Блоги

Инвалидность в играх: как разработчики используют потери частей тела

10

«Человек – венец творения». Знакомое выражение, да? И абсолютное большинство людей скорее согласятся с этим утверждением, чем нет. Но при этом, физическое тело человека крайне уязвимо к различным факторам. Матушка природа не наделила вершину эволюции прочным хитиновым панцирем, или способностью отбрасывать и отращивать различные конечности, подобно ящерица свой хвост. Потому, разного рода повреждения, мелкого и крупного размера, являются такой же частью нашей жизни, как вода, воздух и с недавнего момента, жаркие споры про The Last Of Us: Part 2.

Современные протезы позволяют в достаточной степени вести полноценную жизнь

Человеческий организм крайне сложная и многофункциональная система, состоящая из многочисленных органов, конечностей, нервных окончаний, сосудов и многого прочего. Только их работа в связке позволяет нам с вами вести полноценную жизнь, и ни в чём себе не отказывать. Именно по этой причине, нарушение функционирования, или серьёзные повреждения хотя бы одного элемента тут же сказывается на всём остальном, и серьёзно подрывает наши возможности.

Неудивительно, что мимо этой части нашей жизни не прошли и разработчики видеоигр. При этом, используется подобный трюк в самых разных целях. Поэтому, давайте попытаемся подробнее рассмотреть на примерах способы «применения» в такого неприятного элемента в видеоиграх.

P.S.: В тексте будут содержаться спойлеры, хотя рассматриваться будут игры, увидевшие свет не в этом году.

Уильям "гроза нацистов" Бласковиц

Самая очевидная причина «использования» кроется в цели нагнать на игрока определённые эмоции. Сцены с тем, как вашему компаньону злодей отрубает руку или лишает уха, являются отличным способом продемонстрировать жестокость антагониста, и даёт нам дополнительную (или главную, в зависимости от проекта) причину ненавидеть того персонажа и желать пройти игру до конца, чтобы отомстить ему.

Так же, подобный метод позволяет неплохо так шокировать геймера, сидящего за монитором. Вспомните эпизод, с казнью Уильяма Бласковица в Wolfenstein: The New Colossus. Весь ваш прошлый игровой опыт говорил: «Спокойно, с главными героями ничего не случается». А потом «бац», и ваша голова оказывается, отделена от тела. Согласитесь, эффектно. К тому же, лишний раз нам напомнило, почему необходимо сражаться против нацистов.

Обратите внимание на руку Натана Спенсера

Другие разработчики предпочитают «вплести» инвалидность героя в геймплейную начинку игры. Этот способ позволяет добавить дополнительные механики или же построить весь игровой процесс вокруг него, чтобы сделать проект разнообразнее. Примеров этого подхода достаточно. В игре Bionic Commando 2009 г., главный герой Натан Спенсер является счастливым (или не очень, тут как посмотреть) обладателем биомеханической руки. Именно она предстаёт основным оружием, с помощью которого майор творит сопротивление против солдат организации Био–Рейх, что захватили и сравняли с землей самый крупный город государства. Благодаря такому прокаченному протезу, игрок может поднимать предметы, в несколько раз тяжелее героя, крушить противников, крупнее себя, и эффектно прыгать от одного зданий к другому.

Пила вместо руки стала визитной карточкой Эша Уильямса

Схожим образом, Эш Уильямс, из знаменитой вселенной «Зловещих мертвецов», может творить над порождениями Ада различные непотребства. В экшене Evil Dead: Regeneration, за место утерянной кисти правой руки, можно вставить огнемёт, гарпун, ракетницу, и конечно же, старую – добрую, и главное каноничную пилу. Подкрепив этот арсенал огнестрелом в левой руке, персонаж Брюса Кэмпелла, вместе со своим карликом-напарником, пытается выжить в этом безумном мире.

Внешне человеческого в Иши осталось не так много

Разработчики по хитрее, стараются извернуться и подать те или иные повреждения «осмысленными» с сюжетной стороны. Так, в феврале 2011 года вышел бодрый шутер от первого лица Bulletstorm, от студии People Can Fly. Несмотря на высокие оценки и достаточно теплый прием от критиков и геймеров, игра не то, чтобы взлетела. Но это совсем другая история, а сейчас обратим внимание вот на какую деталь.

В самом начале истории, корабль героев терпит крушение. Чтобы спасти раненого товарища Иши Сато, приходится провести операцию по замене поврежденных частей тела кибер-имплантами. Данный элемент является чисто сценарным, поскольку нам самим поиграть за киборга не позволяют, а Грейсон, несмотря на всю его крутость, человек обычный.

Заменённые конечности обладают полным функционалом

В дальнейшем, в нескольких сценах показывается то, как Иши борется с модулем искусственного интеллекта, который периодически захватывает контроль над мозгом. Но дело тут не в банальном противостоянии «человек-машина», а эмоциях. Сато теряет контроль над собой тогда, когда позволяет своей злости на бывшего сослуживца выплеснуться наружу. Ненависть к Ханту приводит к тому, что для главного героя, с которым тот воевал много лет плечом к плечу, он становится чужим в прямом и переносном смысле. К тому же, есть такой маленький нюанс: с точки зрения сценария, мы почти не видели в деле «человеческого» Иши, до катастрофы (только в сцене флешбэка, с юной Тришкой). Потому, обретать эмоциональную связь с персонажами, мы должны уже по ходу повествования.

Также, по сути именно эти «усовершенствования» Иши Сато и позволили сценаристам оставить в финальной сцене задел на продолжение, которого, к сожалению, мир так и не увидел.

Кодзима гений, этим всё сказано

Гениальность Хидео Кодзимы давно вышла за пределы геймдева. Его проекты многоуровневые, сложны и оставляют достаточно широкий простор для интерпретации того или иного эпизода. Именно поэтому, в его произведениях нет ничего случайного. Одним из сквозных мотивов серии Metal Gear Solid является тема утраты, потери и одиночества. Некоторые абстрактные или нематериальные вещи находят выход при помощи простых сцен. Именно поэтому Веном Снейк лишается левой руки и слепнет на правый глаз. Молчунья и вовсе длительное время отказывается от любых попыток коммуникации. Да, причиной тому были паразиты голосовых связок, заражение которыми является крайне малопривлекательной перспективой. Но каждый игравший и задумывавшийся над сюжетом, находил своё объяснение и своё видение данному посылу.

Адам Дженсен, собственной персоной

С Адамом Дженсеном, главным героем Deus Ex: Human Revolution и Mankind Divided, история немного другая. Здесь также, работники Eidos Montreal использовали увечья персонажа, и последовавшую модификацию тела, как в геймплее, так и в сценарии.

«Я этого не просил». Одна из ключевых фраз, характеризующих внутреннюю борьбу героя с принятием нового себя. Из-за генетической мутации, имплантаты в Адаме вживляются на раз-два, не вызывая отторжения со стороны организма, что является большой проблемой в данной вселенной. И теперь, когда значительная часть него теперь механическая, он всеми силами пытается сохранить в себе человечность.

Согласно теории, вредные привычки Адама являются указателем его человечности

Но здесь есть и второй мотив, более неочевидный – одиночество. Как вы помните, в мире победившего киберпанка, где поставить прокаченную аугментацию, всё равно что, сходить в магазин за хлебушком, обстановка крайне напряжённая. Модифицированные люди подвергаются притеснениям со стороны обычных. Кроме того, первые полностью зависимы от нейропозима. И в этом мире, Адам Дженсен, оказывается один. Он не является полноценным членом ни первых, ни вторых (напомним, что из-за генной мутации, он обходится без этого вещества).

Передовые разработки Шариф Индастриз дают геймеру множество возможностей геймеру пройти игру различными способами. К тому же, некоторые элементы RPG, такие, как прокачка, создали небольшой простор в том, чтобы подогнать героя под свой стиль прохождения.

Скоро ли?

Несмотря на колоссальные труды врачей и кибернетиков, в нашем мире всё куда проще. Протезы и имплантаты и близко не дотягиваются по возможностям с игровыми аналогами, да и стоят больших денег. Потому, остаётся надеется, что когда-нибудь людям, с ограниченными возможностями будут доступны такие же плюшки, как и Адаму Дженсену.