Блоги

Шведские «Ниндзя» (1/2): легендарный стрик

От автора:

Этот материал должен был стать коротким вступлением к аналитической статье, отвечающей на вопросы, кто должен стать пятым "Ниндзя" в шведской организации, и почему это  Maikelele, однако чем больше я пытался эту часть ужать, тем яснее становилось, что она необходима для того, чтобы при дальнейшем обсуждении мы все находились на одной странице.

Для многих описываемые здесь события могут оказаться известными, их я прошу терпеливо подождать второй части материала, которая будет опубликована в ближайшие пару дней.

Приятного чтения!

 Ninjas in Pyjamas - название это у любого давнего поклонника CS:GO вызывает если не трепет, то хотя бы абсолютно искреннее уважение. Ни одна другая команда (за исключением нынешних  Virtus.pro G2A, конечно, но поляки неоднократно сменяли организации) не может похвастаться такой стабильностью состава. Четыре из пяти действующих «Ниндзя» были в организации с августа 2012 года, и трое из них –  f0rest,  Xizt, и  GeT_RiGhT – не пропустили за это время ни одной из 969 сыгранных карт. Да и  Friberg позволил себе отлучиться лишь на 3 матча.

Почти тысячу игр назад шведские «Ниндзя» возникли на CS:GO сцене, еще в самом начале становления последней, и получили возможность буквально диктовать, определять темпы развития игры и ее «меты». Пожалуй, недалеко от истины утверждение, что именно эта команда в наибольшей степени ответственна за то, как выглядит сегодня среднестатистический матч в Counter-Strike.

Сегодня Ninjas in Pyjamas остаются одной из наиболее популярных в коммьюнити команд, несмотря на серию неудачных результатов. Подтверждают это как многочисленные фанатские опросы, так и банальная статистика просмотров. К примеру, во время полуфиналов Dreamhack Cluj-Napoca матч с участием NiP смотрело 800 тысяч человек, в то время как противостояние EnVy и G2 собрало на 150 тысяч зрителей меньше.

Во многом эта популярность связана с максимально позитивным и “профессионализированным” образом шведской пятерки в медиа. Ни один из игроков команды не был замешан в каких-либо скандалах, зато в разнообразных интерактивах с болельщиками “Ниндзя” всегда принимали участие. Кроме того, безусловно играют роль и впечатляющие результаты организации в первые годы CS:GO. Фанаты даже придумали термин “Магия NiP”, на который неустанно ссылаются после каждой внезапной победы - никак иначе нельзя объяснить некоторые победы шведов. Впрочем, давайте поговорим немного о самых первых результатах команды.

В период 2012-2013 годов NiP катком прошлись по своим оппонентам, выиграв все десять оффлайн-турниров, в которых участвовали, не уступив на них ни единой карты. Лишь на одиннадцатом для шведов соревновании команде  Virtus.pro (состоявшей тогда из представителей СНГ:  Dosia,  Fox,  kUcheR,  ANGE1 и  AdreN), удалось остановить эту безумную серию из 87 побед кряду.

Рекорд этот сегодня принято романтизировать – это, мол, было невероятным проявлением способностей игроков, одним из величайших рекордов киберспорта вообще, и больше мы никогда подобного не сможем увидеть. Согласиться я склонен лишь с последним пунктом – в современной соревновательной среде конкуренты не позволят какой-либо команде настолько отрываться от своих преследователей. Что же касается остального, то тут для полного понимания необходимо все же углубиться в детали. Я предлагаю вам вместе со мной определить, что стало причиной раннего господства NiP в новой игре, а также подумать, в каком движении команде следует двигаться сегодня.

Итак, что же обусловило настоящее господство Ninjas in Pyjamas в первые месяцы Global Offensive? В первую очередь… собственно, сама профессиональная сцена CS:GO. Важно понимать, что в момент ее зарождения и ранних этапов развития, параллельно продолжала существовать уже вполне благоустроенная и всеми любимая сцена CS 1.6, наполненная множеством мероприятий.

Это означало объективно второсортный статус нового проекта Valve. Организации и игроки предпочитали авантюрам стабильность и заработок, “благодаря” чему профессиональная сторона Global Offensive долгое время вынуждена была ютиться по маленьким лан-турнирам с чисто символическими призовыми фондами.

В таких условиях соглашались работать лишь откровенно слабые организации, которые не находили в себе сил бороться за выживание в других дисциплинах. Таким образом, среди участников первых турниров CS:GO практически не было тех, кто мог назвать себя геймером на полную ставку. Да и финансовых возможностей организаций банально не хватало, чтобы обеспечить игрокам поездки на все турниры.

Особняком в это время стояли наши сегодняшние герои - Ninjas in Pyjamas. В 2012 году ни одна другая организация не могла похвастаться столь развитой инфраструктурой за своей спиной. NiP имели возможность участвовать в любых турнирах, зарплаты в организации были значительно выше, чем таковые у всех конкурентов, а значит все “Ниндзя” действительно "работали" профессиональными игроками, посвящая все свое время тренировкам. Конечно, это не могло не сказаться на их результатах.

“Но где же были все большие организации из 1.6?”, - спросите вы. Они слегка запаздывали по указанным выше причинам. Кроме того, для всех трех больших команд, которые все же перешли впоследствии в CS:GO, характерной стала одна и та же проблема - все они предпочли не менять состав, хотя времени для адаптации у них уже не было. Речь здесь идет о  Fnatic,  Natus Vincere и  ESC Gaming.

Fnatic пришли в Global Offensive в конце ноября (NiP к тому моменту выиграли свой четвертый турнир) с идеей, что состав, столь успешный в 1.6, сможет быстро адаптироваться к новым реалиям. Однако логика, казавшаяся верной, не сработала и уже спустя 2 месяца началась веселая череда замен.

Аналогичная история произошла и с  Natus Vincere G2A. Будучи одной из самых успешных организаций прошедшей эпохи, “Рожденные побеждать” также не смогли пережить акклиматизацию. Несмотря на спад  Егора «markeloff» Маркелова и неудачи  Edward'a, возглавляет список пострадавших всем известный  ceh9, который, замечу, был идеальным игроком поддержки в 1.6. В Global Offensive, однако, эта роль потеряла свое значение. Игра стала быстрее и агрессивнее, и от игроков позиции Арсения требовалась и значительная “огневая мощь”, способность принимать и выигрывать дуэли наравне со своими звездными партнерами, на что тот не был способен. Справиться со своими внутренними проблемами Na’Vi смогли лишь к лету 2013 года, когда рекордная серия шведских “Ниндзя” уже была окончена, что можно увидеть на картинке ниже.

Наконец, польская ESC, состоявшая из  NEO,  TaZ’а,  pashaBiceps'a,  kuben'a и  Loord'a. Здесь ситуация несколько иная, ведь поляки пришли в CS:GO практически одновременно с NiP. Вопрос лишь в том, что “золотая пятерка” тоже решила остаться в оригинальном составе. И если раньше это было их отличительным знаком и, в какой-то мере, сильной стороной, позволявшей им выигрывать игры за счет взаимопонимания, то в новой игре приверженность традициям сыграла с партнерами злую шутку. Лишь с приходом молодых  Snax'а и  byali поляки вновь стали силой, с которой следовало считаться.

Шведская пятерка же была искусственно создана для того, чтобы быть успешной командой именно в CS:GO. В первую очередь следует сказать о том, что NiP удалось заполучить, вероятно, лучшего на тот момент игрока планеты - Кристофера GeT_RiGhT Алесунда, который чудесным образом не пострадал от смены игры. Швед уже был состоявшейся звездой в CS 1.6, стабильно попадая в топ-2 мирового рейтинга с 2009 года, а также раз за разом становясь самым результативным стрелком года по общему количеству фрагов. Последние месяцы перед CS:GO он с переменным успехом провел в команде SK Gaming, и после поражения в финале ESPORTSM решил бросить себе новый вызов.

В Global Offensive Кристофер остался верен своему стилю. GeT_RiGhT стабильно делал свои 25 фрагов, без видимых усилий выигрывая ситуации 1v2 и 1v3. Важно понимать, что при этом Алесунд не был тем звездным игроком, который открывал места закладки бомбы. Всей этой статистики он добивался, играя на позиции “луркера”, и внося хаос в построения соперника. Большинство раундов он оставался в тени, но, стоило его команде допустить ошибку, Кристофер выходил на тропу войны.

GeT_RiGhT имел феноменальную для тех времен технику стрельбы, и часто решался исполнять т.н. “спрей” на таком расстоянии, которое ни один другой игрок не счел бы подходящим для этого. Как удачный пример могу привести момент, где от стрельбы Кристофера (не в последний раз) пострадал Егор Маркелов.

Но, словно этого было мало, Ninjas in Pyjamas смогли подписать и одного из постоянных претендентов на второе место мирового рейтинга - Патрика f0rest Линдберга. Про его карьеру, как и про таковую у GeT_RiGhT’а, можно было бы со спокойной душой написать полноценную статью, но сейчас придется ограничиться краткой сводкой.

В новой команде Линдберг был эдакой противоположностью Алесунда, идеально дополняющей своего звездного партнера. F0rest использует значительно более высокую чувствительность мыши, нежели большинство игроков, что заметно повлияло на развитие его стиля. Во время своей 1.6 карьеры Патрик двигался в игре, пожалуй, лучше всех в мире, а усомнившихся в точности его стрельбы оперативно убеждал в ошибочности суждений.

Переход на CS:GO не мог не сказаться на его игровом стиле, но f0rest оперативно преодолел неудобства и стал делать все, чтобы GeT_RiGhT’у как можно реже приходилось вступать в игру. Линдберг, в отличие от партнера, действовал уже на передовой, врываясь в скопления врагов подобно (спасибо англоязычному комментатору Андерсу Блюме за ставшую знаменитой метафору) урагану смерти.

Третьей звездой состава, перекочевавшей из 1.6, стал Ричард Xizt Лендстрем. С ним ситуация чуть более сложная. Он не был лучшим внутриигровым лидером даже в Global Offensive, хотя и занимал эту роль. Однако именно благодаря его вкладу Ninjas in Pyjamas стали собой. Его виденье игры, в отличие от такового у главного оппонента Ричарда -  Ex6TenZ'а из  VeryGames, отличалось отсутствием строгих расстановок и планов.

Xizt позволял своим партнерам играть так, как им удобно, и в первые дни CS:GO это было оптимальным решением. Хаотичный, непредсказуемый стиль атаки NiP идеально работал против большинства свежих команд сцены, не обремененных идеями о защитных дымах или других, казалось бы, неотъемлемых атрибутах современной игры. Пассивная же защита и поныне остается визитной карточкой команды.

К слову, работал на «Ниндзя» и начальный набор карт в CS:GO, состоявший из Nuke, Dust 2, Mirage, Train и Inferno. Они способны были играть на всех пяти в равной степени, так как не полагались на сложные раскидки и тактический подход. В связи с этим все те команды, которые действовали иначе, оказывались в бедственном положении - какую бы карту они не убирали сами, NiP спокойно банили лучшую карту своего соперника и оставались с тремя удобными для себя.

Больше всего страдали от этого уже названные французские VeryGames, которые во время эры «87-0» были второй по величине силой на сцене. Как бы то ни было, для «Ниндзя» они оставались, возможно, самым удобным соперником, поэтому во время значимых турниров часто происходила следующая забавная ситуация.

Французы, полагаясь на тактический гений Ex6TenZ'а и его строжайшие расстановки, на пути к очередному финалу справлялись со всеми командами, способными в теории победить NiP. Однако в конце пути их традиционно ждали «Ниндзя», готовые заняться тотальным разрушением продуманных, казалось бы, планов. В такой манере VeryGames проиграли шведам 4 финала подряд во время описываемых событий.

Наконец, перейдем к двум игрокам, которые оправдывают приведенные выше претензии к Na’Vi, ESC и Fnatic - Адаму friberg Фрибергу и  Робину Fifflaren Йоханссону. Эти два игрока не были звездами до прихода в Global Offensive, и тем не менее их вклад в победы трудно переоценить. Новички, почти не имевшие опыта профессиональной игры, они сформировали тот стиль, с которым долгое время не могли справиться команды, застрявшие в прошлом.

Адам Фриберг удачно запрыгнул в разгоняющийся поезд CS:GO и чудесным образом продолжает на нем удерживаться. В первые годы CS:GO он стал своего рода ледоколом шведских “Ниндзя”, принимающим на себя всю первоначальную агрессию соперника.

Как и GeT_RiGhT (не думал, что когда-то мне доведется проводить подобное сравнение), friberg быстро освоил “спрей”-технику новой игры. Но использовал он ее в иных условиях, нежели всеми любимый Алесунд. “Энтри-фраггер” команды, он просто открыто входил в поле зрения соперника и навязывал ему дуэль по собственным правилам. Уже упомянутое выше отсутствие защитных дымов и недостаточно активное использование флэш-гранат позволяло Адаму стабильно выигрывать подобные перестрелки, обеспечивая своей команде легкий захват мест закладки.

Сегодня на friberg'а продолжает обрушиваться настоящая буря критики, начавшаяся еще в начале 2015 года. Его игровой стиль сегодня полностью потерял свою актуальность, а статистика способна напугать лишь поклонников шведской команды. Впрочем, Адам не отчаивается и продолжает активно работать над собой, пытаясь удержаться в стремительном потоке современного CS. В конце концов, он всегда может вернуться к любимому Deagle'у.

Наконец мы переходим к наиболее спорной позиции, которая остается таковой и поныне. Началось все с Робина Fifflaren Йоханссона. К слову, вы знали, что его ник переводится со шведского как “скрипач”? На фоне других шведских никнеймов, вроде GeT_RiGhT, Disco_Doplan или f0rest (с «потрясающей» историей Патрика о том, как он выбрал себе игровое имя), находка Робина выглядит особенно интересной и по-настоящему персонализированной.

Fifflaren действительно не был тем звездным игроком, который бы убивал десятки врагов и переворачивал игру, он лишь играл свою роль скрипки в этом небольшом оркестре. Йоханссон стал тем игроком поддержки, которым не смог стать Ceh9 для Na’Vi. Робин по-прежнему играл исключительно ассистирующую роль метателя гранат, но при этом в большинстве случаев носил с собой AWP. Это позволяло ему оставаться довольно грозной силой при удержании каких-либо неудобных для других игроков позиций.

Таким образом, в раннем периоде Global Offensive NiP сумели построить игровую модель, отличную от всего, что видели поклонники Counter-Strike ранее. Это была быстрая и непредсказуемая атака, утилизирующая неопытность новых команд сцены, и пассивная защита с непредсказуемым GeT_RiGhT’ом, который в любой момент мог отправиться на разведку. Однако все это было помножено на общую неразвитость профессиональной сцены, слабые защитные установки других команд и отсутствие реальной конкуренции из-за очевидных проблем у всех больших организаций 1.6.

С развитием игры и сцены своеобразная “мета” менялась, и на Fifflaren’а все чаще обрушивался шквал критики. В первую очередь это было связано с тем, что роль снайпера команды к 2014 году стремительно утрачивала свой утилитарный статус. AWP вновь использовали настоящие звезды своих команд:  GuardiaN в Na’Vi,  kennyS из  Titan,  JW, то есть те игроки, которых многие ставили в самый верх списка лучших на сцене.

Кроме того, следует понимать, что сам по себе Fifflaren был довольно посредственным игроком в вопросах стрельбы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть любой из немногочисленных роликов, посвященных ему. Завершивших карьеру профессионалов не принято вспоминать с негативом, но даже сам Робин иронизировал над своими выступлениями. К примеру, после провального для игрока финала EMS Katowice 2014 в его инвентаре появился Famas с названием “9-44 never forget”. Именно с таким счетом Йоханссон завершил последний матч турнира.

Впрочем, после ожидаемой замены Fifflaren’а на молодого и перспективного Maikelele обновленные шведские “Ниндзя” все же не смогли вернуться на вершину. С этого момента NiP погрязли в бесконечных сменах своего пятого игрока, и чехарда эта продолжается до сих пор.

Во втором материале из серии мы подробно рассмотрим, что каждый из новичков команды за последние 2 года смог принести в игровой стиль шведских “Ниндзя”, и постараемся разобраться в том, какое решение стоит сегодня перед легендами мирового Counter-Strike.

Об авторе:

Email для связи: vnzhivotnev@gmail.com

Меня зовут Владислав Machinae Животнёв. Я начинающий журналист. Вы могли встречать мои старые работы на таких сайтах, как carrick.ru, free-torrents.org, championat.com, а также сталкиваться со мной на просторах CSGO. Проще говоря, на месте настоящего послужного списка у меня в данный момент стоит лишь жирный прочерк, но я верю в киберспорт и журналистику, а также подозреваю, что смогу поучаствовать в их соединении.

Я отдаю себе отчет, что этот материал читать было труднее, чем предыдущий, но мне всегда нравилась идея исторического экскурса в киберспорт. Буду рад любой конструктивной и не очень критике. И, по традиции, #Makeesportsjournalismgreatagain.

  • Twitter: /machinaez
  • Steam: /machinae291
  • Hitbox: /machinae291
  • VK: /conroe

Комментарии