENTER. Первое в мире (!!!) применение подобных технологий на турнире по киберспорту, а в целом удачный опыт сотрудничества с ТВ дает повод думать, что на этом технический прогресс не остановится. А вот по работе персонала и в первую очередь медийных личностей есть серьезные вопросы, которые необходимо решать. И в первую очередь в этом должны помочь мы с вами, обычные зрители. Критика безусловно очень необходимая вещь. Без обратной реакции очень сложно понимать в каком направлении стоит двигаться дальше. Но критика должна быть конструктивной, объективной и направленной на помощь. К сожалению, наше, как принято говорить СНГ-комьюнити, находится далеко от того, чтобы реагировать подобным образом. Именно о комьюнити и будет четвертая часть моей статьи. А эту часть я закончу цитатой, которую сказал Антон Черепенников в моем любимом интервью: «Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай».

Часть четвертая. Комьюнити

В последние полгода 2016 года стало модным писать и высказываться на тему того, что наше комьюнити по своему развитию сравнимо с маленьким, непослушным и капризным ребенком. Из всех медийных личностей только ленивый не написал блог, видеообращение или как-то иначе обратился к сообществу. В основном все эти обращения начали появляться на фоне растущего негатива и волны критики. Посыл был прост: мы стараемся и делаем все лучше и лучше, а вот вы на себя лучше посмотрите. Более юные представители не способны дать что-то полезное, те кто постарше, понятия не имеют о рабочем процессе. Все комментарии либо формата «фу, говно», либо «каеф». Своего рода защитная реакция, которая до поры до времени давала надежду на то, что в скором времени все станет лучше.

Лучше не стало. Постепенно люди начали припоминать былые «заслуги» каждого «таланта», и вполне резонно указывать на то, что они напрямую причастны к нынешнему моральному фону сообщества. Ведь именно их поведение публично и является примером для подражания. 

Первая реакция «элиты» дала надежду на позитивные исход подобной интернет перепалки. Многие признали свое поведение в прошлом неподобающим и в настоящее время не позволяют себе подобного, и даже наоборот пытаются позитивно влиять на комьюнити. Очень интересной была реакция NS. Он написал блог, в котором обратил внимание на негативное влияние стримеров с популярного ресурса Twitch. В общем-то, когда все баталии по утихли, на сцену вышел небезызвестный  Глеб «Funn1k» Липатников. Его обращение к комьюнити расхватили на цитаты, а сам он приобрел статус «лунного короля». Я не буду по новой размышлять о том, что это было. Хочется лишь отметить, единственный факт, который очень ярко бросился в глаза. Из всей киберспортивной тусовки, первый кто не высмеял, не унизил, а задался вопросом, что заставило человека высказаться в подобном ключе, был  Арен «VeRsuta» Зурабян. Довольно удивительно, ведь самого Арена сложно назвать примером для подражания. В итоге вся эта ситуацию породила очередную волну разнообразных блогов на тему нашего комьюнити и очередную волну ответов. 


funn1k 1059.png


Теперь, когда краткий пересказ событий второй половины 2016 года закончен, я выскажу своё мнение и начну опять издалека. Серьезно увлекаясь CS 1.6 в прошлом, я пристально следил за всем, что происходит на профессиональной сцене и за своими кумирами в частности. Еще будучи кажется четвероклассником, каждый день после школы я старался найти хотя бы пять рублей, чтобы поиграть 25 минут в компьютерном клубе, а когда удавалось найти 15 рублей, то можно было поиграть целый час. Бывало такое, что воровал мелочь у мамы из кошелька, распихивал монетки по разным карманам пиджака, чтобы утром, когда я собирался в школу, монетки не дай бог зазвенели. На дворе был 2004 год, и уже тогда я проникся духом прокуренных подвалов с компьютерами, заполненных детьми и подростками. В таких местах все было довольно сурово. Тебя могли выгнать из-за компьютера и играть оплаченное тобой время. Могли обидеться на что-то произошедшее в игре и уже в реальной жизни поквитаться с тобой. Один такой момент произошел и со мной. 

Еще не особо разбираясь в игре, я купил себе «Афган» (b-5-1) и побежал вперед, в этом раунде мне повезло и я убил около пяти человек вражеской команды. В зале раздался крик: «Кто это такой охреневший?!». Парни, у которых не было денег чтобы поиграть, как обычно стояли возле компов, возле каждого человека по три, быстро спалили меня. Ко мне подбежал пацан лет на пять старше меня и хотел начать выяснять отношения, но его остановил еще более старший парень проходивший мимо. Он сказал ему: «Если тебя убивает малой, то сиди и не выпендривайся». 

Эту историю я запомнил на всю жизнь, и поделился с вами не просто так. В киберспорте как и в спорте, есть свои дисциплины, соответственно есть и свои тусовки. Увлекаясь CS 1.6 и проводя много времени в компьютерных клубах, я научился одному простому правилу: за свои слова, за свои действия и за свою игру можно ответить в реальном мире. С появлением первых профессиональных команд, у нас, пацанов, начали появляться кумиры, которые так же, как и мы, начинали с прокуренных подвалов. Появлялись первые фан-клубы команд, которые порождали в свою очередь целое сообщество всеми любимой игры. Интервью игроков перечитывали и пересматривали по нескольку раз, перенимая все самое лучшее. 

Ярким примером игроков того поколения, чье имя заслуживает самых теплых слов и уважения, чье поведение всегда являлось примером для остальных, является  Алексей «LeX» Колесников. Такое сообщество игроков можно было охарактеризовать одним словом братство. CS 1.6 была флагманом своего времени в киберспорте, а профессиональные игроки этой дисциплины самыми популярными. Неудивительно что всё сообщество любителей компьютерных игр равнялось на них, но с массовым приходом интернета в каждую дверь нашей необъятной страны все начало меняться.

Началась своеобразная смена поколения. Раньше компьютерными играми увлекались в основе своей люди подросткового возраста и старше, тем более если мы говорим о профессиональном киберспорте. С технологическим прогрессом и развитием игровой индустрии, дети с самого раннего возраста, получили прямой доступ к киберспортивному сообществу. И главная проблема нашего комьюнити заключается в том, что в этот переломный момент не нашлось людей или может быть целой организации, которые были бы в ответе за контроль над молодежью влившуюся в киберспортивную среду. Ну а дальше все пошло-поехало по накатанной.

Оставшаяся часть блога доступна по ссылке.

Комментарии