Вопреки распространенному заблуждению вестерны не типично американские разборки ковбоев, шерифов, индейцев и бандитов. С точки зрения мирового искусства вестерны это скорее столкновение примитивного и устаревшего уклада с новаторским образом жизни, при этом зачастую конфликт показан через символическое противостояние характеров. Тот же "Аватар" Кэмерона и "Белое солнце пустыни" Мотыля типичные вестерны. Кстати в данном прекрасном жанре умеют творить не только американцы, советский "Человек с бульвара Капуцинов" от Аллы Суриковой собрал кучу призов, включая награду на кинофестивале в Лос-Анжелесе, а итальянец Серджо Леоне вообще создал культовую Долларовую трилогию, ставшую родоначальницей, так называемых спагетти-вестернов. Но сегодня мы вспомним с чего стартовала серия Call of Juarez, подарившая нам пожалуй лучшие вестерны в своей индустрии.
Разработчик
Польская Techland была основана Павлом Мархевкой в далеком 1991 в небольшом городке Оструве-Велькопольски. Начинала студия, как дистрибьютор программного обеспечения и так продолжала в течении 9 лет. Ситуацию изменила активность Адриана Чишевского, предложившего попробовать самим что-то создать. Выбор остановился на Crime Cities - футуристическом экшене с авто на воздушных подушках. Дебют вышел смазанным, игра получила средние оценки, но предприимчивые поляки успели обзавестись нужными знакомствами в индустрии. После чего по заказу издателя стали выпускать симуляторы шахмат, карточных игр и гонок по лицензиям, попутно перемежая релизы своими оригинальными наработками. Так появились - стратегии Mission: Humanity, Survival: The Ultimate Challenge и забавный шутер Hen on Fire: Kurminator. Ключевым для студии стал 2003, когда было решено создать свой собственный игровой движок Chrome Engine, и именно с помощью него была выпущена первая действительно мощная игра поляков шутер Chrome. Относительный успех которой позволил Techland заниматься собственными проектами, в том числе и консольными. За последующие 19 лет поляки открыли офисы в Вроцлаве и Варшаве, выпустили несколько успешных серий - Call of Juarez, Dead Island и конечно же Dying Light. Про последнюю обязательно будет пост в моей рубрике.
Игровая часть
Главному герою игры Билли Свечке не повезло с самого рождения. Из-за его мексиканских корней местное население мягко говоря парня недолюбливало, а отчим практически ежедневно колотил. Единственным лучиком света была мама и её истории про золото Хуареса, собираемое когда-то для выкупа Монтесумы. Согласно преданию оно было проклято, что совершенно не смущало повзрослевшего Билли, отправившегося на поиски клада. Потратив два года впустую парень решил вернуться домой, где обнаружил дымящиеся развалины и трупы отчима с матерью.
К его несчастью свидетелем сцены стал второй главный герой - Преподобный Рэй МакКол. Во времена бурной молодости будущий падре наводил настоящий ужас на западное побережье. Совместно со своим братом они вершили типичное правосудие для Запада того времени, с помощью револьверов и крупнокалиберных винтовок. Вот только подобный образ жизни привел к гибели третьего брата Рэя, верившего в идеалы христианства. Данная трагедия привела к тому, что Виктор остепенился и взял в жены беременную мать Билли, а Рэй в память о потери принял сан священника.
Новый удар совершенно выбил из колеи постаревшего МакКола, решившего, что именно парень является убийцей. После чего преподобный, вооружившийся револьвером и Библией, отправился в погоню. Закольцованная история продемонстрирует весь колорит Дикого Запада - главные герои переживут столкновения с несколькими бандами, станут невольными участниками ограбления поезда; Билли найдёт не только золото Хуареса, но и встретит родного отца, а Рэй выяснит кто действительно виновен в убийстве и получит шанс на настоящее искупление.
Ключевой особенностью игры, послужил разный геймплей за персонажей. Преподобный идет напролом танком, снося головы под библейские цитаты. Звучит крипово, но ощущается круто... действительно начинаешь верить в его одержимость. При этом схватки происходят в основном с разнообразным отрепьем, у которого не хватает денег на нормальное вооружение. Поэтому зачастую ваша стрелковая амуниция разваливается прямо в руках, а найденный хороший ствол ценится на вес золота. Иногда особые враги вызывает режим дуэли и в лучших традициях классических вестернов, преподобный под условный сигнал отправляет противников на свидание к своему непосредственному начальнику.
Билли же отвечает за стелс миссии, при чём иногда буквально, в некоторых локациях обнаружение приводит к рестарту до контрольной точки. Также в распоряжение у парня есть кнут, позволяющий преодолевать препятствия и имбовый лук, активация которого вызывает замедление из Матрицы.
Прохождение 15 глав занимает около 6 часов и оставляет скорее положительное впечатление. Call of Juarez играется бодро и разнообразно, участвующие персонажи вышли довольно убедительными и колоритными, а сюжет хоть и клиширован, всё равно способен увлечь. Игра даже на лёгком уровне сложности довольна хардкорна и ваша нерасторопность быстро приводит к летальному исходу. Ряд заданий заставляет неплохо напрячь кукуху, я например далеко не сразу сообразил, что для доступа к камню нужно забраться на крышу церкви, хотя видеоряд как-бы открыто на это действие намекал. При этом творение Techland не лишено очевидных минусов. Самый критичный из которых - бестолковый левел-дизайн, проявляющийся особенно в миссиях за Билли. Платформенные элементы и задания на время не добавляют особого шарма и скорее раздражают. Также к минусам отнесу бэктрекинг, который хоть и сюжетно обусловлен, но намекает на явную лень разработчиков.
Техническая часть
Call of Juarez стала одной из первых игр, выпущенных с полной поддержкой DiretX 10. Третье поколение Chrome Engine обзавелся повсеместным наложением карт нормалей, текстурами высокого разрешения, рендерингом теней и сложными эффектами, создаваемыми при помощи частиц. Пейзажи, дым, огонь даже по современным меркам выглядят просто отлично. При этом прорисовка персонажей и их поведение особенно вовремя диалогов, получилось топорной и неубедительной. Физическая модель оставляла двоякое впечатление, с одной стороны мы получили безумные гонки, периодически срывающихся в пропасть лошадей, с другой достоверно распространяющийся огонь.
Звуковая дорожка получилась неплохой, но довольно куцей. Понимая эту проблему Techland для консольного переиздания добавили 20 новых композиций. Сэмплы оставили благоприятное впечатление, особенно выстрелы и эффекты вовремя получения новых заданий и при старте дуэлей.
Ощутимой проблемой остались так и не вытравленные баги. Они разной степени критичности, вылет у меня случался всего дважды, в одном случае пришлось переиграть неприятный момент с подстрелом летящих в смотровую яму динамитных шашек. Также, персонажи периодически застревали в дверях, проваливались в текстуры и получали перманентное бессмертие. В той же яме, Молли после взрыва скинула путы посмотрела на меня и скипнула игровой процесс. Чертовка.
Заключение
Вообще Call of Juarez далеко не лучшая игра в серии. Bound in Blood и особенно Gunslinger выглядят куда более убедительно (про отвратную The Cartel вспоминать не будем). Но это первый хороший интерактивный вестерн в формате FPS. К сожалению геймплей морально устарел и в нынешнее время процесс воспринимается не так ярко. Тем не менее на момент выхода игра получила бы от меня 7.5 баллов, если же судить по современным стандартам смело отнимайте полтора балла.