Блоги

Комьюнити-каст — как ESL и PGL ушли от изначальной задумки Valve

46

Впервые Valve заговорила о комьюнити кастерах (далее КК) в октября 2017 года (6,5 лет назад). В посте озаглавленном Трансляции DotaTV, найти который можно только в вебархиве, были опубликованы первые правила для КК:

  1. не должны преследовать коммерческие цели
  2. не должны напрямую конкурировать с официальной трансляцией
  3. нельзя использовать в оформлении рекламу или брендирование
  4. запрещается рекламировать своих спонсоров
  5. нельзя использовать контент официальной трансляции, будь то аудиодорожка, видеоряд, оформление и что-либо другое
  6. не разрешают студиям транслировать турниры друг друга

Самым неоднозначным получился второй пункт. Ведь любая неофициальная трансляция конкурирует с официальной. Но не будем останавливаться на таких мелочах и, двигаемся дальше, к другому, очень важному сообщению, которое вышло несколько месяцев спустя, в январе 2018 года и заключалось в двух вещах:

  1. Уточнение п.5 из предыдущего списка – включение в него движения камеры (обсы ТО) и голосовых комментариев (комментаторы ТО в Dota TV)
  2. Если КК соблюдает уточненный п.5, то пожаловаться на нарушение авторских прав (выписать DMCA страйк) может только Valve.

Следует сделать отступление о том, что нарушения 1, 2, 3, 4 и 6 пунктов не являются нарушениями авторских прав ТО, но не соответствуют регламенту Valve. Некоторые ТО, например WePlay, ошибочно трактовали нарушения правил Valve, как нарушения авторских прав и отправляли DMCA жалобы на основании, например, того, что КК подключил к своему каналу внутреннюю монетизацию платформы (twitch или youtube) о чем вы можете прочитать здесь.

В какой-то момент, ориентировочно в сентябре 2020 (могу ошибаться), Valve представили отдельную страничку с правилами комьюнити каста и предоставили ТО возможность создавать собственные правила для каждого турнира. Из всего текста я бы хотели выделить один фрагмент, где Valve пишет, какие правила ТО они бы посчитали разумными (фраза, трактуемая некоторыми КК, как обязательные к использованию ТО). Там есть строчка “Трансляция с задержкой, но не более 15 минут.” без пояснений идет ли речь про стандартную для Dota TV задержку или задержку в OBS (то что сейчас требуют ESL и PGL). КК трактуют это так, как им удобно, но правду знают только Valve (не факт).

Судя по тому, что письма КК в Valve не дали никакого эффекта, можно предположить, что действия ESL и PGL в части OBS задержки – согласованы с издателем.

Есть еще важный момент. В 2017, да даже в 2020, годах не было КК, которые:

  1. Получали многократный буст к своему онлайну при трансляции турниров (сравните средний онлайн Никса и НСа с цифрами во время последней Дачи)
  2. Совокупно собирают цифры близкие или превышающие официальную трансляцию (тут я больше говорю о паре BB/Fissure, предоставляющей доступ Никсу и НСу к трансляции без задержки)
  3. Получающих, скорей всего, сотни тысяч долларов за свою работу и, что намного важнее, от спонсоров, являющихся прямыми конкурентами спонсоров официальной трансляции.

Амбассадоры (то есть Никс и НС) нарушают 1 и 4 пункты из первого списка. Ведь они явно преследуют коммерческие цели в плане выполнение KPI, а кроме ведения трансляции амбассадором (читай лицом, которое предоставляет бренд) может быть расценено, как реклама.

К этому стоит добавить, что КК (в основном Никс) зачастую нарушают следующие правила Valve:

Содержимое вашей Трансляции сообщества основано исключительно на DotaTV и производимых или лицензированных вами материалах.

Я часто видел, как Никс на трансляции врубал какое-то видео с YT. Да, Никс не нарушает авторские права ТО, но он нарушает авторские права других правообладателей, что идет в разрез с текущей редакцией правил Valve, где отсутствует уточнения о каких именно материалах идет речь. Никс, во время Рияд Мастерс, забирал с официальной трансляции видео с камер в зале, с эмоциями игроков и так далее.

Добавим к этому иногда висящие баннеры, сообщения в чат-боте и станет понятно, что некоторые КК, на протяжении многих лет, постоянно нарушали правила Valve, а в некоторых случаях и авторские права ТО, оставаясь безнаказанными.

В заключении я хочу высказать, возможно неожиданную, но интересную точку зрения на комьюнити каст. Вот для кого Valve предоставили комьюнити каст (из поста 2017 года):

“Фанатам тесно связаны с отдельными личностями, с их играми и рассуждениями, а также их трансляциями профессиональных, любительских и обычных матчей.”

Но вместо того, чтобы привлечь фанбазу отдельных комьюнити кастеров к просмотру Dota 2 получилось обратное. КК собрали свою фанбазу за счет трансляций Dota 2. Теперь часть этой фанбазы смотрит матчи только у них. Фактически, часть аудитории из поклонников игры превратилась в поклонников конкретного кастера. Вряд ли Valve задумывали именно такое.

Можно долго дискутировать на тему того, что официальные трансляции – отстой, а у стримеров нет, но если аудитория хочет смотреть стримера, то никакая дополнительная задержка их не остановит.

Кстати, правила комьюнити каста, которые ввела пара Fissure/BetBoom на Elite League ни что иное, как попытка получить хоть что-то (в данном случае плюсик от аудитории) после действий ESL и PGL. Поясню: самые крупные комьюнити кастеры (Nix, NS, Lenag0lovach) подписаны BetBoom и им, в отличии от Paragon/Winline, изменение правил в пользу кастеров не вредит. В том же CS2, где у Winline есть Sl4m, Fissure/BetBoom на мейджоре правила в пользу кастеров не меняла. Вот и думайте.

Резюмируя, я бы сказал, что часть КК ушли от первоначальной задумки Valve очень далеко. В этом нет их вины, ведь фактически их контент не изменился, поменялось лишь то, что они, уже довольно давно, нарушают (по моему мнению) 1 и 3 пункты правил Valve.

Комментарии