Всем привет, это Харухи. Как вы уже наверняка успели заметить, недавно вышел новый souls-like, Elden Ring. Игра получила очень положительные отзывы: её высоко оценили в Стиме, на метакритике она получила 96% (хотя я хочу отметить, что user score у игры 7.9 для PS5, 6.6 для PC (уточню, что в PC версии оценка критиков 95%, что сути, впрочем, не меняет), 7.5 для Xbox Series X), на Сабике игра тоже получила крайне высокую оценку 10/10. Игру даже ставили в топ-5 лучших игр всех времен. Я с такой характеристикой Elden Ring не согласен, собственно, поэтому я и решил составить свой топ-5 лучших игр всех времен.
Прежде, чем мы перейдём к самому списку лучших игр, давайте обратимся к цитате Маэстро.
Считаю максимально объективным оценивать игры подобно тому, как Маэстро оценил идеи Наполеона. Игра воплотила в себе такие идеи, что их переносят в другие игры даже спустя десятилетия? Игра может называться лучшей. Если же игра лишь собрала в себе эти самые идеи, но при этом сама ничего нового не предложила, то эта игра может быть хорошей, может быть плохой, может быть отличной или просто средней, но она не может быть лучшей.
Далее. Я прекрасно понимаю, что в рамках всей игровой индустрии 5 лучших игр - это ничтожно мало, поэтому в своем блоге я не расскажу про десятки, сотни, если не тысячи действительно достойных игр, которые, например, создавали новые поджанры игр (Diablo - диаблоиды, Demon's Souls - souls-like и прочие), но я постараюсь их хотя бы упомянуть. Начнём.
V. GTA III
GTA III известна как первая трёхмерная часть серии GTA. Игра вышла в 2001 году на PS2, в 2002 на PC и, по сути, создала нечто такое, что используют и дорабатывают и по сей день, а именно открытый 3D-мир, где игрок может выполнять основные задания, заниматься побочными активностями или же просто пострелять по случайным NPC.
Говоря про GTA III, нельзя не упомянуть предыдущие части серии, которые предлагали игроку примерно то же самое, но в 2D (но не имели сюжета в его привычном понимании). Также достаточно интересно выглядит Driver 2 (2000 - PS1), которая куда более акцентирована на автомобильной части игры (при этом покинуть машину вы сможете, но использовать оружие или набить лицо случайному пешеходу у вас не выйдет). Часто вспоминают (и заслуженно вспоминают!) и Mafia: The City of Lost Heaven, которая, впрочем, вышла чуть позже GTA III и была куда более сюжетно-ориентированной игрой.
В дальнейшем многие игры будут созданы на тех идеях, которые были реализованы именно в Grand Theft Auto III.
IV. Fallout
В 1997 вышел первый Fallout. Игра в постапокалиптичном сеттинге, игра, где мир пережил ядерную войну, игра.. да вы и сами наверняка о ней много чего знаете! Но тем не менее, я хочу обратить ваше внимание на вариативность первой части (а также то, что вариативности первого Fallout могут позавидовать многие современные "RPG"). Так, Fallout предоставляет игроку множество возможностей выбора (помочь шерифу города или помочь местному криминальному авторитету, уничтожить мутантов или присоединиться к ним и т.п.), при этом игрок может увидеть последствия своих действий и оценить их с моральной точки зрения. Тем не менее по ряду причин не все идеи разработчиков были реализованы.
Идея морального выбора игрока в конечном счете стала довольно популярной в видеоиграх, во многом благодаря Fallout, Icewind Dale, Baldur's Gate, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, SW:KOTOR, Fable и многим другим. Потому довольно интересным выглядит то, что впервые моральный выбор в играх появился в игре 1991 года Streets of rage, а это, внезапно, вообще beat 'em up.
III. Half-Life
Half-Life вышел в 1998 и значительно изменил жанр шутеров. Если раньше сюжет в шутерах играл роль явно второстепенную (Doom, Quake, Duke Nukem 3D, да даже первый Serious Sam и первые COD!), то в Half-Life ему уделялось куда больше внимания. При этом в игре отсутствовали видеозаставки, сюжет подавался в самой игре! Более того, игроку давали возможность поучаствовать в завязке сюжета.
Пожалуй, именно из-за инновационной подачи сюжета эта игра и стала действительно настолько легендарной, ведь тем самым она буквально перевернула жанр шутеров от первого лица с ног на голову!
II. Minecraft
Кхм, ну а если серьёзно, то Minecraft - это невероятная игра. Другой такой просто нет. Minecraft даёт игроку невероятную свободу, а также имеет кучу модов, которые эту самую свободу расширяют просто до каких-то неприличных пределов! Вы можете строить механизмы (совсем простые или невероятно сложные), играть в разные мини-игры в мультиплеере, проходить различные сюжетные карты... пожалуй, в майнкрафте вы можете вообще что угодно! И это удивительно!
Как я уже сказал, другой такой игры сейчас просто нет, но при этом Minecraft сумел наложить свой культурный след на компьютерные игры. Так, появлялись различные клоны (хотя по популярности им не удалось даже приблизиться к оригиналу), пытались копировать даже кубический стиль майнкрафта! В общем, легендарная игра!
I. Gothic/Gothic 2 ^_^
Готика. Игра, где ты начинаешь простым заключенным, а не каким-то избранным. Игра, где даже самый ничего не значащий шахтёр-работяга по-настоящему живёт! Игра, где твои поступки имеют последствия! Такое тяжело представить даже в 2022-м году, а попробуйте такое вообразить в 2001-м! Но давайте обо всём по порядку.
Прежде, чем мы перейдём к разбору самой Готики, давайте вспомним какие РПГ-игры были в ту эпоху, какими там были третьестепенные персонажи, что они делали, насколько проработанными были эти игры. Arcanum, Fallout 2, Icewind Dale 2, Baldur's Gate 2 и прочие игры, во всех них НПС были просто болванчиками! Статистами! У них не было каких-то своих занятий, распорядка дня, зачастую им даже сказать было нечего, а двигались они совершенно хаотично и бесцельно! А теперь давайте посмотрим на Готику: у каждого НПС есть свой распорядок дня, НПС едят и пьют, общаются между собой, если главный герой встанет у НПС на пути, то тот потребует, чтобы гг дал ему пройти (при этом если это требование проигнорировать, то гг могут избить!). В первой части была целая куча именного оружия и если вы экипировали такое оружие, а потом вас замечал его первоначальный владелец, то он нападал на вас, чтобы забрать назад своё оружие!!
Взаимодействие с окружающим миром было на высочайшем уровне: вы могли сесть на стул, покрутить мясо на вертеле, пожарить мясо на сковороде, сесть на скамейку, поспать в конце концов, зажечь факел или огонь (удивительно, но сделать это можно было даже Уризелем - магическим мечом) и много что ещё можно было сделать в волшебном мире Готики. Сейчас такое практически не увидишь, но в Готике, когда персонаж ел или пил, то он действительно ел или пил, с анимациями и всем прочим!
Также в игре учитывались самые разные действия игрока. Вы пообещали Уистлеру купить меч у Фиска, но смотались с рудой? Диего это прокомментирует. В этом плане очень далеко шагнула вторая часть серии. Приведу ряд примеров:
- В портовом квартале Хориниса есть вышибала Мо. Он потребует у главного героя золото. Если это золото не отдать, то Мо нападёт на вас. Довольно очевидным будет просто с ним подраться или заплатить, НО! В портовом квартале также стоит Ларес, друг главного героя из прошлой части игры, и вот к нему вы можете обратиться за помощью (сделать это нужно, когда Мо на вас напал), тогда Ларес заступится за вас и побьёт Мо.
- Чтобы вступить в монастырь Инноса, послушнику нужно заплатить 1000 золотых монет и принести овцу. Овцу нужно купить на ферме у землевладельца Онара, который отправит вас к пастуху Пепе, чтобы вы наконец забрали свою овцу, но что если случится так, что Пепе умрёт? Даже это было предусмотрено - Онар расстроится, продаст вам овцу и скажет, чтобы вы сами выбрали себе овцу на пастбище.
- Но вернёмся в Хоринис. Там есть гильдия воров, которую можно найти, если выполнить задания 3 воров или сдать хотя бы одного из них (тогда на вас нападёт НПС Аттила, назначив вам встречу в достаточно безлюдном месте). Вот об этом нападении сейчас и пойдёт речь. Это просто невообразимо, но если у вас не будет экипировано оружие (хотя у игрока нет никаких реальных причин не экипировать оружие), то Аттила это прокомментирует перед нападением! И таких примеров ну очень много!
Как вы видите, глубина проработки мира просто невероятная! Это была буквально революция в мире РПГ игр! Неслучайно CD Project Red вдохновлялись Готикой, когда разрабатывали Ведьмака!
Заключение.
Напишите свои лучшие игры в комментариях, поставьте лайк, если вам понравился блог.