Недавно мне выдалась возможность посмотреть сквозь «щель мехвода» за игрой лучших команд мира по Dota 2. В этом блоге я хочу рассказать вам не только о своих впечатлениях, но и разобрать проблемы в киберспорте World of Tanks.
Так как моя специальность «танковый киберспорт», то буду параллельно стараться сравнивать его с киберспортом в Dota 2, что поможет лучше разобраться в проблемах неординарного вида спорта World of Tanks.
Начнем с того, что в доте у меня наиграно около 140 часов, где, наверное, половина - афк и игра с ботами :). Но, во всяком случае, я не хотел быть рядовым «раком в пабе» и смотрел/читал много гайдов, а после сел за просмотр киберспортивных матчей. Первое, что бросилось в глаза - замесы. За считанные секунды происходило на карте больше, чем за целый тур в той же Golden League. Я очень долго не понимал творящегося на карте и, с отвисшей челюстью, слушал беспрерывную речь комментаторов, которые каким-то непостижимым для меня образом успевали это все еще и озвучить. Если честно, то это сильно бесило… Бесило то, что я не могу этого понять, но в то же время это было интересно. В танках такого нет. Там если ты не понимаешь - смотреть это не интересно. Многие заблуждаются, думая, что они, играя только в рандоме, хорошо понимают и 7/42. На самом же деле, не понимая тактик, сэтапов команд и прочего - нельзя с удовольствием смотреть танковый киберспорт. Порой даже понимая это все, становится скучно, так как с опытом ты осознаешь, что команда поедет туда через минуту, для того, чтобы сделать это и то. Это, кстати, тоже одна из многочисленных основных проблем в киберспортивном формате World Of Tanks. Где-то процентов 70 всех возможных действий на карте повторяются раз за разом. Этого, как мне кажется, точно нельзя сказать про доту. В частности, этому способствует большой выбор героев, способности героев и предметы. В танках тоже есть больше количество техники, но ее баланс далек от идеала, а в 7/42 еще и ограничивают в выборе танков. Из-за этого количество «кактусов» на уровень растет, а количество пригодной техники остается без изменений.
Предлагаю пока отойти от этой злободневной темы и перейти к тому мероприятию, которое я посетил - LAN-финал Starladder 9 сезона. Поехал я туда в качестве представителя прессы. К сожалению, не удалось по некоторым причинам попасть на все дни, поэтому смог побывать только в субботу и воскресенье. Чтобы не выглядеть идиотом среди хорошо разбирающихся в доте людей - решил перечитать кучу инфы про команды и игроков. Опять же, спотыкаемся об траки танка - найти информацию о команде по Dota 2 не составляет большого труда, в отличии от World of Tanks. Почему бы это не исправить? Нужно лишь собрать информацию, а для такой огромной компании это семечки. Вообще освещение киберспорта в танках очень слабенькое. В доте киберспортом больше движет само комьюнити, а в нашем, танковом, - Wargaming. Понятно, что использование комьюнити в качестве распространения информации будет более эффективно. Можно на пальцах одной руки пересчитать людей, которые стараются популяризировать киберспорт в танках: мои статьи на Virtus.pro, паблик WGL News, ну и немного паблики самих команд, которые живут только за счет конкурсов (я не беру в счет паблики Na’Vi и прочих топ-команд). Простой пример: когда я был менеджером в LOL Team 1, начал писать про матчи команды, какие-то статьи о прошедших турах и все в таком духе, но как вы думаете, это добавило людей в паблик? - Нет. В паблик добавило людей розыгрыши игрового золота. Тоже самое было и с группой команды WePlay. Одна моя просьба репостнуть в группу Джова запись о конкурсе - и на следующий день в группе больше 5 000 человек. Чтобы вы понимали, по меркам пабликов киберспортивных команд WOT - это до фига и больше. Еще на следующий день мы обогнали топ-2 команду Golden League, и лишь до Na’Vi не успели добраться, так как после окончания конкурса народ разбежался. Вот просто подумайте, команда, которая на тот момент играла в Silver League, смогла обогнать лучшие команды Golden League. Бред.
Но ведь действительно, очень тяжело, при слабой зрелищности завлечь человека прийти посмотреть тот же Grand Final по World of Tanks. А завлекаловка в виде голды для школьников - это точно не выход, такое комьюнити в киберспорте не нужно, так как развития не будет вовсе. Поэтому первое, что стоит побороть, - зрелищность самой игры. Пути решения я могу описывать бесконечно. Идей просто немерено, но стоит ли их озвучивать? Я не думаю, что через вкладку в браузере отдел Wargaming меня услышит. Хотя если что, то я бы с радостью помог в развитии киберспорта World of Tanks. Если буду нужен - вы знаете как меня найти :). Ладно, проехали.
Допустим, зрелищность немного добавили, но что дальше? Здесь также есть, где разгуляться (как же всего хочется выплеснуть, но поберегу горло до лучших времен). Перейдем опять в доту… Когда я только ее запустил, то сразу же перешел на вкладку трансляций, так как просто стало интересно. Но почему я это сделал? Отвечу: просто стало интересно. А нажимал бы я на вкладку «Трансляции» на официальном сайте, когда только познакомился с игрой? Точно нет. Скачал и в бой. Такой внедрение киберспорта в клиент - бесспорно крутая фишка. Однозначно нужно и танкам. Опять же, я бы мог расписать концепцию того, как оно выглядит, но игра не стоит свеч. Если уже и расписывать все подробно, то с уверенностью, что это услышат разработчики.
Еще проще - создать отдельную страницу с киберспортивными новостями и турнирами. Да, есть на сайте вкладка «Турниры», но в том то и дело, что это всего лишь вкладка, небольшое дополнение к огромным рандомным танкам. Я считаю, что киберспорт должен быть непосредственной частью игры, а не дополнением. Одной вкладки с парой новостей за неделю (это в лучшем случае) - мало. Сделать отдельную страницу с базой данных команд, как на сайте WGL, проходящими турнирами, добавить биографию команд и игроков. Показывать там стримы разных турниров, профессиональных игроков, очень круто было бы добавить раздел блогов, где игроки могли делится чем-то с аудиторией. Все это просто и удобно. А если еще и в сам клиент это поместить, урезанный вариант… не выходил бы оттуда. Если подумать, то это лишь малая часть того, что можно сделать с танками в киберспорте, используя огромные ресурсы WG.
Снова меня занесло, предлагаю вернутся на дорогу, где уже начинался первый матч между Team Empire и RoX.KiS. Знаковый матч для меня получился, так как это первый матч по Dota 2, который я увидел вживую. Атмосфера. Атмосфера сначала была для меня не уютной - никого не знаю, кроме пару человек со Starladder’а, да и толком не аккредитовались к этому моменту, что немного сковывало. Не знаю, всегда ли так, но дотеры как-то быстро испарялись после поражения :). За танкистами такого особо не замечал. В принципе, все было хорошо. Игры были интересные, но ощущение «не в своей тарелке» - не уходило. Еще усложнялось все тем, что постоянно находился на ногах и нервах. Хоть мы и были прессой, но мы не знали, куда себя приткнуть - туда нельзя, то нельзя, это лучше не делать. Банально - даже не было мест, где бы можно было официально посидеть. Понятно дело, что человека, который купил билет на это место - ты не сгонишь. Сильно расстроил тот факт, что в лаунч-зону, где ПОСТОЯННО тусили игроки, нас не пускали. Что там тогда вообще делать - непонятно. Я думаю, что интересно было бы поснимать там, да и ближе к общению с игроками находишься. Упущено кучу классного материала. А вот как раз в этом плане ВГ на высоте - и пресс-рум, где можно дистанционно посмотреть за матчем, попивая ред-булл с печеньками, и отдельные места прям у сцены, фотографировать игроков не разрешали разве что в туалете. Сразу чувствуется большая компания. Можно подумать, что я сейчас хаю Starladder, но это не так. Лишь намекаю на те недочеты, которые стоит исправить. Про техническую сторону они и так в курсе, хотя вот по танкам они делают все лучше, мне кажется. Starladder очень крутая организация, которая развивается семимильными шагами и надеюсь, что они не будут останавливаться.
Того же я желаю и киберспорту World of Tanks. Есть еще много проблем, о которых можно поговорить, а также пути их решения. Я надеюсь, что однажды окажусь в Wargaming и смогу помочь лично, а пока… А пока помогаю, чем могу - читайте мои обучающие статьи по 7/42, интервью с известными игроками, обзоры матчей и многое другое, что связано с World of Tanks. Удачи!