Интервью

Три мастера, три месяца работы, трехметровый робот. Как российские косплееры создавали D.Va из Overwatch

Пока фанаты шутера от Blizzard Entertainment смотрят баталии Overwatch League — Season 2, сообщество следит за еще одним захватывающим соревнованием — «Битвой косплееров». В феврале я съездила в Санкт-Петербург и пообщалась с Григорием Alfakot Айрапетяном, Ярославом 1rouch Рочняком и Ириной Мейер, которые представляют Россию на конкурсе и готовят полноразмерный косплей D.Va с мехой.

«Битва косплееров Overwatch» — конкурс среди представителей шести стран, который проходит с 12 ноября 2018 по 26 марта 2019 года. Команды косплееров из Великобритании, Франции, России, Испании, Италии и Германии готовят по одному масштабному проекту, которые оценят их коллеги и художники Blizzard.

Персонажей для косплееров выбрало сообщество. Трио из России делает полноразмерный косплей D.Va с мехой в классическом облике (альтернативными вариантами были классический Дзенъятта и Дзенъятта-сектант). В случае победы каждый участник получит по 3D-принтеру стоимостью около €2,5 тыс. А команде — фавориту сообщества достанутся обрамленные иллюстрации Overwatch с подписями разработчиков.

Мы с Григорием договорились встретиться на углу Эрмитажа. На самом деле, поймать косплееров оказалось сложнее, чем уследить за топовым игроком на Трейсер: сжатые сроки, сложный проект, необходимость хотя бы иногда спать — все это долго мешало нашей встрече, но мы наконец-то пересеклись в середине февраля.

Если вас пугают плохой питерской погодой, не верьте: этот город всегда встречает меня теплыми и ясными днями (хотя, возможно, кто-то вкачал меньше очков в удачу). Сегодня тоже солнечно, однако Альфакот предложил подвезти меня до мастерской. Только когда он объяснил, куда мы едем, я порадовалась, что сегодня на машине.

Как оказалось, шедевры хранятся не только в Эрмитаже, но и в шиномонтаже. Помещение, где создают меху, находится в промзоне на втором этаже автомастерской: все-таки трехметровую красавицу едва ли разместишь в квартире.

По дороге обсуждаем «косплейную биографию» Григория.

— Как получилось, что ты заинтересовался косплеем? Когда это произошло?

— Это был 2014 год. Я тогда размышлял: «Какое бы хобби придумать?». У меня его особо не было, я просто работал. Тогда мы с бывшей девушкой пришли на фестиваль «Старкон», и я увидел ребят-косплееров, которые выступают; поспрашивал: «Это они сами делают?». Я тоже захотел создавать что-то, и все как-то закрутилось, завертелось…

— Хороший способ найти хобби: целенаправленно искать увлечение и выбрать такое сложное и дорогостоящее, как косплей.

— Ага. Ни один мой костюм действительно не окупился, занимаюсь этим для себя, а не для заработка. Но это здорово: 2015–2018 годы были очень интересными для меня в плане косплея. И выступления крутые, и образы удавалось создавать. Мне настолько понравилось — и вот теперь робота строю. Мне нравится что-то сложное. Создавать то, что мало делали или вообще не делали.

1/8Косплей Pantera Bless. Григорий Alfakot Айрапетян
2/8Косплей Pantera Bless. Григорий Alfakot Айрапетян
3/8Косплей Kenshi из Mortal Kombat. Григорий Alfakot Айрапетян
4/8Косплей Rust Lord из Fortnite. Григорий Alfakot Айрапетян
5/8Косплей Guyver. Григорий Alfakot Айрапетян
6/8Косплей Guyver. Григорий Alfakot Айрапетян
7/8Оригинальный образ. Григорий Alfakot Айрапетян
8/8Косплей Drakh из Babylon 5. Григорий Alfakot Айрапетян

По приезде в мастерскую здороваемся с механиками, которые занимаются своими делами на первом этаже, и поднимаемся на второй. За опасной лестницей с узкими ступеньками меня встречает еще не готовая меха среди недоработанных частей и творческого беспорядка. Всюду на полках разложены инструменты, стоят какие-то банки... Не спешу сразу подходить к будущему роботу.

Григорий переодевается в костюм помощника-механика Дивы. Второй напарник — Ярослав — обычно тоже творит в одежде с символикой OW. По его словам, это позволяет воспринимать работу над мехой не как процесс крафта, а как часть истории.

Тем временем я знакомлюсь с обитателем мастерской. Кошка, кажется, знает, что меха пока не боевая, и смело садится отдохнуть прямо напротив одной из пушек.

1/9Ярослав 1rouch Рочняк и Григорий Alfakot Айрапетян в мастерской
2/9Ярослав 1rouch Рочняк и Григорий Alfakot Айрапетян в мастерской
3/9Бесстрашный обитатель мастерской
4/9Ярослав 1rouch Рочняк работает над мекой
5/9Ярослав 1rouch Рочняк работает над мекой
6/9Ярослав 1rouch Рочняк работает над мекой
7/9Григорий Alfakot Айрапетян работает над мекой
8/9Григорий Alfakot Айрапетян работает над мекой
9/9Григорий Alfakot Айрапетян работает над мекой

Робот действительно огромный. Фотографии процесса сборки даже наполовину не передают ощущения, которые появляются, когда подходишь ближе. Заселфиться с мехой — задача не из легких: в кадре мы обе просто не помещаемся...

Спустя полчаса приходит Ярослав и сразу принимается за электрику. Он тестирует аккумуляторы, проверяет, с какой скоростью вращается корпус MEKA и ее пушки, а также пытается вычислить, как долго будут гореть светодиодные ленты. Заранее отхожу подальше от места проведения опасных работ и наблюдаю за Ярославом, чтобы пообщаться в перерыве.

— Где ты всему этому научился?

— Окончил техникум с отличием, и получилось, что у меня два повышенных разряда в этом деле. Сейчас в Питере учусь на энергетика на высшее, последний курс. Так что энергетика и электрика — это мое в принципе. Меня Григорий и привлек именно для того, чтобы он мог заняться основной работой и не отвлекался на всю электрику.

— Наверняка используешь это как преимущество в своем косплее?

— Скажем так: в каждом моем костюме присутствует какая-то техническая начинка, изюминка, которая больше нигде не повторяется. Мои работы эксклюзивные: я стараюсь брать образы, которые никто не делал, либо не делали достаточно детализированно и масштабно.

1/6Косплей Генерала Гривуса из «Звездных войн». Ярослав 1rouch Рочняк
2/6Косплей Генерала Гривуса из «Звездных войн». Ярослав 1rouch Рочняк
3/6Косплей Восставшего Зэма из «Аллоды Онлайн». Ярослав 1rouch Рочняк
4/6Косплей Восставшего Зэма из «Аллоды Онлайн». Ярослав 1rouch Рочняк
5/6Косплей Пилы. Ярослав 1rouch Рочняк
6/6Косплей Пилы. Ярослав 1rouch Рочняк

Тем временем «Дэхён» продолжает работать над деталями из пенопласта, которые позже станут частью корпуса. Их нужно склеить (тут спасает только монтажная пена, все остальное разъедает воздушный материал) и отшлифовать. Их вырезали не вручную, а на специальном станке, поэтому на стыках работа пока что грубая.

«Такая атмосфера царит, что просто невозможно не втянуться в это».

Продолжая диалог с Ярославом, узнаю о его увлечении косплеем. В 2014 или 2015 году он впервые закосплеил персонажа Borderlands Психа. Все началось с маски: он увидел подобную из папье-маше у друга в гостях, и два месяца испытывал свое терпение, делая такую же. А потом закончил все остальное. Когда друзья позвали Ярослава на фестиваль, он окончательно проникся творческой атмосферой.

Когда снова обращаю внимание на то, чем занят Григорий, оказывается, что у нас тут выпало несколько миллиметров осадков — пенопластовым снегом покрыто все, включая пол и столы, одежду и волосы «Дэхёна»… Делаем ставки на то, сколько еще косплееры будут находить пенопласт в своих вещах. Я голосую за полгода.

Прошу подробнее рассказать, как будет проходить отбор победителей: Blizzard не раскрыла подробностей процедуры. Ребята охотно объясняют, что скоро к ним приедет бригада от организаторов, которая будет снимать всех участников во всех странах на фото и видео по собственному регламенту. После жюри выберет фаворитов, а сообщество проголосует за своего чемпиона. Как и где именно будут проходить съемки — пока непонятно. Меху ведь нужно как-то выкатить из мастерской, куда-то поставить. Я беспокоюсь, выдержит ли конструкция; Григорий уверяет, что да.

1/9Театр начинается с вешалки. Здесь D.Va и ее меха пока что компьютерные
2/9Компьютерная модель
3/9Сварочные работы. Григорий Alfakot Айрапетян
4/9Сварочные работы. Григорий Alfakot Айрапетян
5/9Ярослав 1rouch Рочняк и Григорий Alfakot Айрапетян
6/9Григорий Alfakot Айрапетян «примеряет» меху
7/9Ярослав 1rouch Рочняк тестирует джойстики
8/9Работа с электричеством. Ярослав 1rouch Рочняк
9/9Ярослав 1rouch Рочняк и Григорий Alfakot Айрапетян в поисках запчастей

После косплееры делятся подробностями своего проекта и надеждами. Я застала меху уже почти на финишной прямой, позади было 2,5 месяца работы.

Григорий Alfakot Айрапетян

«Я разрабатывал каркас в программе, которая позволяет просчитывать нагрузки. У нас скелет металлический. Сама форма — пенопласт, а то, чем мы сверху покрываем, — это стеклоткань, покрытая смолой. Она еще больше прочности придаст. По моим расчетам, все должно быть настолько прочно, что никакие пеноперевозки и нагрузки не должны повредить робота никак. Все должно выдерживать долгие годы и куда больший вес, чем у нашей модели. Мы немножко изменили дизайн оригинального скина Дивы, потому что чисто физически не сделать такие тонкие “куриные ножки”. Нельзя сделать такую массивную конструкцию, чтобы она держалась на этих “макаронинах”. Пушки будут крутиться при нажатии на джойстики. Они еще светятся. Джойстик будет функциональным, мы пытаемся сейчас это реализовать: при наклоне вправо кабина будет крутиться вправо, при наклоне влево — влево. Сейчас отрабатываем эти нюансы».

Ярослав 1rouch Рочняк

«Все будет классно, но реализовать бы побольше! Годами заниматься одним и тем же проектом было бы неинтересно, но три месяца — это все равно слишком жестко. Потому как чтобы такую штуку сконструировать, нужны чертежи, и только на них уже столько времени уходит…»

1/10«Снежные» работы
2/10Григорий Alfakot Айрапетян и Ярослав 1rouch Рочняк
3/10Григорий Alfakot Айрапетян
4/10Ярослав 1rouch Рочняк
5/10Григорий Alfakot Айрапетян
6/10Механизмы мехи. Ярослав 1rouch Рочняк
7/10Укрепление мехи стеклотканью
8/10Сбор мехи. Ярослав 1rouch Рочняк и Григорий Alfakot Айрапетян
9/10Сбор мехи. Ярослав 1rouch Рочняк и Григорий Alfakot Айрапетян
10/10Ярослав 1rouch Рочняк и Григорий Alfakot Айрапетян

Наступает вечер, но ребята не спешат покидать мастерскую. Сегодня они будут работать до самой ночи, а совсем скоро, видимо, даже ночевать здесь, чтобы не кататься домой и обратно и не тратить драгоценное время.

За день мы успели отсеять идею с дым-машиной, проложить освещение и подготовить несколько деталей для присоединения к каркасу. Уезжать не хочется: кажется, я прочувствовала на себе силу притяжения косплея. Однако через несколько часов у меня поезд до Москвы, а потому делаем фото на память и прощаемся.

Слева направо: 1rouch, MrsFix, Alfakot

Вы наверняка заметили, что я не рассказала об одном из участников команды: о ее капитане. Лично с Ириной мы не встретились, но позже созвонились — знакомство произошло где-то между Питером, Брюсселем и Москвой. Такова жизнь медийного косплеера!

Мы поболтали о том, как Blizzard выбирала, кто будет участвовать в «Битве косплееров», о работе Ирины над костюмом Дивы и о творческих планах на этот образ.


— Парни не знают, как Blizzard выбирала участников «Битвы косплееров». А у тебя есть такая информация?

— Blizzard отбирала лично капитанов команд. Я не уверена насчет других стран, как у них там это было. Но учитывая то, кто капитан команды в каждой стране, я думаю, что Blizzard все-таки смотрела на медийность и популярность.

1/11Фотосъемка со змеей. Ирина Мейер
2/11Фотосъемка с медведем. Ирина Мейер
3/11Косплей Лары Крофт из Tomb Raider. Ирина Мейер
4/11Cassie Cage из Mortal Kombat. Ирина Мейер
5/11Трисс из «Ведьмака». Ирина Мейер
6/11Цири из «Ведьмака». Ирина Мейер
7/11Велма Динкли из «Скуби-Ду». Ирина Мейер
8/11Ирина Мейер
9/11Косплей Харли Квинн. Ирина Мейер
10/11Соня Блейд — похититель вееров. Ирина Мейер
11/11Supergirl. Ирина Мейер

— Как сформировалось ваше трио?

— Со мной связались ребята, с которыми я уже работала, и спросили, хочу ли я поучаствовать. Они рассказали мне о самом конкурсе и сказали, что мне нужно собрать команду из людей, которые, по моему мнению, достойны. Которые имеют какую-то репутацию, достижения в косплей-фандоме; которых я сама хотела бы видеть в своей команде.

Я позвала Гришу, потому что он давно известен в России хорошими образами, хорошим качеством. Дальше мы вместе уже думали над третьим участником.

— Правильно ли я поняла, что меха была заботой ребят, а ты занималась образом самого персонажа?

— На самом деле мы работали над мехой все вместе, просто ребята занимались сваркой; Ярик больше всего специализировался на пушках и на подсветке; Гриша в основном по мехе делал большую часть работы. Но в «грязных» моментах — покрытие стеклотканью, шпаклевка, шкурка, покраска, грунтовка — мы работали все вместе. Я приезжала в Питер два раза, чтобы помочь ребятам с этим грязным процессом.

1/9Ирина Мейер и меха
2/9Ирина Мейер
3/9Ирина Мейер
4/9Ирина Мейер
5/9Ирина Мейер
6/9Ирина Мейер, Григорий Alfakot Айрапетян и Ярослав 1rouch Рочняк
7/9Ирина Мейер работает над косплеем D.Va
8/9Ирина Мейер работает над косплеем D.Va
9/9В косплее тоже есть юмор

Это был классный опыт для меня, потому что в плане косплея я еще никогда не работала с таким объемом. Все костюмы обычно делаешь на себя, они по пропорциям как люди, и это намного проще. А тут одна нога больше, чем твой рост, и это действительно сложно — но интересно.

— Как ребята работали над мехой, я посмотрела, а вот про костюм Дивы ничего не знаю. Расскажи, как делала его.

— В плане Дивы… Естественно, это было намного проще, потому что сам косплей персонажа не такой сложный, не считая сьюта. Большинство людей в интернете заказывают на разных сайтах и используют костюмы, у которых весь рельеф пропечатан. Чаще всего это не выглядит классно, потому что все плоское и не очень красивое.

— Но это не твой вариант, верно?

— Да. Если делать все это действительно рельефно, то это сложно.

Во-первых, самая важная вещь в работе над сьютом — это мои пропорции. Я, скажем так, фигуристая девушка, и не сказать чтобы прямо очень худенькая, а Дива в оригинале — худенький подросток. Поэтому самая важная задача была скорректировать мою фигуру с помощью сьюта. Мы немного двигали различные части костюма, чтобы сделать это. И на самом деле вышло очень хорошо, мне прямо нравится, выглядит отлично и прикольно.

То же самое с 3D-печатью — пистолет, наушники. Не скажу, что это прямо сложный процесс был: я уже работала до этого с 3D-печатью. В принципе, если бы не мои поездки, я бы закончила это очень быстро, но процесс немного затянулся. К сожалению, не было даже времени провести подсветку в пистолет. Но в итоге получилось хорошо, я тоже довольна.

Еще остались совсем последние детали, которые будем делать уже во время съемки: нужно уложить парик под Диву, потому что нужна чуть-чуть другая прическа. Мы делаем не совсем классический скин, как указано на сайте. Мы делаем по короткометражке Shooting Stars: помимо классического костюма Дивы, я еще делала куртку, кепку...

— Когда «Битва косплееров» закончится, вы попрощаетесь с Дивой или мы еще увидим этот проект?

— Мы готовим сюжетный ролик с профессиональной командой — это уже для себя, вне конкурса. Хотим показать меху во всей красе. Это наш серьезный план, мы очень долго работали над сюжетом, над раскадровкой, искали профессиональную команду с киносветом, с оборудованием. Вот такой маленький спойлер.

С момента моей поездки прошло полмесяца, и работа над образом уже закончена — но сегодня я не порадую вас фотографиями готовой мехи с Дивой. Просто показывать законченный косплей пока еще нельзя.

Как выглядит законченный косплей — пока что секрет

Съемочная команда Blizzard приедет в Петербург к 11 марта, а голосование за фаворита сообщества начнется 18 числа — к этому моменту организаторы опубликуют фотографии законченных проектов (мы обязательно разместим их на сайте, следите за обновлениями!). К 24 марта прием голосов завершится, а еще через два дня станут известны победители. Следить за ходом «Битвы косплееров Overwatch» и болеть за «наших» можно здесь и в аккаунтах косплееров в Instagram: