Блоги

«Хороший игрок». Разное понимание для игрока, клуба и болельщика

Сразу оговорюсь, что всё нижесказанное — это мои личные ощущения. Я не пишу конкретно о ситуации с  Virtus.pro, а пытаюсь описать общую картину. Впервые за два года я вернулся к управлению командой. Мало что изменилось, но комментарии к моему предыдущему блогу побудили меня написать ещё раз. Кому-то этот блог поможет узнать что-то новое, однако для меня цель иная — структурированно объяснить, чем именно я руководствуюсь, подбирая состав.

Что такое «хороший игрок» для клубов

Стабильный, рациональный и надёжный человек, который, помимо прекрасных действий в игре, ещё и работает с аудиторией. Это тот, кто не будет бегать из стороны в сторону, с кем можно договариваться на долгий срок. Для клуба важны не только победы игрока, но и положительный отклик от болельщиков, ведь только так возможно реализовать его в коммерческом плане. Именно так привлекаются новые спонсоры.

Без доверия к игроку как к человеку менеджеру клуба очень сложно построить успешную долгую историю. Долгая история — ключевое слово, ведь весь парадокс молодого компьютерного спорта в том, что после победы большинство игроков начинает намекать на повышение зарплаты чуть ли не на следующий день, а новые спонсоры появятся после триумфа только через полгода-год, и то есть вероятность, что игрок просто покинет команду и пойдёт в другой клуб. Есть организации, которые ведут себя очень некрасиво, обманывая игроков — такое тоже имеет место быть. При данной картине именно личностные отношения выходят на передний план, ведь жёстких контрактов не достаточно, чтобы управлять игроками — в киберспорте пока нет регулятора и чётких правил. В 80% случаев игроки даже не интересуются, какие контракты они подписывают, для них главное — чтобы срок был небольшой. Попробуйте с этим управиться и построить здоровую команду на несколько лет. Учитывая тренировочный процесс и только личные отношения с 20-летними подростками, где менеджеры должны быть и мудрой нянькой, и водоносом, и мамкой, а кроме всего прочего — разбираться в игре. Не забудьте, что менеджер обязан быть ещё и продюсером, успешными продавцом и управленцем. Когда спортивный бизнес зависит полностью от отношений — это уже не совсем бизнес и не совсем спорт. Если не брать систему «риотов», то во всех остальных играх в киберспорте клубы скоро либо кардинально изменятся, либо вымрут как класс. Однако эта тема уже для другого блога.

Примеры хороших игроков для клубов (с кем общался сам):  VP.TaZ,  VP.Neo,  VP.Pasha,  NaVi.Dendi,  NaVi.Zeus,  Secret.Puppey.

Что такое «хороший игрок» для другого игрока

У профессиональных игроков свой мир и своё понимание игры, которое недоступно для большинства болельщиков. На протяжении 7 лет я активно играл в Counter-Strike 1.6. Мы тогда все сидели в компьютерных клубах, и я считался semi-pro. Зачастую в стрельбе 1 на 1 обыгрывал профессионалов, а в некоторых миксах иногда обыгрывал этих же самых pro. Когда я смотрел профессиональные матчи, я тысячу раз ругал игроков: «Что они делают?!», «Как стреляют?!». Потом я всё-таки стал pro и поиграл полгода с легендарными CS 1.6-игроками, такими как  Lex и  F1_N. За 2 месяца я понял, что раньше ничего не знал про CS. От обилия фишек и таймингов кружилась голова, а того, чего я не заметил за 7 лет, открылась масса, и никаких гайдов на этот счёт я до этого не видел, ведь их просто не было. Я стал видеть карту, как будто был сверху; стал чувствовать одновременно где все игроки моей команды и где противник. Каждая профессиональная игра в любой момент времени — это движение и контрдвижение, пик и контрпик. У профессиональных игроков на уровне подкорки мозга откладывается куча комбинаций и действий, которые они делают на автомате — что-то вроде мышечной памяти. Чтобы всё это понять, необходимо попасть к профессиональным игрокам в команду. Однако и они не объяснят тебе всего. Ты автоматически будешь адаптироваться, играя с ними, разбирая с ними реплеи, слушая, как они думают и спорят между собой. По этому поводу не пишут гайдов, большинство игроков даже не смогут объяснить это словами. Реакция стрельбы, ММР — это то, что видно, однако большая часть скрыта для зрителя. Что-то вроде магии, природу которой сложно описать.

Когда профессиональные игроки собирают команды, им важно именно то, как другой игрок понимает игру, как он мыслит. Друг друга игроки оценивают по реплеям и игровым ситуациям, накладывая это на своё видение игры. Люди с сильным пониманием держатся в топе годами. Те, кто не принял правила понимания игры, могут выстрелить, но скоро исчезают из поля зрения. Именно поэтому, когда создаются новые команды, делаются неадекватные пики или в команду берут игрока, который иногда на кнопку забывает нажать. Болельщики хватаются за голову, а потом и ещё раз, когда вроде бы странный состав или неграмотный пик выигрывает игру. На втором месте — личность игрока, ведь большинство pro знают друг друга годами, хорошие и не очень поступки друг друга... Химия личностных отношений в команде — это второй важный пункт для игроков, когда они собираются в команды. Как бы человек ни играл, прожить с этим человеком, которого ненавидишь, целый месяц на буткемпе — сложно.

Что такое «хороший игрок» для болельщика

Специально поставил этот блок последним, потому что для его понимания важны предыдущие два.

У нас очень активная аудитория. Так заведено, что болеют в основном за игроков, а не за клубы. Спрашивают, правда, тоже в основном с игроков, что справедливо. Благо, большинство понимает то, что описано в этом блоге про клубы, и что составы собираются в основном благодаря желанию и выбору игроков, а не клубов, за исключением 5-10 самых топовых клубов, которые существуют очень давно. Киберспорт отличается от спорта ещё и тем, что почти все болельщики и зрители сами являются активными игроками и из-за этого более требовательны к качеству игры. Однако каждый болельщик смотрит с высоты своего понимания игры, ММР, уровня стрельбы и прочих параметров, которые понятны. Профессионал может сыграть на Энигме 0/7, промазать блекхолом в финальной драке, и его запомнят как плохого игрока, а мидера в этой игре, который набил 20 убийств, окрестят героем, но это не всегда честно. Несколько незаметных движений, 1 важный вард и много информации в этой игре в голосовом чате от игрока на Энигме — вот что на самом деле позволило выиграть эту игру, а не мидер, которому дали спейс на карте. Всё это может остаться за кадром.

Для аудитории важно, чтобы игрок был харизматичным и всегда удивлял. Создавал уникальные моменты в игре и был лидером в таблице фрагов. Такие игроки в большинстве своём являются топовыми, однако часто мы не замечаем нераскрученных, спокойных парней, которые на самом деле делают команды чемпионами. Примеры, думаю, известны всем.

Тут пазла нет!

Комментарии