Блоги

Мне 23, и я владелец киберспортивной организации — история о том, как основать мечту

48

Мечты о создании киберспортивной организации редко становятся реальностью. Однако это не повод переставать мечтать. Расскажу о том, как я открыл двери в мир киберспортивного бизнеса и основал академию Future Perfect.

Многие бизнесмены интересуются киберспортом как быстрорастущим феноменом, стремясь приумножить капитал и занять выгодную ячейку в свободной нише. Обычно это путь, который заканчивается ничем — дядя с деньгами постепенно узнает, что обрисованные эффективными менеджерами схемы плохо работают в СНГ-реалиях. О том, что происходит дальше мы все знаем: 322, скандалы, закрытие клуба под дружное порицание со стороны комьюнити.

Однако для некоторых формирование киберспортивной организации — это органичное продолжение деятельности или, как в моем случае, ее расширение. Ведь многие киберспортсмены и фанаты турниров по видеоиграм порой задумываются: «Может, и мне попробовать собрать команду и пройти путь от пятерки игроков до турниров с призовыми в сто долларов до мощной мультигейминговой империи?».

Кто-то начинает играть в такой команде сам, кто-то набирает подающих надежды игроков и проходит тернистый путь в качестве наставника. Яркие имена игроков, которые стали владельцами новых организаций, закрепившихся на лидерских позициях в своих дисциплинах, знают все — например, Клемент Puppey Иванов и Куро KuroKy Салехи Тахасоми однажды создали Team Secret, а Карлос ocelote Родригес Сантьяго стал одним из лучших управленцев в истории актуального киберспорта после крайне спорной карьеры прогеймера, создав G2 Esports.

Впрочем, организация не всегда связана с конкретной командой напрямую. Кто-то не собирает стак вовсе, а лишь помогает игрокам найти себя — благо киберспорт, как и традиционный спорт, давно уже разрастается в мощную сеть, в которой человек может найти себя не только на космическом уровне скилла. Это понятное и доступное для многих хобби, где досугом может быть как просмотр матчей профессионалов, так и собственная игра.

Киберспортивные школы и академии, вырастающие, как грибы после дождя, — это естественная реакция рынка на спрос со стороны геймеров, которые ищут кружок по интересам. Не каждый мальчик, который ходил в школе на карате, и не каждая девочка, которая занималась гимнастикой, в итоге вырастают спортсменами по профессии. Я знаю, о чем говорю.

Это я, Saviour

Кто я? Владлен Saviour Дворецкий. Я выступал на международных турнирах по Ashihara, Kyokushin и Oyama карате с 13 лет. В 16 занял третье место на чемпионате мира для более старшего возраста (18+), а также закончил школу во Франции по программе IB. Учился в Маастрихтском универе по Европейскому праву. Пока не…

…взял академический отпуск на третьем курсе и не ушел в киберспорт. Спустя год я создал организацию Future Perfect вместе со своим близким другом Фаиком Shorty Алиевым, комментатором Континентальной и других лиг на каналах Riot Games и не только.

Как все начиналось? Я играл в Лигу Легенд вместе с друзьями и участвовал в любительских турнирах. Первое приличное предложение я получил от команды ROX, когда мне было 19. Тогда я начинал учиться на втором курсе по европейскому праву в Голландии, а сезон как раз начинался во время летних каникул. После первого сезона я не смог остаться в команде как игрок из-за учебного сезона, но работал тренером на дистанции. Это было одновременно начало карьеры игрока и тренера, а также период осознания, что киберспортивный мир привлекает меня как основная сфера деятельности.

ROX на LAN — я в роли тренера в сезон удаленной работы

Сейчас мне 23, я все еще выступаю на уровне вторых дивизионов. Я играю в LoL и в основном выступаю в EU Masters — в последнем сезоне был участником команды из Греции. Для тех, кто не разбирается в турнирной системе LoL, поясню аналогией: мой уровень как игрока примерно можно сравнить со вторыми дивизионами DPC, где-то из средней половины турнирной таблицы.

Мой основной проект по League of Legends — организация Future Perfect. Это академия, которая специализируется на поиске, обучении и трудоустройстве кадров в киберспортивные организации. Мы тщательно отбираем тренеров (как на бесплатной, так и на платной основе) и обучаем их работать с киберспортивными командами, в том числе формируя стаки из числа наших учеников-игроков с высоким MMR.

Обучение у нас закончило больше 500 игроков, но далеко не все из них стремились на про-сцену — кто-то просто хотел получить консультации от действующих прогеймеров или прослушать курс об импруве скилла для улучшения рейтинга, а также разобрать ошибки. Некоторые вообще хотели лишь найти приятную компанию для игр — не худший способ знакомства с людьми, разделяющими ваше увлечение.

Наша программа по обучению профессиональных тренеров сложнее, чем занятия с игроками. Играть могут многие, а вот тренерство — это процесс, в рамках которого ты можешь чему-то научить, и далеко не каждый на это способен. Тренер не обязан играть на уровне про (хотя высокий MMR положительно сказывается на анализе данных и способности обнаружить и разобрать ошибки подопечных), но должен, например, понимать актуальную мету и чутко реагировать на ее изменения, что в целом невозможно сделать без понимания базовых основ ее формирования. Тренер обязан иметь компетенцию во многих вопросах: от базовой психологии спорта до банального владения программами и основами тайм-менеджмента. Из 16 тренеров, которых мы отобрали и обучили, все нашли себе место в профессиональных командах. Некоторые работают в европейских организациях по сей день.

В 2019 году наша организация вышла в основную стадию European Masters, турнира, который находится ближе всего к основному чемпионату Европы LEC. Мы выступали вместе с WLG, я полностью занимался проектом. После того выступления я продолжил карьеру киберспортсмена — а, по правилам Riot Games, одновременно быть про-игроком в одной ERL команде и владеть командой в другом регионе ERL запрещено.

К тому же спонсировать ведущий состав в крупной лиге трудно. Финансами конкретного состава Future Perfect в EU Masters занималась WLG, я же собрал состав и выступал в роли главного тренера. Без поддержки партнеров содержать ростер было бы очень трудно. Сейчас коллективы под тегом Future Perfect выступают в открытых чемпионатах в качестве тренировки и логичного окончания процесса обучения по своим направлениям, но не входят в про-лиги.

Долгосрочная работа с составом крайне сложна, ведь любая команда хочет получать зарплату. Брать средства на зарплаты игроков в выстроенной системе киберспорта маленькой организации попросту неоткуда, если совесть не позволяет жить на 322. Эта проблема есть у большинства организаций до появления инвесторов, которым интересен процесс билдинга команды и турнирной деятельности.

Монетизировать контент можно разными способами, наш путь (он не единственный, но наиболее простой и понятный) — продажа курсов и различных программ обучения по League of Legends. На лавры других крутых образовательных проектов мы пока не претендуем, но список дисциплин точно расширим. В сфере курсов все довольно прозрачно — ученик платит за услугу, часть средств уходит на оплату работы специалистов, часть на рекламу, а остаток на обеспечение жизнедеятельности организации: дизайнеры, сммщики и прочий стафф тоже хотят кушать. Наличие этих специалистов в Future Perfect — «большое» дело. Поработав дизайнером в маленькой организации и подняв просмотры в социальных сетях до уровня постоянных комментариев на тему «пикчер Future Perfect — бог», можно гордо принести резюме в более крупную организацию. Туда, естественно, предпочтут взять кандидата с опытом.

По своему опыту могу сказать, что в киберспорте критически не хватает квалифицированных специалистов. Таких, которые действительно шарят в какой-то конкретной деятельности (программирование, дизайн, психология, да даже пресловутый менеджмент) и при этом понимают, что «киберспорт» — это не «игрушки в компьютере на очки». Например, сейчас в СНГ есть всего один человек, который понимает, как вести медийку организации и игроков в LoL, — Анатолий Шабанов из Unicorns of Love. Медийка по LoL в СНГ — это даже звучит смешно, поэтому представьте, какие усилия требовались от специалиста, чтобы даже на Cybersport.ru о команде что-то да знали.

Если говорить о League of Legends в СНГ, то проблемы уже не раз оговаривались. Нет скаутов, нет мотивированных игроков, четыре организации из восьми не могут себе позволить собрать конкурентоспособные составы. Почему? Потому что у них нет рабочей бизнес-модели, а у двух из них нет даже идеи, как заработать деньги на киберспортивном движе без спонсоров. Прямого дохода нет ни у кого — никто ничего не продает и не монетизирует собственный контент. Не развивает бренд как бренд, тщетно пытаясь просто играть в игру и проигрывая раз за разом из-за того, что умелый игрок не хочет быть лебедем в организации гадких утят. Умелый игрок не идет в команду, которая претендует на первое место с конца еще до начала сезона. Именно в такие команды (за редкими и крутыми исключениями!) идут игроки, которые просто хотят посидеть на теплом месте в «прогейминге», на зарплатке.

Я постараюсь обрисовать вам картину СНГ Лиги Легенд в сравнении с европейским регионом. В Европе у каждой страны или группы маленьких стран есть свои турниры. Турниры в Европе отличаются по уровню, и мы можем условно распределить их на три дивизиона. Начиная уже с третьего дивизиона игроки, тренеры, аналитики и менеджеры могут рассчитывать на зарплату от 100 до 800 евро в месяц, и это без призовых, которые достигают до двух тысяч евро на человека. К тому же у лучших команд есть шанс пройти на турнир второго дивизиона. Пройти отбор в такие команды достаточно просто, если вы знаете английский и пользуетесь твиттером. Всего в Европе проходит более 150 турниров в год.

Многие скажут: это потому, что популярность League of Legends в Европе куда выше, чем в СНГ! Верно, но в нашем регионе есть Dota 2 и CS:GO. Есть ли в регионе тир 2-3 сцена с большим количеством турниров с призовыми? Хотелось бы, но сами знаете...

По LoL в СНГ есть всего один турнир, который по масштабу сейчас похож скорее на второй дивизион. И это главный турнир региона — Континентальная Лига. Помимо этого, есть лишь любительские турниры, которые проводим мы, ФКС Москвы и несколько других организаций. Благодаря нашему спонсору в конце апреля мы проведем турнир с призовым фондом в 2 500 долларов. Это не много, но так мы стимулируем создание второго дивизиона.

В СНГ есть приличная база игроков, мы это знаем. К нам на турниры приходят достойные кандидаты, которые не имеют возможности проявить себя где-то в медийном поле. Многие наши студенты хотели бы пробиться в киберспорт, но у нас просто некуда пробиваться — кто возьмет ноунейма в команду? Как перестать быть ноунеймом и не скатиться при этом в треш-стриминг ради просмотров?

Самым ярким звездам в нашей академии мы можем обеспечить трудоустройство — это факт. Но ведь не все игроки могут проявить себя здесь и сейчас, некоторым нужен соревновательный опыт. Получить его негде. Если у вас высокий рейтинг, но не говорите по английски хотя бы на уровень А2, то намного перспективнее начать карьеру стримера или заняться бустингом.

Помимо того, что я сам сейчас играю на про-сцене, уже два года помогаю собирать составы для организаций в Европе, включая команды второго дивизиона, поэтому могу гарантировать игрокам и тренерам своей академии трудоустройство при достижении определенных результатов. Самое важное заключается вот в чем: киберспортивная школа никогда не сможет сделать киберспортсмена с нуля лишь благодаря работе тренеров... А вот сделать из хорошо играющего человека киберспортсмена — посильная задача. Разумеется, мы работаем и с теми, кто не претендует на киберспортивные высоты: для многих импрув на тысячу MMR собственными силами, а не бустом, это настоящий прорыв. И для такого результата часто достаточно персонального разбора ошибок и объяснений основ лейнинга, трейдов и итемизации. В общем, Future Perfect про «мы поможем вам добиться результатов», а не про «ультимативное повышение MMR без смс и регистрации».

Проблемы маленьких организаций мало кого волнуют. Однако Future Perfect (и это честно!) ищет способы набрать аудиторию и создать вокруг себя комьюнити. Не стесняясь этого, мы приглашаем клиентов на курсы и активно следим за другими дисциплинами. В будущем мы планируем расширяться и, возможно, зайдем на территорию «Доты», а также Valorant и CS:GO, где уже нащупали почву.

В 23 года я киберспортсмен и владелец небольшой организации с большими планами по развитию и сильными партнерами. Основные проблемы возникают из-за ежедневного выбора между развитием игровых навыков и работой над организацией. Эмоции во время работы с учениками и коллегами из мира киберспорта с лихвой перекрывают любые трудности. Быть владельцем организации — потрясающе.

Как CEO организации я отвечаю за юридические и налоговые вопросы. На своем опыте я успел почувствовать все прелести бюрократии да еще и во время коронавируса. Из-за моей неосведомленности в сфере ведения организации в начале пути я совершил много ошибок и уже успел провести полсотни часов в душных предбанниках нотариусов. С набитыми шишками и горящими глазами я смотрю в светлое будущее Future Perfect.

ps: если блог опубликуют, то хочу уточнить, что за «рекламу» я никому ничего не платил, так что спасибо редакции заранее. Надеюсь, читателям был интересен реальный пример создания организации игроком, я готов ответить на вопросы в комментариях, если они будут (возможно, не моментально).