Блоги

Блог NS'a: «Мысли о СНГ-доте»

Blogs
106

Навеяно блогом Антона. Сначала лучше будет прочитать сам блог. Он тут: http://www.cybersport.ru/participate/blogosphere/fan-blog/171250/ Блог небольшой, так что не ленитесь. Это не совсем комментарий к блогу, а просто мои мысли на ту же тему. Предупреждаю сразу: там снизу очень много букв.

Для начала хотелось бы сказать следующее: абсолютное большинство людей не осознают простой истины — в СНГ мало игроков в доту мирового уровня. Хороших много, отличных много, а вот мирового уровня — мало. В этом и кроется основная проблема неудач наших команд, все остальное же вторично.

Многие путают умение нажимать на кнопки (фармить, кидать хуки пуджа, стрелы потмы и всякие другие скиллы во врагов) и умение играть в доту. В общем, путают микро и макро, а ведь это совершенно не одно и то же; однако подмена понятий свойственна как рядовым зрителям, комментаторам, аналитикам, так и самим игрокам!

Игроков, которые умеют нажимать на кнопки, вагон с тележкой. На мой взгляд, многие парни на 5к mmr, в целом, могут давить на кнопки не хуже самых топовых парней из профессиональных команд просто потому, что механическая «задрочка» не является главным фактором успеха и чем-то запредельно сложным. Ты просто повторяешь день ото дня одно и то же, у тебя начинает получаться все лучше и лучше. C этим моментом всё просто, и он доступен каждому. Развить микро относительно просто.

Совсем же другой момент — мозговая активность до и во время игры. Опять же, многие полагают, что в топ-командах существует некий супер координатор (он же — капитан), который говорит каждому, что делать, а 4 машины исполняют его приказания и добиваются успеха. Это верно лишь частично. Да, координатор есть. Но нет, он не проговаривает каждому игроку его действия: координатор задаёт общий темп и направление игры, принимает решения в ключевых моментах и направляет русло игры чуть больше остальных игроков. Но это всё не отменяет того, что каждый игрок на своей позиции и в каждой конкретной игровой ситуации принимает свои собственные макро решения, которые и реализует в силу своих микро умений.

Тут-то собака и зарыта: умение принимать правильные решения — и есть основная сложность игры, это и есть основное умение, которое приносит победы. В текущих реалиях умение думать по ходу игры и принимать верные решения — и есть скилл. То есть макро намного важнее микро. Конечно, нужно и на кнопки уметь верно нажимать, но это, как я уже выше писал, доступно гораздо большему количеству людей.

Помните частые фразы комментаторов и аналитиков про почти все наши команды: «Они традиционно сильны в начале» или «Ребята очень хороши в лейт гейме»?

А знаете почему? Потому что начало и лейт — это две наиболее простые части игры с точки зрения макро.

В начале, пока стоят все вышки и идёт битва на линиях, решает то самое умение жать на кнопки. Оно у наших про-геймеров на высоте, поэтому частенько СНГ-команды навязывают борьбу грандам на старте. К тому же, наши команды часто предпочитают очень агрессивный стиль на первых минутах игры, постоянно навязывая драки более сильными героями с целью заработать комфортное преимущество и закончить игру быстро. Это именно та манера игры, которая позволяет избежать сложных макро действий в середине.

В лейт гейме, когда уже нет никаких вышек и у всех много предметов, макро начинает решать крайне мало: защищать вышки уже не надо, все стараются передвигаться кучнее, потому что одиночные смерти (даже саппортов) очень чувствительны в затяжных играх. Многие проблемы связанные с отпушем линий и поддержанием баланса крипов на карте решаются большим количеством предметов у всех подряд и наличием тревелов на некоторых персонажах. В такой ситуации на передний план снова выходит микро скилл — только теперь уже в драках.

Что же касается середины игры — это огромное количество макро решений, которые должны приниматься постоянно каждым отдельно взятым игроком на карте: где фармить, как и когда защищать вышки, как и когда атаковать вышки. Битва за Рошана, использование смоков, использование обзора на карте и разводы связанные с ним, сплитпуш и многое другое — явные макро моменты.

Именно вот тут, неожиданно, после неплохого старта, частенько наши команды и начинают лететь: то керри куда-то загулял, то варды с карты пропали, то Рошана отдали ни за что, то одну вышку на две свои разменяли, то под смок подставились, то пуш неудачный устроили. Снова и снова мы разводим руками и повторяем: «Ну не прёт в середине игры, несильная это сторона наших команд».

Макро игра — это сложный и постоянный мыслительный процесс, который выматывает и забирает силы. Именно мозговая активность выматывает, а не механическое нажатие кнопок; именно от серьезной мозговой активности и устают команды, которые играют несколько матчей в день, а не от того, что сидели на стуле. От сидения на стуле не устают. Но чтобы мозг мог так работать, его нужно тренировать.

Все ищут проблемы в чем угодно: «состав не тот», «капитан не тот», «керри не тот» — все время, в общем, кто-то не тот. Но как бы все вышеназванное не менялось, проблема не решается. И не решится она просто так, потому что упор у большинства игроков сделан не туда. Здесь я хочу согласиться с тезисом, который Антон высказал в пункте 4 своего блога и выделить его, так как он, на мой взгляд, наиболее важен. Я знаю сотни игроков, которые думают, что задрачивание 24 на 7 принесет результат; они так и делают, но результата нет (т.е. он есть, но до топ-1 инта как пешком до Луны). Просто потому, что чрезмерная практика механических действий не просто не способствует развитию мозга, который необходим для игры, но напротив — убивает его. Умение думать в игре неотделимо от умения думать вне игры — а это, в свою очередь, невозможно без саморазвития, без книг, фильмов, общения в социуме, а также постижения мира, как внешнего, так и внутреннего, чему многие не уделяют абсолютно никакого внимания. Только дота, только хардкор!

Антон в своём блоге пишет, что нужна структуризация (видимо, процесса тренировок), но изменить людей извне, имхо, нельзя. Нельзя заставить человека вылезти из кокона и начать расширять кругозор, начать думать, начать качать свой скилл общения, начать познавать мир и интересоваться чем-то. Это всё человек может либо начать делать когда-то, либо нет, и никто за человека этого не сделает. А если постараться заставить, то абсолютно точно получишь очень резкую негативную реакцию.

Я не знаю, какой там состав собрался сделать Антон (примерно представляю, но оглашать прав не имею), но никакая структуризация процесса тренировок, профессиональные тренера или другие ухищрения не исправят проблем, если говорить о людях, которым уже за 25 лет.

Я бы сказал, что в текущих реалиях гораздо лучше и перспективнее потратить 1-2 года, но сосредоточиться на воспитании молодых ребят, мировоззрение которых еще не сформировалось и из которых можно слепить все, что угодно, чем снова перетасовать всем известных личностей в надежде для того, чтобы сказать: «вот теперь-то заиграют!»

Работа с молодыми — это, конечно, намного тяжелее, чем просто собрать состав тертых калачей. Это — действительно серьезная и тяжкая работа. Однако если единожды получится воспитать чемпионов из молодняка, то этим опытом можно будет пользоваться десятилетиями далее. Рано или поздно, этим все равно придётся заняться, и, что естественно, лучше сделать это раньше. Как часто пишут в чётких пацанских цитатниках: «Через год будешь жалеть о том, что не начал сегодня».

За сим прощаюсь.

P.S. Зная реакцию масс на любой мой пост, хочу уточнить один момент — я не заявляю, что понимаю макро лучше действующих профессионалов или что понимал его лучше них в мою бытность про-игроком. Тем не менее, это мне не мешает видеть проблему и высказывать свои мысли о ней.

Тут пазла нет!

Комментарии